Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Киваевская средняя общеобразовательная школа Клинцовского района Брянской области
Проверено Зам.директора по ВР _______ И.А. Прудникова Протокол №__ от ___________ | Утверждаю Директор школы _______ Н.В. Ахремцева Пр. №___ от _______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по кружковой работе
«Школа добрых дел»
Социальное направление
Возраст учащихся (7-11 лет)
Срок реализации – 1 год
Составитель учитель начальных классов
Ковалева Маргарита Михайловна
Киваи, 2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Школа добрых дел» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор"/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2010г.
Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа реализуется в рамках деятельности классного руководителя и помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума.
Новизна программы в следующих особенностях:
во-первых, дети получают системное представление о главных ценностях жизни и научатся выбирать жизненно-важное;
- во-вторых, в программе продумана преемственность социального развития.
При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.
Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Задачи:
Привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
Обучать навыкам общественно-полезной деятельности.
Формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
Развивать организационные и коммуникативные компетенции, механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
Возрастная группа обучающихся от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Режим работы кружка: Понедельник 1215 - 1255
В рамках программы «Школа добрых дел» могут использоваться следующие формы организации внеурочной деятельности:
беседы;
встречи с людьми различных профессий;
просмотр и обсуждение видеоматериала;
экскурсии, поездки;
конкурсы;
выставки детских работ;
коллективные творческие дела;
праздники;
викторины;
творческие проекты, презентации;
мастерские подарков;
аукционы добрых дел;
трудовые десанты;
общественно полезные практики;
социально-значимые акции,
социальные проекты и т.п.
Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения курса является:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Метапредметные результаты:
приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности и повседневной жизни;
приобретение навыков групповой работы;
получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
способность регулировать собственную деятельность;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
совершенствование в умениях слышать себя и других;
приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Способы проверки знаний:
-самоанализ достижений: чему новому научились;
-Проекты на выявление теоретических знаний по программе;
-ведение журнала успехов каждого учащегося – ведѐт педагог;
-контрольные занятия.
Характер итоговых мероприятий: Защита проектов, выставка работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел | Кол-во часов | Тема занятия |
«Добрые дела для классной комнаты» 6 ч. | 1 | Акция «Чистый класс» |
1 | Мой вклад в работу класса |
1 | Что значит быть бережливым? |
1 | Рейд «Береги учебник!» |
1 | Проект «Учительница первая моя» |
1 | Операция «Чистый двор – чистая улица» |
«Наши руки не знают скуки» 12 ч. | 1 | Проект «Мои домашние животные» |
1 | Испокон века книга растит человека |
1 | Акция «Тихая перемена» |
1 | Операция «Чистокласс» |
1 | Проект «Милым мамочкам» |
1 | Наши руки не знают скуки |
1 | Проект «День любимых бабушек и дедушек» |
1 | Проект «Снежные фигуры» |
1 | Мастерская Деда Мороза |
1 | Мастерская Деда Мороза |
1 | Акция «Покормите птиц зимой» |
1 | Проект «Наши руки не знают скуки» |
«Твори добро» 12 ч. | 1 | Проект «Наши руки не знают скуки» |
1 | Уход за комнатными растениями класса и школы |
1 | Подарок учителям |
1 | Подарок для папы |
1 | Акция «Берегите воду!» |
1 | Как трудится моя семья |
1 | Подарок для мамы |
1 | Акция «Домик для птиц» |
1 | Акция «Домик для птиц» |
1 | Рейд «Как живешь, учебник?» |
1 | Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь! |
1 | Трудовой десант |
«Добро украшает человека» 4 ч. | 1 | Акция «Милосердие» |
1 | Открытка ветерану |
1 | Проект «Ура! Каникулы!» |
