РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу « Оригами»
Уровень общего образования (класс):
Основное общее образование, 7 класс
Количество часов: 25 часов,1 час в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности обучающихся: эксперименты с красками, декоративную работу, игровые упражнения, рассчитанные на развитие познавательного интереса. Программа направлена на организацию коллективного творчества обучающихся. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству. Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития среднего школьного периодов жизни детей. Актуальность данной программы заключается в возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Новизна данной программы заключается в:
- использовании новых технологий,
- тесном переплетении в содержании элементов народного прикладного искусства с новейшими тенденциями современного дизайна,
- а также знакомит с новыми материалами, которые упрощают технологию изготовления изделий и выигрывают в декоративности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:: знакомство с основами теоретических знаний и практических умений в таких видах декоративно – прикладного творчества, как аппликация, квиллинг, модульное оригами. Приобщение учащихся к самостоятельному изготовлению декоративных изделий. Социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Научить основным простейшим приёмам работы с бумагой, инструментами, приспособлениями; использовать схемы, чертежи, литературу при работе в данных видах творчества, самостоятельно разрабатывать индивидуальные украшения по собственному эскизу и изготавливать их, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию.
2. Познакомить детей с основными свойствами и возможностями материала - бумаги, с историей квиллинга, оригами, модульного оригами, скрапбукинг, айрис-фолдинг.
3. Развивать индивидуальные способности учащихся, художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры, интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, коммуникативные способности детей в процессе обучения.4. Воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе, а так же социально – психологическое чувство удовлетворения от изделия, сделанного своими руками.
4.Формировать у обучающихся устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
5.Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
Принцип доступности;
Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
Принцип наглядности;
Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Оригами» рассчитана на обучающихся средней общеобразовательной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время,1 час в неделю в6 или 7 классах.
содержание программы:
.
Открытки, картинки в технике «Бумажная пластика» (8 ч.).
Знакомство с техникой «Киригами», история появления. Выполнение легкого вырезания в новой технике. Вырезание открытки в технике «Киригами».
Треугольный модуль оригами (11ч.).
Знакомство с модульным оригами. Техника складывания треугольного модуля. Треугольный модуль – основное звено модульного оригами. Соединение модулей на плоскости Замыкание модулей в кольцо.
Объёмные фигуры на основе формы «чаша»
Творческий проект (6час)
Создание обучающимися творческого проекта на выбранную тематику. Айрис - фолдинг. Правила и приемы изучаемых техник. Выставка работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;
- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным произведениям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задачи
Коммуникативные:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как: умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- создание композиции в процессе практической творческой работы;
-решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
-владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
-применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий;
-применение полученных знаний при изготовлении декоративных изделий.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
- выставки, презентации
- коллективные проекты
- работа в парах, малых группах
- индивидуальные работы
- коллективные игры
КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ:
- уметь организовать выставку работ по определённой теме и уметь провести экскурсию по ней.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающиеся должны знать и уметь:
знать:
-основные виды работы с бумагой;
-общие сведения о работе с бумагой;
-способы соединения и крепления бумаги;
-основы орнаментальной композиции;
-технику вырезания и скручивания бумаги;
-свойства различных художественных материалов;
-характерные особенности художественных изделий из бумаги;
-процесс изготовления художественных изделий из бумаги;
-о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека.
уметь:
-подбирать цветовую гамму;
-выделять главное в композиции;
-выполнять способы вырезания, скручивания, соединения и крепления бумажных заготовок;
-работать в парах и коллективно;
-критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей.
у них получат:
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
- правила безопасности труда;
-
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма;
- научности.
