
Пояснительная записка.
Программа «Разговор о правильном питании» составлена на основе учебно-методического комплекта программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева, Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2009г. /программа разработана в институте возрастной физиологии Российской академии образования при поддержке ООО «Нестле Россия» и допущена министерством образования Российской Федерации/.
Для реализации программы используется УМК: рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» авторов М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, М., Просвещение, 2015г.
Программа включает в себя разделы, освещающие наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста. Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка. В программе ребёнку предлагается множество интересных игр, участвуя в которых ребёнок не только учится сам, но и учит других – своих друзей, родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах, о традициях русской народной кухни, о режиме и культуре питания. Отличительной чертой программы является то, что на занятиях ребёнок трудится в коллективе. Дома он на практике усваивает полученные знания. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей: конкурс фотографий, конкурс блюд.
Выбор содержания программы не случаен, т. к. правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье и жизнь человека. Актуальность программы на данный момент заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности.
Общая характеристика учебного предмета.
Цели: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни
Специфика предмета.
Научить человека быть здоровым с детства – вот что самое главное. Это достигается через организацию правильного питания. Эта программа о питании реально может помочь укрепить здоровье каждому ребенку. Программа практических умений и навыков в области питания. Ее направленность – внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. А здоровье – самая большая жизненная ценность. Программа включает теоретические знания и практические умения и навыки, которые помогут в жизни каждому ребенку, чтобы сохранить здоровье.
Место учебного предмета в учебном плане.
В неделю – 1 час.
Всего – 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения программе «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметные результаты.
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметные результаты.
- организовать рациональное сбалансированное питание в семьях учащихся;
- охранять здоровье и организовать здоровый образ жизни;
-выполнять санитарно-гигиенические требования;.
- пропагандировать здоровый образ жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
- организовать правильное питание учащихся в школе;
- привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.
Ожидаемые результаты.
Организация рационального сбалансированного питания в семьях учащихся.
Знание значения для здоровья правильного питания.
Охрана здоровья и организация здорового образа жизни.
Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Пропаганда здорового образа жизни в жизненной ситуации своей и других людей.
Организация правильного питания учащихся в школе.
привлечение внимания учащихся, семьи, школы, общественности к организации правильного питания.
Содержание программы
Роль здорового правильного питания в жизни человека.
Практическая направленность программы в усвоении знаний и переходов от умения и навыкам в жизненной ситуации.
Прогностическая оценка и самооценка: - Для чего мне нужны знания о правильном питании? Как в будущем это поможет нам?
Влияние самого человека на организацию правильного питания в семье.
Формирование здорового образа жизни и его пропаганда в кругу семьи, друзей, соседей.
Нормы организации питания строю по схеме Потребность – мотив – действия.
Тематическое мероприятие
№ | Разделы, темы | Количество часов | Примечание |
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Если хочешь быть здоров | 1 | |
3 | Если хочешь быть здоров | 1 | |
4 | Как правильно есть | 1 | |
5 | Как правильно есть | 1 | |
6 | Удивительные превращения пирожка | 1 | |
7 | Удивительные превращения пирожка | 1 | |
8 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? | 1 | |
9 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? | 1 | |
10 | Плох обед, если хлеба нет | 1 | |
11 | Настольная игра | 1 | |
12 | Полдник. Время есть булочки | 1 | |
13 | Время есть булочки | 1 | |
14 | Пора ужинать | 1 | |
15 | Пора ужинать | 1 | |
16 | Где найти витамины весной? | 1 | |
17 | Где найти витамины весной? | 1 | |
18 | На вкус и цвет товарищей нет | 1 | |
19 | На вкус и цвет товарищей нет | 1 | |
20 | Как утолить жажду | 1 | |
21 | Как утолить жажду | 1 | |
22 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | 1 | |
23 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее | 1 | |
24 | Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты | 1 | |
25 | Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты | 1 | |
26 | Каждому овощу - своё время. | 1 | |
27 | Каждому овощу - своё время. | 1 | |
28 | Праздник урожая | 1 | |
29 | Праздник урожая | 1 | |
30 | Основные правила правильного питания | 1 | |
31 | Режим питания | 1 | |
32 | Режим питания | 1 | |
33 | Экскурсия в школьную столовую. | 1 | |
34 | Заключительное занятие | 1 | |