СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по шахматам. 1-4 классы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по шахматам. 1-4 классы.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

муниципального образования Темрюкский район



Принята на заседании

педагогического совета

от «___» октября 2021 г.

Протокол № ____

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №9

_____________ И.Р. Фрайтах

«__» _________ 2021 года




Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа


физкультурно-спортивной направленности





«Шахматы»



Уровень программы: базовый уровень

Срок реализации программы: 1 год

Возрастная категория: от 7 до 10 лет

Форма обучения: очная

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер Программы в Навигаторе ________________




Автор-составитель:

Баулина Кристина Александровна

учитель начальных классов



ст. Тамань, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

3

1. Пояснительная записка

3-4

1.1. Направленность программы.

4

1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

4-5

1.3. Отличительные особенности программы

5-6

1.4.Адресат программы.

6

1.5.Уровень программы, объем и сроки освоения

6

1.6.Цель и задачи программы

7

1.7. Объем и сроки реализации программы.

7

1.8. Формы обучения и режим занятий по программе.

8

1.9. Особенности организации образовательного процесса.

8

2. Содержание программы.

9

2.1. Учебный план.

9

2.2. Содержание учебного плана.

10

2.3. Планируемые результаты и способы их проверки.

11-12

2.4 Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

12

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

14

1. Примерное календарно-тематическое планирование.

14-15

2. Условия реализации программы.

19

3. Формы аттестации.

19

4. Оценочные материалы.

20

5.Методическое обеспечение.

20

6. Список используемой литературы.

21



Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.Пояснительная записка

Один из приоритетов государственной политики в области образования - ориен­тация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Дан­ный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направле­ния его развития на период до 2025 года.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью обще­человеческой культуры. «Они (шахматы. - Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчиты­вать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).

XXI век - век стремительного научно-технического прогресса, высоких техно­логий, большого потока доступной информации - предопределил дефицит людей с ак­тивной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить систем­но, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, нахо­дить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обра­батывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологич­ном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шах­мат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практи­ческой деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизирова­нием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реа­гировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного воз­раста.

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способ­ностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллек­туальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов ра­боты...» (В. А. Сухомлинский).

В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида дея­тельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретатель­ности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возмож­ность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, - всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный по­иск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без пе­редвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных само­стоятельных решений в любой жизненной ситуации.

Шахматная игра как полифункциональный предмет - это универсальный ин­струмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик вы­пускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, во­ображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.

Настоящая программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой «Шахматы в школе. Рабочие программы.1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова.-М.Просвещение,2017». Используются методические пособия для 1-4 года обучения Э.Э.Уманской, Е.И. Волковой, Е. Прудниковай. Шахматы в школе. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М. -176 стр. К комплекты есть рабочие тетради по годам обучения, а также методические рекоментации к каждому году обучения.

1.1.Направленность программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения - базовый. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию.

1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Актуальность создания программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность обучающимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.

Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.

Новизна данной программы заключается:

- В поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

- В авторской методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.

Педагогическая целесообразность. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Опыт работы педагогов и тренеров-преподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания обучающихся разного возраста. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели. Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.

1.3. Отличительные особенности программы.

Использование во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы, обучающиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность обучающимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.

Авторская система диагностирования результатов обучения и воспитания, дает возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.

Использование нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)

1.4. Адресат программы.

Данная программа предназначена для работы с обучающимися на ступенях начального образования. Программа адресована детям от 7 до 10 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Группы составляются примерно одного возраста (разница в возрасте допускается 1 -2 года).

1.5. Уровень программы, объем и сроки.

Уровень данной программы - базовый. Занятия проводятся по 1 часу в неделю, в группах, которые создаются по одной на параллель начальных классов. Данная программа рассчитана на один год обучения.

1.6. Цель и задачи программы.

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель­ные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

  • массовое вовлечение детей школьного возраста в шахматную игру;

  • приобщение детей школьного возраста к шахматной культуре;

  • открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

  • выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привле­чение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

  • приобретению знаний из истории развития шахмат;

  • постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шах­матных фигур, особенностях их взаимодействия;

  • овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

  • освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

  • знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время пар­тии;

  • изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особен­ностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

  • Оздоровительные задачи направлены на формирование:

  • представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

  • первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

  • приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

  • воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимо­действия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

  • формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.

