по теме:
«Воспитание гражданина на национальных, исторических и семейных традициях».
Классного руководителя
3 «А» класса
МБОУ «СОШ № 2 ст. Архонская»
Клочко Н. А.
2018- 2019 уч. год.
Содержание программы направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников. Этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общекультурных и духовных ценностей..
Цель:
Создание условий для развития личности, для вхождения её
в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
Задачи:
Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы :
Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
Принцип сотрудничества.
Деятельностный подход.
Личностно-ориентированный подход.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся должны иметь представления :
-о духовных и нравственных ценностях;
-о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
-о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- о том, как беречь и поддерживать красоту;
- как проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
- верить в свои силы, иметь желание самоотверженного служения на благо Родины; стремиться к добру и неприятию зла.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение творческих, проектных заданий
- анкетирование родителей и детей.
Формы подведения итогов воспитательной программы:
- открытые мероприятия;
- выставки творческих работ воспитанников;
-участие в конкурсах;
- создание фотоальбомов и фотогазет;
- создание презентаций и видеофильмов;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- инсценировки;
- итоговые концерты для родителей.
Вся работа построена на основе сотрудничества, сотворчества, совместной работы школы, семьи
№ | Название мероприятия | Сроки | Формы работы | Ответственные |
1 2. | 1.День знаний. Россия- моя Родина | 1.09 | урок | Кл. рук. |
2.День здоровья. «Спорт – шаг к успеху!» | 24.09 | эстафеты | Кл. рук. |
3. «Международный день распространения грамотнос-ти» «Знания нужны мне и моей стране» | 08.09 | Классный час | Кл. рук. |
4. «Мы разные, но мы вместе против террора!» | 3.09 | Классный час | Кл. рук. |
5.«История символов государства». | 5.09 | Беседа | Кл. рук. |
6. К Международному дню пожилых людей | 30.9 | Концерт для бабушек и дедушек | Кл. рук. |
7. Всероссийский урок «Экология и энергосбереже-ние» (#Вместе Ярче) | 16.10 | урок | Кл. рук. |
8. Просмотр и обсуждение фильма по ОБЖ. | 17.10 | Просмотр фильма | Кл. рук. |
9. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | 28.10 | урок | Кл. рук. |
10. День народного единства | 5.11 | урок | Кл. рук. |
11. « Что нужно есть в разное время года». | 7.11 | Беседа | Кл. рук. |
12. «Учимся выигрывать и проигрывать» | 8.11 | Беседа | Кл. рук. |
13. «Доброта живёт рядом». | 10.11 | Классный час | Кл. рук. |
14. «Природные сообщества и их взаимодействия». | 14.11 | Экскурсия | Кл. рук. |
15 «Виды травм». Оказание первой медицинской помощи. | 15.11 | Классный час | Кл. рук. |
16. «День толерантности». | 16.11 | Беседа | Кл. рук. |
17. «Какому человеку можно доверять?» | 17.11 | Классный час | Кл. рук. |
18.«Моя семья». | 18.11 | Беседа | Кл. рук. |
19.Конкурс рисунков «Моя семья». | 22.11 | Конкурс | Кл. рук. |
20.Всероссийская акция «Парта Героя» | 23.11 | мероприятие | Кл. рук. |
21. Конкурс рисунков фотографий ко дню матери. | 26.11 | Конкурс | Кл. рук. |
22.«Огонь друг и враг человека». | 8.12 | Классный час | Кл. рук. |
23.«День Конституции РФ». | 12.12 | Классный час | Кл. рук. |
24.«Животные твоего края» | 15.12 | Викторина | Кл. рук. |
25.«Плохо природе - плохо человеку» | 19.12 | Беседа | Кл. рук. |
26.«А можно ли это детям?» Обыгрывание ситуаций. | 26.12 | Классный час | Кл. рук. |
27.«Красота может многое». | 15.01 | Беседа | Кл. рук. |
28. «Первая помощь при обморожении». | 16.01 | Беседа | Кл. рук. |
29. «Культура умственного труда в классе и дома». | 18.01 | Классный час | Кл. рук. |
30.«Все работы хороши» | 19.01 | Классный час | Кл. рук. |
31 «За что человека уважают в семье и обществе?» | 21.01 | . Беседа | Кл. рук. |
