Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа №3
Приложение к ООП НОО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
направление: социальное
«Школа добрых дел»
1 класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Артюх О.С..
(Ф.И.О.)
учитель начальных классов
(занимаемая должность)
г. Калининград
2019
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
направление: социальное
«Школа добрых дел»
1 класс
2019-2020 учебный год
Программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 классов на основе Закона об образовании РФ № 273 ФЗ от 29.12.2012 г. и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Основная цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.
Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. Самое главное он учится делать добро и принимать его.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 2019-2020 учебный год. Общее количество часов – 66, из расчета 2 часа в неделю.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Школа добрых дел» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность разносторонне раскрыть индивидуальные способности ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке;
-развить у детей интерес к различным видам деятельности;
-желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности;
-умению самостоятельно организовать своё свободное время;
- создание условий для развития познавательных способностей школьников, их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности;
- создание условий для формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
Выпускник получит возможность научиться:
- навыкам общественно-полезной деятельности;
-формированию способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности;
-развитию организационных и коммуникативных компетенций, механизмам эмоционально-волевого регулирования поведения, основам личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
Метапредметные результаты:
-приобретение школьником социальных знаний;
-понимание социальной реальности и повседневной жизни;
-приобретение навыков групповой работы;
- получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
-поиск, нахождение и обработка информации о принятых в обществе нормах поведения и общения: о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
-способность регулировать собственную деятельность;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
-приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
- совершенствование в умениях слышать себя и других;
-приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-проговаривать последовательность действий;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
-строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Выпускник получит возможность научиться:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится
-донести свою позицию до других;
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема № 1 Правила поведения в школе- (10ч)
1.Мы пришли на урок.-2ч
Представление об учебной деятельности. Функции ученика и учителя в учебной деятельности. Основные правила поведения ученика на уроке. Экскурсия по школе.
2.Зачем нужны перемены?-2ч
Основные правила поведения ученика на перемене. Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…», М. Танич «Урок поведения». Фотовыставка. Анализ фотовыставки « Наш класс на перемене».
3.Правила поведения в гардеробе.-2ч
Основные правила поведения ученика в гардеробе. Экскурсия в гардероб.
4.Мы в школьной столовой.-2ч
Правила поведения за столом. Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все».
5.Экскурсия в библиотеку.-2ч
Роль книги в жизни человека. Правила поведения в библиотеке. Игра «Угадай героев книг». Стихотворение « Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку.
Тема № 2 О добром отношении к людям- (22ч)
6.Что такое «добро и зло». -2ч
Добро и зло в сказках. Главное в сказках – победа добра над злом. Конкурс рисунков. Выставка рисунков «Добро».
7.Добрые и недобрые дела.-2ч
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Стихотворение Л. Николаенко «Доброта», Н. Добронравова « Чтобы стало в этом мире завтра…», « Дарите радость людям», «Если добрый ты».
8.Товарищи и друзья.-2ч
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу. Праздник-игра «Если с другом вышел в путь».
9.Как завоевывать друзей.-2ч
Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Стихотворение «Дружный класс». Кластер «Правила крепкой дружбы». Конкурс чтецов.
10.О вежливых словах и их применении-2ч.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. Игра «Вежливо - невежливо».
11.Правила знакомства, представления и обращения.-2ч
Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения.
12.Правила приветствия и прощания.-2ч
Понятие о форме вежливого приветствия и прощания. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры.
13.Правила извинения и просьбы.-2ч
Знакомство с правилами извинения и просьбы. Игра «Можно – нельзя».
14.Правила благодарности и отказа-2ч.
Употребление слов благодарности и отказа в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации. Чтение и анализ стихотворений « Не выучил» А. Шибаев, «Подарите крокодила» Э. Мошковская. Этическая игра-беседа «Да здравствует вежливость!»
15.Отношение к старшим. Отношение к учителю.-2ч
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Конкурс рисунков.
16.Отношение к малышам.2 -ч
Доброе, терпимое отношение к младшим. Помощь и забота по отношению к младшим.
Тест «О вежливом отношении к людям».
Тема № 3 Как стать трудолюбивым- (14ч)
17.Маленькое дело лучше большого безделья.-2ч
Понятия «труд», «дело», «безделье», «лень». Значение труда в жизни людей. Труд и лень в сказках. Инсценирование и анализ сказки « Сказка про лентяя Ваню».
18.Делу – время, потехе – час.-2ч
Труд – полезная деятельность, безделье – предмет осуждения. Пословицы о труде, их анализ. Конкурс «Лучше всех». Умение рационально распределять время для труда и отдыха.
19.Как быть прилежным и старательным.-2ч
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Практические задания «О добром отношении к людям».
20.Учение – это тоже труд.-2ч
Учение как основной труд и обязанность школьника. Прилежание и старательность в учении и труде.
21.Наш труд в классе.-2ч
Соблюдение чистоты и порядка в классе. Дежурство.
22.Мой труд каждый день дома-2ч.
Помощь родителям. Соблюдение порядка в своей комнате, на своем рабочем месте. Познавательная игра- беседа «Учитесь быть трудолюбивыми».
23.Учусь всё делать сам.-2ч
Соблюдение режима дня, умение организовать свой труд дома. Проект «Режим дня».
Тема №4 Правила опрятности и аккуратности.- (10ч_)
24.Культура внешнего вида.-2ч
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Одежда будничная и праздничная. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
25.Да здравствует мыло душистое!-2ч
Правила личной гигиены. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение рисунков.
26.Каждой вещи своё место.-2ч
Бережное отношение к своей одежде. Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).
27.Каждой вещи своё место.-2ч
Соблюдение порядка на своем рабочем месте, содержание в чистоте книг и тетрадей. Экскурсия в библиотеку.
28.Аккуратность – уважение человека к себе.-2ч
Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Соблюдать правила опрятности и знать их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Практические задания «Правила опрятности и аккуратности».
Тема №5 Школьный этикет.- (10ч)
29.Правила поведения на улице, в транспорте.-2ч
Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в общественном транспорте. Разыгрывание ситуации «Мы в автобусе». Экскурсия.
30.Правила поведения в лесу, на лугу, на речке.-2ч
Правила поведения в лесу, на лугу, на речке.
31.В магазин за покупками.-2ч
Правила поведения в общественных местах – в магазине. Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом».
32. К нам гости пришли!-2ч
Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Коррекционная игра «Я и другие».
33.Чему мы научились в «Школе добрых дел»?-2ч
Моральные нормы и правила поведения. Итоговое занятие. Игры. Тест на знание правил поведения в общественных местах. Конкурс рисунков.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Всего часов |
1 | Правила поведения в школе. | 10 |
2 | О добром отношении к людям. | 22 |
3 | Как стать трудолюбивым. | 14 |
4 | Правила опрятности и аккуратности. | 10 |
5 | Школьный этикет. | 10 |
| Итого | 66 |