СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по самообразованию

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по самообразованию на 2017-2022 гг.

Просмотр содержимого документа
«Программа по самообразованию»

Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Зам.директора по УР

_______/____________ _________/______________

Протокол №______ «_____»___________

от «_____»__________














ПРОГРАММА

по самообразованию

Новиковой Ирины Сергеевны

Учителя биологии и географии

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Простинская основная общеобразовательная школа»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

на 2017 – 2022 гг.


















Пояснительная записка

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возвращающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного самообразования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.


Проблема, над которой работает школа:

«Организация проектно-исследовательской деятельности в работе с учащимися, как одно из условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей ребенка в рамках ФГОС»


Тема, над которой работаю я:

«Проблемное обучение на уроках биологии как средство формирования УУД в рамках системно-деятельностного подхода».















Личная карта учителя

ФИО Новикова Ирина Сергеевна

Образование: высшее, НГПУ г. Набережные Челны, 2016г.

Специальность: (переподготовка) Учитель Биологии

Педагогический стаж: 10 лет, в данной должности 3 года


Кредо: «Быть требовательным не только к ученикам, но и к себе»

Девиз: «Учи, твори и побеждай!»


  1. Целевые установки педагога:

  • Повышение профессионального уровня

  • Ведение активной подготовки к ОГЭ

  1. Задачи

  • Последовательно выполнять требования основных нормативных документов по преподаванию предмета.

  • Осуществлять обновление содержания учебных курсов своих предметов путем выделения системы теоритических понятий, формирования на их основе практических умений и навыков.

  • Усилить внимание к вопросам дифференциации обучения, позволяющей обеспечить базовую подготовку.

  • Организация умственной и познавательной деятельности детей на основе личностно-деятельного подхода.

  • Совершенствовать систему оценки знаний, умений и навыков учащихся, не допускать формализма в оценке усвоения учащимися программного материала:

  1. овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

  2. формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  3. гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;

  4. формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия;

  5. установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Уроки биологии веду в 5 – 9 классах.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особое значение в связи с высоким темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Каким же образом активизировать учащихся на уроке? Обучение не должно сводиться к механической «передаче» знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Я в своей практике использую различные приемы активизации познавательной деятельности:

  1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

  2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

  3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определенных законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).

  4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

  1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение других.

  2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.

  3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

  4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

  • самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения.

Активизация деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учеников.

Работаю в классах с малой наполняемостью учащихся и поэтому главной особенностью методики преподавания в классах является индивидуализация обучения.

В таких классах легче установить контакт с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности, легче проследить за усвоением учебного материала.

На уроках должное внимание уделяю видам опроса, так как он является важным воспитательным моментом урока, стимулирующий работу ученика, развития устную монологическую речь ученика.

Как учитель биологии провожу внеклассную работу. Ежегодно на своих неделях провожу различные познавательные игры, конкурсы, викторины. Традиционно во время биологической недели проводится школьный тур олимпиады. При этом призеры школьного тура по биологии принимают участие в муниципальной олимпиаде.

В 2016г.:

Бабков Илья ученик 6 класса стал призером в муниципальной олимпиаде по биологии (3 место).

Гайфуллин Айдар ученик 8 класса занял 6 место в муниципальной олимпиаде по биологии.

Кашапов Айрат ученик 8 класса занял 8 место в муниципальной олимпиаде по биологии.

В 2017г.:

Гайфуллин Айдар ученик 9 класса 6 место в муниципальной олимпиаде по биологии.

Кашапов Айрат ученик 9 класса 9 место в муниципальной олимпиаде по биологии.




















Индивидуальный план реализации темы самообразования

Срок реализации темы – 5 лет

2017 – 2022г.г.


Содержание

Результат и вид работы

Срок выполнения

1

Повышение психолого-педагогического и методического уровня:

- изучение темы: «Психологический комфорт на уроках»




Изучение метод.литературы




В течение года

2

Научно-практическая работа:

- участие в научно-практических конференциях;

- участие в конкурсах, олимпиадах;

- участие в семинарах и мастер-классах для коллег

Участие в предметной неделе

Возрождение школьного кружка по экологии «Природа и мы»

Призовые места




В течение года

3

Текучая методическая работа:

- разработка электронных тестов, карточек по предмету;

- периодический анализ качества усвоения изученного материала по изучаемым разделам курсов географии, химии и биологии


Электронные тесты, карточки

Анализ контрольных работ за полугодие, мониторинг


В течение года


В конце полугодия

4

Работа по кабинету

Содержание кабинета в соответствии с требованиями СанПиНа. Эстетическое оформление кабинета. Пополнение раздаточного дидактического материала, наглядных пособий, электронных программ








В течение года

5

Анализ самостоятельной работы

Самоанализ

Май






  1. Сведения о профессиональном рейтинге и достижениях за последние 5 лет


    1. Руководство методическим объединением


Название (предмет)

Уровень (образовательное учреждение, район, город)

Сроки руководства




    1. Руководство проблемными группами, временными творческими коллективами (или участие в проблемных группах, временных творческих коллективах)


Название (предмет), цели создания проблемной группы, творческого коллектива

Уровень

Сроки руководства (участия)

Исследовательская работа «Исследовательская и проектная деятельность, как способ достижения метапредметных результатов по биологии»

школьный

2017 г.

Исследовательская работа «Формирование познавательной активности учащихся при изучении биологии»

школьный

2018 г.


    1. Участие в экспертных комиссиях, экспертных советах


Наименование и функции комиссии, наименование учреждения, при которой создана комиссия

Уровень

Сроки участия

Участие в проверке олимпиадных работ по биологии

школьный

2015г.

Участие в проверке олимпиадных работ по биологии

школьный

2016 г.