32. Конкурс знатоков природы. | 23.01 | Конкурс | Кл. рук. |
33. « Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?» | 30.01 | Классный час | Кл. рук. |
34.«Поговорим о коже человека». | 2.02 | Классный час | Кл. рук. |
35. «Азбука безопасного поведения». | 4.02 | Беседа | Кл. рук. |
36.«День Российской науки» | 8.02 | Беседа | Кл. рук. |
37.«Моя помощь родным». | 11.02 | Беседа | Кл. рук. |
38.«Тропинка безопасности». | 20.02 | Игра | Кл. рук. |
39.«Что значит быть мужественным?» | 21.02 | Беседа | Кл. рук. |
40.«Защитники Родины моей». Возложение цветов к памятникам героев. | 22.02 | Классный час Возложение цветов | Кл. рук. |
41.О всемирном дне гражданской обороны | 01.03 | Беседа | Кл. рук. |
42.Встреча с сотрудником МЧС | 01.03 | Встреча | Кл. рук. |
43. «Стихи самым любимым и родным!» | 5.03 | Конкурс | Кл. рук. |
44.«Самые дорогие для нас слова: «Мама, Родина, мир». | 7.03 | Классный час | Кл. рук. |
45. «Не будь равнодушным». | 9.03 | Классный час | Кл. рук. |
46. «Поговорим об осанке». | 16.03 | Классный час | Кл. рук. |
47. «Чем богат наш край». | 17.03 | Беседа | Кл. рук. |
48«Права человека». | 18.03 | Викторина | Кл. рук. |
49. «Домашняя аптечка, её назначение». Правила хране-ния лекарственных препаратов и обращение с ними» | 6.04 | Классный час | Кл. рук. |
50. О всемирном дне здоровья | 7.04 | Беседа | Кл. рук. |
51. «День космонавтики». Конкурс рисунков | 12.04 | Классный час Конкурс рисунков | Кл. рук. |
52. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». | 13.04 | Классный час | Кл. рук. |
53. Папа, мама, я – спортивная семья | 20.04 | Соревнования | Кл. рук. |
54. «Путешествие по родному краю» | 27.04 | Классный час | Кл. рук. |
55. «Орден в твоём доме. О чём рассказал орден?» | 04.05 | Встреча | Кл. рук. |
56. «Звучи, памяти набат!» | 08.05 | Классный час | Кл. рук. |
57. «Кто то попал в беду». (разбор ситуаций) | 11.05 | Классный час | Кл. рук. |
58. «Посеешь привычку, пожнёшь характер». | 18.05 | Классный час | Кл. рук. |
59. «Опасности при обращении с бытовой химией». | 29.05 | Беседа | |
60. «Будем плавать, загорать! Правила поведения на воде и возле водоёмов.» | 31.05 | Выезд на турбазу. | |
Работа с родителями. |
1.Разговор о режиме дня. 2.Внеурочная занятость учащихся 3 «А » класса. 3. Как найти взаимопонимание с ребенком 4.Знакомство с Информированным согласием и обмен мнениями. 5.Участие в конкурсе поделок «Дары осени». | 14.9 |
1.Итоги I четверти. 2.Задачи на II четверть. 3.Доклад: «Домашняя библиотека. Семейное чтение» | 9.11 |
1.Доклад: «Путь к здоровью, силе, бодрости». Анкетирование. 2. Праздник «Новогодний карнавал» 3. Инструктаж о соблюдении техники безопасности на новогоднем утреннике, во время зимних каникул; правил дорожного движения. | 25.12 |
1. Встреча с мамами и бабушками «Как трудно быть мамой» 2. Консультирование родителей. 3. Родительское собрание «Как помочь ребёнку в учёбе?» | 22.03 |
1. Итоги года. 2. Консультирование родителей. 3. Доклад «Что читать летом?» | 30.05 |
Школьная и классная символика по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. «Что значит быть ответственным на улицах и дома.» Тематических (указать)_5__ Классный час : « Что нужно есть в разное время года.". Классный час: «Чем сердиться- лучше помириться!». Классный час: «Безопасность в сети интернет» Классный час: «Наши права» Классный час: «А можно ли это детям?» по пожарной безопасности и правилам дорожного движения. «Культура умственного труда в классе и дома.» Тематических (указать)_5__ Классный час : «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?.". Классный час: «Дорога и дети». Классный час: «Не будь равнодушным» Классный час: «Урок Мужества» Классный час: «Встреча с сотрудником МЧС» | | | библиотекарь |
2 | | | | |
3 | Цикл классных часов о знаменательных событиях истории России «Героические страницы истории моей страны» ( с 5-9 классы) | В течение года | Классный час | Классный руководитель, библиотекарь |