1.7. Объем и сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год обучения.

Продолжительность реализации программы – 34 часа.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.

1.8. Формы обучения и режим занятий по программе.

В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия. В раздел практической работы входит и самостоятельная работа обучающихся, как на занятии, так и в виде задания на дом. Длительность учебного часа для воспитанников – 45 минут.

1.9. Особенности организации образовательного процесса.

Состав группы – постоянный. Школьники, которые заинтересовались игрой могут посещать занятия всех групп в независимости от возрастных категорий.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая, индивидуальная, групповая.

Форма обучения - очная.

Программа носит спортивный характер, доступна обучающимся, имеющим спортивные разряды. Таким образом, в группы, могут быть зачислены обучающиеся, желающие продолжать совершенствоваться в шахматах. Группы формируются на условиях свободного набора. Количество обучающихся в объединении определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН. В группе состоят от 10 до 15 человек.

Формы проведения занятий:

1. Практикум.

2. Контрольная работа.

3. Сеанс одновременной игры.

4. Турнир.

5. Блиц-турнир.

6. Конкурс.

7. Лекция.

8. Турнир.

9. Беседа.

10. Семинар.

11. Анализ партий.

12. Консультационная партия.








































2. Содержание программы.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:

«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, спаррингов, шахматных праздников.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков для детей начального и общего образования доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.

2.1. Наличие учебного плана.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы, аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1.1.

Сведения из истории шахмат.

1

1

0

Текущий контроль, опрос

1.2.

Базовые понятия шахматной игры.

20

20

0

Текущий контроль, опрос, зачет

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

1.3.

Конкурсы решения позиций

4

0

4

Текущий контроль, тестирование

1.4.

Соревнования

8

0

8

Текущий контроль, тестирование

1.5.

Шахматные праздники

1

0

1

Текущий контроль

Итого

34

21

13


2.2. Содержание учебного плана.

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры – 21 час.

1.1. Сведения из истории шахмат – 1 час;

1.2. Базовые понятия шахматной игры – 20 часов:

- Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

- Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам.

- Основные термины и понятия в шахматной игре:

- белое и чёрное поле;

- горизонталь;

- вертикаль;

- диагональ;

- центр;

- шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);

- ход и взятие каждой фигурой;

- нападение;

- защита;

- начальное положение;

- ход, взятие, удар, взятие на проходе;

- длинная и короткая рокировка;

- шах, мат, пат, ничья;

- ценность шахматных фигур;

- сравнительная сила фигур;

- стадии шахматной партии, основные тактические приёмы;

- шахматная партия, запись шахматной партии;

- основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии;

- атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Раздел 2 . Практико-соревновательная деятельность – 13 часов.

- Конкурсы решения позиций – 4 часа;

- Соревнования – 8 часов;

- Шахматные праздники – 1 час.

2.3. Планируемые результаты и способы их проверки.

Программа дополнительного образования «Шахматы» предусматривает достижение школьниками младших и средних классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, ме­тапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные каче­ства, которые обучающиеся должны приобрести в процессе освоения программного мате­риала. К личностным результатам относят:

  • формирование основ российской, гражданской идентичности;

  • ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

  • наличие чувства прекрасного;

  • формирование основ шахматной культуры;

  • понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • уважительное отношение к иному мнению;

  • приобретение основных навыков сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;

  • воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоя­тельствам других людей;

  • умение управлять своими эмоциями;

  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

  • оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, комму­никативных и регулятивных.

  1. Познавательные УУД:

  • умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать по­знавательную цель деятельности в области шахматной игры;

  • владение способом структурирования шахматных знаний;

  • способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

  • умение находить необходимую информацию;

  • способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

  • умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

  • способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

  1. Коммуникативные УУД:

  • умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

  • способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

  • умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

  • возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  1. Регулятивные УУД:

  • умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умствен­ные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за­дачей и условиями её реализации;

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её ре­ализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои дей­ствия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения программы дополнительного образования «Шахматы».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:

  • приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

  • владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

  • приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения предмета:

В результате освоения программы дополнительного образования «Шахматы» учащиеся должны знать /применять:

  • правила техники безопасности во время занятий;

  • историю возникновения и развития шахматной игры;

  • имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;

  • вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

  • историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения сорев­нований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, фи­зическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;

  • историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шах­матных деятелей России;

  • приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого учебного года обучения обучающиеся должны:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вер­тикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя­тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать «цену» каждой шахматной фигуры;

  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

  • владеть способом взятия на проходе;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с за­писью своих ходов и ходов партнёра.

