Пояснительная записка
Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
Задачи курса:
формирование грамотной и выразительной речи учащихся;
повышение речевой компетентности детей;
развитие интереса к читательской деятельности;
развитие интереса к научной деятельности;
подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку;
обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского язык.
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
На занятиях курса широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.
Программа включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.
Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Планируемы результаты освоения курса
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса «Загадки русского языка»
Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука.
Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы , загадки-складки, слова -
перевёртыши и др.
2. Кроссворды, палиндромы, ребусы, чайнворды и др.
3. Лексика. Как рождается слово. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Различные виды омонимов. Слова и вещи.
4. Фразеология. Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки. Афоризмы.
5. Состав слова и словообразование. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». «Странные» корни. Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. В мире суффиксов.
6. Морфология. Части речи. Род имён существительных. Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Вид глагола. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Наречие.
7.Текст. Смысловые отношения между предложениями текста. Микротема. Работа с текстом. Выявление микротем.
8. Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая разница между парами словосочетаний.
9. Словесная живопись. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. Редактирование текста.
ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000 г.
2. Волина В.В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005г.
3. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г.
4. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
5.Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.
6.Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы/ Н.А.Шапиро.-М.:
Первое сентября.2002.
Литературы для учащихся:
1. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007 г.
2. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981.
Тематическое планирование курса «Загадки русского языка» 5 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану (номер недели) | Дата по факту | Примечания |
ФОНЕТИК. ГРАФИКА |
1 | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. | 1 | | | |
2 | Игры со словами: шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевёртыши… | 1 | | | |
3 | Кроссворды, палиндромы, ребусы, чайнворды и др. | 1 | | | |
ЛЕКСИКА |
4 | Как рождается Слово. | 1 | | | |
5 | Многозначные слова. Синонимы. | 1 | | | |
6 | Антонимы. Различные виды омонимов. Слова и вещи. | 1 | | | |
ФРАЗЕОЛОГИЯ |
7 | Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. Пословицы. Поговорки. Афоризмы. | 1 | | | |
8 | Состав слова и словообразование. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». | 1 | | | |
9 | «Странные» корни. Сложные слова. Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов. | 1 | | | |
МОРФОЛОГИЯ |
10 | Части речи. Род имён существительных. Кто больше знает существительных общего рода. | 1 | | | |
11 | Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Вид глагола. | 1 | | | |
12 | Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Пословицы и поговорки с глаголами 2 лица единственного числа. | 1 | | | |
ТЕКСТ |
13 | Микротема. Работа с текстом. Выявление микротем. | 1 | | | |
14 | Смысловые отношения между предложениями текста. | 1 | | | |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ |
15 | Синтаксическая разница между парами словосочетаний. | 1 | | | |
16 | Словесная живопись. Игра «Кто ярче». | 1 | | | |
17 | О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. | 1 | | | |
18 | Редактирование текста с целью избавления от «скучных повторов». | 1 | | | |