Участие в проверке олимпиадных работ по биологии

школьный

2017 г.


2.4. Распространение педагогического опыта за период (3-5 лет), предметной аттестации


2.4.1. Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия


Тема, класс

(группа, курс)

Уровень

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и др.)

Дата

1.

Интеллектуальная игра “На перекрестках наук...”, 9 класс

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2015г.

2

Викторина «Загадки о раннецветковых растениях» 6 класс

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2015 г.

3

Интеллектуальная игра «Здоров будешь, все добудешь», 8 класс

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2016 г.

4

Игра «Занимательная биология» 6-7 класс

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2016 г.

5

Виртуальная экскурсия «Рекорды в растительном мире»

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2017 г.

6

Интерактивная игра «Путешествие в Грибное царство», 5 класс

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2017 г.

7

Викторина «Знатоки природы, посвященные Дню Земли» 5-9 кл.

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2017 г.

8

Интерактивная игра «Первоцветы: Ясные глаза проталин»

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2018 г.

9

Интерактивная игра по биологии «Люби и знай родной свой край»

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2018 г.

10

Открытый урок по биологии «Путешествие в мир бактерий», 5 класс ФГОС

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2015 г.

11

Открытый урок по биологии «Особенности строения цветковых растений», 6 класс ФГОС

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2016 г.

12

Открытый урок по биологии «Многообразие земноводных, их значение и охрана», 7 класс ФГОС

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2017 г.

13

Открытый урок по биологии «Кровь. Кровеносная система», 8 класс

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2017

14

Открытый урок «Биолого-географическая игра «Знатоки природы»», 5-9 кл.

школьный

Предметная неделя биологии и географии

2018 г.


2.4.2. Проведение, участие в семинарах


Тема выступления

Уровень

Тема семинара, кем и для кого организован, место проведения

Дата

1

Проблемное обучение на уроках биологии как средство формирования УУД в рамках системно-деятельностного подхода

муниципальный

Муниципальный семинар «Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС» ,проходивший на базе образовательного учреждения МБОУ «Простинская ООШ».

2017 г.


2.4.4. Методические публикации


Тема (название), вид публикации, количество страниц

Уровень

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1





    1. Результаты участия в конкурсах (конкурс в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», конкурсы профессионального мастерства, методические конкурсы и др.)


Название конкурса

Уровень

Результат

Год участия

1

«Учитель года – 2018» в номинации «Лучший сельский учитель»

муниципальный


2017 г.


3. Результаты учебно-воспитательной работы за последние 3-5 лет.


3.2. Результаты сдачи ОГЭ по биологии.


Учебный год

Численность участников ОГЭ

Качество обученности по итогам ОГЭ (% учащихся, получивших оценки «4» и 5» по итогам ОГЭ, в общей численности участников ОГЭ)

Успеваемость по итогам ОГЭ (% учащихся, не набравших минимальное количество баллов и получивших оценку «2», в общей численности участников ОГЭ)

2015-2016

3

0%

0

2016-2017

2

50%

0

2017-2018

4

100%

0


3.4. Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах

Предмет

Уровень

Результат (занятое место)

Дата проведения олимпиады

Документы подтверждающие результаты

Биология


муниципальный


3 место


2016г.


диплом участника


3.6. Результаты участия обучающихся (воспитанников) в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой педагогическим работником) как в очной, так и в дистанционной форме


Вид, название мероприятия

Уровень

Результат

Дата проведения

Документы подтверждающие результаты

Республиканский конкурс муниципального этапа «Буду бдительным на льду»

муниципальный

участие

2018

сертификат

Республиканский конкурс детского творчества муниципального этапа «Таланты Татарстана» в номинации «Чудесный край»

муниципальный

2 место

2017

диплом

ХХ Международный фестиваль «Детство без границ» муниципального этапа творческого конкурса – акции «У природы есть друзья: это мы – и ты, и я!»

муниципальный

участие

2018

сертификат

Конкурс в рамках реализации гранта президента РФ «Экологические маршруты Нижнекамья»

муниципальный

2 место

2018

диплом

Муниципальный конкурс-выставка «Дары осени»

муниципальный

участие

2017

сертификат

Муниципальный фотоконкурс «Уголки родного края»

муниципальный

участие

2017

сертификат

Муниципальный конкурс «Эковена – 2018»

муниципальный

1 место

2018

грамота

Республиканская акция «Доброгод» в рамках Всероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра» в г.Нижнекамске

республиканский

участие

2018

благодарственное письмо


3.7. Результаты обучающихся на основе годовых оценок по преподаваемому предмету аттестуемого педагогического работника


Учебный год

Предмет

Качество обучения (% обучающихся на «4» и «5» в общей численности обучающихся у аттестуемого педагогического работника)

Успеваемость (%)

2015-2016

Биология

50%

100%

2016-2017

Биология

100%

100%

2017-2018

Биология

78%

100%


3.8. Работа за рамками тарифицированных часов (внеклассная работа по предмету и др.)

Вид деятельности (кружки, секции, мероприятия)

Тема, название


Дата проведения мероприятия

Уровень

Результаты (если есть)

Экологический кружок

“Эковесна – 2018”

2018 г.

муниципальный

1 место

Экологический кружок

“Экологические маршруты Нижнекамья”

2018 г.

Всероссийский

2 место

3.23. Эффективность использования современных информационных технологий, мультимедийных средств в профессиональной деятельности, образовательной практике


Какие средства используются


Компьютер, мультимедиа проектор

Как часто

Ежедневно


В каких целях

учебное документирование в информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан, электронные презентации методического опыта, обогащение творческой лаборатории за счет цифровых образовательных ресурсов, электронных учебных программ, презентаций.