Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности " Учимся учиться и действовать" 4 класс»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Учимся учиться и действовать»
(общеинтеллектуальное направление)
для 4 в класса
Составитель
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Крупнова Лидия Владимировна
г. Воскресенск
2018
Данная рабочая программа курса «Учимся Учиться и Действовать» в 4 классе разработана в соответствии с документами:
законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
ФГОС НОО Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, в редакции от 31.12. 2015 г № 1576;
«Методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области», Протокол №1 от 08.04.16 г.;
ООП НОО МОУ «Гимназия №1», в соответствии с основными требованиями ФГОС НОО, на основе программы педагогической диагностики Бегловой Т.В., Битяновой М.Р. , Меркуловой Т.В., Теплицкой А.Г. «Учимся Учиться и Действовать», с использованием методических рекомендаций и рабочих тетрадей: «Учимся Учиться и Действовать» 4 класс - Самара: «Издательский дом «Фѐдоров», 2016 г.
Цель внеурочной деятельности по данному направлению: развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование ключевой компетенции
« умения учиться».
Задачи данного курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: чётко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Этапы работы по формированию УУД
Программа выстраивается с опорой на задания и учебные ситуации, заложенные в УМК и методику преподавания различных учебных дисциплин. Если этого оказывается недостаточно для работы с конкретным ребенком, педагог самостоятельно разрабатывает дополнительные учебные задания.
В качестве основного инструмента в курсе используются специально разработанные задания предметного или межпредметного характера. Задания составлены преимущественно на материале четырех предметов: русский язык, математика, технология, окружающий мир, также есть несколько надпредметных заданий.
Планируемые результаты освоения
программы ВД «Учимся учиться и действовать» 4 класс
По окончанию 4 класса у учащихся должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
Познавательные УУД
Умение осуществлять логическое действие синтез.
Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям.
Умение осуществлять логическое действие классификация по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
Умение осуществлять логическое действие обобщение.
Умение устанавливать аналогии.
Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Умение строить простые рассуждения на основе под водящей информации (индуктивное умозаключение).
Умение строить простые рассуждения на основе под водящей информации (дедуктивное умозаключение).
Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач.
Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.
Знаково-символические действия.
Моделирование как универсальное учебное действие
кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
декодирование/ считывание информации;
умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативные УУД:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками (охотно вступать в диалог, игру, интересоваться мнением других)
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества (без грубости и агрессивности)
ориентация на партнера по общению (задает вопрос, адекватно реагирует)
действовать по установленным правилам
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей
Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
Умение формулировать точку зрения.
Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
Умение определить общую цель и пути ее достижения.
Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
Регулятивные универсальные учебные действия.
воспроизводить за учителем цель урока
способность принимать и сохранять учебную задачу, поставленную учителем.
использовать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
различать способ и результат действия.
Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения.
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.
Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.
Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Личностные универсальные учебные действия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Часы | Виды деятельности |
1 | Вводные занятия | 2 | Содержат обращение к четвероклассникам, словарь исследования мыслескопа, в который входят некоторые необходимые для работы термины и понятия, блок тренировочных заданий для знакомства с основными инструкциями, как для индивидуальной, так и для парной работы. |
2 | Диагностические уроки | 4 | Рабочие материалы для проведения двух диагностических уроков. Уроки выстроены на основе системно-деятельностного подхода и позволяют диагностировать уровень сформированности пяти регулятивных УУД. |
3 | Модули наблюдения | 28 | Диагностические задания в 14 модулях наблюдениях. Каждое наблюдение направлено на диагностику конкретного универсального учебного действия. |
Тематическое планирование
Тренировочный блок | 2 |
Диаграммы и таблицы | 1 |
Классификация | 1 |
Причинно-следственные связи | 1 |
Анализ | 1 |
Синтез | 2 |
Сравнение | 2 |
Обобщение | 1 |
Аналогия | 1 |
Индуктивное умозаключение | 1 |
Отнесение к понятию | 1 |
Объединение информации | 1 |
Точка зрения | 2 |
Речевое высказывание | 1 |
Вопросы | 1 |
Читательская компетенция | 4 |
Диагностические занятия по сформированности УУД | 6 |
Оценивание своей работы и успешности в освоении УУД | 5 |
Итого | 34 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
__________/ Рослякова Е.В./
«______» августа 2018 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании НМС и рекомендовано к утверждению
протокол № ___ от «___» _августа 2018 г.
Руководитель НМС
_____________ / Казьмина И.А./