СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по внеклассной деятельности по 6 направлениям для учащихся 3-4 классов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
города Чебоксары Чувашской Республики
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
3-4 класс
Составила:учительначальных классов
Григорьева Надежда Владимировна
Режим работы в ГПД
3 класс
Дни недели | Мероприятия
| Время |
|
Понедельник
| 1. Прогулка. 2. Обед. 3.Самоподготовка. 4. «Я - гражданин».
| 11.50-12.40 12.40-13.00 13.00-13.30 13.30-13.50
| |
Вторник
|
1.Обед. 2. Прогулка. 3. Самоподготовка. 4. «Театр».
|
12.50-13.10 13.10-13.40 13.40-14.20 14.20-14.50
| |
Среда
|
1.Обед. 2.Прогулка. 3. Самоподготовка. 4. «Всё узнаю, всё смогу».
|
12.50-13.10 13.10-13.40 13.40-14.20 14.20-14.50
| |
Четверг
|
1.Обед. 2. Прогулка. 3. Самоподготовка. 4. «Театр».
|
12.50-13.10 13.10-13.40 13.40-14.20 14.20-14.50
| |
Пятница |
1.Прогулка. 2. Обед. 3. Самоподготовка. 4. «Здоровейка».
|
11.50-12.40 12.40-13.00 13.00-13.30 13.30-13.50
|
Направления внеурочной деятельности
Дни недели | Направления внеурочной деятельности
|
Понедельник | Социальное |
Вторник | Духовно-нравственное
|
Среда | Интеллектуальное
|
Четверг | Художественно-эстетическое
|
Пятница | Спортивно-оздоровительное
|
Основные разделы программы:
Введение.
Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы.
3. Содержание воспитательной работы.
3.1 Подпрограмма «Здоровейка».
Оздоровительное направление.
3.2 Подпрограмма «Все узнаю, все смогу».
Общеинтеллектуальное направление.
3.3 Подпрограмма «Я - гражданин».
Социальное направление.
3.4 Подпрограмма «Театр».
Духовно-нравственное направление.
Художественно-эстетическое направление.
4. Прогнозируемые результаты.
5. Список литературы.
1.Введение.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школе. Во время учебного года далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Одни заняты работой, другие не обращают на это внимание и дети большую часть свободного времени предоставлены сами себе.
Пояснительная записка.
После летних каникул детям тяжело вступать в учебный процесс. Ребенок идет в школу с уверенностью, что ему будет там хорошо. Нужно сделать все, чтобы оправдались эти ожидания: чтоб он нашел в школе хороших друзей, чтоб пережил успех в учебе, общественных делах. Задача воспитателя ГПД сформировать такой классный коллектив, в котором каждый ребенок чувствовал себя комфортно, смог раскрыть свои творческие способности.
Рабочая программа разработана для учащихся 3-4 классов. При написании программы я опиралась на следующие нормативные документы:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. Программа рассчитана на 34 учебные недели, часы распределены по 5 направлениям:
Оздоровительное;
Общеинтеллектуальное;
Социальное;
Духовно - нравственное;
Художественно - эстетическое.
Принципы воспитания:
- Принцип добровольности;
- Принцип творчества и успеха.
- Целостность педагогического пространства: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы.
- Принцип доверия и поддержки.
2. Цели и задачи программы.
Цель:
- способствовать формированию у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения.
Задачи:
формировать у учащихся навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения;
формировать у детей потребность в продуктивной деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности;
- формировать интерес к различным видам деятельности в соответствии с индивидуальностью ребенка;
формировать нравственный (усвоение моральных норм поведения через овладение нравственными понятиями) и эмоциональный (через эстетические представления в творческой деятельности) компоненты мировоззрения детей;
формировать творческое воображение, любознательность;
развивать познавательный интерес, самостоятельность;
осуществлять эстетическое, экологическое, нравственно-патриотическое, физическое воспитание младших школьников;
воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Охранять жизнь детей.
3. Содержание воспитательной работы.
3.1 Оздоровительное направление
Подпрограмма «Здоровейка»
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.
Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
2. Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения.
