СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Я гражданин России" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа “Я – гражданин России” уникальна тем, что объединила в себе духовно-нравственное воспитание с уроками социальности и гражданско-патриотическим воспитанием. Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Я гражданин России" 4 класс»



Пояснительная записка


Согласно статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», - содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Д.А.Медведев 4 февраля 2010 года Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на ступени начального общего образования осуществляется1:

  • Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

  • Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками;

  • Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Актуальность проблемы гражданского и патриотического воспитания, социального воспитания и духовно-нравственного воспитания обучающихся продиктовано временем, запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между растущим в обществе интересом к сохранению, распространению и развитию национальной культуры и низким уровнем знаний культуры своего народа.

Чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей младшего школьного возраста патриотизма, гражданственности, социальности, духовного и нравственного развития. Дети должны гордиться своей страной, ее народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну еще краше и богаче, быть в гармонии с собой, своей семьей, обществом и государством.

Программа “Я – гражданин России” уникальна тем, что объединила в себе духовно-нравственное воспитание с уроками социальности и гражданско-патриотическим воспитанием. Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа «Я – гражданин России» разработана для учащихся 6-11 лет, рассчитана на 4 года обучения и реализовывается в рамках внеурочной деятельности, 1час в неделю.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется. Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа составлена с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей Московской области, культурно-образовательных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), традиций и возможностей педагогического коллектива МОУ СОШ № 24.

Цель: организация деятельности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности обучающихся; создание условий, социально-педагогическая поддержка для формирования и развития высоконравственной, творческой личности гражданина и патриота России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, с присущими ему ценностями, взглядами.



Для достижения указанной цели решаются следующие задачи2:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

  • формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;

  • осознанное принятие обучающимися базовых ценностей многонационального народа Российской Федерации, национальных и этнических духовных традиций;

  • укрепление нравственности;

  • формирование основ нравственного самосознания личности совести);

  • формирование основ морали;

  • формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;

  • формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;

  • формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • осознание обучающимися ценности человеческой жизни;

  • формирование основ здорового образа жизни, сознательного отношения к семейной жизни;

  • формирование творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;

  • формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме;

  • формирование основ российской гражданской идентичности;

  • пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

  • формирование отношения к семье как основе российского общества;

  • формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, педагогам, людям старшего поколения и т.д.;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



Программа включает в себя следующие направления:


« Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.


« Моя семья, мой род, мои традиции» - семья – ячейка общества; формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения к старшему поколению; преемственность поколений; мои великие предки; я – часть семьи, мои права и обязанности.


«Я – часть общества»- воспитание толерантности, разумного альтруизма, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма; развитие потребностей в здоровом образе жизни; воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей, знакомство с религией, обычаями и традициями; правила поведения в обществе, социализация.


« Россия – Родина моя»- знакомство с символами Российской Федерации; формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру; знакомство с законодательной базой РФ.



«Я – гражданин своей страны» - воспитание патриотического отношения к своей Родине, России-матушке, расширение представлений о государственном устройстве страны; знакомство с основными службами (МЧС, полиция, скорая помощь и т. д.), знакомство с основными законодательными актами в игровой форме.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность, и предусматривает большое разнообразие форм проведения занятий: сочинения, ролевые игры, театрализации, КТД, праздники, защита, презентации, политинформация, диспуты, круглые столы, конкурсы, акции, экскурсии, часы общения, волонтерское движение, проектная деятельность и т.д.



Предполагаемые результаты3:

  • приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения;

  • опыт освоения базовых ценностей общества и позитивного отношения к ним;

  • ознакомлены с историей и традициями своей семьи, школы, Родины;

  • ознакомлены с государственными символами РФ, знают названия главных городов России;

  • ценностное отношение к России, своему народу, культурно-историческому наследию, сформированы представления о единстве семьи и школы, школы и родного края, города, о единстве людей разных национальностей;

  • ценностное отношение к русскому языку, народным традициям, старшему поколению;

  • обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • развита потребность учеников анализировать и оценивать собственное поведение; сформировано умение отличать хорошие поступки от плохих, и истинные идеалы от ложных;

  • получены элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества;

  • сформировано сознательное отношение к сохранению собственного здоровья;

  • усвоены правила безопасного поведения на дорогах и в общественных местах;

  • учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • ценностное отношение к природе;

  • умение видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • накоплен личный опыт участия в благотворительных акциях, экологических инициативах, проектах.