Календарно - тематическое планирование 7 класс
| Дата | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся. | Отслеживание результатов обученности обучающихся |
№ п/п | аудиторные | внеаудиторные |
| 1. Открытки, картинки в технике «Бумажная пластика» ( 8 ч.) |
| | Знакомство с техникой «Киригами» Вырезание открытки в технике «Киригами» | 2 | 1 | Знакомство с приёмами работы и техникой исполнения. Составление композиции. Осваивать навыки композиционного мышления. | Творческая работа Выставка работ учащихся |
| | Оригами. Объёмная открытка «Цветы» | 1 | 1 | Создавать эмоциональный настрой работы, что положительно сказывается на развитии художественного творчества. Осваивать навыки композиционного мышления. | Практическая работа Выставка работ |
| | Оригами. Объёмная открытка «С новым годом! | 1 | 1 | Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Изучение приёмов работы. Работа цветом. Раскрашивание. Составление композиции. | Практическая работа Выставка работ учащихся |
| | Оформление выставки « С Новым годом!» | | 1 | Создавать эмоциональный настрой работы, что положительно сказывается на развитии художественного творчества. | Выставка работ учащихся |
| 2. Треугольный модуль оригами (11 ч.) |
| | Знакомство с модульным оригами. Техника складывания треугольного модуля. Треугольный модуль – основное звено модульного оригами. | | 1 | Планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя Приобретать новые технические приёмы. | беседа |
| | Соединение модулей на плоскости Замыкание модулей в кольцо. Объёмные фигуры на основе формы «чаша» | | 1 | Приобретать навыки работы с бумагой. Особенности технических приёмов. Планировать алгоритм действий в работе над композицией. | Практическая работа |
| | Знакомство с техникой «Скрапбукинг». | 1 | 1 | Преобразовывать информацию из одной формы в другую Овладение навыками коллективного художественного творчества. Осуществление замысла. | Практическая работа. Выставка работ |
| | История появления японского шара-кусудамы | 1 | 1 | Осваивание навыков лаконичного декоративно-обобщённого изображения. Знакомство с приёмами работы и техникой исполнения. | Практическая работа. Выставка работ. |
| | Кусудама «Супер шар», изготовление модулей | 1 | 1 | Знакомство с приёмами работы и техникой исполнения. Составление композиции Овладевать навыками работы в коллективе. Осуществлять замысел. Составлять композицию и работать в объёме. | Практическая работа. |
| | Кусудама «Лилия», изготовление модулей. Составление шара. | 1 | 1 | Создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества Работа в парах. | встреча вклубе юных мастеров |
3.Творческий проект (6 ч.) |
| | Выбор темы творческого проекта в одной из изучаемых техник. Эскиз на бумаге. | | 1 | Формирование представления о разных видах декоративно-прикладного искусства. Рассуждение о творческой работе художника, о своём опыте. | Ответы-рассуждения Практическая работа |
| | Создание обучающимися творческого проекта в одной из изучаемых техник. | 1. | 1 | Познакомятся с технологией изготовления скульптур животных из бумаги на примере объемной скульптуры. Набор формы. Обработка поверхности изделия. | Практическая работа |
| | Создание обучающимися творческого проекта в одной из изучаемых техник. | 1 | 1 | Выразительными особенностями бумаги как пластического материала. Изучение техники. Выполнение набора формы. Обработка поверхности для работы красками и роспись поверхности. | Выставка работ учащихся Защита проекта. |
| | Обобщение темы раздела. Выставка работ | 1 | 1 | Приобретать навыки работы разных художественных техник. Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. Осваивать навыки композиционного мышления | Практическая работа |
| | | 25 час0в | | |
Учебно-методические и материально-техническое обеспечение
Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2012;
Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., ШпикаловойТ.Я. Диск.
www.IZOCD.ru
ШпикаловаТ.Я. .Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-20012год;
4.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2012.
5.Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 20012.
6.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство / В.С. Кузин. – М., 2014.
7. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
8 Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
9. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004. «Забавные фигурки. Модульное оригами», Т.Н. Проснякова. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений).
10. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
11 Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004
12. http://www.arshobby.ru
13. http://stranamasterov.ru
Учащимся и родителям в помощь освоения программы:
14. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2006.
15 Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.:
16 Журналы «Ручная работа»;
17. http://allforchildren.ru
18.http://www.formula-rukodeliya.r
Оборудование: иллюстрированные альбомы и книги, авторские работы преподавателя и детей, фотоальбомы, наглядные пособия, образцы, раздаточный материал: (шаблоны, схемы), эскизы, стенд по технике безопасности при работе с ножницами и электронагревательными приборами, ножницы, фигурные ножницы «зигзаг», карандаши, линейки, клей ПВА, ручки, фломастеры, картон, штрих, гуашь,, газеты, альбомы, тетрадь для записей.
Мультимедийный проектор.
Компьютер