Прогнозируемые результаты
Ведение учениками здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Наличие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
Знание способов и приемов сохранения и укрепления собственного здоровья.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия. 3 класс. | Виды деятельности |
1. |
| Режим дня школьника | Беседа |
2. | | Экскурсия в Рощу | Игры |
3. |
| «Сам себе я помогу и здоровье сберегу» | Конкурс |
4. |
| «Безопасное поведение в школе во время перемен» | Викторина
|
5. |
| «Говорим мы вам без смеха -чистота залог успеха!» | Игра -викторина |
6. | | «Мой внешний вид –залог здоровья» | Практическое занятие |
7. |
| «Разговор о правильном питании» | Викторина |
8. | | «Здоровье юного спортсмена» | Беседа, посвященная Универсиаде 2013 |
9. |
| «Вредные привычки» | Конкурс -викторина |
10. |
| «Лесная аптека на службе человека» | Беседа |
11. |
| «Как сохранить и укрепить зрение» | Викторина |
12. |
| Стадион «Олимпийский». День бегуна. | Экскурсия |
13. |
| «Правильное питание» | Викторина |
14. |
| «Польза овощей и фруктов» | Викторина |
15. |
| «Хорошо быть здоровым» | Беседа медсестры |
16. |
| «Моя любимая игра» | Соревнования |
17. |
| Лыжная прогулка | экскурсия |
18. |
| « Уход за зубами» | Беседа |
19. |
| «Салки», «Коршун»-игры | Подвижные игры |
20. |
| День лыжника. Парк 500-летия Чебоксар | Экскурсия |
21. |
| «Дружи с водой» | Викторина |
22. |
| Подвижные игры на свежем воздухе | Игры |
23. |
| «Секреты здоровья» | Конкурс рисунков |
24. |
| « Польза закаливания» | Беседа врача |
25. |
| «Доктора природы» | Викторина о лекарственных травах |
26. |
| Весенний поход. Первоцветы. | экскурсия |
27. |
| «Правильное питание» | Беседа врача |
28. |
| «Полезные советы» | Конкурсная программа |
29. |
| «Виды спорта» | Викторина |
30. |
| «Если хочешь быть здоров, закаляйся!» | Беседа |
31. |
| «От старта до финиша» | Эстафеты |
32. |
| Игры с мячом на воздухе | Игры |
33. |
| «Кто лучше?» | Конкурс прыжков через скакалку |
34. |
| Летний поход. «Здравствуй, лето!» | Экскурсия |
№ | Дата | Тема занятия. 4 класс. | Виды деятельности |
1. |
| «Мой мозг» | Беседа |
2. |
| «Почему я слышу» | Презентация |
3. |
| «Почему я вижу» | Беседа |
4. |
| Спортивная эстафета | Соревнования |
5. |
| «Как я распознаю запахи» | Игра - викторина |
6. |
| «Красивая осанка» | Практическое занятие |
7. |
| «Ухаживай за своими руками и ногами» | Викторина |
8. |
| «Как мы дышим» | Беседа |
9. |
| Игры на развитие мышления и речи | Конкурс -викторина |
10. |
| «Как работает наше сердце» | Беседа |
11. |
| «Органы пищеварения» | Викторина |
12. |
| «Чтобы зубы были крепкими» | Презентация |
13. |
| «Закаливание, самомассаж от простуды» | Викторина |
14. |
| Народные игры | Соревнования |
15. |
| «Откуда берутся болезни, почему заболели ребята» | Беседа медсестры |
16. |
| Правила поведения в случае болезни | Соревнования |
17. |
| Лекарства – друзья, лекарства – враги. | Презентация |
18. |
| Игры с элементами ОРУ. | Соревнования |
19. |
| «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность» | Презентация |
20. |
| «Когда домашние животные бывают опасны» | Презентация |
21. |
| «Берегись пожара» | Викторина |
22. |
| Игры с мячом | Игры |
23. |
| Правила поведения в транспорте и на улице | Конкурс рисунков |
24. |
| «Мое настроение. Выставка рисунков» | Конкурс рисунков |
25. |
| «Знакомство с лекарственными растениями» | Викторина о лекарственных травах |
26. |
| «Зачем человек ест» | Презентация |
27. |
| «Хлеб – всему голова» | Беседа |
28. |
| «Молоко и молочные продукты» | Презентация |
29. |
| «Неполезные продукты» | Викторина |
30. |
| «Овощи, ягоды и фрукты - самые полезные продукты» | Беседа |
31. |
| Снятие состояния психического дискомфорта | Игры |
32. |
| Коррекция зависимости от окружающих | Презентация |
33. |
| Гармонизация противоречивости личности | Презентация |
34. |
| Снятие враждебности | Игры |
3.2 Общеинтеллектуальное направление
Подпрограмма «Все узнаю, все смогу».
Пояснительная записка
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности
самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.
Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана
решать данную проблему.
При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим,
что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
– формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
– обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
– развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;
– развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
– формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
– развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе потеме;
– формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
– формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
– воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
– формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.
В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипоте-
зы, вдумчиво обосновывать их.
Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Всё узнаю, всё смогу» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.
Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Теоретико-методологические основы курса строятся на системнодеятельностном подходе. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:
– имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
– осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
– носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
– предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
– в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
– реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности
Прогнозируемые результаты
Устойчивый познавательный интерес.
