СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности Загадки русского языка

Категория: Русский язык
Тема: О ЯЗЫКЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности Загадки русского языка»




«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО учителей

гуманитарного цикла,

прот. №1 «31»_08__2021_г.

Руководитель ШМО__________

/Судомойкина Е.В.

«СОГЛАСОВАНО»

«_01_»____09___2021 г.

Заместитель директора по МР

__________/ Сошникова В.А.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ № 6»

_____________/ Морозова И.В.

Приказ № 168 от 01.09.2021_г.











Предмет

русский язык

Класс

7 «А», 7 «Б», 7 «В»

Предметная область

Филология (общеинтеллектуальное направление)

Учебный год

2021-2022

Срок реализации программы

1 год

Учитель (ФИО, кв. категория)


Александрова Татьяна Борисовна, первая

















г. Ангарск.2021г



Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» для 7 класса составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №6»; с учетом рабочей программы воспитания (Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2021 года приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года № 712) и пунктом в предыдущей редакции (Пункт 18.2.2 в редакции, введенной в действие с 16 февраля 2016 года приказом Минобнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577); Авторской программы Крестовоздвиженской О.Е, Сборник программ внеурочной деятельности, г. Орел, ИРО, 2016 год

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки русского языка» предназначена для обучающихся 7 класса. Предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология», «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, и семинарам.

Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме; учатся составлять проекты, работать в команде. Данная программа актуальна, так как в нашей стране изучению русского языка уделяется большое внимание. Поэтому и необходимо через внеурочные занятия прививать любовь к языку, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность детей.

Цель:

- создание оптимальных условий для развития кругозора и мышления учащихся; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

- закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

- способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения программы внеурочной деятельности учащиеся

получат возможность научиться

понимать:

определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

виды предложений;

основные группы пунктуационных правил;

признаки текста.

смогут научиться:

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

строить пунктуационные схемы предложений.

Место курса «Загадки русского языка» в учебном плане школы

В учебном плане школы на 2021-2022 учебный год на изучение курса «Загадки русского языка» в 7 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа в год.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 11-12 лет.






Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии:

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология системно-деятельностного подхода;

  • технология развивающего обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Условия реализации программы

  • создание атмосферы увлечённости, сотрудничества;

  • индивидуальный подход, создание ситуации успеха;

  • современное методическое и техническое оснащение

1.Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.




2.Содержание курса «Загадки русского языка»

Раздел 1

Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты (4ч.)

Виды пересказов

Письмо

Спор – один из жанров разговорного языка. Его особенности

Выдающиеся лингвисты

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 2

Словообразование (5ч.)

Типичные способы образования слов

Словообразовательное гнездо

Практическая работа

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, Интернет.

Раздел 3

Лексика (6ч.)

Лексика русского языка

Основные средства выразительности лексики и фразеологии

Лексический разбор слов

Лексические словари

Практическая работа

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел 4

Синтаксис. Словосочетания и предложения (5ч.)

Основные единицы синтаксиса

Виды связи слов в словосочетании

Элементы интонации в предложении

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого

Практическая работа

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 5

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (8ч.)

Разряды наречий

Категория состояния

Грамматические омонимы

Служебные части речи

Самостоятельные части речи

Практическая работа

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Правописание. Орфография и пунктуация (5ч.)

Дружба не и ни с разными частями речи

Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?

Правила пунктуации

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области орфографии и пунктуации, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 7

Обобщающее занятие. (1ч.)

Аукцион знаний

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник.




3.Тематическое планирование


Тема

Количество часов

Школьный урок/форма

урока

речевые средства1.

Устная и письменная речь. Выдающиеся лингвисты

4

Осознание роли русского языка

в умении общаться

2.

Словообразование

5

Формирование умения осознанно

Использовать речевые средства

3.

Лексика

6

Овладение лингвистическим

материалом

4.

Синтаксис. Словосочетания и предложения

5


5.

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

8

Удовлетворения познавательных

интересов

6.

