1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
10 класс. Технология.
Результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Сформированность общей культуры и культуры труда, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, социальной и трудовой практики, различным формам общественного сознания; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; сформированность потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей; сформированность потребности в самореализации в творческой трудовой деятельности; желания учиться; коммуникативных навыков; стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков; ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью; бережного отношения к природе; развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности, выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей. | Регулятивные универсальные учебные действия самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; умение анализировать конкретные трудовые и жизненные ситуации, различные стратегии решения задач; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия овладение научными методами исследования при освоении технологий и проектной деятельности в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования; начальный опыт, навыки творчества и исследовательской деятельности; умение привлекать изученный в других предметах материал в реализуемые технологии и использовать различные источники информации, в том числе локальные сети и глобальную сеть Интернет, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету. Коммуникативные универсальные учебные действия коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и терпимость в общении, грамотное участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях; выбирать и реализовывать способы поведения в коллективной деятельности; публичного представления результатов творческой деятельности, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий; умение логично, ясно и точно формулировать и аргументировано излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономерностях логики технологических процессов. | Обучающиеся научатся: составлять алгоритм решения изобретательских задач; комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; применять в жизненных и производственных ситуациях методы решения творческих задач; использовать отдельные принципы и элементы методов при создании собственных творческих проектов разного уровня сложности; представлению о техносфере, роли техники и технологий в прогрессивном развитии общества; социальных и экологических последствиях развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; назначении и устройстве распространённых технологических машин, механизмов, агрегатов, орудий и инструментов, электрических приборов и аппаратов; ориентированию в свойствах и способах получения наиболее распространённых природных, искусственных материалов и сырья, продукции сельского хозяйства, используемых в производстве товаров, услуг и продуктов питания; традиционных и новейших технологиях получения и преобразования различных материалов, энергии, информации,объектов живой природы и социальной среды; дизайнерскому (проектному) представлению результатов труда и подбору средств труда для осуществления технологического процесса; владению способами проектирования, методами творческой деятельности, технического конструирования и эстетического оформления изделий; Обучающиеся получат возможность научиться: овладению методами эстетического оформления изделий, обеспечению сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработке варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; находить оригинальные решения; самостоятельно выполнять различные творческие работы, участвовать в проектной деятельности. рациональному и эстетическому оснащению рабочего места с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда; умению выражать себя в доступных видах и формах художественно -прикладного творчества, художественное оформление объекта труда и оптимальному планированию работ. использовать законы художественного конструирования; применять научный подход в проектировании изделий; проектировать и создавать продукты труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; |
11 класс. Технология.
Результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Сформированность общей культуры и культуры труда, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, социальной и трудовой практики, различным формам общественного сознания; потребности в самообразовании и самовоспитании, готовности к самоопределению на основе общечеловеческих и общенациональных ценностей; потребности в самореализации в творческой трудовой деятельности; желания учиться; коммуникативных навыков; стремления к здоровому и безопасному образу жизни и соответствующих навыков; ответственного и компетентного отношения к своему физическому и психическому здоровью; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовности к принятию самостоятельных решений, построению и реализации жизненных планов, осознанному выбору профессии; социальной мобильности; мотивации к познанию нового и непрерывному образованию как условию профессиональной и общественной деятельности. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; | Регулятивные универсальные учебные действия самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; умение анализировать конкретные трудовые и жизненные ситуации, различные стратегии решения задач; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия овладение научными методами исследования при освоении технологий и проектной деятельности в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования; начальный опыт, навыки творчества и исследовательской деятельности, умение привлекать изученный в других предметах материал в реализуемые технологии и использовать различные источники информации, в том числе локальные сети и глобальную сеть Интернет, для решения учебных проблем; анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию, в том числе передаваемую по каналам средств массовой информации и по Интернету; Коммуникативные универсальные учебные действия коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и терпимость в общении, грамотное участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях; выбирать и реализовывать способы поведения в коллективной деятельности; публичного представления результатов творческой деятельности, в том числе с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. умение логично, ясно и точно формулировать и аргументировано излагать свои мысли, применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, базируясь на закономерностях логики технологических процессов; | представлять социальные и экологические последствия развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; ориентированию в традиционных и новейших технологиях получения и преобразования различных материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды; овладению основными понятиями, терминами черчения и графики; правилами выполнения графической документации; основными экономическими характеристиками трудовой деятельности, экологическими характеристиками технологий; •самооценке индивидуальных профессиональных способностей и склонностей; ориентированию на рынке труда, услуг профильного общего и профессионального образования. •оцениванию своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, осознание ответственности за качество результатов труда; согласованию своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; формированию представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; владеть технологией выбора профессии; соблюдать профессиональную этику; готовить себя к профессиональной деятельности. Обучающиеся получат возможность научиться: согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками; объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива; оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; уважительно относиться к труду и результатам труда; развивать творческие, коммуникативные и организационные способности, необходимые для последующего профессионального образования и трудовой деятельности; ответственно относиться к профессиональному самоопределению; составлять и выполнять в письменной и устной форме автобиографию и профессиональное резюме для профессионального образования и трудоустройства. |
2. Содержание курса
10 класс. Технология.
