СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по устранению ошибок

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поддержку от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Просмотр содержимого документа
«Программа по устранению ошибок»



Программа по устранению ошибок

для учащихся 6 класса с разным уровнем подготовки.


Составила: учитель математики Латкина Надежда Анатольевна.


Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, — это работа с учащимися с низким уровнем подготовки (слабоуспевающие ученики)

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения, и навыки. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

- с состоянием здоровья:

- занятия спортом;

- какими-либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное поддержку от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Обычно класс состоит из учащихся с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно. И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню – к среднему развитию, средней подготовленности, средней успеваемости – иначе говоря, он строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического «среднего» ученика. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного напряжения, а «слабые» ученики обречены на хроническое отставание, они также теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного напряжения.

Те, кто относятся к «средним», тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой – медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой – по принуждению. Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости проведения работы с учащимися с разным уровнем подготовки для устранения типичных ошибок.



Цель и задачи:

- ликвидация пробелов у учащихся по предмету «Математика»;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

- поддержание интереса ребенка к математике.



План работы

п/п

Мероприятия

Срок

1.

Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся по итогам промежуточной аттестации учащихся за прошлый учебный год.

Сентябрь

2.

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся.  

Октябрь

3.

Составление плана работы с учащимися разного уровня подготовки.

Октябрь

4.

Индивидуальные беседы с учениками о состоянии их учебных дел.  

Выборочно, по ситуации.

5.

Работа с родителями

В течение всего учебного года.

6.

 Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях ученика на текущую четверть.

 Составление плана работы по углубленному изучению некоторых тем по предмету с учениками с высоким и средним уровнем подготовки на текущую четверть.

Обновлять по мере необходимости.

7.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику. Готовить к уроку карточки с дополнительными заданиями для «сильных» учеников. Использовать на уроках задания из тренажера для повышения вычислительных навыков.

В течение учебного года.

8

Предлагать учащимся участие в олимпиадах и конкурсах. Развивать интерес к математике через творческие и проектные работы

В течение учебного года.



Прогнозируемый результат:

-ученик должен научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, подбирая подходящий для ситуации способ;

- выполнять вычисления с натуральными числами и дробями.

- анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.

- читать и записывать буквенные выражения, составлять буквенные выражения по условию задачи.

- вычислять числовые значения буквенных выражений при заданных значениях букв.

- решать простейшие уравнения на основе зависимостей между компонентами арифметических действий.

Формы индивидуальной работы

1. Составление картотеки:

– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)

- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)

- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)


2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.

3. Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.

4. Предупреждающие опросы.

5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.

6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.


7. Оказание помощи учащимся перед уроком.




Оказание помощи ученику с низким уровнем подготовки на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса низко мотивированных учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп, низко мотивированных наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий





Профилактика типичных ошибок.

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно низко мотивированных учеников





Единые требования к организации индивидуальной работы

с учащимися.


  1. Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.

  2. По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.

  3. Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.

  4. Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.

  5. Своевременные индивидуальные задания учащимся.

  6. Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.

  7. Дополнительные занятия со слабоуспевающими учениками во внеурочное время.

  8. Организация взаимной помощи среди учащихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!