Умение анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в процессе учения.
Интерес к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Активная коммуникативно-грамотная личность.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия. 3 класс. | Виды деятельности |
1. |
| Задачи в стихах | Конкурс |
2. |
| «Веселый алфавит» | Игра |
3. |
| «В гостях у А.С.Пушкина» | Викторина |
4. |
| Графические диктанты | Игра |
5. |
| «Все обо всем» | Знакомство с энциклопедией |
6. |
| « О друзьях и дружбе» | Познавательная игра |
7. |
| Национальный музей. Краеведческий отдел. | Экскурсия |
8. |
| Путешествие в мир профессий | Беседа |
9. |
| Головоломки на смекалку | Эрудит-час |
10. |
| «Будешь много читать- будешь много знать» | Экскурсия в библиотеку |
11. |
| «Словарь вежливых слов» | Викторина |
12. |
| « Древнейшие изобретения человека» | Игра -викторина |
13. |
| Развивающие интеллектуальные игры | Игры на компьютере |
14. |
| «Мир аквариумов». | Экскурсия |
15. |
| « Веселые грамотеи» | Конкурс |
16. |
| « Торопись, да не ошибись» | Игра |
17. |
| «Путешествие в страну знаний» | Викторина |
18. |
| Музей Чапаева | Экскурсия |
19. |
| «В царстве смекалки» | Конкурс загадок, задач- шуток |
20. |
| « Путешествие в Цифроград» | Викторина |
21. |
| «Буквы разбежались» | Конкурс |
22. |
| « Перевертыши слов» | Познавательная игра |
23. |
| «Веселые загадки» | Конкурс |
24. |
| «Ум, смекалка, быстрота» | Викторина |
25. |
| «Занимательный учебник» | Конкурс головоломок, ребусов |
26. |
| Национальный музей. Исторический зал | экскурсия |
27. |
| «Решение задач- шуток» | Викторина |
28. |
| « Все надо знать!» | Веселая почемучка |
29. |
| « Кто быстрее?» | Конкурс ребусов |
30. |
| Выставочный центр «Радуга» | Экскурсия |
31. |
| « Умей думать!» | Компьютерные игры |
32. |
| «Клуб веселых математиков» | Викторина |
33. |
| Математический кроссворд | Конкурс головоломок |
34. |
| Экскурсия в компьютерный класс | Экскурсия |
№ | Дата | Тема занятия. 4 класс. | Виды деятельности |
1. |
| «Все обо всем» | Знакомство с энциклопедией |
2. |
| «Как были придуманы буквы» | Игра |
3. |
| «Будешь много читать – будешь много знать» | Викторина |
4. |
| Путешествие в страну знаний | Игра |
5. |
| «Все обо всем» | Знакомство с энциклопедией |
6. |
| « О друзьях и дружбе» | Познавательная игра |
7. |
| Откуда берутся сны | Презентация |
8. |
| Путешествие в мир профессий | Беседа |
9. |
| Головоломки на смекалку | Эрудит-час |
10. |
| «Будешь много читать - будешь много знать» | Экскурсия в библиотеку |
11. |
| «Словарь вежливых слов» | Викторина |
12. |
| «Древнейшие изобретения человека» | Игра - викторина |
13. |
| Развивающие интеллектуальные игры | Игры на компьютере |
14. |
| «Мир аквариумов». | Экскурсия |
15. |
| « Веселые загадки» | Конкурс |
16. |
| « Торопись, да не ошибись» | Игра |
17. |
| «Путешествие в страну знаний» | Викторина |
18. |
| Музей Чапаева | Экскурсия |
19. |
| «В царстве смекалки» | Конкурс загадок, задач - шуток |
20. |
| « Время не ждёт» | Викторина |
21. |
| «Буквы разбежались» | Конкурс |
22. |
| « Перевертыши слов» | Познавательная игра |
23. |
| «Русский сувенир» | Конкурс |
24. |
| «Ум, смекалка, быстрота» | Викторина |
25. |
| «Занимательный учебник» | Конкурс головоломок, ребусов |
26. |
| Национальный музей. Исторический зал | экскурсия |
27. |
| «Решение задач - шуток» | Викторина |
28. |
| « Все надо знать!» | Веселая почемучка |
29. |
| « Кто быстрее?» | Конкурс ребусов |
30. |
| Экскурсия в компьютерный класс | Экскурсия |
31. |
| « Умей думать!» | Компьютерные игры |
32. |
| «Клуб веселых математиков» | Викторина |
33. |
| Математический кроссворд | Конкурс головоломок |
34. |
| Выставочный центр «Радуга» | Экскурсия |
3.3 Социальное направление
Подпрограмма «Я гражданин».