Правописание. Орфография и пунктуация

5

Овладение лингвистическим

материалом


7.

Обобщающее занятие.

1


Всего 34 часа

4.Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


1

Вводное занятие. Язык и речь – чудо из чудес.


1




2

Для чего используют звуковые повторы в речи.

Какова роль интонации в устной речи . Звуки не буквы. Звучащая строка.

1


3

Банты и шарфы

1



4

Практическая работа. Конкурс Говорунов. Судьба слова.

1





5

«Говорящие приставки» и «весёлые суффиксы». История происхождения приставок и суффиксов.

Практическая работа: Лингвистические игры «Собери слово», «К истокам слова»



1





6

Тема 3. «Прадедовские» приставки.

Практическая работа: морфемный разбор слов, определение их значений, наблюдения над историческими изменениями.

1



7

«Двое из ларца». Гнездо однокоренных слов. Изменения в морфемном составе слова.

1



8

Необычные правила. Практическая работа: работа с деформированными текстами, нахождение слов-исключений, а также слов на указанные орфограммы. Орфографические игры.

1



9

Сказочные превращения. Путеводные звёзды орфографии. Запоминание и правильное написание трудных и не поддающихся проверке слов.

1



10

Презентация творческих работ

1





11

Ъ и Ь – смягчение или разделение?

Практическая работа: Конкурс – игра «Что там стоит?..»



1





12

Хитрый звук «йот». Роль его в речи и на письме.

1



13

Проще простого или сложнее сложного. Прямой порядок слов. Инверсия.


1




14

Согласуй меня и помни. Практическая работа: Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озёр. Заливов и пр.

1



15

«Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» или всё о причастиях.

Практическая работа: Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

1




16

Образование бывает разным…Действительные и страдательные причастия.


1




17

Внимание: причастный оборот.

Практическая работа: Работа с деформированным текстами.


1




18

Н+Н=НН. Практическая работа: Лингвистические игры.

1



19

Дорисовывает движение…Одинаковы ли деепричастия?

1



20

«Коварство» деепричастного оборота.

1



21

Где? Куда? Когда? История одного почему? История наречий. Лингвистическое лото.

1





21

Способы образования наречий.

Практическая работа: Решение лингвистических примеров и задач.



1




22

Разряд, становись в ряд! Разряды наречий.

Практическая работа: Кроссворды.

1



23

Узнай меня по суффиксу!

Практическая работа: Наречия в загадках

1

02.04


24

Некогда или никогда? Негде или нигде?

Практическая работа: Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»

1

09.04


25

Затруднительное состояние. Слова категории состояния: их виды и применение.


1


16.04



26

Служу всегда, служу везде. Служу я в речи и в письме. Происхождение производных предлогов.


1


23.04


27

Употреби меня со словом. Конструкции с предлогом и без предлога.

1

07.05



28

Тоже, также иль зато? Лингвистическая игра «Найди соответствие»

1


07.05



29

Соединю простое и сложное

1

14.05



30

Уточню, укажу. на вопрос отвечу. Разряды частиц. Игры на внимание.

1

14.05.


31

Не могу не знать=я знаю! Значение и роль частицы в тексте.

1

21.05


32

Эти эмоциональные междометия. Чтение стихотворений с междометиями.

1

28.05


33

Волшебные слова. Этикетные слова.

1

28.05


34

Итоговое занятие. Защита проекта «Загадки русского языка разгаданы»

1

28.05



Итого

34





















Список литературы для педагога:


Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. Москва Просвещение. 2014

Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.

Григорян Л.Т. Язык мой — друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.

Волина В.В. Весѐлая грамматика, Москва, Знание, 2015.

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2015.

Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2016.

Разумовская М.М., Лекант П.А. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией Дрофа, 2014.

Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2015.

Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. Дрофа. 2015 .

Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2015.


Список литературы для учащихся:


Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. Москва. Дрофа.2014

Тумина Л.Е. Сочини сказку. Москва. Дрофа.2015.


Эл.ресурсы:


Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ru Российский образовательный портал //www.school.edu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!