4 | Цикл классных часов о героях России «Ими гордится наша страна» | В течение года | Классный час | Классный руководитель, библиотекарь |
5 | Тематические встречи с ветеранами ВОВ, локальных конфликтов тружениками тыла, воинами запаса, старшим поколением «Дети войны» | В течение года | Встречи, беседы, выставки и т.д. фотоотчёт | Классный руководитель, библиотекарь, родители |
6 | Экскурсии в краеведческий музей и музеи | В течение года | экскурсии | Классный руководитель, |
7 | День учителя «Золотое сердце учителя» «Моя любимая учительница» «Мой учитель лучше всех» | октябрь | Комплекс мероприятий: праздничная программа, конкурс рисунков, конкурс творческих проектов (индивид.), выставка сочинений «Мой любимый педагог» | Классный руководитель, |
8 | «Мой дом, мой город. Мой любимый уголок» | ноябрь | Фотовыставка Конкурс рисунков | Классный руководитель, |
9 | День народного единства | ноябрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | Классный руководитель, |
11 | Марафон ко Дню Матери. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя «МАТЬ!»», | ноябрь | Комплекс мероприятий: концертная программа выставка рисунков конкурс стихов и сочинений | учитель музыки, учитель ИЗО, кл.руководитель |
12 | Акции «Подарок ветерану своими руками»,»Дети-детям» | Сентябрь,октябрь | концертная программа | Классный руководитель, |
13 | « Аты–баты, шли солдаты» | февраль | Конкурс стихов о Родине,России | Классный руководитель, |
14 | День космонавтики «Россия в освоении космоса» классы): «Человек поднялся в небо» | 12 апреля | Комплекс мероприятий: кл. часы, презентации проектов выставка рисунков | Классный руководитель, |
15 | День Победы «День Победы – праздник всей страны» «Память, которой не будет конца» «Страницы великой Победы» | май | Комплекс мероприятий: конкурс детского рисунка на асфальте конкурс литературного творчества (стихи, сочинения и т.д.) фотовыставка книжная выставка экскурсия в краеведческий музей | Классный руководитель, музейные специалисты, библиотекарь |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Я и мое здоровье
1 | Цикл классных часов по профилактике вредных привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
2 | Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» «Уроки Мойдодыра», «Откуда берутся грязнули?», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Я расту, я развиваюсь» и т.д. | в течение года | беседы, викторины, встречи | классные руководители, медицинский работник |
3 | Цикл классных часов по правилам безопасности жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо рассмеяться» | в течение года | беседы, викторины, игры | классные руководители, психолог школы |
4 | Цикл классных часов по ПДД «Мы и дорога», «Азбука безопасности», «Красный, жёлтый, зелёный» и т.д. | в течение года | 20-минутные беседы, викторины, игры, встречи с сотрудниками ГАИ | классные руководители, сотрудники ГАИ |
5 | Анкетирование учащихся: «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня», «ЗОЖ» | в течение года | анкетирование | психолог, классные руководители |
6 | Осенний школьный мини-марафон Общешкольный поход | ежегодно в сентябре | кросс экскурсия в осенний лес | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
7 | «Мама, папа, я – спортивная семья» | октябрь | спортивные соревнования | Администрация, учитель физкультуры, классные руководители |
8 | Профилактические акции «Внимание, дети!» Встречи с мед.работниками Презентация индивидуальных и групповых проектов «В здоровом теле – здоровый дух». | сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль январь | Комплекс мероприятий: встречи с сотрудниками ГАИ, выставка рисунков, КТД -изготовление книжек-малышек для групп детского сада Комплекс мероприятий: конкурс рисунков и плакатов беседы газета, стенд индивидуальные и групповые творческие проекты фотоотчёт | Учитель, Сотрудники ГАИ, учитель ИЗО классные руководители, мед. работник классный руководитель |
Предполагаемый результат:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения на здоровье человека.
