Приложение к образовательной программе
начального общего образования 1-4 классы
на 2019/2020 учебный год
Приказ № 167 от 30.08.2018г.
ХАНТЫ - МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА
(ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ)
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рабочая программа
учебного курса «Шахматы»
для 1-ых, 2-ых классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Бахарева З.Л.,
учитель начальных классов.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего образования» с изменениями от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507, от 31.12. 2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 23.05.2017г. №845 «О реализации шахматного образования в ХМАО-Югра»;
- Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 30.06.2017 № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в ХМАО-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения, расширение вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Покурской ОСШ. Учебник «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 1-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г. Учебник «Шахматы в школе» 2-ый год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 2-й год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017г. Рабочая программа рассчитана для 1 класса на 33 часа, для 3 класса на 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная Программа предусматривает достижение определённых результатов:
личностных, метепредметных и предметных.
Личностные результаты освоения Программы – отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения Программы - характеризуют уровень
Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной
задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы
творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических
действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнёра (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной за дачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения Программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета «Физическая культура. Динамические шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по Программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны приобрести:
- знания о роли физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, интеллектуального и духовно-нравственного), о её позитивном влиянии на
развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
- знания о истории развития шахмат, характеристика роли шахмат и их значения
в жизнедеятельности человека, её места в физической культуре и спорте;
- знания в области терминологии шахматной игры, их функционального смысла
и направленности действий при закреплении изученного шахматного материала в двигательной активности;
- умение участвовать в интеллектуально – физкультурной деятельности (интеллектуально – спортивных динамичных играх, подвижных играх разнообразной интенсивности, соревнованиях и турнирах, спортивных эстафетах и шахматных праздниках
- навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры и подвижных игр.
Тематическое планирование
1 класс (1-ый год обучения)
№ п/п | Тема | Кол-во часов. | Дата проведения |
План | факт |
1. | Обучение правилам техники безопасности (ТБ) во время занятий, Шахматы - мои друзья. | 1ч. | 05.09 | |
2. | Шахматная доска. | 1ч. | 12.09 | |
3. | Горизонталь. | 1ч. | 19.09 | |
4. | Вертикаль. | 1ч. | 26.09 | |
5. | Диагональ. | 1ч. | 03.10 | |
6. | Шахматная нотация | 1ч. | 10.10 | |
7. | Шахматные фигуры и начальная позиция. | 1ч. | 17.10 | |
8. | Ладья. | 1ч. | 24.10 | |
9. | Слон. | 1ч. | 07.11 | |
10. | Ферзь | 1ч. | 14.11 | |
11. | Конь. | 1ч. | 21.11 | |
12. | Пешка. | 1ч. | 28.11 | |
13. | Превращение пешки. | 1ч. | 05.12 | |
14. | Король. | 1ч. | 12.12 | |
15. | Ценность фигур. | 1ч. | 19.12 | |
16. | Нападение. | 1ч. | 26.12 | |
17. | Взятие на проходе. | 2ч. | 09.01 | |
18. | Шах и защита от шаха. | 1ч | 16.01 | |
19. | Мат. | 1ч. | 23.01 | |
20. | Пат, ничья. | 1ч. | 30.01 | |
21. | Рокировка. | 1ч. | 06.02 | |
22. | Основные принципы игры в начале партии | 1ч. | 13.02 | |
23. | Мат двумя ладьями одинокому королю. | 1ч. | 27.02 | |
24. | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю. | 1ч. | 06.03 | |
25. | Мат ферзём и королём одинокому королю. | 1ч. | 13.03 | |
26. | Материальное преимущество | 1ч. | 20.03 | |
27. | Нарушение основных принципов игры в начале партии | 1ч. | 03.04 | |
28. | Партии - миниатюры | 1ч. | 10.04 | |
29. | Запись шахматной партии | 1ч. | 17.04 | |
30. | Шахматный этикет | 1ч. | 24.04 | |
31. | Шахматный турнир. | 1ч. | 08.05 | |
32. | Шахматный турнир. | 1ч. | 15.05 | |
33. | Шахматный турнир. | 1ч. | 22.05 | |
| Итого: | 33ч. | | |
4 . Тематическое планирование 2 класс
(2-й год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
План | факт |
1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | 05.09 | |
2. | Шахматные фигуры (повторение) | 1 | 12.09 | |
3. | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | 1 | 19.09 | |
4. | Мат. Пат. Мат в один ход (повторение). Мат одинокому королю королём и ладьёй | 1 | 26.09 | |
5 | Защита шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 1 | 03.10 | |
6 | Защита шахматной партии: перекрытие, контрнападение | 1 | 10.10 | |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 17.10 | |
8 | Тактический приём «двойной удар» | 1 | 24.10 | |
9 | Тактический приём «связка» | 1 | 07.11 | |
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 14.11 | |
11 | Тактический приём «ловля фигуры» | 1 | 21.11 | |
12 | Тактический приём «сквозной удар» | 1 | 28.11 | |
13 | Мат на последней горизонтали | 1 | 05.12 | |
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 12.12 | |
15 | Тактический приём «открытый шах» | 1 | 19.12 | |
16 | Тактический приём «двойной шах» | 1 | 26.12 | |
17 | Шахматный турнир | 1 | 09.01 | |
18 | Шахматный турнир | 1 | 16.01 | |
19 | Шахматный турнир | 1 | 23.01 | |
20 | Шахматный турнир | 1 | 30.01 | |
21 | Основы игры в дебюте: дебютные ловушки | 1 | 06.02 | |
22 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 1 | 13.02 | |
23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 2 | 27.02 06.03 | |
24 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | 13.03 | |
25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 1 | 20.03 | |
26 | Основы анализа шахматной партии | 1 | 03.04 | |
27 | Основы анализа шахматной партии | 1 | 10.04 17.04 | |
28 | Основы анализа шахматной партии | 1 | 24.04 | |
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | 08.05 | |
30 | Шахматный турнир | 2 | 15.05 22.05 | |
31 | Шахматный праздник | 1 | 29.05 | |
| | 34 | | |