Раздел 1: Технология проектирования изделий
Тема 1: Особенности современного проектирования
Теоретические сведения. Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании.
Практическая работа. Анализ существующего состояния в сфере предполагаемого проектирования, определение потребности, выбор объекта проектирования.
Тема 2: Законы художественного конструирования
Теоретические сведения. Эстетика. Единство формы содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление.
Практическая работа. Выполнение теста-опросника для выявления качеств дизайнера. Выполнение композиции из цветной бумаги.
Тема 3: Экспертиза и оценка изделия
Теоретические сведения. Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности.
Тема 4: Алгоритм проектирования
Теоретические сведения. Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
Тема 5: Методы решения творческих задач
Теоретические сведения. Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач.
Практические работы. Решение творческих задач. Тестирование на креативность.
Тема 6: Метод мозговой атаки. Метод обратной мозговой атаки
Теоретические сведения. Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия. Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода.
Практическая работа. Решение творческих задач методом мозговой атаки. Решение творческих задач методом обратной мозговой атаки.
Тема 7: Метод контрольных вопросов
Теоретические сведения. Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники.
Практическая работа. Решение творческих задач методом контрольных вопросов.
Тема 8: Синектика
Теоретические сведения. Синектика. Суть метода. Типы аналогий.
Практическая работа. Решение творческих задач методом синектики.
Тема 9: Морфологический анализ
Теоретические сведения. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода.
Практическая работа. Решение творческих задач методом морфологического анализа.
Тема 10: Функционально-стоимостный анализ
Теоретические сведения. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование функционально-стоимостного анализа на производстве.
Практическая работа. Решение творческих задач методом функционально-стоимостного анализа.
Тема 11: Метод фокальных объектов
Теоретические сведения. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практическая работа. Решение творческих задач методом фокальных объектов.
Тема 12: Дизайн отвечает потребностям
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности.
Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектирование. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды.
Практическая работа. Дизайн-анализ окружающих предметов с целью выявления возможных вариантов их усовершенствование.
Тема 13: Защита интеллектуальной собственности
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практическая работа. Разработка товарного знака для своего изобретения.
Тема 14: Мысленное построение нового изделия
Теоретические сведения. Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план.
Тема 15: Научный подход в проектирование изделий
Теоретические сведения. Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источники информации. Представление об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирование. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи.
Практическая работа. Составление бизнес-плана производства проектируемого (или условного) изделия (услуги).
Тема 16: Материализация проекта
Теоретические сведения. Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов.
Практическая работа. Выполнение предварительного расчета количества материалов для выполнения проектируемого изделия.
Тема 17: Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования
Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.
Выбор наиболее удачного варианта проектируемо изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.
Практическая работа. Выбор объекта проектирования. Выбор материалов для изготовления проектного изделия.
Тема 18: изучение покупательского спроса
Теоретические сведения. Покупательский спрос. Методы исследования покупательского спроса. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя.
Практическая работа. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Тема 19: Проектная документация
Теоретические сведения. Стандартизация при проектирование. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.
Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемо изделия. Технологическая карта.
Практическая работа. Составление дизайн-спецификации.
Тема 20: Организация технологического процесса
Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты.
Практическая работа. Выполнение технологической карты проектного изделия.
Тема 21: Анализ результатов проектной деятельности
Теоретические сведения. Понятия качества материального объекта, услуги, технологического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.
Практическая работа. Доработка проектного изделия, самооценка проекта.
Повторение по разделу
Раздел 2: Технологии в современном мире
Тема 22: Роль технологии в жизни человека
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.
