Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
муниципального образования Темрюкский район
Принята на заседании педагогического совета от «___» октября 2021 г. Протокол № ____ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №9 _____________ И.Р. Фрайтах «__» _________ 2021 года |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы»
Уровень программы: базовый уровень
Срок реализации программы: 1 год
Возрастная категория: от 7 до 10 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе ________________
Автор-составитель:
Баулина Кристина Александровна
учитель начальных классов
ст. Тамань, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» | 3 |
1. Пояснительная записка | 3-4 |
1.1. Направленность программы. | 4 |
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность. | 4-5 |
1.3. Отличительные особенности программы | 5-6 |
1.4.Адресат программы. | 6 |
1.5.Уровень программы, объем и сроки освоения | 6 |
1.6.Цель и задачи программы | 7 |
1.7. Объем и сроки реализации программы. | 7 |
1.8. Формы обучения и режим занятий по программе. | 8 |
1.9. Особенности организации образовательного процесса. | 8 |
2. Содержание программы. | 9 |
2.1. Учебный план. | 9 |
2.2. Содержание учебного плана. | 10 |
2.3. Планируемые результаты и способы их проверки. | 11-12 |
2.4 Формы контроля и подведения итогов реализации программы. | 12 |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» | 14 |
1. Примерное календарно-тематическое планирование. | 14-15 |
2. Условия реализации программы. | 19 |
3. Формы аттестации. | 19 |
4. Оценочные материалы. | 20 |
5.Методическое обеспечение. | 20 |
6. Список используемой литературы. | 21 |
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.Пояснительная записка
Один из приоритетов государственной политики в области образования - ориентация не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. - Прим. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» (В. В. Путин).
XXI век - век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации - предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы интегрированы в программы начальной школы. На сегодняшний день накоплен достаточно значимый опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей младшего школьного возраста.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы...» (В. А. Сухомлинский).
В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность, - всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Шахматная игра как полифункциональный предмет - это универсальный инструмент к познанию разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию вышеуказанных личностных характеристик выпускника начальной школы, а также откроет уникальные возможности когнитивного развития младших школьников, так как именно этот возраст является сенситивным периодом в развитии таких важных психических функций, как память, внимание, воображение, абстрактное и понятийное мышление, интеллект.
Настоящая программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой «Шахматы в школе. Рабочие программы.1-4 годы обучения: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова.-М.Просвещение,2017». Используются методические пособия для 1-4 года обучения Э.Э.Уманской, Е.И. Волковой, Е. Прудниковай. Шахматы в школе. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М. -176 стр. К комплекты есть рабочие тетради по годам обучения, а также методические рекоментации к каждому году обучения.
1.1.Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения - базовый. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию.
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность создания программы вызвана потребностями современных детей и их родителей, а также ориентирована на социальный заказ общества. Программа “Шахматы” базируется на современных требованиях модернизации системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также творческой самореализации детей. Она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Данная программа составлена с учётом накопленного теоретического, практического и турнирного опыта педагога, что даёт возможность обучающимся не только получить базовый уровень знаний шахматной игры в ходе групповых занятий, а также способствует индивидуальному развитию каждого ребёнка.
Обучаясь по данной программе, обучающиеся познакомятся с историей шахмат, биографией великих шахматистов, освоят теоретические основы шахматной игры, приобретут турнирный опыт и смогут получить спортивные разряды.
Новизна данной программы заключается:
- В поэтапном освоении обучающимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.
- В авторской методике индивидуального подхода к каждому обучающемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого обучающегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью обучающегося на занятии.
Педагогическая целесообразность. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Опыт работы педагогов и тренеров-преподавателей по шахматам в нашей стране и за рубежом подтверждает уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания обучающихся разного возраста. В предлагаемой программе реализуется связь с общим образованием, выраженная в более эффективном и успешном освоении обучающимися общеобразовательной программы благодаря развитию личности способной к логическому и аналитическому мышлению, а также настойчивости в достижении цели. Занятия шахматами развивают умственные способности человека, фантазию, тренируют его память, формируют и совершенствуют сильные черты личности, такие качества как воля к победе, решительность, выносливость, выдержка, терпение, трудолюбие, наконец, учат работать с книгой.
1.3. Отличительные особенности программы.
Использование во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ (“Шахматная школа для начинающих”; “Шахматная школа для шахматистов IV-II разрядов”; “Шахматная стратегия”; “Шахматные дебюты” и т.д.). Данные программы, обучающиеся осваивают с начального уровня, постепенно увеличивая сложность, что даёт возможность обучающимся проследить свой рост и увидеть насколько уровней выше они поднялись в игре с компьютером.
