Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куртамышского района
«Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»
Программа по самообразованию
Разработала: Лешукова Л.А.
Классный руководитель 6А класса
Куртамыш, 2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным.
В ходе общения обеспечиваются многообразные формы обмена человеческими мыслями, чувствами и действиями, обеспечивается взаимное согласование действий и понимание окружающего нас мира.
Проблема общения актуальна, потому что в подростковом возрасте ведущая роль и деятельность отводится умению общаться. В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень коммуникации у подростков низкий. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием.
С помощью конкретных знаний можно разрешить сложные проблемы и конфликты, которые возникают с детьми подросткового возраста.
Цель: формирование норм и правил межличностного общения, на основе совместного проведения различных мероприятий и создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Задачи:
- изучить психологические особенности подростка;
- рассмотреть межличностные проблемы, возникающие в среде подростков;
- провести диагностику развития нравственных качеств личности подростка;
- определить направления работы по данной проблеме;
- показать положительное влияние совместного проведения различных мероприятий на формирование норм и правил межличностного общения подростков.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА (11-15 лет)
Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.
В целом, у значительного числа подростков отношения дисгармонизированы в той или иной мере. Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.
Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня - я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.
В результате изменяются взгляды на окружающую действительность и на самого себя. Поведение подростка становится для него той реальностью, в которой он начинает оценивать себя как то, что он есть на самом деле. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство “какой я?” вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее “Я” перестает совпадать с “внешним”, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля.
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой - повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.
Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников. Специфическим для них является фиксация на реальных или воображаемых недостатках. Описывая себя, подросток часто употребляет выражения: “некрасивый”, “неумный”, “безвольный” и др. Важно, насколько его тело соответствует стереотипному образу маскулинности (мужественности) или феминности (женственности). Подростки часто становятся жертвами так называемого синдрома дисморфомании (страх или бред физического недостатка).
Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление быть и считаться взрослым. Чувство взрослости как проявление самосознания является стержневым, структурным центром личности.
Особенности самосознания и самооценки проявляются в поведении. При заниженной самооценке подросток стремится к решению самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной - он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться.
Отношения с родителями
Сфера взаимоотношений с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование личности.
Родители осознаются подростками как люди, обеспечивающие их настоящее и будущее. В связи с этим подростки очень эмоционально и заинтересованно относятся к своим отношениям с родителями, социальному статусу отца и взаимопониманию с матерью. Однако процесс взаимоотношений имеет одностороннюю направленность — подростки требуют от родителей внимания, понимания, поощрения. Собственные проблемы родители “пусть решают сами”, подросток лишь оценивает успешность таких решений. Нет готовности пойти навстречу родителям, что-то дать, “поделиться собой”. В большинстве случаев присутствует ориентация не только на то, чтобы “взять” от родителей, но и на то, чтобы “дали”, сводя собственную активность к нулю.
В семьях отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях родителей и детей. Каждый шестой подросток (из полной семьи) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. Подростки формулируют его как отношение “не до тебя”. В половине случаев в отношении подростков к родителям присутствует явная или скрытая враждебность.
В подростковом возрасте отношение к семье в целом и к родителям изменяется в следующих направлениях:
1. Появляются критика, сомнения и противодействие ценностям, установкам и образу действий взрослых.
2. Эмоциональные связи с семьей ослабевают.
3. Родители как образец для ориентации и идентификации отступают на второй план.
4. В целом уменьшается влияние семьи, хотя, по сути, она остается важной референтной группой.
Тем не менее, появляются ростки нового позитивного отношения к родителям, как и в целом к взрослым развивается эмпатия, стремление помочь им, разделить с ними радость и горе. Взрослые же, как показывают исследования, в лучшем случае сами готовы проявить сочувствие по отношению к подростку, но совершенно не готовы принять подобное отношение с его стороны (Н. Н. Толстых).
Отношение к сверстнику
Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению. Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: “Научиться общаться”, “Научиться лучше понимать друг друга”. Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки.
