СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности 1 класс "Край в котором я живу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 1 класса.Духовно- нравственное развитие и воспитание.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности 1 класс "Край в котором я живу"»


Утверждена приказом директора

МБОУ «Хужирская СОШ»

от




Программа по внеурочной деятельности

для 1 класса


«Край, в котором я живу! »


(духовно-нравственное направление)








Срок реализации программы 1год


2019-2020 г.








Составитель программы

Шулакова Т.Ю.

Учителя начальных классов











2019 г







Пояснительная записка

«Воспитание любви к родному краю,

к родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать»

Д.С.Лихачев

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» составлена для обучающихся начальной школы на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта и примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В. А. Горского. Москва «Просвещение», 2011 г.

Актуальность.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

В настоящее время, в связи с переходом образования на Федеральные государственные образовательные стандарты, к числу наиболее актуальных вопросов образования относится воспитание патриота и гражданина своей страны. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик школьника, среди которых на первое место ставится следующая: «любящий свой народ, свой край, свою Родину». Особая роль в формировании данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится краеведению.

Изучение краеведения в начальной школе играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Программа внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» позволяет пробудить интерес младших школьников к истории родного края, начать формирование коммуникативных и организаторских навыков, способствует развитию творческих способностей обучающихся.

Особый акцент в программе сделан на использование краеведческого материала.

Изучение данного курса в начальной школе тесно связано с предметом «Окружающий мир». И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего родного края.

Цель деятельности педагога - создание условий для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитания его гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного края

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом - детский сад – двор – школа - границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов, ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине. Опираясь на знания детей, нужно углубить их представления о действительности, с которой они непосредственно соприкасаются, сосредоточить внимание детей на понимании взаимосвязи природы и человека, истории и культуры, единства материального и духовного мира. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур народов, живших и живущих на Ольхоне.

Программа направлена на создание современного национального воспитательного идеала - высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Место курса в учебном плане

Программа «Край, в котором я живу!» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 1 год обучения в 1классе. Всего на изучение программы выделяется 33 часа (1 ч. в неделю, 33 учебных недели).

  Цель:

 Воспитывать любовь к близким людям, к школе, к родному краю и родной стране.

Задачи:

  • формировать бережное отношение к богатствам природы родного края и общества, навыки экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся;

  • развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы, эстетическое восприятие природных явлений;

  • воспитывать чуткое отношение ко всему живому, любовь к природе, к своей Родине, интерес и заботливое отношение к растительному и живому миру.

Учитывая психологические особенности детей 1 класса, их способности, возрастные возможности, педагог планирует проведение таких мероприятий, которые не дублируют урочную систему обучения, а способствуют развитию интереса к учебе, повышению качества знаний, расширению кругозора, нравственному воспитанию и просвещению, выработке навыков культурного поведения.

Программа «Край, в котором я живу! » обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитие речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающихся. Активизация познавательной деятельности на занятиях способствует различного рода игры. При составлении программы учитываются возраст, начальные знания, психологические особенности ребенка.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что «итогом обучения станут личностные, метапредметные и предметные результаты каждого ученика, выражающиеся в определенных качествах». Предполагаемые результаты освоения программы курса «Край, в котором я живу»:

1-й класс

Личностныe:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные (УУД):

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

Знать:

- что такое краеведение;

- историю возникновения посёлка Хужир;

- достопримечательности посёлка и Иркутской области;

- историю названия улиц;

- историю возникновения школы;

- некоторые виды растений нашего края;

- животный мир нашего края;

- жизнь животных в разные времена года.

Уметь:

- объяснять значения слов: Родина, край, область, район;

- находить положение посёлка на карте Иркутской области;

- работать с картой;

- составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно;

- анализировать жизнь животных в разные времена года;

- составлять рассказ о некоторых растениях нашего края.

Принципы программы:

Характерной особенностью этой программы является следующие принципы: - личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

- культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);

- деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, креативный принцип).

Формы и методы, используемые в работе

1.Наблюдение.

2. Рассматривание картин и иллюстраций.

3. Свободное и тематическое рисование.

4. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

5. Этюды.

6. Импровизации.

7. Моделирование и анализ заданных ситуаций.

8. Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные.

9. Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

10.Чтение художественных произведений.

11. Рассказ педагога и рассказы детей.

12. Сочинение историй.

13. Беседы.

14. Мини-конкурсы.