Календарно-тематическое планирование

4 класс (34часа)

п/п

Дата

по

плану

Дата

прове-

дения

Тема занятия

Тип занятия

Основные виды деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

прак-тика

теория

предметные

метапредметные

личностные

Я – часть природы (10 часов)

1



Экологические катастрофы



Час общения

Формирование новых знаний.

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Слушать и понимать речь других.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Понимание взаимосвязей между человеком, обществом, природой. Формирование бережного отношения к окружающей среде.

2



Океаны и моря



Просмотр фильма

Формирование новых знаний.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

3



Природа России



Интеллектуальная игра

Формирование новых знаний

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Навык самостоятельной работы и работы в группе . Развивать интуицию, память.

4



Фантазии природы



Фотовыставка

Конкурс стихов

Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

Развитие творческих способностей обучающихся.

5



Горы и пещеры



Просмотр фильма

Формирование новых знаний

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

6



Кладовая природы Подольского района



КТД

Формирование новых знаний.

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре.

7



Равнины и возвышенности



Просмотр фильма

Формирование новых знаний

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

8



Я – путешественник!



Защита презентаций

Делать предварительный отбор источников информации.

Презентовать подготовленную информацию.

Описывать объект ,передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

9



Леса России



Просмотр фильма

Формирование новых знаний

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

10



Планета Земля



Просмотр фильма

Формирование новых знаний

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Моя семья, мой род, мои традиции (5 часов)




Зоопарк



Экскурсия




11



Папа, мама, я – интеллектуальная семья



Что? Где? Когда?

Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, оценивать результаты деятельности.

Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Навык самостоятельной работы и работы в группе . Развивать интуицию, память.

12




Генеалогическое древо



Изготовление панно

Находить и проверять информацию. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Развитие творческих способностей обучающихся.

13



Мои родители, моя опора










Час общения

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Слушать и понимать речь других.

Слушать и понимать речь других.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

14



Наши предки были героями



Исторический альманах

Делать предварительный отбор источников информации.

Презентовать подготовленную информацию.

Совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы

Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре.

15



Семейные традиции



Круглый стол

Находить и проверять информацию. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Я – часть общества (9 часов)


16



Легко ли быть другом?



Час общения

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Составлять небольшие устные высказывания. Приводить убедительные доказательства.


Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.


Основы социально ценных личностных и нравственных качеств, потребность помогать другим.

17




В стране здоровья



КТД

18



Самореализация и самоутверждение



Беседа с психологом

Формирование новых знаний .

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Основы социально ценных личностных и нравственных качеств.

19



Основы общества





Интеллектуальная игра

Формирование новых знаний .

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Навык самостоятельной работы и работы в группе.

20



Терроризм и экстремизм



Лекция

Беседа

Формирование новых знаний .

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Слушать и понимать речь других.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

21



День добрых дел




Акция

Выражать свое участие с помощью рисунков, поделок, подарков.




Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Осознание ответственности за общее благополучие.

Осознание себя членом общества.

22



Школа вежливости



Круглый стол

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Составлять небольшие устные высказывания. Приводить убедительные доказательства.

Приобретение навыков культуры общения. Умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.

Основы социально ценных личностных и нравственных качеств, потребность помогать другим.

23



Знай - свои права, отвечай по своим обязанностям.

По законам я живу.



Конкурс плакатов.

Политинформация

Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем

Овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

Осознание ответственности за общее благополучие.

Осознание себя членом общества.

24



Когда я счастлив…



Конкурс эссе

Делать предварительный отбор источников информации.

Презентовать подготовленную информацию.

Описывать объект ,передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события)

Россия-Родина моя (6 часов)

25



Россия – родина героев



Урок мужества

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы

Внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события)

26



Ветераны войн






Встреча

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы

Эмпатия - как понимание чувств других людей и сопереживание им

27



Мировые религии



Час общения

Формирование отношения к другим религиям.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов .


Осознание своей этнической и культурной принадлежности .