Авторская система диагностирования результатов обучения и воспитания, дает возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)
1.4. Адресат программы.
Данная программа предназначена для работы с обучающимися на ступенях начального образования. Программа адресована детям от 7 до 10 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора. Группы составляются примерно одного возраста (разница в возрасте допускается 1 -2 года).
1.5. Уровень программы, объем и сроки.
Уровень данной программы - базовый. Занятия проводятся по 1 часу в неделю, в группах, которые создаются по одной на параллель начальных классов. Данная программа рассчитана на один год обучения.
1.6. Цель и задачи программы.
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
массовое вовлечение детей школьного возраста в шахматную игру;
приобщение детей школьного возраста к шахматной культуре;
открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
приобретению знаний из истории развития шахмат;
постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
1.7. Объем и сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 1 год обучения.
Продолжительность реализации программы – 34 часа.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 часу.
1.8. Формы обучения и режим занятий по программе.
В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия. В раздел практической работы входит и самостоятельная работа обучающихся, как на занятии, так и в виде задания на дом. Длительность учебного часа для воспитанников – 45 минут.
1.9. Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы – постоянный. Школьники, которые заинтересовались игрой могут посещать занятия всех групп в независимости от возрастных категорий.
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуально-групповая, индивидуальная, групповая.
Форма обучения - очная.
Программа носит спортивный характер, доступна обучающимся, имеющим спортивные разряды. Таким образом, в группы, могут быть зачислены обучающиеся, желающие продолжать совершенствоваться в шахматах. Группы формируются на условиях свободного набора. Количество обучающихся в объединении определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН. В группе состоят от 10 до 15 человек.
Формы проведения занятий:
1. Практикум.
2. Контрольная работа.
3. Сеанс одновременной игры.
4. Турнир.
5. Блиц-турнир.
6. Конкурс.
7. Лекция.
8. Турнир.
9. Беседа.
10. Семинар.
11. Анализ партий.
12. Консультационная партия.
2. Содержание программы.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач, спаррингов, шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации, ст. 28 п. 2, п. 3 п.п. 6 и 16). Эффективность использования системы шахматных уроков для детей начального и общего образования доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
2.1. Наличие учебного плана.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы, аттестации контроля |
Всего | Теория | Практика |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1.1. | Сведения из истории шахмат. | 1 | 1 | 0 | Текущий контроль, опрос |
1.2. | Базовые понятия шахматной игры. | 20 | 20 | 0 | Текущий контроль, опрос, зачет |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
1.3. | Конкурсы решения позиций | 4 | 0 | 4 | Текущий контроль, тестирование |
1.4. | Соревнования | 8 | 0 | 8 | Текущий контроль, тестирование |
1.5. | Шахматные праздники | 1 | 0 | 1 | Текущий контроль |
Итого | 34 | 21 | 13 | |
2.2. Содержание учебного плана.
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры – 21 час.
1.1. Сведения из истории шахмат – 1 час;
1.2. Базовые понятия шахматной игры – 20 часов:
- Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
- Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам.
- Основные термины и понятия в шахматной игре:
- белое и чёрное поле;
- горизонталь;
- вертикаль;
- диагональ;
- центр;
- шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король);
- ход и взятие каждой фигурой;
- нападение;
- защита;
- начальное положение;
- ход, взятие, удар, взятие на проходе;
- длинная и короткая рокировка;
- шах, мат, пат, ничья;
- ценность шахматных фигур;
- сравнительная сила фигур;
- стадии шахматной партии, основные тактические приёмы;
- шахматная партия, запись шахматной партии;
- основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии;
- атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Раздел 2 . Практико-соревновательная деятельность – 13 часов.
- Конкурсы решения позиций – 4 часа;
- Соревнования – 8 часов;
- Шахматные праздники – 1 час.
2.3. Планируемые результаты и способы их проверки.
Программа дополнительного образования «Шахматы» предусматривает достижение школьниками младших и средних классов в процессе обучения определённых результатов - личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые обучающиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
формирование основ российской, гражданской идентичности;
ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
наличие чувства прекрасного;
формирование основ шахматной культуры;
понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
уважительное отношение к иному мнению;
приобретение основных навыков сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
умение управлять своими эмоциями;
дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
владение способом структурирования шахматных знаний;
способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
умение находить необходимую информацию;
способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения программы дополнительного образования «Шахматы».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:
приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения предмета:
В результате освоения программы дополнительного образования «Шахматы» учащиеся должны знать /применять:
правила техники безопасности во время занятий;
историю возникновения и развития шахматной игры;
имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года обучения обучающиеся должны:
уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
владеть способом взятия на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
2.4 Формы контроля и подведения итогов реализации программы.