Потребность в общении со сверстниками актуализирует проблему уверенного поведения. Современные подростки часто теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность. Другой тип ситуаций, в которых у подростков преимущественно преобладает неконструктивный стиль поведения, - это ситуации, когда самому подростку или другому человеку нужна поддержка.
В половине ситуаций коммуникативный стиль подростков уверенный, вторая же половина ситуаций показывает подавляющее преобладание зависимого поведения над агрессивным.
Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший - плохой”, “за меня - против меня”, а также - небрежность и агрессия. Примерно 40% подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30% - положительное, 30% - нейтральное.
Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками: в 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения - лидер среди сверстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим. В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности - наиболее привлекательной становится личность “интересная”, “сильная”, “особенная”. У многих подростков оказывается фрустрированной потребность “быть значимым” в их среде.
Примерно с 12 лет у подростков начинает интенсивно развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой они склонны видеть причины своих неудач, конфликтов или успехов в общении в особенностях собственной личности. Появляется способность брать ответственность на себя за успешность своего общения с окружающими.
В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность. Появляющееся у подростка чувство взрослости толкает его к освоению “взрослых” видов взаимодействия, в том числе с противоположным полом. Возникающий интерес к другому полу у младших подростков часто проявляется неадекватно. Мальчики начинают “задираться”, “приставать” и пр. Девочки чаще всего, понимая причины таких действий, не обижаются, демонстрируя, что не обращают внимание на это. У старших подростков возникает стеснительность, напряженность, скованность.
Межличностные проблемы в среде подростков
В среде подростков, как и в любом другом возрасте, имеют место межличностные проблемы, к которым приводят множество причин. Однако, как правило, основная доля конфликтов возникает в результате нарушения одним из подростков морального кодекса товарищества, который везде одинаков, и от культуры и страны не зависит. Кодекс товарищества чётко определяет стиль поведения по отношению к сверстникам. В частности в среде подростков считается важным соблюдение в отношениях между членами одной группы следующих правил:
взаимоподдержка;
помощь во всем;
эмоциональный комфорт в общении;
сохранение тайны;
нельзя критиковать;
нельзя поучать;
нельзя ревновать;
уважение внутреннего мира другого.
Случается так, что подросток не следует этим правилам, и тогда товарищи могут обойтись с нарушившим правила весьма жестоко. Им может быть объявлен бойкот, они могут оказаться "отверженными" всеми и подвергаться гонениям.
Диагностика
первичная социометрия;(приложение 1)
наблюдение во время уроков и на переменах;
вторичная социометрия; (приложение1)
мини-сочинение «Мой классный коллектив»;
Результаты первичной социометрии
По результатам первичной социометрии можно сделать вывод, в классе 2 лидера - это Обрядова Анна и Дудина Дарья, один изолированный, все остальные 25 человек принятые классом и имеют голоса на одинаковом среднем уровне.
Направления работы по развитию межличностных отношений
1. Направление «общение»
Цель этого направления, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного).
Задачи направления:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок»;
- знакомить учащихся с этикой общения;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Виды деятельности в направлении «общение»:
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблемы в общении и организация коррекции на материале диагностики;
- изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;
- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
- обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
- обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «общение»: эмоции, чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой, толерантность.
Формы работы:
тематические классные часы;
интерактивные игры по проблеме «общение»;
тренинги общение учащихся;
самооценка школьника;
индивидуальные беседы;
2. Направление «Семья»
Цель этого направления, максимальное сближение интересов родителей и педагогов и детей для развития межличностных отношений.
Задачи направления:
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, родителей и детей;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».
Виды деятельности в направлении «семья»:
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психологического здоровья ребенка;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- привлечение и поощрение родителей, участвующих в жизни школы и класса.
Формы работы:
тематические классные часы;
тренинги родительского взаимодействия;
мероприятия совместные с детьми.
План работы
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия обучающихся.
2. Организация питания обучающихся.
3. Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно
1. Проверка дневников обучающихся.
2. Проведение мероприятий в классе.
3. Работа с родителями (по ситуации)
Один раз в четверть.
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть.
3. Проведение родительского собрания.
Один раз в год.
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел обучающихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).
Работа с учащимися
№ п/п | Название темы, мероприятия | Кол-во часов | Форма проведения | Цель |
1. | «Из истории этикета» | | | |
1.1. | «Ваш друг этикет». Происхождение понятия “этикет”. Виды этикета. Аспекты этикета. Значение этикета в прошлом столетии. Роль этикета в настоящее время. Назначение этикетных норм этикета. | 1 | Беседа, занятия, рассказ. | Дать понятие о происхождении этикета, его роли в нашей жизни. |
1.2. | «Приветствуем друг друга». Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии. Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку. | 1 | Занятия, беседы, конкурсы, игры. | Формирование у учащихся правил хорошего тона. |
2. | Общение и взаимоотношения людей | | | |
2.1. | «Правила хорошего тона». Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения. | 1 | Занятия, беседы, экскурсии, викторины, анкеты, игры на развитие коммуникативных умений. | Формировать у учащихся навыков культурного обращения друг другу. |
2.2. | «В мире вежливости». Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Вежливая просьба в различных ситуациях. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей. | 1 | Занятия, беседы, экскурсии, викторины, инсценировки ситуаций по теме. | Воспитывать культуру в общении с людьми. |
2.3. | «Пишем письма». Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа. | 1 | Занятия, беседы, написание писем. Оформление конвертов. Конкурс на правильно составленное письмо. | Учить детей культуре построения письма. |
2.4. | «Беседа по телефону». Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03), ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону. | 1 | Занятия, беседы, инсценировка ситуации по теме, викторина, игры по теме, конкурсы. | Формирование навыков общения по телефону. |
3. | «Поведение в общественных местах» | | | |
3.1. | «По улице …» Улица общественное местонахождение людей. Внешний вид человека перед выходом на улицу. Правила поведения на улице. Умение обратиться с просьбой. Действие в опасных ситуациях. Встреча знакомого на улице. | 1 | Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии, конкурсы. | Прививать навыки и умения правильного поведения на улице. |
3.2. | «Ох уж эти пассажиры…» Правила поведения детей в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах. Знание правил дорожного движения. | 1 | Занятия, игры по предложенной теме. Инсценировка ситуаций, экскурсии, викторины, анкеты, тест. | Учить культуре поведения в транспорте. |
3.3. | «Школьные годы чудесные…» Школа - общественное местонахождение детей и педагогов. Правила поведения на уроке, перемене, в столовой. Умение соблюдать дисциплину. Неуместные капризы у детей. | 1 | Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, викторины, тесты, экскурсии. | Формировать культуру поведения в школе. |
3.4. | «Делу – время…» Отношения между сверстниками. Этические нормы поведения, возможный выбор тем для беседы. Формы общения, умение не вмешиваться в разговор. Умение внимательно выслушивать взрослых. | 1 | Занятия, инсценировка ситуаций по теме, беседы, экскурсии, викторины, тесты, конкурсы. | Усвоить основные этические требования, в поведении и общении с людьми. |
4. | «Гостеприимство» | | | |
4.1. | «Милости просим» Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу. | 1 | Занятия, беседы, викторины, инсценировка ситуаций по теме, конкурсы. | Формировать правила поведения и культуру гостеприимства. |
4.2. | «Семь бед – один обед…» Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом. | 1 | Занятия, беседы, инсценировка ситуаций по теме, экскурсии, конкурсы. | Формирование у детей культуры поведения за столом. |
4.3. | «Традиции гостеприимства». История возникновения народных традиций. Традиции русского гостеприимства. Народные гуляния к различным праздникам. Возникновение примет. | 1 | Занятия, беседы, дискуссия. | Воспитание у учащихся любви к русским традициям |
Направления деятельности классного руководителя с родителями:
Изучение семей обучающихся (Позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей. Формы работы: общение с родителями учеников, анкетирование, тестирование, консультации с родителями.)
