СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Загадки русского языка" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Загадки русского языка" 5 класс 0,5 часов в неделю. Может быть использована в качестве факультатива или во внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Загадки русского языка" 5 класс»

Пояснительная записка



Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Задачи курса:

  • формирование грамотной и выразительной речи учащихся;

  • повышение речевой компетентности детей;

  • развитие интереса к читательской деятельности;

  • развитие интереса к научной деятельности;

  • подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку;

  • обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию;

  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

  • обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского язык.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводят за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьёзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

На занятиях курса широко используется наблюдение над живой речью и над литературным материалом как программного, так и дополнительного характера, а также ведется практическая работа с различного вида словарями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа. Доля самостоятельности в подборке материала растет, так же обстоит дело и в оформлении материала. Это развивает у учащихся не только творческую мысль и инициативу, но также и эстетическое чувство. Широкое поле для творческой мысли и инициативы учащихся открывается и при составлении задач занимательной грамматики, написании творческих работ разных видов.

Программа включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию загадок языка.

Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.



Планируемы результаты освоения курса



  • Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

  • Метапредметные результаты:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

  • Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Содержание курса «Загадки русского языка»

  1. Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука.

Шарады, анаграммы, логогрифы, метаграммы , загадки-складки, слова -

перевёртыши и др.

2. Кроссворды, палиндромы, ребусы, чайнворды и др.

3. Лексика. Как рождается слово. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Различные виды омонимов. Слова и вещи.

4. Фразеология. Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки. Афоризмы.

5. Состав слова и словообразование. Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо». «Странные» корни. Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова. В мире суффиксов.

6. Морфология. Части речи. Род имён существительных. Глагол. Названия предметов и глаголы действия. Вид глагола. Возвратные глаголы. Безличные глаголы. Наречие.

7.Текст. Смысловые отношения между предложениями текста. Микротема. Работа с текстом. Выявление микротем.

8. Синтаксис и пунктуация. Синтаксическая разница между парами словосочетаний.

9. Словесная живопись. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. Редактирование текста.


ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература для учителя:

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000 г.

2. Волина В.В. Весёлая грамматика, Москва, Знание, 2005г.

3. Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка, Москва, Мнемозина, 2007г.

4. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. - М., 1966.Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6

5.Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000.

6.Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях: 5-7 классы/ Н.А.Шапиро.-М.:

Первое сентября.2002.


Литературы для учащихся:

1. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы. Москва. Дрофа.2007 г.

2. Панов М.В. Занимательная орфография. Москва Просвещение. 1981.





































Тематическое планирование курса «Загадки русского языка» 5 класс

Тема

Количество

часов

Дата по

плану (номер

недели)

Дата по

факту

Примечания

ФОНЕТИК. ГРАФИКА

1

Звуки и буквы.

Изменение смысла

слова с изменением

звука.

1




2

Игры со словами:

шарады, анаграммы,

метаграммы,

слова-перевёртыши…

1




3

Кроссворды,

палиндромы, ребусы,

чайнворды и др.

1




ЛЕКСИКА

4

Как рождается

Слово.

1




5

Многозначные слова.

Синонимы.

1




6

Антонимы. Различные

виды омонимов. Слова

и вещи.

1




ФРАЗЕОЛОГИЯ

7

Возникновение

фразеологизма.

Фразеологические

цепочки. Пословицы.

Поговорки. Афоризмы.

1




8

Состав слова и

словообразование. Словообразовательные

цепочки.

Словообразовательное

«древо».

1




9

«Странные» корни.

Сложные слова. Слова с

двумя-тремя приставками.

В мире суффиксов.

1




МОРФОЛОГИЯ

10

Части речи. Род имён существительных. Кто больше знает существительных общего рода.

1




11

Глагол. Названия

предметов и глаголы

действия. Вид глагола.

1




12

Возвратные глаголы.

Безличные глаголы.

Пословицы и поговорки с глаголами 2 лица

единственного числа.

1




ТЕКСТ

13

Микротема. Работа с

текстом. Выявление

микротем.

1




14

Смысловые

отношения между

предложениями

текста.

1




СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

15

Синтаксическая разница

между парами

словосочетаний.

1




16

Словесная

живопись. Игра «Кто ярче».

1




17

О путях проникновения в

нашу речь иноязычных слов, о сфере их

употребления.

1




18

Редактирование текста с

целью избавления от

«скучных повторов».

1