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 7 – 10 летнего возраста.
Цель программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
В программе заложены возможности формирования учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества,создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве,познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
Прогнозируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
•ценностно-смысловая ориентация учащихся;
•нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
Беседы
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия. 3 класс. | Виды деятельности |
1. |
| Экскурсия на пришкольный участок. | Экскурсия |
2. |
| Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. | Изготовление поделки |
3. |
| Сбор семян в пакетики. | Практическое занятие |
4. |
| Сбор листьев для гербария. | Практическое занятие |
5. |
| Выставка «Чудеса природы» | Выставка |
6. |
| Цветочный праздник | Внеклассное мероприятие |
7. |
| Папка-гербарий «Мои любимые цветы» | Практическое занятие |
8. |
| Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек. | Экскурсия |
9. |
| Праздник урожая «Хлеб - наше богатство. | Эрудит-час |
10. |
| Акция «Мы уважаем старших!» | Акция |
11. |
| «Мой город» | Презентация |
12. |
| Конкурс рисунков «Я рисую город» | Конкурс рисунков |
13. |
| Выставка «Мы творим чудеса!» | Выставка |
14. |
| Конкурс стихов «Моя Родина» | Конкурс стихов |
15. |
| Литературно музыкальный вечер «Наши родники» | Эрудит-час |
16. |
| Готовим новогодние игрушки | Практическое занятие |
17. |
| «Я люблю свою страну» | Эрудит-час |
18. |
| Беседа «Кем я буду?» | Беседа |
19. |
| «Рыцарский турнир» | Внеклассное мероприятие |
20. |
| Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!» | Спортивное мероприятие |
21.
|
| Конкурс рисунков «Мой папа» | Конкурс рисунков |
22. |
| Конкурс стихов «Наши защитники» | Конкурс стихов |
23. |
| Коллективное панно «Наши защитники» | Практическое занятие |
24. |
| Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». | Беседа |
25. |
| Открытки-самоделки «8 марта» | Практическое занятие |
26. |
| «Праздник мам» | Внеклассное мероприятие |
27. |
| Знакомство с профессиями мам. | Эрудит-час |
28. |
| «Моя любимая бабушка» | Презентация |
29. |
| Сбор макулатуры. | Практическое занятие |
30. |
| «Субботник» уборка школьной территории и родников. | Практическое занятие |
31. |
| Озеленение территории. | Практическое занятие |
32. |
| Шефство над обелиском. | Практическое занятие |
33. |
| Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» | Практическое занятие |
34. |
| Встреча с ветеранами войны. | Беседа |
№ | Дата | Тема занятия. 4 класс. | Виды деятельности |
1. |
| Экскурсия в лес. | Экскурсия |
2. |
| Изготовление панно «Осень». | Изготовление поделки |
3. |
| Сбор желудей. | Практическое занятие |
4. |
| Поделки из природных материалов. | Практическое занятие |
5. |
| Выставка «Чудеса природы». | Выставка |
6. |
| Осенний бал. | Внеклассное мероприятие |
7. |
| Удивительный мир грибов. | Презентация
|
8. |
| Операция «Витамин». | Викторина |
9. |
| Праздник урожая «Хлеб - наше богатство. | Эрудит-час |
10. |
| Акция «Мы уважаем старших!» | Акция |
11. |
| «Моя улица» | Презентация |
12. |
| Конкурс рисунков «Я рисую улицу на которой живу» | Конкурс рисунков |
13. |
| Выставка «Мы творим чудеса!» | Выставка |
14. |
| Конкурс стихов «Моя Чувашия» | Конкурс стихов |
15. |
| Литературно музыкальный вечер «Наши родники» | Эрудит-час |
16. |
| Готовим новогодние открытки | Практическое занятие |
17. |
| Зимние забавы. | Спортивное мероприятие |
18. |
| Беседа «Кем я буду?» | Беседа |
19. |
| «Рыцарский турнир» | Внеклассное мероприятие |
20. |
| Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!» | Спортивное мероприятие |
21.
|
| Смотр строя и песни. | Конкурс |
22. |
| Конкурс стихов «День Защитника» | Конкурс стихов |
23. |
| Конкурс рисунков «Весна идёт» | Конкурс рисунков |
24. |
| Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». | Беседа |
25. |
| Открытки-самоделки «8 марта» | Практическое занятие |
26. |
| «Праздник мам» | Внеклассное мероприятие |
27. |
| Знакомство с профессиями мам. | Презентация |
28. |
| «Моя любимая бабушка» | Презентация |
29. |
| Сбор макулатуры. | Практическое занятие |
30. |
| «Субботник» уборка школьной территории . | Практическое занятие |
31. |
| Озеленение территории. | Практическое занятие |
32. |
| Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» | Практическое занятие |
33. |
| Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке. | Практическое занятие |
34. |
| Экскурсия на природу. | Экскурсия |
3.4 Духовно-нравственное направление
Подпрограмма «Театр».