28



Конституция



Защита презентаций

Находить и проверять информацию. Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

Развитие творческих способностей обучающихся.

29



Я живу в России



Час общения

Знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре.

30



Памятники ВОВ



Акция

Знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России

Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре.

Я – гражданин своей страны (4 часа)

31



Все работы хороши – выбирай на вкус



Театрализация

Делать предварительный отбор источников информации.

Презентовать подготовленную информацию.

Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Развитие творческих способностей обучающихся.

32



«Звездный час»



Что? Где? Когда?

Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, оценивать результаты деятельности.

Вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.

Навык самостоятельной работы и работы в группе . Развивать интуицию, память.

33



Моя Родина



Конкурс сочинений

Делать предварительный отбор источников информации.

Презентовать подготовленную информацию.

Описывать объект ,передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре.

34



Подвигу народа жить в веках



Исторический альманах

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы

Формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре.





Содержание программы:

1 класс

«Я – часть природы» (9ч). Природа и люди. Красота родной природы. Бережное отношение к природе. Природа под охраной государства. Красная книга Московской области. Любимый уголок природы. Понятия: « флора, фауна, экология». Техника безопасности на природе. Реки и озера России. Природные богатства России.

Задачи:

• общее знакомство с понятиями: «флора, фауна, экология, Красная книга, природные богатства, заповедники»;

• развитие наблюдательности, логического мышления;

• формирование чувства прекрасного;

• формирование бережного общения к природе.

«Моя семья, мой род, мои традиции» (7 ч). Я в семье. Любовь и уважение к родным. Понятия: «семья, семейные традиции». Взаимоотношения в семье, обязанности членов семьи; место ребенка в семье, забота о старшем поколении, проектно-исследовательская деятельность по изучению родового древа.

Задачи:

• формирование представления о семье, семейных традициях;

•формирование умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами;

• формирование уважения ко всем членам семьи.


«Я – часть общества» (4 ч). Я и мои друзья. Я и школа. Я и улица. Мои права и обязанности. Добрые поступки. Забота о младших. Режим дня и здоровье. Понятия: «дружба, доброта, общество, право, обязанность», понятие «вредные привычки» и как ними бороться.

Задачи:

• формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу и к обществу;

• расширение представления о здоровом образе жизни;

• общее знакомство с понятиями «дружба, доброта, общество, право, обязанность»;

• формирование умений выстраивать взаимоотношения в классе, в школе, на улице, в обществе;

• расширение знаний о правах и обязанностях школьника.

«Россия – Родина моя» (10 ч). Мой родной край. Москва – столица Россия. История Подольска. Символика России. Знакомство с Конституцией и Конвенцией о правах ребенка. Уважение к ветеранам. Знакомство с историей России.

Задачи:

• знакомство с понятиями «Родина, столица, герои, ветераны, Конституция, Конвенция»;

• развитие творческих способностей обучающихся;

• знакомство с историей родного края, праздниками и традициями народов России;

• знакомство с городами – героями, героями Великой Отечественной войны.

«Я – гражданин своей страны» (3 ч). Расширение познаний об истории родной страны. Знакомство с национальным составом России. Развитие патриотизма, чувства долга. Знакомство с героями России.

Задачи:

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • знакомство с героями России;

  • формирование и развитие аналитических способностей;

  • формирование толерантного отношения к людям

  • правовое воспитание обучающихся.

Формы работы: сюжетно – ролевые игры, семейные праздники, КТД, тренинги, викторины, конкурсы, эстафеты, беседы, акции, виртуальные экскурсии, часы общения, фотовыставки, проекты, веселые старты, музыкальные вечера, круглые столы, защиты презентаций, исторические альманахи, КВН, уроки мужества, театрализация, турниры, просмотры мультфильмов. Предполагаемый результат деятельности:

  • сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе и в обществе; о Родине, малой Родине, государстве, о правах и обязанностях, героизме и патриотизме;

  • получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, обществе; проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива, общества;

  • получат возможность участвовать в коллективно – творческих делах и акциях;

  • получат возможность осознать свою причастность к живому миру;

  • сформированы навыки поиска, отбора и анализа информации.




