Я и окружающий мир
1 | «Законы коллектива», распределение поручений в классе | сентябрь | классный час | кл. руководитель |
2 | Цикл классных часов по правовой грамотности «Наши права и обязанности»: «Российская Конституция – основной закон твоей жизни», «Ваши права, дети», «Имею право» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель ,инспектор по охране прав детства, социальный педагог, |
3 | Цикл классных часов по теме «Поговорим о воспитанности» «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д. | в течение года | классный час | Кл. руководитель ,приглашение родителей |
4 | Цикл нравственных классных часов по теме «Уроки милосердия и доброты»: «Если добрый ты», «Без друзей меня чуть-чуть», «Чем сердиться - лучше помириться», «Чужой беды не бывает» и т.д. | в течение года | классный час | кл.руководитель |
5 | Цикл классных часов, посвященных воспитанию обучающихся в духе толерантности, терпимости к другому образу жизни, другим взглядам «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром» | в течение года | классный час | Кл. руководитель социальный педагог, представители религиозных структур |
6 | День пожилого человека),встреча с пожилыми людьми «С любовью к бабушке», «Лучше деда друга нет» и т.д. | Октябрь В течение года | концертная программа проекты | Администрация Кл. руководитель, учитель музыки, |
7 | День Конституции и День права: Игры «Закон и ответственность» «Имею право» и т.д. Встречи с работниками УВД и прокуратуры | декабрь | Комплекс мероприятий: игры, беседы, встречи | кл.руководитель,учитель музыки, |
8 | «Рождество Христово» | январь | Конкурс детского рисунка | кл.руководитель Учитель ИЗО, воспитатели |
9 | Праздник «Масленица « | февраль-март | концертно-развлекательная программа | кл.руководитель, учитель музыки |
10 | Святая Пасха конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | апрель | комплекс мероприятий : конкурс «Пасхального яйца» выставка рисунков беседы | кл.руководитель, учитель музыки, учитель ИЗО |
11 | Изучение уровня воспитанности обучающихся, их нравственных приоритетов, развития классных коллективов (2раза в год) | в течение года | анкетирование, диагностика | кл. руководитель |
Предполагаемый результат:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.
Значение и функция средней школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности , является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1.Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2004.-104 с.
2. Процесс воспитания: теория, методика, практика: учеб.-метод, пособие / П845 В.А. Капранова, М.И. Дронь, Л.Л. Подольная и др. / под ред. В.А. Капрановой. -Минск: БГПУ, 2009.-138 с.
3. Торхова, А.В. Профилактика противоправного поведения школьников: пособие для педагогов общеобразоват. учреждений / А. В. Торхова, И. А. Царик, А.С. Чернявская. -Минск: Нац. ин-т образования, 2009. -- 120 с.
4. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.: Просвещение, 1997г.
5.. Шакирова Г.М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросы психологии, 1984, №2.
6.Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.