Пояснительная записка
Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Храктерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое оношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.
На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.
Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Цель программы:
– создание условий для развития личности ребёнка;
– развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Авторы программы ставят своей целью реализацию следующих задач:
– опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
– формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
– привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
– ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.
Следует заметить, что при организации работы с детьми рекомендуется использовать как классические для педагогики формы и методы работы, так и нетрадиционные: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых. Перчаточных кукол и марионеток.
Занятия лучше всего проводить не в классе за партами, а в специальном театральном зале, где было бы достаточно свободного места и для игр, и для репетиций. Доверительную атмосферу можно создать, поставив стулья в круг, тогда педагог становится одним из участников театральной игры.
Объём программы: участникам учебного процесса предложены занятия 2 раза в неделю.
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 3–4-го классов.
Прогнозируемые результаты
Расширение творческого развития детей, проявление их способностей и талантов, по выбранному направлению.
Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
Создание информационного банка методического обеспечения работы с детьми.
Создание системы педагогического сопровождения детей.
Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику.
Выступление перед родителями, шефами, учащимися городских школ.
Участие в городских, районных, областных конкурсах.
Тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия. 3 класс. | Виды деятельности |
1-2 |
| «Что такое театр» | Показ иллюстраций, фотографий и афиш театров.Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации?)Используя методику проблемно-речевых ситуаций, формировать умение придумывать тексты любого типа (повествование, рассуждение, описание).Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу», «Давай поговорим» — стр. 43 (Э.Г. Чурилова) |
3-4 |
| Игровой стречинг | Игры и упражнения: «Мыльные пузыри, Веселый пятачок, Удивленный бегемот» — стр.63 (Э.Г.Чурилова) |
5-6 |
| Экскурсия в Д\К | Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер, актер.Разъяснение выражений «зрительская культура», «театр начинается с вешалки».Ходонович Л.С — игра «Стань артистом» |
7-8 |
| Ритмопластика | Показ движений, обсуждение, поощрения, помощь. М.Глинка. «Вальс фантазия»«Приходи, сказка»,«Нам не страшен серый волк» — танц.-ритмическая гимнастика (Са-фи-дансе) |
9-10 |
| Психогимнастика | «Разные лица» «Жадный медведь» |
11-12 |
| Игровой стречинг | Игра «Передай позу», «Что мы делали, не скажем»Объяснение игр, обсуждение движений, оценка и анализ |
13-14 |
| Ритмопластика | Игра «Снежинки»Муз. композиция — К.Сен-Санс «Карнавал животных».Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк»«Поход в зоопарк», «Приходи, сказка»- игры-путешествия (Са-фи-дансе)«Слоненок» — ритмический танец (Са-фи-дансе) |
15-16 |
| «Путешествие в театральное зазеркалье» — беседа — диалог | Знакомство с терминами: драматург, пьеса режиссер, постановка, художник, костюмер, пантомимаРабота над альбомом «Все о театре» |
17-18 |
| Актерское мастерство | Изучение объектов и их анализ (“Внимательные глазки (ушки, пальчики)”)Игра “Угадай, что делает коза?”Игра на развитие памяти “В магазине зеркал”Этюды на выразительность жестов:“Иди ко мне” М.Чистякова“Уходи” М.ЧистяковаЭтюд на сопоставление разных характеров “Три характера” (муз. Д. Кабалевского)Мимическая игра “Передавалки” И.Петрова (передача мимики)Игра «Отгадай, чей голосок» — (Са-фи-дансе)Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики” Театрализованная игра “Веселые превращения” И.Петрова |
19-20 |
| Сценическая речь | Упражнения над голосом в движении “1, 2, 3, 4, 5 — Будем дружно мы играть”Чистоговорки:“Козлик” М.КартушинаУпражнение на координацию движения и речи “Васька-козел” Я.АкимРечевое упражнение “Кто за кем идет” М.КартушинаПересказ сказок и сочинение историй в лицах по картинкам (“Речетворчество”)Упражнение на развитие интонационной выразительности “Я очень люблю свою маму”Упражнение “Придумай другой конец сказки”“Что такое хорошо и что такое плохо” (игра-драматизация) |