Содержание программы:

2 класс

«Я – часть природы» (9ч). Родина глазами детей. Праздник урожая. Времена года. Как хлеб на стол пришел? Хлеб – всему голова. Красная книга России. Родники.. Природа и люди. Красота родной природы. Флора и фауна Московской области. Бережное отношение к природе. Природа под охраной государства. Любимый уголок природы. Понятия: « флора, фауна, Красная книга, экология». Города и реки России. Здравствуй, лес! Природные фантазии. Краеведческий музей.


«Моя семья, мой род, мои традиции» (7 ч). Я и мои родственники. Семейные праздники. Глава семьи. Взаимоотношения со старшим поколением: бабушками, дедушками. Семья – основа рода. Тайна имени. Семейные традиции. История семьи.

Задачи:

  • расширение представления о семье, семейных традициях и ценностях;

  • воспитание уважения к старшему поколению;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие аналитических способностей;

  • мотивация к трудовой деятельности.


«Я – часть общества» (6 ч). Умение общаться. Законы классного коллектива. Все мы разные, этим и прекрасны мы. Чувство долга. Правила дорожного движения. Понятия: «заповеди, милосердие, долг Родине». Правила этикета и гигиены. Что такое дружба? Права и обязанности.

Задачи:

• формирование норм поведения, необходимых обучающимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, общественных местах;

• расширение представления о вредных привычках;

• расширение знаний о правилах дорожного движения;

• воспитание доброты, отзывчивости, легко ли быть другом.


«Россия - Родина моя» (9 ч). Народное ремесло. Игры и традиции славян. Золотое кольцо России. Символика России. Мое Подмосковье. Проводы зимы. Мы гордимся знаменитыми земляками. Праздники: День Победы, День космонавтики, День защитника Отечества. Будущие защитники. Конституция – основной закон. Народы России.


Задачи:

• знакомство с понятиями «герб, флаг», с символами Подольска, Москвы и Московской области, России;

• воспитание уважительного отношения к Российской армии, ветеранам войны и труда;

• расширение знаний о народных праздниках.



«Я – гражданин своей страны» ( 3 ч).За службу и храбрость. Дела красят человека. Важные профессии. Я – патриот.

Задачи:


  • развитие наблюдательности, логического мышления;

  • воспитание бережного отношения к хлебу, к природе, рекам и озерам, к редким представителям флоры и фауны;

  • развитие патриотизма и трудолюбия;

  • забота о старшем поколении.


Формы работы: сюжетно – ролевые игры, семейные праздники, КТД, тренинги, викторины, конкурсы, эстафеты, беседы, акции, виртуальные экскурсии, часы общения, фотовыставки, проекты, веселые старты, музыкальные вечера, круглые столы, защиты презентаций, исторические альманахи, КВН, уроки мужества, театрализация, турниры, просмотры мультфильмов.


Предполагаемый результат деятельности:

• сформированы представления о символах России, Москвы и Московской области, Подольска;

• расширены знания о столице России;

• получат возможность участвовать в благотворительных и экологических акциях

• получат возможность осознать свою причастность к социуму





















Содержание программы:

3 класс

«Я – часть природы» (10 ч). Богатства природы. Мои родные уголки природы. Красота природы родного края. Птицы - наши друзья. Каждому скворцу – скворечник». Мир насекомых. Загрязнение окружающей среды. Братья наши меньшие. Человек – царь природы. Аптека под ногами. Экологическая проблема – куда девается мусор? Задачи экологии. Акция – очистим наш край. Красная книга России. Времена года.

Задачи:

  • расширение представлений о богатстве родной природы;

  • знакомство с задачами экологии; экологические проблемы;

  • воспитание бережного отношения к природе;

  • расширение понятий о временах года;

  • расширение познаний о Красной книге России;

  • забота о животных;

  • расширение знаний о птицах и насекомых;

  • формирование потребности в исследовательской деятельности.


«Моя семья, мой род, мои традиции» (6 ч). Спортивная семья. История фамилий. Праздники моей семьи. Семейные ценности. Рыцарский турнир. Дочки-матери. Преемственность поколений. Активный семейный отдых.

Задачи:

  • расширение представления о семье, семейных ценностях, семья в государстве;

  • формирование представлений о профессиональной деятельности членов семьи;

  • помощь в формировании взаимоотношений «отец-сын», «мать-дочь»;

  • безопасность на природе;

  • история семьи;

  • уважение к старшему поколению.