Методы устного контроля – опрос, метод визуального контроля – наблюдение педагогом за действиями обучающихся, методы практического контроля – контроль результатов, самостоятельных, контрольных, практических работ (текущий инструктаж, заключительный инструктаж); методы самоконтроля: взаимоконтроль, самоконтроль. В программе использованы различные формы диагностики: наблюдение, собеседование, анкетирование, тестирование.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Календарно-тематическое планирование. 1 класс.
п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | 06.09. | Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Беседа | Зона коворкинга | Устный опрос |
2. | 13.09 | Шахматная доска. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Практическое упражнение |
3. | 20.09 | Горизонталь. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
4. | 27.09 | Вертикаль. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
5. | 4.10 | Диагональ. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
6. | 11.10 | Шахматная нотация. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Электронный тренинг | Зона коворкинга | Анализ диагностических бланков |
7. | 18.10 | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Электронный тренинг | Зона коворкинга | Анализ диагностических бланков |
8. | 25.10 | Ладья. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
9. | 8.11 | Слон. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
10. | 15.11 | Ферзь. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
11. | 22.11 | Конь. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
12. | 29.11 | Пешка. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
13. | 6.12 | Превращение пешки. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
14. | 13.12 | Король. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
15. | 20.12 | Ценность фигур. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Беседа | Зона коворкинга | Анализ диагностических бланков |
16. | 27.12 | Нападение. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
17. | 10.01 | Взятие. Взятие на проходе. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
18. | 17.01 | Шах и защита от шаха. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
19. | 24.01 | Мат. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
20. | 31.01 | Пат – ничья. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
21. | 7.02 | Рокировка. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
22. | 14.02 | Основные принципы игры в начале партии. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Тренировка игры | Зона коворкинга | Электронное приложение. Тестирование. |
23. | 21.02 | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Тренировка игры | Зона коворкинга | Итоги игры |
24. | 28.02 | Мат ферзем и ладьей одинокому королю. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
25. | 7.03 | Мат ферзем и королем одинокому королю. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Игра | Зона коворкинга | Итоги игры |
26. | 14.03 | Материальное преимущество. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Беседа | Зона коворкинга | Тестирование в электронном приложении |
27. | 21.03 | Нарушение основных принципов игры в начале партии. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Беседа | Зона коворкинга | Итоги игры |
28. | 04.04 | Партии – миниатюры. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Тренировка игры | Зона коворкинга | Итоги игры |
29. | 11.04 | Запись шахматной партии. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Заполнение диагностических карт | Зона коворкинга | Бланки записей игровой партии |
30. | 18.04 | Шахматный этикет. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Дидактическая игра | Зона коворкинга | Процесс игры |
31. | 25.04 | Шахматный турнир. | 1 | Вторая половина дня с 17.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
32. | 16.05 | Шахматный турнир. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
33. | 23.05 | Шахматный турнир. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
34. | 25.05 | Шахматный турнир. | 1 | Вторая половина дня с 15.00 | Практикум | Зона коворкинга | Итоги игры |
Тематическое планирование курса «Шахматная школа» 2- 4 класс.
№ | Тема занятия | Педагогические условия Интеграция. Место проведения. | Дата проведения |
План. | Факт. |
1 | Повторение изученного материала. | Зона коворкинга. | | |
2 | Игровая практика | Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. | 06.09 | |
3 | Повторение изученного материала. | Игровая практика | 13.09 | |
| ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. |
4 | Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле. | | 20.09 | |
5 | Игровая практика | Дидактическое задание “Выигрыш материала | 27.09 | |
6 | Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. ” | 04.10 | |
7 | Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. | Дидактическое задание “Выигрыш материала”. | 11.10 | |
8 | Решение задания “Выигрыш материала”. | Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | 18.10 | |
9 | Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки. | 25.10 | |
10 | Решение заданий. | 08.11 | |
11 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты. | Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | 15.11 | |
12 | Решение заданий. | Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | 22.11 | |
13 | Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия. | 29.11 | |
14 | Решение заданий. | | 06.12 | |
15 | .Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. | Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”. | 13.12 | |
16 | Решение заданий. | 20.12 | |
17 | Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. | Дидактическое задание “Сделай ничью”. | 27.12 | |
18 | Решение заданий. “Сделай ничью”. | | 10.01 | |
19 | Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия. | | 17.01 | |
20 | Решение заданий | | 24.01 | |
21 | Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. | 31.01 | |
22 | Решение заданий | | 07.02 | |
23 | Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”. | 14.02 | |
24 | Решение заданий | | 21.02 | |
25 | Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”. | 28.02 | |
26 | Решение заданий | | 07.03 | |
27 | Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. | Дидактическое задание “Квадрат”. | 14.03 | |
28 | Решение заданий | | 21.03 | |
28 | Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция. | Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | 04.04 | |
30 | Решение заданий | | 11.04 | |
31 | Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. | Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”. | 18.04 | |
32 | Решение заданий | | 25.04 | |
33 | Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля. | Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”. | 16.05 | |
34 | Повторение программного материала. Решение заданий | | 23.05 | |
2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы:
Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование:
Ученические столы -10 шт.