2.4 Формы контроля и подведения итогов реализации программы.

Методы устного контроля – опрос, метод визуального контроля – наблюдение педагогом за действиями обучающихся, методы практического контроля – контроль результатов, самостоятельных, контрольных, практических работ (текущий инструктаж, заключительный инструктаж); методы самоконтроля: взаимоконтроль, самоконтроль. В программе использованы различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование.




















Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Календарно-тематическое планирование. 1 класс.

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения занятия

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

06.09.

Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат.

1

Вторая половина дня с 15.00

Беседа

Зона коворкинга

Устный опрос

2.

13.09

Шахматная доска.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Практическое

упражнение

3.

20.09

Горизонталь.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

4.

27.09

Вертикаль.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

5.

4.10

Диагональ.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

6.

11.10

Шахматная нотация.

1

Вторая половина дня с 15.00

Электронный тренинг

Зона коворкинга

Анализ диагностических бланков

7.

18.10

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

Вторая половина дня с 15.00

Электронный тренинг

Зона коворкинга

Анализ диагностических бланков

8.

25.10

Ладья.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Итоги игры

9.

8.11

Слон.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Итоги игры

10.

15.11

Ферзь.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Итоги игры

11.

22.11

Конь.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Итоги игры

12.

29.11

Пешка.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Итоги игры

13.

6.12

Превращение пешки.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

14.

13.12

Король.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Итоги игры

15.

20.12

Ценность фигур.

1

Вторая половина дня с 15.00

Беседа

Зона коворкинга

Анализ диагностических бланков

16.

27.12

Нападение.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

17.

10.01

Взятие. Взятие на проходе.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

18.

17.01

Шах и защита от шаха.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

19.

24.01

Мат.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Итоги игры

20.

31.01

Пат – ничья.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

21.

7.02

Рокировка.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

22.

14.02

Основные принципы игры в начале партии.

1

Вторая половина дня с 15.00

Тренировка игры

Зона коворкинга

Электронное приложение. Тестирование.

23.

21.02

Мат двумя ладьями одинокому королю.

1

Вторая половина дня с 15.00

Тренировка игры

Зона коворкинга

Итоги игры

24.

28.02

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

1

Вторая половина дня с 15.00

Игра

Зона коворкинга

Итоги игры

25.

7.03

Мат ферзем и королем одинокому королю.

1

Вторая половина дня с 15.00

Игра

Зона коворкинга

Итоги игры

26.

14.03

Материальное преимущество.

1

Вторая половина дня с 15.00

Беседа

Зона коворкинга

Тестирование в электронном приложении

27.

21.03

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

Вторая половина дня с 15.00

Беседа

Зона коворкинга

Итоги игры

28.

04.04

Партии – миниатюры.

1

Вторая половина дня с 15.00

Тренировка игры

Зона коворкинга

Итоги игры

29.

11.04

Запись шахматной партии.

1

Вторая половина дня с 15.00

Заполнение диагностических карт

Зона коворкинга

Бланки записей игровой партии

30.

18.04

Шахматный этикет.

1

Вторая половина дня с 15.00

Дидактическая игра

Зона коворкинга

Процесс игры

31.

25.04

Шахматный турнир.

1

Вторая половина дня с 17.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

32.

16.05

Шахматный турнир.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

33.

23.05

Шахматный турнир.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры

34.

25.05

Шахматный турнир.

1

Вторая половина дня с 15.00

Практикум

Зона коворкинга

Итоги игры



Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 2- 4 класс.

Тема занятия

Педагогические условия

Интеграция. Место проведения.

Дата проведения

План.

Факт.

1

Повторение изученного материала.

 Зона коворкинга.



2

Игровая практика

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

06.09


3

Повторение изученного материала.

Игровая практика

13.09



ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. 

4

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.


20.09


5

Игровая практика

Дидактическое задание “Выигрыш материала

27.09


6

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ”

04.10


7

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

11.10


8

Решение задания “Выигрыш материала”.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

18.10


9

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

25.10


10

Решение заданий.