«Я – часть общества» (5 ч). Правила поведения в обществе. Страна вежливости. Быть хорошим трудно. Что значит быть здоровым. Добрые слова и добрые поступки. Разговор о жизни. Учение – свет. Что такое дружба? Игрушки-малышам. Пойми себя. Все люди уникальны. Мой мир, мои права, мои обязанности. Что такое милосердие? Герой нашего времени.

Задачи:

  • формирование норм поведения, необходимых учащимся в обществе;

  • умения строить доброжелательные отношения со сверстниками;

  • расширение понятия «дружба», легко ли быть другом;

  • понятие «милосердия»;

  • развитие потребности анализировать и оценивать собственное поведение, стремиться стать более грамотным и ответственным;

  • развитие потребностей в здоровом образе жизни;

  • познание себя, развитие самооценки, мотивация к самореализации;

  • воспитание доброты, толерантности.


«Россия - Родина моя» (9 ч). Моя Родина – Россия и её символы. Главные города России. Мое государство. Музеи Подольска. Мое Подмосковье. Мы – многонациональный народ. Если бы я был губернатором. Развитие патриотизма. История Подольского района. Мы – исследователи. Подольский район на карте Родины. Национальные праздники. Акция «Подарок ветерану».

Задачи:

  • знакомство с символами Российской Федерации;

  • знакомство с главными городами России;

  • воспитание патриотизма и любви к своей Родине;

  • знакомство с музеями Подольска, историей Подольского района ;

  • знакомство с понятием «горячие точки»;

  • развитие толерантности;

  • развитие аналитического мышления, азы планирования;

  • развитие исследовательской деятельности;

  • развитие творческой активности при проведении праздников.


«Я – гражданин своей страны» (4 ч). Эстафета «Буду Родине служить». Моя великая страна! С любовью к России. Славянская азбука.

  • развитие творческих способностей;

  • расширение правовых знаний;

  • развитие аналитических способностей;

  • экологическое воспитание обучающихся;

  • развитие знаний о славянской письменности, русском языке

  • расширение знаний о дружбе, доброте и отзывчивости

Формы работы: сюжетно – ролевые игры, семейные праздники, КТД, тренинги, викторины, конкурсы, эстафеты, беседы, акции, виртуальные экскурсии, часы общения, фотовыставки, проекты, веселые старты, музыкальные вечера, круглые столы, защиты презентаций, исторические альманахи, КВН, уроки мужества, театрализация, турниры, просмотры мультфильмов.


Предполагаемый результат деятельности:

• сформированы представления о символах Российской Федерации;

• расширены знания о богатствах родного края;

• сформировано желание участвовать в деятельности, направленной на улучшение окружающей среды;

• получат возможность участвовать в благотворительных акциях, исследовательской деятельности;

• будут созданы условия для саморазвития и реализации творческого потенциала личности;

• сформированы потребности в аккуратном содержании одежды, обуви, школьных принадлежностей, предметов обихода.



Содержание программы:

4 класс

«Я – часть природы» (10ч). Природа и поэзия. Моя Родина. Люблю тебя мой край родной. Проблемы загрязнения окружающей среды. Экологические катастрофы. Экскурсии по родному краю. Фильмы о природе. Кладовая природы Подольского района. Планета Земля. Я- путешественник!

Задачи:

• формировать умение видеть прекрасное вокруг, развитие способностей к художественно – творческому самовыражению;

• привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению;

• развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды


«Моя семья, мой род, мои традиции» (5 ч). Папа, мама, я – интеллектуальная семья. Мои родители, моя опора. Наши предки были героями. Семейные традиции. Творчество в семье. Преемственность поколений. Генеалогия – родословная семьи.

Задачи:

  • формирование представлений о родословной семьи;

  • развитие потребностей в изучении традиций своей семьи;

  • формирование понятий « семейная опора», «взаимовыручка», «преемственность»;

  • расширение правовой грамотности, воспитание чувства ответственности и долга;

  • расширение исторических познаний


«Я – часть общества» (9 ч). Законы дружбы. Поговорим о счастье. Профориентация. Изменишь себя – изменится мир. Самореализация и самоутверждение. Толерантность. Понятия «терроризм» и «экстремизм». Мои знания - на пользу обществу. Взаимопонимание – залог успеха. Школа вежливости. Основы общества.