21-22 |
| Ритмопластика | Муз. композиция К.Сен-Санс «Карнавал животных»Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк» |
23-24 |
| Массовая работа | Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках “Колобок”, “Теремок” |
25-26 |
| Составляем сценарий | Чтение сказкиОбсуждение и дополнение: беседа, показ, оценка и анализ выбранных ролей |
27-28 |
| Прикладное искусство | Рассматривание литографий известных художниковВыставка эскизов декораций к сказке “Волк и семеро козлят” |
29-30 |
| Постановка сказки | Методы и приемы обучения (см. выше) |
31-32 |
| Постановкамузыкальной сказки “Волк и семеро козлят” | Слушание детской оперы “Волк и семеро козлят” муз. КрасеваСловесное рисование детьми после прослушивания характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки.РитмопластикаМузыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные)«Озвучивание» сказки с помощью музыкальных, шумовых (орфовских) инструментов, звуков природы, голоса.Ходонович Л.С. МСИК «Каза-манюка»Игра в сравненияПридумывание и составление костюма сказочного героя из имеющейся коллекции тканей, т |
33-34 |
| Посещение спектакля кукольного театра | Рассматривание фотографий с изображением театраТеатральный словарь: билет, программка, репертуар, афиша, ложа. |
35-36 |
| Сценическая речь | Дыхательные упражнения: “Аромат цветов”Чистоговорка “Ах, трава-мурава”Заучивание стихов способом зарисовки: “Подснежник” В.БерестовПересказ сказки методом моделирования :“Цветик-семицветик” В.КатаеваГ.Никашина, игра «Цветы» |
37-38 |
| Сценическое движение | Имитационное упражнение “Дискотека кузнечиков”Танцы-фантазии:“Вальс цветов” муз. П.Чайковского |
39-40 |
| Постановка сказки | Методы и приемы обучения (см. выше) |
41-42 |
| «В музыкальный театр» | Знакомство с жанрами музыкального театра (“опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”), с лучшими образцами, созданными в разное время выдающимися композиторами для детей и с участием детей.Игра-путешествие «В мире музыки и танца» — (Са-фи-дансе) |
43-44 |
| Актерское мастерство | Разыгрывание по ролям стихов о зверях.Пантомимы:“Волк и Лиса”“К речке быстро мы спустились”Заучивание стихов методом зарисовкиСочинение сказок об осени, зверяхКонкурс детских стихов, посвященных осенней поре |
45-46 |
| Сценическая речь | Ритмическая игра “Капли”Игра «Закончи предложенные стихотворения»Проговаривание чистоговоркиИгра “Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком”Игра со звукамиИгра “Придумай свой конец сказки” |
47-48 |
| Сценическое движение | Ритмопластика:“Голубая вода”Креативная гимнастика “Повтори за мной”Упражнения на расслабление мышц, укрепление осанки:“Волны шипят”“Ныряние”Танец – импровизация “Лягушка и Капельки”Игры-путешествия «Лесные приключения», «На лесной опушке» — (Са-фи-дансе) |
49-50 |
| Музыкальная импровизация | Импровизации на стихи и музыку: «Театр мимики» , «Театр пластики», «Театр слова», «Театр музыкального звука”Г.Никашина И-Э, «Ветер»Развитие музыкальной интонации (“За звуком звук”)Ходонович Л.С. — игра «Кто споет выразительней» Ходонович Л.С., «Чудесный молоточек»Освоение музыкально-ритмических движений (“Азбука движений”) |
51-52 |
| Массовая работа | Дидактическая игра “Логическая цепочка” Подвижная игра “Море волнуется раз”Ритмический танец “Большая прогулка”Игра на внимание “Рыбка”Подвижная игра “День – ночь”Задания на освоение коллективных действий (“Это мы”)Ритмический танец «Травушка-муравушка» — (Са-фи-дансе) |
53-54 |
| Основы гримаПостановка сказки | Конкурс юных гримеров “Лесное царство”Методы и приемы обучения (см. выше) |
55-56 |
| Правила этикета | Беседа “Умеешь ли ты вести себя в общественных местах”Игра “Отдых на воде, поле, лугу, в лесу” |
57-58 |
| Прикладное искусство | Экскурсия в Детскую школу искусств,Дом ремеселЗнакомство с художественными произведениями художников, скульпторов, резчиков по дереву. |
59-60 |
| Актерское мастерство | Мимические упражнения “Снеговик” Л.ОлифировойИмитационное упражнение “Глухая бабушка”Мини-сценка “Полянка”Этюд на развитие эмоций, движений, жестов “Ручеек”.М.Чистякова |
61-62 |
| Сценическая речь | Дыхательное упражнение “Как подул Дед Мороз” Н.НищеваЗаучивание стихов способом зарисовки:“Зима” И.СуриковДидактическая игра “Угадай кто?”Белорусские народные заклички |
63-64 |