08.11


11

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

15.11


12

Решение заданий.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

22.11


13

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

29.11


14

Решение заданий.


06.12


15

.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

13.12


16

Решение заданий.

20.12


17

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

27.12


18

Решение заданий. “Сделай ничью”.


10.01


19

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.


17.01


20

Решение заданий


24.01


21

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

31.01


22

Решение заданий


07.02


23

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

14.02


24

Решение заданий


21.02


25

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

28.02


26

Решение заданий


07.03


27

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

Дидактическое задание “Квадрат”.

14.03


28

Решение заданий


21.03


28

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

04.04


30

Решение заданий


11.04


31

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

18.04


32

Решение заданий


25.04


33

 Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

16.05


34

Повторение программного материала. Решение заданий


23.05








2. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы:

Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование:

Ученические столы -10 шт.

Ученические стулья – 20 шт.

Стол учителя- 1 шт.

Стул учителя – 1 шт.

Шахматные доски с набором шахматных фигур – 15 шт.

Leap часы шахматные электронные Easy – 3 штуки

Кадровое обеспечение:

Программа может реализовываться учителем физической культуры/педагогом дополнительного образования, имеющим среднее – специальное или высшее образование, без требований к уровню, профессиональной категории.

3. Формы аттестации.

В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация. Аттестация проводится в соответствии с положением аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 9.

Цель аттестации:

- выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.

Промежуточная аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы данного года обучения.

Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы.

Сроки проведения аттестации:

- промежуточная аттестация обучающихся проводится в апреле – мае;

- итоговая аттестация проводится в мае.

4. Оценочные материалы.

Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки обучающихся.

Результаты освоения образовательной программы обучающимися заносятся в таблицу:

  • полностью освоивших программу дополнительного образования – высокий уровень (9-10 баллов);

  • освоивших программу не в полном объеме – средний уровень (5-7 баллов);

  • освоивших программу в минимальном объеме – низкий уровень ниже среднего (0-4 балла).

Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах.


5.Методическое обеспечение.

При организации учебных занятий используются следующие методы обучения: 

  1. По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:

Словесный - беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.

Наглядный - показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.

Практический - турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.

  1. По степени активности познавательной деятельности обучающихся:

Объяснительно-иллюстративные - обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.

Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие обучающихся в шахматных турнирах, соревнованиях.

Исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.

  1. По логичности подхода:

Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.

  1. По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся:

Частично-поисковый –обучающиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.

Занятия проходят в игровой атмосфере. Они разделены на две части:

- в первой части обучающимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;

- вторая часть занятия посвящена игре, где обучающиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.

Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:

- практическая игра;

- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;

- дидактические игры и задания, игровые упражнения;

- теоретические занятия;

- шахматные игры;

- шахматные дидактические игрушки;

- участие в турнирах и соревнованиях.






6. Список литературы

1. Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство. – М.: Издательский центр «Академия», 1990 – 200 с.

2. Алехин А. А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991. 3. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985.

4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.

5. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: учеб.пособие для шахматистов второго-третьего разряда. – М.: АОЗТ «Фердинандт», 1993. – 240 с.

6. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991. – 161 с.

7. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000.

8. Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000.

9. Злотник Б.А., Кузьмина С.А. Курс-минимум по шахматам / Б.А. Злотник, С.А. Кузмина. – М, 1990. – 57 с.

10. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001.

11. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997.

12. Кормишкин А.М. Шахматы для всех. – М.: Триумфальная арка, 1997. – 288 с.

13. Костров В. Шахматы для детей и родителей. – СПб.: ЦНТИ, 1997. – 102 с.

14. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982.

15. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 183 с.

16. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры: Пер. с нем./ Под ред. Я.И.Нейнштада. – 6-е изд. – М.: ФиС, 1980. – 351 с.

17. Левенфиш Г.Я. Шахматы для начинающих. – Ленинград: Лениздат, 1953. – 223 с.

18. Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952.

19. Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.

20. Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979.

21. Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984.

22. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

23. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. М. -176 стр.

24. Фишер Б. Бобби Фишер учит играть в шахматы / Б. Фишер. – Киев: Здоровье, 1991. – 361 с.

25. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003 год. – 24-59 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!