Задачи:

• воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей;

• познакомить с миром профессий;

• воспитание толерантности, разумного альтруизма, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма;

• формирование умения договариваться и отстаивать свои интересы через убеждение


«Россия - Родина моя» (6 ч). Знатоки родного края. Россия – родина героев. Новые праздники нашей страны. Мужество и героизм в наше время. Мы - будущие защитники Родины. Путешествуем по малой родине. Мы против войны. Ветераны войн. Мировые религии. Конституция. Человек – звучит гордо! Я живу в России. Памятники ВОВ.


Задачи:

• формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии;

• воспитание патриотизма и интернационализма; уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны;

• формирование стремления к миру;

• развивать творческую активность при проведении концертных программ в домах престарелых, в клубах ветеранов



«Я – гражданин своей страны» (4 ч). Профориентация. Подвигу народа жить в веках. Интеллектуальная игра «Звездный час» . Моя Родина.

Задачи:

  • развитие творческих, интеллектуальных и аналитических способностей;

  • расширение исторических познаний;

  • правовая грамотность обучающихся.

Формы работы: сюжетно – ролевые игры, КТД, тренинги, викторины, конкурсы, эстафеты, беседы, акции, виртуальные экскурсии, часы общения, фотовыставки, проекты, веселые старты, круглые столы, защиты презентаций, исторические альманах, уроки мужества, театрализация, турниры, сочинения, политинформация, диспуты, волонтерское движение.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины;

  • сформированы представления о единстве семьи и школы, школы и родного края, города и области, города и государства, о единстве людей разных национальностей;

  • ознакомлены с историей и традициями своей семьи, школы, Родины;

  • ознакомлены с государственными символами России, знают названия главных городов России, основные законы государства;

  • сформировано умение видеть красоту родного края, желание о ней заботиться и изучать;

  • сформированы представления о важнейших событиях в истории;

  • воспитано чувство гордости за Отечество, за армию и защитников Родины;

  • созданы условия для развития творческого потенциала и саморазвития личности;

  • развита потребность обучающихся анализировать и оценивать собственное поведение;

  • сформировано умение отличать хорошие поступки от плохих, и истинные идеалы от ложных;

  • сформировано сознательное отношение к сохранению собственного здоровья;

  • усвоены правила безопасного поведения на дорогах и в общественных местах.



Список литературы:


  1. Азбука права: разработки занятий в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.

  2. Антонов В. В. Изучаем права человека. Издательство «Вита-Пресс», 1997.

  3. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн.: материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т. В. Шепелева. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. – 69 с.

  4. Жиренко О. Е., Лапина Е. В., Киселева Т. В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008. -160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

  5. Калейдоскоп праздников: 1-4 классы: учебно-методическое пособие / сост. Т. И. Виталева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 286, (2) с.

  6. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. М. А. Козлова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 271, (1) с.

  7. Конспекты уроков для учителя 1-4 классов общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки социальности / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 71 с.

  8. Недаром помнит вся Россия…: внеклассные мероприятия по патриотическому воспитанию. 1-4 классы/ авт.-сост. Е. А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 106 с.

  9. Новые формы оценивания. Начальная школа / М. А. Пинская, И. М. Улановская. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).

  10. Общее образование: школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося / сост. М. Ю. Рогожин. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2014. – 592 с.

  11. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины, конкурсы. – Вып. 3 / авт.- сост. М. М. Малахова и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 134 с.

  12. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. – М. Просвещение, 2012. – 32 с. – (Работаем по новым стандартам).

  13. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителей / (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.); под ред. А. Б. Воронцова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

  14. Экологическое образование младших школьников: рекомендации, конспекты уроков, занимательные материалы/ авт. – сост. Л. Д. Ласкина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2014. – 170 с.




Интернет-ресурсы

http:// www. pedsovet.org







1 Общее образование: школа, гимназия, лицей. Юридический справочник директора, учителя, учащегося/ Сост. М. Ю. Рогожин. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2014.-592 с.

2 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.

3 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования/ А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.