Практическая работа. Подготовка сообщения об интересующем изобретении в области технологии.
Тема 23: Технологический уклады
Теоретические сведения. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном ученом, изобретателе) в области науки и техники.
Тема 24: Связь технологий с наукой, техникой и производством
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка сообщения на тему «Техносфера и современный технологический мир».
Тема 25: Энергетика и энергоресурсы
Теоретические сведения. Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Проблемы и перспективы.
Тема 26: Альтернативный источники энергии
Теоретические сведения. Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия. Термоядерная энергетика.
Практическая работа. Сравнение достоинств и недостатков альтернативных источников электрической энергии.
Тема 27: Технологии индустриального производства
Теоретические сведения. Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства.
Тема 28: Технологии земледелия и растениеводства
Теоретические сведения. Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технологии растениеводства.
Практическая работа. Подготовить сообщения о процессах сбора, заготовки и разведения лекарственных растений.
Тема 29: Технологии животноводства
Теоретические сведения. Животноводство. Этапы развития животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства.
Практическая работа. Подготовка сообщения о правилах составления рациона и кормления сельскохозяйственных животных.
Тема 30: Технологии агропромышленного производства
Теоретические сведения. Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции.
Тема 31: Технологии легкой промышленности
Теоретические сведения. Легкая промышленность. Подотрасли легкой промышленности. Текстильная промышленность.
Практическая работа. Подготовка сообщения о технологии получения сырья для кожевенно-обувного производства.
Тема 32: Технологии пищевой промышленности
Теоретические сведения. Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности.
Практическая работа. Подготовка сообщения о технологии производства сахара и кондитерских изделий.
11 класс. Технология.
Раздел 2: Технологии в современном мире
Тема 33: Природоохранные технологии
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны природной среды.
Практические работы. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии.
Тема 34: Переработка бытового мусора и промышленных отходов
Теоретические сведения. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов.
Тема 35: Рациональное использование земель, минеральных ресурсов, водных ресурсов
Теоретические сведения. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение. Ответственность за сохранение гидросферы.
Практическая работа. Анализ основных технологий защиты гидросферы.
Тема 36: Электротехнологии
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение.
Тема 37: Лучевые технологии
Теоретические сведения. Лучевые методы обработки. Лазерная обработка материалов. Электронно-лучевая обработка. Электронно-лучевое резание и прошивка. Электронно-лучевая плавка.
Тема 38: Ультразвуковые технологии. Плазменная обработка
Теоретические сведения. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Ультразвуковая размерная обработка. Ультразвуковая очистка. Ультразвуковая сварка. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия.
Тема 39: Технологии послойного прототипирования
Теоретические сведения. Технологии послойного прототипирования и их использование.
Тема 40: Нанотехнологии
Теоретические сведения. Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий.
Практическая работа. Подготовка и проведение презентации с описанием новых перспективных технологий.
Тема 41: Новые принципы организации современного производства
Теоретические сведения. Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкое производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйствования.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).
Тема 42: Автоматизация технологических процессов
Теоретические сведения. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жесткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП.
Раздел 3: Профессиональное самоопределение и карьера
Тема 43: Понятие профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности.
Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.
Практическая работа. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.
Тема 44: Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Сферы и отрасли профессиональной деятельности. Предметы труда. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товары, услуги.
Практическая работа. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение.
Тема 45: Нормирование и оплата труда
Теоретические сведения. Система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда.
Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка.
Практическая работа. Изучение нормативных производственных документов.
Тема 46: Система оплаты труда
Теоретические сведения. Система оплаты труда. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применения и способы расчета. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.
Практическая работа. Определение вида оплаты труда для работников различных профессий.
Тема 47: Культура труда
Теоретические сведения. Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.
Практическая работа. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учебы.
Тема 48: Профессиональная этика
Теоретические сведения. Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды.
Практическая работа. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.
Тема 49: Этапы профессионального становления
Теоретические сведения. Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество.
Практическая работа. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности.
Тема 50: Профессиональная карьера
Теоретические сведения. Понятия «карьера», «должностной рост», «призвание». Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры.
Практическая работа. Составление плана своей будущей профессии.
Тема 51: Рынок труда и профессий
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложение на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий.
Тема 52: Виды профессионального образования
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Исследование регионального рынка образовательных услуг.
Тема 53: Трудоустройство. С чего начать?
Теоретические сведения. Профессиональное резюме. Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещение организации.