Педагогическое просвещение родителей (Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами. Форма работы: лекции по педагогике, психологии, праву, этике, гигиене; родительские собрания; тематические консультации; обмен опытом воспитания детей в семье; «День открытых дверей»)
Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе (совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечеринки, концерты; прогулки, походы, поездки; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классного кабинета по желанию).
Педагогическое руководство деятельности родительского комитета класса (выборы родительского комитета, помощь в планировании и организации его деятельности, работа с социально неблагополучными семьями, установление связей с общественностью).
Индивидуальная работа с родителями (позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи обучающегося, добиться большего взаимопонимания с родителями. Формы работы: посещение семей обучающихся по необходимости, индивидуальные беседы с родителями. Совместное определение перспектив и средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные поручения.)
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся (осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников обучающихся, составление мониторинга результатов их учебной деятельности, грамоты и благодарственные письма)
Тематика родительских собраний
Тема № 1: «Как научиться быть ответственными за свои поступки»
Тема № 2: «Безопасность каждый день»
Тема № 3: «Возрастные особенности шестиклассников, специфика их поведения в период «переходного» возраста»
Тема № 4: Итоговое «Перелистывая страницы учебного года…»
Работа с учителями-предметниками, преподающими в 6А классе
1. Систематический контакт с учителями, работающими в классе, с целью установления контроля за учебной деятельностью, успеваемостью, посещаемостью.
2. Посещение уроков в данном классном коллективе с целью наблюдения за учебно-воспитательным процессом, поведением.
3. Приглашать учителей, работающих в классе, на родительские собрания по итогам четверти, а также на беседы с родителями отдельных обучающихся.
Результаты вторичной диагностики
По результатам вторичной социометрии, отметим, что изолированных ребят нет предпочитаемых стало больше на 7 человек – имена этих учащихся были названы всеми членами класса. Принятые - это те, кто имели голоса на одинаковом уровне, имена каждого из них были названы, но не всеми учащимися в классе, но не были названы при ответе на второй вопрос.
Проанализировав данные мини-сочинения, можно предположить, большинству членов коллектива класс очень нравится. В целом класс продуктивный, активный, отзывчивый, общительный, творческий, но в классе есть слабые учащиеся.
После проведения исследования и реализации программы, были разработаны рекомендации для родителей по развитию межличностных отношений в подростковом возрасте.
Список использованной литературы
Барденштейн Л.М. Эмоционально-волевое развитие детей - Спб.: Питер, 2005.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики - Свердловск, 1990.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2 - М., 1979.
Волков Б.С. Возрастная педагогика - М.: ЭКМОС, 2009.
Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология - М.: Просвещение, 1984.
Любимова Л.Д. Возрастные периоды психического развития ребенка, //Вопросы психологии, 2008. - №4. - С.12-17.
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=554936
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00127398_0.html
http://xreferat.com/77/2458-1-mezhlichnostnye-otnosheniya-deteiy-podrostkovogo-vozrasta.html
http://stud24.ru/psychology/mezhlichnostnye-otnosheniya-sredi-podrostkov/251852-741616-page1.html
Приложение 1
Социометрия:
Цель: выявление взаимоотношений, эмоциональных связей, взаимных симпатий и антипатий между членами классного коллектива.
Задачи:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Порядок исследования
Перед началом опроса - инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Тест проводится, чтобы мы могли учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все волосы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Количество выборов ограничивается до 3.
Вопросы:
Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться (работать) в новом коллективе?
С кем бы ты хотел сидеть за партой?
С кем бы ты не хотел сидеть за одной партой?
Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?
С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
Обработка данных и интерпретация результатов
На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы - «мишени»
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
Первый круг - зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
Третий круг - зона принятых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве среднего показателя.
Четвертый круг – зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок и коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
15