15. Дискуссии.

16.Прогулки.

17.Экскурсии.

18.Демонстрация-аудио и видеозаписей.

Содержание программы:

Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности «Край, в котором я живу! », представлена в виде девяти блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы. Каждый блок разделён на разделы и включает в себя практические работы.

1.Твоя школа.(2ч)

Твоя школа. Безопасный путь до школы.

2. Твоя семья.(2ч)

Твоя семья. Родословная.

3.Моя родина.(5ч)

Моя родина - земля Иркутская! Ольхон - сердце Байкала. Работа с картой и планом. Формы поверхности земли. Озеро Байкал. Ветра Байкала.

4.Растения – часть живой природы.(3ч)

Растительный покров острова Ольхон. Растения леса. В лес за грибами и ягодами. Мы из Красной книги.

5.Животные – часть живой природы.(5ч)

Животные Иркутской области. Хищные ночные птицы Иркутской области. Кто в Байкале живёт? Рыбы Байкала. Эндемики Байкала. Нерпа.

6.Природа и человек.(6ч)

Природа и человек. Формы взаимодействия. Правила поведения в природе. Защитим Байкал вместе. Заповедники и национальные парки. Прибайкальский национальный парк. Экологические проблемы Байкала.

7. Экскурсия.(1ч)

8.Памятники природы.(2ч)

Памятники природы Иркутской области. Остров как всемирное природное наследие.

9.Фольклор.(7ч)

Загадки, кроссворды и интересные факты. Легенды Байкала. Байкальские сказки. «Омулёвая Бочка». Журнал «Сибирячок». Игра Поле чудес: «Тайны острова Ольхон». Создание лэпбука «Край, в котором я живу! ». Викторина «Знаешь ли ты Байкал»

Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Твоя школа.

2

1

1

2

Твоя семья

2

1

1

3

Моя родина

5

3

2

4

Растения – часть живой природы

3

2

1

5

Животные – часть живой природы

5

4

1

6

Природа и человек.

6

5

1

7

Экскурсия

1

1

0

8

Памятники природы Иркутской области

2

2

0

9

Фольклор

7

4

3


Всего:

33

23

10

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2019-2020 г

Количество часов в неделю- 1ч.

Количество часов в год- 33ч.

п/п

Тема занятия

Дата

1.

Твоя школа.


2.

Безопасный путь до школы.


3.

Твоя семья.


4.

Родословная.


5.

Моя родина - земля Иркутская!


6.

Ольхон - сердце Байкала.


7.

Работа с картой и планом. Условные знаки.


8.

Формы поверхности земли. Озеро Байкал. Реки Байкала.


9.

Ветра Байкала.


10.

Растительный покров острова Ольхон.


11.

Растения леса.


12

В лес за грибами и ягодами. Мы из Красной книги.


13.

Животные Иркутской области.


14.

Хищные ночные птицы Иркутской области.


15.

Кто в Байкале живёт? Рыбы Байкала.


16.

Эндемики Байкала.


17.

Нерпа.


18.

Природа и человек. Формы взаимодействия.


19

Правила поведения в природе. Защитим Байкал вместе.


20.

Заповедники и национальные парки.


21.

Прибайкальский национальный парк.


22.

Как надо себя вести, отдыхая на Ольхоне.


23.

Экологические проблемы Байкала.


24.

Экскурсия в музей имени Н.М. Ревякина


25.

Памятники природы Иркутской области.


26.

Остров как всемирное природное наследие.


27.

Загадки, кроссворды и интересные факты. 


28

Легенды Байкала.


29

Байкальские сказки. «Омулёвая Бочка». Журнал «Сибирячок»


30.

Игра Поле чудес: «Тайны острова Ольхон»


31.

Создание лэпбука «Край, в котором я живу! »


32.

Создание лэпбука «Край, в котором я живу! »


33.

Викторина «Знаешь ли ты Байкал»



ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. М., 2010 г.

2. Примерная программа внеурочной деятельности (начальное и основное образование) под редакцией В. А. Горского, Степанов. М.., Москва «Просвещение», 2011 г.

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.

4. Корзун А.В., Кишко С.В. – Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ - педагогики, 2008.

5. А.Д. Калихман. Ольхон- наш дом. Дополнение к учебнику «Окружающий мир»,2018г.

6.Детский литературно- художественный журнал «Сибирячок»

7.В.В.Рябцев., Стадницкая А.В. «Остров Ольхон», 2018г