Практическая работа. Составление профессионального резюме.
Раздел 4: Планирование профессиональной карьеры
Тема 54: Цели и задачи проекта
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Тема 55: Ориентация в мире профессий. Обоснование выбора профессии
Теоретические сведения. Профессиональные центры. Знакомство с миром профессий. Необходимость осознанного выбора профессии. Выявление интересов, способностей.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Тема 56: Пути получения профессии
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Тема 57: Поиск работы в ситуации непоступления в учебное заведение
Теоретические сведения. Поиск работы. Центры занятости.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
Тема 58: Оценка и защита проекта
Теоретические сведения. Самопрезентация. Презентация. Защита проекта.
Практическая работа. Проведение презентации и защита проектов.
3. Тематическое планирование
10 класс. Технология. 35 ч.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | Основное содержание материала темы |
1 | Раздел Технология проектирования изделий | 23 | |
1.1 | Особенности современного проектирования | 1 | Особенности современного проектирования. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании. |
1.2 | Законы художественного конструирования | 1 | Эстетика. Единство формы содержания. Пропорции. Симметрия. Динамичность. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление. |
1.3 | Экспертиза и оценка изделия | 1 | Экспертиза и оценка изделия. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности. |
1.4 | Алгоритм проектирования | 1 | Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта. |
1.5 | Методы решения творческих задач | 2 | Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. Логические и эвристические методы решения задач. |
1.6 | Метод мозговой атаки. | 1 | Метод мозговой атаки. Суть метода. Цель метода. Генерация идей. Аналогия, инверсия, фантазия, эмпатия. |
1.7 | Метод обратной мозговой атаки | 1 | Суть метода обратной мозговой атаки. Цель метода. |
1.8 | Метод контрольных вопросов | 1 | Суть метода контрольных вопросов. Универсальные опросники. |
1.9 | Синектика | 1 | Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода. |
1.10 | Морфологический анализ | 1 | Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Недостаток метода. |
1.11 | Функционально-стоимостный анализ | 1 | Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование функционально-стоимостного анализа на производстве. |
1.12 | Метод фокальных объектов | 1 | Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение. |
1.13 | Дизайн отвечает потребностям | 1 | Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Методы выявления общественной потребности. Значение понятия «дизайн». Значение дизайна в проектирование. Эргономика, техническая эстетика, дизайн среды. |
1.14 | Защита интеллектуальной собственности | 1 | Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания. |
1.15 | Мысленное построение нового изделия. | 1 | Проект. Постановка целей и изыскание средств для проектирования. Дизайнерский подход. Бизнес-план. |
1.16 | Научный подход в проектировании изделий | 1 | Процесс проектирования дизайнером новых изделий. Источники информации. Представление об основах взаимозаменяемости. Составляющие технологического планирование. Бизнес-планирование. Маркетинг, его цели, задачи |
1.17 | Материализация проекта | 1 | Макетирование, моделирование. Изготовление опытных образцов. Испытание. Стоимость проектов. |
1.18 | Дизайн-проект. Выбор объекта проектирования | 1 | Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования. Выбор наиболее удачного варианта проектируемо изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов. |
1.19 | Изучение покупательского спроса | 1 | Покупательский спрос. Методы исследования покупательского спроса. Требования к анкете по изучению покупательского спроса. Анкета покупателя. |
1.20 | Проектная документация | 1 | Стандартизация при проектирование. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения проектной документации. Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж. Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемо изделия. Технологическая карта. |
1.21 | Организация технологического процесса | 1 | Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты. |
1.22 | Анализ результатов проектной деятельности | 1 | Понятия качества материального объекта, услуги, технологического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Критерии защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов. |
2 | Технологии в современном мире | 11 | |
2.1 | Роль технологии в жизни человека | 1 | Понятие «культура», виды культуры. Понятия «технология» и «технологическая культура». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий. |
2.2 | Технологические уклады | 1 | Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения. |
2.3 | Связь технологий с наукой, техникой и производством | 1 | Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства. |
2.4 | Энергетика и энергоресурсы | 1 | Производственные задачи. Энергетика. Тепловые электростанции. Проблемы и перспективы. |
2.5 | Альтернативные источники энергии | 1 | Альтернативные (нетрадиционные) источники электрической энергии. Солнечная энергия и солнечные электростанции. Энергия ветра. Энергия приливов. Геотермальная энергия. Термоядерная энергетика. |