Ученические стулья – 20 шт.
Стол учителя- 1 шт.
Стул учителя – 1 шт.
Шахматные доски с набором шахматных фигур – 15 шт.
Leap часы шахматные электронные Easy – 3 штуки
Кадровое обеспечение:
Программа может реализовываться учителем физической культуры/педагогом дополнительного образования, имеющим среднее – специальное или высшее образование, без требований к уровню, профессиональной категории.
3. Формы аттестации.
В конце учебного года проводится промежуточная или итоговая аттестация. Аттестация проводится в соответствии с положением аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 9.
Цель аттестации:
- выявление уровня развития способностей и личностных качеств детей и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной программы.
Промежуточная аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы данного года обучения.
Итоговая аттестация – форма оценки степени и уровня освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы.
Сроки проведения аттестации:
- промежуточная аттестация обучающихся проводится в апреле – мае;
- итоговая аттестация проводится в мае.
4. Оценочные материалы.
Основная форма подведения итогов – зачет. Критериями оценки результативности обучения являются уровень теоретической и практической подготовки обучающихся.
Результаты освоения образовательной программы обучающимися заносятся в таблицу:
полностью освоивших программу дополнительного образования – высокий уровень (9-10 баллов);
освоивших программу не в полном объеме – средний уровень (5-7 баллов);
освоивших программу в минимальном объеме – низкий уровень ниже среднего (0-4 балла).
Дополнительный критерий оценивания уровня усвоения образовательной программы – результаты на турнирах.
5.Методическое обеспечение.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
Словесный - беседа, лекция, обсуждение, рассказ, анализ.
Наглядный - показ педагогом вариантов ходов шахматных фигур на демонстрационной доске, просмотр презентации.
Практический - турниры, блицтурниры, решение комбинаций и шахматных задач, тренинги, анализ решения задач, консультационные партии, сеанс одновременной игры.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
Объяснительно-иллюстративные - обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию.
Репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности, это учебно-тренировочные партии, а также участие обучающихся в шахматных турнирах, соревнованиях.
Исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы это - самостоятельный анализ шахматных партий гроссмейстеров, мастеров, учебных партий.
По логичности подхода:
Аналитический – анализ партий и учебных позиций, анализ итогов турниров и конкурсов решения задач.
По критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучающихся:
Частично-поисковый –обучающиеся участвуют в коллективном поиске, в процессе решения шахматных задач, разборе учебных партий, консультационные партии.
Занятия проходят в игровой атмосфере. Они разделены на две части:
- в первой части обучающимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;
- вторая часть занятия посвящена игре, где обучающиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.
Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия;
- шахматные игры;
- шахматные дидактические игрушки;
- участие в турнирах и соревнованиях.
6. Список литературы
1. Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство. – М.: Издательский центр «Академия», 1990 – 200 с.
2. Алехин А. А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991. 3. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985.
4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.
5. Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: учеб.пособие для шахматистов второго-третьего разряда. – М.: АОЗТ «Фердинандт», 1993. – 240 с.
6. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991. – 161 с.
7. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000.
8. Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000.
9. Злотник Б.А., Кузьмина С.А. Курс-минимум по шахматам / Б.А. Злотник, С.А. Кузмина. – М, 1990. – 57 с.
10. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001.
11. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997.
12. Кормишкин А.М. Шахматы для всех. – М.: Триумфальная арка, 1997. – 288 с.
13. Костров В. Шахматы для детей и родителей. – СПб.: ЦНТИ, 1997. – 102 с.
14. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982.
15. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 183 с.
16. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры: Пер. с нем./ Под ред. Я.И.Нейнштада. – 6-е изд. – М.: ФиС, 1980. – 351 с.
17. Левенфиш Г.Я. Шахматы для начинающих. – Ленинград: Лениздат, 1953. – 223 с.
18. Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952.
19. Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
20. Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979.
21. Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984.
22. Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
23. Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе. М. -176 стр.
24. Фишер Б. Бобби Фишер учит играть в шахматы / Б. Фишер. – Киев: Здоровье, 1991. – 361 с.
25. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003 год. – 24-59 с.