| Сценическое движение | Динамическое упражнение “На дворе мороз и ветер” А.АнуфриеваЛогопедические упражнения:“Горка”Проговаривание стихотворения с движением” Мы слепили снежный ком” О. ВысотскаяРитмическая игра “Метелица” р.н.п.“Танец снежинок” Муз. А. Вивальди “Зима” Ходонович Л.С. Игра «Король и принцесса» Придумай и составь танец “Весны и птиц”по пиктограммам на музыку Н.А. Римского – Корсакова |
65-66 |
| Массовая работа | Хороводная игра «Снежная баба» И.ДемьяновИгра на внимание «Снежная баба» М.КартушинаБ.н.игра “Мороз”Игра с воображаемым предметомИгра с движением “Мы погреемся немного”Р.н.игра “Гори, гори, ясно” Танцевально-ритмическая гимнастика «Сосулька» — (Са-фи-дансе) Игра «Два мороза» — (Са-фи-дансе) |
67-68 |
| Прикладное искусство | Рассматривание иллюстраций художников М.А.Врубеля «Снегурочка», В.М.Васнецова — к опере Н.А. Римского – Корсакова “Снегурочка”Выставка детской работ “Приди, весна, с милостью” |
№ | Дата | Тема занятия. 4 класс. | Виды деятельности |
1-2 |
| «В оперном театре» | Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере «Снегурочка»Восприятие музыки Н.А. Римского – Корсакова “Снегурочка” (Песня и пляска птиц из пролога, Ария Снегурочки, Океан — море синее, Пляска скоморохов, Третья песня Леля, Хор «Проводы масленицы») |
3-4 |
| Ритмопластика | Показ и отработка движений птиц, скоморохов, Бобыля и Бобылихи и др. персонажей сказки |
5-6 |
| Музыкальная импровизация | Песенное творчество: «О чем поет Снегурочка?», «Песня Леля», «Песни веселых птиц»Танцевальное творчество: «Пляска птиц», «Пляска скоморохов», «На море-океане», «Провожаем масленицу» |
7-8 |
| Постановка сказки | Методы и приемы обучения(см. выше) |
9-10 |
| Актерское мастерство | Разыгрывание мини-сценок:“Лиса” И.ПетроваИгра-пантомима:Игра “Продолжи фразу и покажи”Разыгрывание стихотворного текста “Уронила белка шишку” В.Шульжик |
11-12 |
| Сценическая речь | Логопедическая гимнастика:“Тропинка” М.КартушинПомоги закончить поговорки:“Хитрый как…” |
13-14 |
| Сценическое движение | Игра с имитацией движений “Кто как ходит?” Динамическое упражнение “Зайкина зарядка” М,КартушинаИгра “Кто лучше покажет” |
15-16 |
| Массовая работа | Креативная гимнастика “Художественная галерея”Ритмический танец “Лесная зверобика” |
17-18 |
| Отработка диалогов | Диалоги: волк – колобок, лиса — колобок, медведь — колобок, заяц — колобок. |
19-20 |
| Ритмопластика | Показ и отработка движений зайцаПоказ и отработка движений волкаПоказ и отработка движений лисыПоказ и отработка движений медведяХодонович Л.С. Игра «Чья фигура лучше?» |
21-22 |
| Основы грима | Нарисуй портрет Колобка |
23-24 |
| История театра | Беседа–знакомство с кукольными театрами (театр на гапите, верховой театр, штоковый театр и т.д.) |
25-26 |
| Прикладное искусство | Наблюдение за работой воспитателя по изготовлению кукол |
27-28 |
| Постановка сказки | Методы и приемы обучения(см. выше) |
29-30 |
| Работа по постановке спектакля (“Три медведя” или“Морозко” (спектакль)) | -Чтение сказки;-Рассматривание иллюстраций Атрура Рэкхема к сказке;-Лепка сказочных персонажей из доступных материалов;-Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки;-Игры на развитие внимания, воображения; Ходонович Л.С — игра «Подскажи голосок»-Отработка диалогов;-«Озвучивание» сказки с помощью шумовых (орфовских) инструментов |
31-32 |
| Репетиция | Репетиция сказки:Определить готовность детей к показу сказки. Отработка диалогов, выразительность, интонация, четкая дикция. |
33-34 |
| Ваш мир театра | Беседа – викторина “Театр” (виды театра: драматический, оперный, сатиры, кукольный, театр оперы и балета и т.д. Чем они похожи и чем отличаются?)КВН “История белорусского костюма”Викторина “А знаешь ли ты?” (виды настольных театров и театрально-игрового оборудования) |
35-36 |
| Этикет | КВН “Правила поведения в театре” |
37-38 |
| Актерское мастерство | Мимическая гимнастика “Облака” Н.Якимова Логопедическая гимнастика:“Чашечка” Т.Буденная“Болтушка” М.КартушинаИгра “Расскажи стихи, из сказки используя мимику и жесты” Игра-драматизация «Гуси-лебеди» |
39-40 |
| Сценическая речь | Чистоговорка “Ук-ук – появился вдруг Паук Исполнение частушекПридумать мелодию на стихотворение “На паркете в восемь пар”Упражнение на развитие артикуляции “Разговор через стекло”Проговаривание скороговорок: “У осы не усы” |
41-42 |
| Сценическое движение | Динамическое упражнение “Тараканы прибегали”Рассказать стихотворение, сопровождая речь движением “Балалайка” И.Лопухина. Импровизация стихотворения “Кузнечик” А.Апухтин. Придумай и составь схему танца “Бабочек” муз. Э. Грига. |