2.6 | Технологии индустриального производства | 1 | Промышленный переворот. Машиностроение. Машины. Основные узлы машин. Виды машин. Индустриальное производство. Технологии индустриального производства. Технологический процесс индустриального производства. |
2.7 | Технологии земледелия и растениеводства | 1 | Сельское хозяйство. Отрасли: земледелие и растениеводство. Классификация технологий земледелия. Отрасли современного растениеводства. Технологии растениеводства. |
2.8 | Технологии животноводства | 1 | Животноводство. Этапы развития животноводства. Отрасли современного животноводства. Промышленные технологии животноводства. |
2.9 | Технологии агропромышленного производства | 1 | Агропромышленный комплекс (АПК). Структура отраслей АПК. Основные этапы технологии АПК. Технология защиты растений. Реализация сельскохозяйственной продукции |
2.10 | Технологии легкой промышленности | 1 | Легкая промышленность. Подотрасли легкой промышленности. Текстильная промышленность. |
2.11 | Технологии пищевой промышленности | 1 | Пищевая промышленность. Группы отраслей пищевой промышленности. Деление групп предприятий пищевой промышленности на различные производства. Обработка пищевого сырья. Переработка продуктов животноводства. Рыбная промышленность. Плодоовощная промышленность. Технологический цикл в пищевой промышленности. |
| Проверочная работа | 1 | |
| | 35 | |
Тематическое планирование
11 класс. Технология. 34 ч.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | Содержание темы (раздела) |
2 | Технологии в современном мире | 12 | |
2.12 | Природоохранные технологии | 1 | Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны природной среды. |
2.13 | Переработка бытового мусора и промышленных отходов | 1 | Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. |
2.14 | Рациональное использование земель, минеральных ресурсов, водных ресурсов | 2 | Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Оборотное водоснабжение. Ответственность за сохранение гидросферы. |
2.15 | Электротехнологии | 1 | Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение. |
2.16 | Лучевые технологии | 1 | Лучевые методы обработки. Лазерная обработка материалов. Электронно-лучевая обработка. Электронно-лучевое резание и прошивка. Электронно-лучевая плавка. |
2.17 | Ультрозвуковые технологии. Плазменная обработка | 2 | Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Ультразвуковая размерная обработка. Ультразвуковая очистка. Ультразвуковая сварка. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. |
2.18 | Технологии послойного прототипирования | 1 | Технологии послойного прототипирования и их использование. |
2.19 | Нанотехнологии | 1 | Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий. |
2.20 | Новые принципы организации современного производства | 1 | Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкое производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйствования. |
2.21 | Автоматизация технологических процессов | 1 | Автоматизация производства на основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жесткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП. |
3 | Профессиональное самоопределение и карьера | 17 | |
3.1 | Понятие профессиональной деятельности | 2 | Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда. |
3.2 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности | 2 | Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Сферы и отрасли профессиональной деятельности. Предметы труда. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товары, услуги. |
3.3 | Нормирование и оплата труда | 1 | Система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка |
3.4 | Система оплаты труда | 2 | Система оплаты труда. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применения и способы расчета. Роль форм заработной платы в стимулировании труда. |
3.5 | Культура труда | 2 | Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности. |
3.6 | Профессиональная этика | 2 | Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды. |
3.7 | Этапы профессионального становления | 1 | Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная компетентность. Профессиональное мастерство. Профессиональное творчество. |
3.8 | Профессиональная карьера | 1 | Понятия «карьера», «должностной рост», «призвание». Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры. |
3.9 | Рынок труда и профессий | 1 | Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложение на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. |
3.10 | Виды профессионального образования | 1 | Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг. |
3.11 | Трудоустройство. С чего начать? | 2 | Профессиональное резюме. Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещение организации. |
4 | Планирование профессиональной карьеры | 5 | |
4.1 | Цели и задачи проекта | 1 | Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности выбора учебного заведения. |
4.2 | Ориентация в мире профессий. Обоснование выбора профессии | 1 | Профессиональные центры. Знакомство с миром профессий. Необходимость осознанного выбора профессии. Выявление интересов, способностей. |
4.3 | Пути получения профессии | 1 | Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование |
4.4 | Поиск работы в ситуации непоступления в учебное заведение | 1 | Поиск работы. Центры занятости. |
4.5 | Оценка и защита проекта | 1 | Самопрезентация. Презентация. Защита проекта. |
| | 34 | |