АННОТАЦИЯ
Программа «Школьная газета» разработана для учащихся 10 классов, которые заинтересованы в приобретении профессиональных навыков журналиста и готовятся к поступлению в профильные вузы. К моменту зачисления в 10 класс обучающиеся в силах принимать деятельное участие в руководстве редакционной коллегии школы и помогать сделать первые шаги в профессии учащимся 6 классов. Поэтому им будет предоставлена возможность проявить себя в роли ответственных за выпуск школьной газеты.
В связи с особенностями содержания программы, задачами, решаемыми в учебном процессе, можно выделить следующие организационные формы деятельности:
- коллективную;
- групповую;
- самостоятельную.
Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практических методов обучения и воспитания. Для выполнения поставленной задачи в программе сочетаются такие формы занятий как лекции по теории, психологические игры- тренинги, беседы, пресс–конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты.
Количество часов в год для каждого класса - 35 (1 час в неделю).
ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- планировать свое речевое и неречевое поведение;
- взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- уметь свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- развивать навыки смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку и по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- редактировать собственные тексты и тексты младших коллег;
- выступать с публичными докладами;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
- планировать работу редакции и руководить работой «младших коллег»;
- работать в команде;
- свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- оценивать и редактировать свои устные и письменные высказывания;
- общаться с респондентами, принимая во внимание ситуацию общения и коммуникативные задачи;
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ (3 ЧАСА)
Микромир редакции. Защита данных и изображения. Официальные лица. Права и обязанности журналиста (Круглый стол).
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа)
Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. Как находить нужную информацию.
ИФОРМАЦИЯ (2 часа)
Чем является информация. Типы информации. Что такое лид? Способы написания лидов (творческая работа).
ИНТЕРВЬЮ (1 час)
Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов (интервью в школьную газету).
РЕПОРТАЖ (3 часа)
Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. Техника работы. Техника письма (репортаж в школьную газету).
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа)
Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. Заглавие в тексте. Графическое оформление текста (статья с графическим оформлением).
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа)
Комментарий: презентация единого факта. Структура рецензии. Критика и рецензия. Фельетон. Эссе (работа в форме рецензии, фельетона или эссе).
НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час)
Кем является Читатель?
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа)
Фотоинвентарь и его использование. Снимок – символ. Фоторепортаж. Авторские и смежные права.
КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час)
Редакция
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа)
Планирование номера. Правка и редактирование текстов.
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час)
Типы газет.
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов)
Рекламный текст в печати. Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. Спонсоринг, бартерная договорённость. Язык рекламных текстов. Профессиональная этика.
РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час)
Организация работы редакции газеты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Теорети-ческое занятие | Практи-ческое занятие | Форма контроля |
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ | | | | |
1 | Микромир редакции. | 1 | | |
2 | Защита данных и изображения | | 1 | |
3 | Официальные лица. Права и обязанности журналиста | 1 | | Организация круглого стола «Журналист и законодательство» |
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа) | | | | |
4 | Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. | | 1 | |
5 | Как находить нужную информацию. | 1 | | |
ИФОРМАЦИЯ (2 часа) | | | | |
6 | Чем является информация. Типы информации. | 1 | | |
7 | Что такое лид? Способы написания лидов. | | 1 | Написать лид к своей статье. |
ИНТЕРВЬЮ (1 час) | | | | |
8 | Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. | 1 | | Написать интервью в школьную газету. |
РЕПОРТАЖ (3 часа) | | | | |
9 | Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. | 1 | | Написать репортаж в школьную газету. |
10 | Техника работы. | | 1 | |
11 | Техника письма. | | 1 | |
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа) | | | | |
12 | Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. | | 1 | |
13 | Заглавие в тексте. | 1 | | |
14 | Графическое оформление текста. | | 1 | Сдать статью с графическим оформлением. Редактирование работ шестиклассников |
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа) | | | | |
15 | Комментарий: презентация единого факта. | 1 | | |
16 | Структура рецензии. Критика и рецензия. | 1 | | |
17 | Фельетон. | 1 | | |
18 | Эссе. | 1 | | Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор). Редактирование работ шестиклассников |
НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час) | | | | |
19 | Кем является Читатель? | 1 | | |
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа) | | | | |
20 | Фотоинвентарь и его использование. | 1 | | |
21 | Снимок – символ. | 1 | | |
22 | Фоторепортаж. | | 1 | Сделать фоторепортаж. |
23 | Авторские и смежные права. | 1 | | |
КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час) | | | | |
24 | Редакция. | 1 | | |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа) | | | | |
25 | Как планировать номер. | 1 | | |
26, 27 | Правка и редактирование текстов. | 1 | 1 | Работа с текстом. |
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час) | | | | |
28 | Типы газет. | | 1 | |
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов) | | | | |
29 | Рекламный текст в печати. | 1 | | |
30 | Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. | | 1 | Составить рекламный текст. Редактирование работ шестиклассников |
31 | Спонсоринг, бартерная договорённость. | 1 | | |
32 | Язык рекламных текстов. | | 1 | |
33 | Профессиональная этика. | 1 | | |
РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час) | | | | |
34 | Как основать свою газету. | 1 | | Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета» Помощь в подготовке проектов шстиклассников |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Дата по плану | Дата по факту |
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ | | | |
1 | Микромир редакции. | | |
2 | Защита данных и изображения | | |
3 | Официальные лица. Права и обязанности журналиста | | |
ПРОФЕССИЯ – РЕПОРТЁР (2 часа) | | | |
4 | Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама. | | |
5 | Как находить нужную информацию. | | |
ИФОРМАЦИЯ (2 часа) | | | |
6 | Чем является информация. Типы информации. | | |
7 | Что такое лид? Способы написания лидов. | | |
ИНТЕРВЬЮ (1 час) | | | |
8 | Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов. | | |
РЕПОРТАЖ (3 часа) | | | |
9 | Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие. | | |
10 | Техника работы. | | |
11 | Техника письма. | | |
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ (3 часа) | | | |
12 | Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности. | | |
13 | Заглавие в тексте. | | |
14 | Графическое оформление текста. | | |
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ (4 часа) | | | |
15 | Комментарий: презентация единого факта. | | |
16 | Структура рецензии. Критика и рецензия. | | |
17 | Фельетон. | | |
18 | Эссе. | | |
НЕТ ГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ (1 час) | | | |
19 | Кем является Читатель? | | |
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ (4 часа) | | | |
20 | Фотоинвентарь и его использование. | | |
21 | Снимок – символ. | | |
22 | Фоторепортаж. | | |
23 | Авторские и смежные права. | | |
КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ (1 час) | | | |
24 | Редакция. | | |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ (3 часа) | | | |
25 | Как планировать номер. | | |
26, 27 | Правка и редактирование текстов. | | |
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ (1 час) | | | |
28 | Типы газет. | | |
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ (5 часов) | | | |
29 | Рекламный текст в печати. | | |
30 | Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. | | |
31 | Спонсоринг, бартерная договорённость. | | |
32 | Язык рекламных текстов. | | |
33 | Профессиональная этика. | | |
РЕЗЮМЕ КУРСА (1 час) | | | |
34 | Как основать свою газету. | | |