43-44 |
| Массовая работа | Подвижная игра “Спрячься от паука” Коммуникативная игра “Фонарик”Танец-игра “Паучок”Ритмические танцы «Кузнечик», «Старый жук» — (Са-фи-дансе)Танцевально-ритмическая гимнастика «Четыре таракана и сверчок» — (Са-фи-дансе) |
45-46 |
| Основы грима | Игра “Нарисуй себе маску насекомого из сказки” |
47-48 |
| Постановка сказки | Методы и приемы обучения(см. выше) |
49-50 |
| Этикет | КВН “Правила поведения в театре” |
51-52 |
| Театральная азбука.
| Театральная этика. Что такое кукла. Виды кукол: перчатка, тростевая, ростовая… Виды кукольного театра. Петрушка – герой кукольного театра. История создания кукол. |
53-54 |
| Театральная игра.
| Игры на превращения. Действия с воображаемыми предметами. Умение создавать выразительные образы при помощи уже имеющегося жизненного опыта, творческого воображения и устойчивой эмоциональности. Уметь делать анализ мифического, сказочного, реального мира. Пародии. |
55-56 |
| Кукольная мастерская.
| Роль куклы и маски в театральном представлении. Физическое действие. Изготовление маски и одежды для кукол. |
57-58 |
| Одежда ширмы.
| Постоянное оформление ширмы. Сменные декорации. Изготовление сменных декораций к спектаклю. Мизансцена и ее основные элементы. Обыгрывание действия в мизансцене. |
59-60 |
| Сценическая речь.
| Выразительность речи. Темп и ритм. Упражнения на преодоление горлового мышечного зажима. Передача характера голосом. Культура и техника речи, согласованная с движением руки. Упражнения на подражание звуков. Артикуляционная гимнастика, отработка дикции. Тренинги на создание голосо-речевой выразительности в движении. Чтение сказки по ролям. Отработка речевого дыхания. Упражнения на свободу звучания. |
61-62 |
| Пластика руки и актерское мастерство.
| Жесты, как важное средство выразительности. Техника вождения кукол. Осознанное управление куклой в диалоге, монологе. Передача характера жестами, движением. Отработка чувства ритма. Сознательное управление жестами. Обращение с аксессуарами, реквизитом и бутафорией. |
63-64 |
| Работа над спектаклем.
| Творцы сценического чуда. Актер и его роли. Эскиз спектакля. Создание характера. Характер и настроение персонажей. Совершенствование роли. Упражнения в согласованности коллективных действий. |
65-66 |
| Музыкальное сопровождение спектакля.
| Овладение навыками движений руки под музыку. Отработка звуковых и музыкальных эффектов в пьесе. Пластические импровизации под музыку. Пародии. |
67-68 |
| Афиша.
| Афиша. Анонс. Реклама. Создание рекламных стишков. |
Литература
1. Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ,1998.
2. Барышева, Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействиеискусств в педагогическом процессе / Т.А. Барышева. – М. :Инфа-М., 2000.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. – М., 1991.
4. Генералова, И.А. Театр : учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М. : Баласс, 2012.
5. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование : Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. – М., 1992. – С. 10–24.
6. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. Просвещение, 1998.
7. Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М. : Педа-гогическое общество России, 2002.
8. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности /
В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся : методический сборник. – М. : Народное образование, 2001. – С. 80–88.
10. Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М. : Баласс, 2011.
11. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.
12. Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи ; пер. с англ. – М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
13. Исследовательская работа школьников : Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – Редакция «Народное образование».
14. Методология учебного проекта // Материалы городского методического семинара. – М. МИПКРО, 2001. – 144 с.
15. Новикова, Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Г. Новикова // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151–157.
16. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
17. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
18. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
19. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет – Ярославль: Академия развития, 2002
21. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
22. Сивачева Л.Н. Физкультура – это радость – Детство-пресс, 2002