1 | Копилка добрых дел |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел программы | Кол-во часов |
1 | Добрые дела для классной комнаты | 6 ч. |
2 | Наши руки не знают скуки | 12 ч. |
3 | Твори добро | 12 ч. |
4 | Добро украшает человека | 4 ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Описание содержания занятий |
По плану | По факту |
Добрые дела для классной комнаты 6ч. |
1 | Акция «Чистый класс» | 1 | | | Уборка и оформление классной комнаты |
2 | Мой вклад в работу класса | 1 | | | Самообслуживание, дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей цветоводов, библиотекарей. |
3 | Что значит быть бережливым? | 1 | | | Беседа о бережном отношении к школьному имуществу. Создание листовок. |
4 | Рейд «Береги учебник!» | 1 | | | Ремонт книг в библиотеке. |
5 | Проект «Учительница первая моя» | 1 | | | Создание газеты ко Дню учителя. Подготовка концертных номеров. |
6 | Операция «Чистый двор – чистая улица» | 1 | | | Уборка школьного двора. |
Наши руки не знают скуки 12ч. |
7 | Проект «Мои домашние животные» | 1 | | | Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев «Зверьё моё». Составление сочинений на тему «Мои домашние любимцы» Презентация проектов |
8 | Испокон века книга растит человека | 1 | | | Экскурсия в сельскую библиотеку. Знакомство с книгами. |
9 | Акция «Тихая перемена» | 1 | | | Подготовка и организация игр для учащихся начальных классов на переменах. |
10 | Операция «Чистокласс» | 1 | | | Генеральная уборка класса. |
11 | Проект «Милым мамочкам» | 1 | | | Изготовление поздравительных открыток и поздравлений ко дню Матери. |
12 | Наши руки не знают скуки | 1 | | | Оформление классной комнаты. Изготовление поделок. |
13 | Проект «День любимых бабушек и дедушек» | 1 | | | Беседа о пожилых людях. Подготовка выступлений –поздравлений для бабушек и дедушек. |
14 | Проект «Снежные фигуры» | 1 | | | Изготовление фигур из снега. |
15 | Мастерская Деда Мороза | 1 | | | Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. |
16 | Мастерская Деда Мороза | 1 | | |
17 | Акция «Покормите птиц зимой» | 1 | | | Беседа о зимующих птицах.Изготовление и установка кормушек, кормление птиц в зимний период |
18 | Проект «Наши руки не знают скуки» | 1 | | | Изготовление поделок для классной комнаты |
Твори добро 12 ч. |
19 | Проект «Наши руки не знают скуки» | 1 | | | Изготовление наглядного пособия для учителей |
20 | Уход за комнатными растениями класса и школы | 1 | | | Знакомство с видами комнатных растений. Полив и опрыскивание растений. |
21 | Подарок учителям | 1 | | | Изготовление оригами. |
22 | Подарок для папы | 1 | | | Подготовка к мероприятию 23 февраля. Изготовление поздравительных открыток. |
23 | Акция «Берегите воду!» | 1 | | | Беседа о бережном отношении к воде. Создание листовок. Просветительская работа среди учащихся школы. |
24 | Как трудится моя семья | 1 | | | Беседа о профессиях. Создание альбома "Профессии моих родителей» |
25 | Подарок для мамы | 1 | | | Изготовление поздравительной газеты, открыток ко Дню 8 марта. |
26 | Акция «Домик для птиц» | 1 | | | Изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами. |
27 | Акция «Домик для птиц» | 1 | | |
28 | Рейд «Как живёшь, учебник?» | 1 | | | Создание памяток о правильном хранении учебных принадлежностей. Презентация памяток среди участников. |
29 | Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» | 1 | | | Экскурсия в школьный парк. Агитационная работа по охране природы. |
30 | Трудовой десант | 1 | | | Уборка школьной территории |
Добро украшает человека 4ч. |
31 | Акция «Милосердие» | 1 | | | Изготовление информационного стенда о событиях ВОВ, открыток ветеранам. |
32 | Открытка ветерану | 1 | | | Беседа о людях, прошедших ВОВ. Подготовка концерта ко дню Победы. |
33 | Проект «Ура! Каникулы!» | 1 | | | Составление проекта, защита, анализ. |
34 | Копилка добрых дел | 1 | | | Самоанализ деятельности данного направления. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Компьютер
Сканер
Принтер
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по предмету.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2002
3. Глущенко А. Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение. 2010
4.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2007
6.Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нач.образование. – 2006.