СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Пояснительная записка

Программа по выявлению и развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования. Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь учителю истории и обществознания обратить внимание на школьников, обладающих способностями по истории и обществознанию. Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Педагоги должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения необходимо поднять на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено необходимостью обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности.

Реализуемая цель: выявление творческих способностей обучающихся на уроках математики и информатики, а также во внеурочное время

Задачи:

1. Выявление способных обучающихся.

2. Определение уровня творческих способностей, обучающихся до начала реализации программы.

3. Определение форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения в школе

4. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предметам история и обществознание.

Я преподаю историю и обществознание в 5–11 классах. Используемые мною методы, приемы, формы, средства организации учебного процесса и внеклассных мероприятий прослеживаются в единой системе «урок — внеклассная работа». В образовательном процессе я использую следующие педагогические методики:

1. Тест на мышление и креативность. Диагностика по методике Дж.Брунера.

Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера» позволяет определить базовый тип мышления и измерить уровень креативности у взрослых. Зная свой тип мышления, можно уверенно сказать, в какой области, профессии вы преуспеете. Выделяют 4 базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметное, образное, знаковое и символическое мышление.

2. Теста креативности П. Торренса (закончи произведений, сочинение)

Тесты Торренса используем для поиска и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся включают в себя различные варианты метода наблюдения за детьми в школе, во внеурочной деятельности и т.п.), анализ, беседы, деловые и ролевые игры, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций.

Выявление творческих способностей у обучающихся происходит путем:

1. Экспертного оценивания обучающегося, которое включает в себя оценки преподавателя, родителей, оценку сверстниками, а также самооценку.

2. Анализа достижений обучающегося, его успеваемости, участия в конкурсах и олимпиадах.

Показатели результативности:

- способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, участие в олимпиадных и творческих конкурсах.

Диагностический инструментарий:

1. Уровень усвоения большого объема информации.

2. Быстрое пополнение активного словаря.

3. Анализ правильного применения слов в контексте письменной и устной речи.

4. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода).

5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация).

6. Развитие элементов критического мышления.

Качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:

-определенный уровень интеллектуальных способностей: словарный запас, способность рассуждать и мыслить логически;

-аналитические умения: способность к оценке, способность к прогнозированию;

-быстрота реакции и легкость ассоциирования;

-нестандартность мышления;

-творческие способности;

-развитие самостоятельности и потребности расширения своих социальных возможностей.

Формы работы:

- Участие в олимпиадах;

- Участие в научно-практических конференциях;

- Факультативные занятия;

- Кружки по интересам;

- Конкурсы, соревнования;

- Проведение предметных дней или недель;

- Работа по индивидуальным планам;

- Практическая работа.

- Экскурсия.

- Игра.

- Проектная деятельность.

- Консультация.

Требования к работе по выявлению творческих способностей обучающихся:

Длительное наблюдение и изучение обучающихся в различных ситуациях и различных видах творческой деятельности.

Сочетание применения тестовых методик с обычными наблюдениями за деятельностью обучающихся.

Тестовые творческие задачи должны решаться на пределе мобилизации сил и способностей обучающегося, либо с небольшой помощью преподавателя.

Активное участие в творческих конкурсах, олимпиадах и т.д.

Ожидаемые результаты программы

- создание условий для сохранения и приумножения творческого потенциала школьников;

- повышение качества образования и воспитания;

- удовлетворенность обучающихся своей деятельностью и увеличение числа таких участников;

- повышение уровня индивидуальных достижений обучающихся в образовательных областях, к которым у них есть способности;

- адаптация к социуму в настоящем времени и в будущем;

- повышение уровня владения общепредметными навыками;

- формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных школьников;

- повышение активности обучающихся на уроках и внеклассных мероприятиях;

- повышение эффективности самостоятельной работы.



Система по отбору и выявлению у обучающихся творческих способностей


Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

Педагогическое наблюдение

Контрольные испытания (тесты)

Анкетирование, опросник

2

Углубленная проверка выявленных способностей

Педагогическое наблюдение

Контрольные испытания (тесты)

Олимпиады, конкурсы

3

Систематическое изучение каждого обучающегося

Педагогическое наблюдение

Контрольные испытания (тесты)

Анкетирование, опросник

Олимпиады, конкурсы



На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности обучающихся. Так, например, путем систематического наблюдения за школьниками фиксируются их способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют контрольные тесты, по результатам которых судят о наличии специальных способностей.

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.



План работы по выявлению творческих способностей у обучающихся

№ п.п.

Наименование мероприятия

Дата проведения

1.

Выявление способных обучающихся. Диагностика творческих

способностей обучающихся (тестирование):

-методика Дж.Брунера;

Диагностика «Мои предпочтения и интересы».

Диагностика мышления. Диагностика коллектива

Диагностика уровней познавательных способностей(методика Рыбаковой Т.Е.)

Диагностика уровня воспитанности

Опросник (Ф.Татл и Л.Беккер) по выявлению познавательных интересов

«Школьный тест умственного развития» (методика К.М.Гуревич, Д.Векслер)


Сентябрь, октябрь ежегодно

2.

Классификация способных обучающихся.


Сентябрь 2018 г.

3.

Составление плана работы со способными обучающимися.

Сентябрь 2018 г.

4.

Привлечение способных обучающихся к работе в факультативах и предметных кружках, творческих конкурсах

Сентябрь, ежегодно

5.

Привлечение обучающихся к подготовке к олимпиадам по математике

Сентябрь- октябрь каждого года

6.

Предметные недели.

Тематические классные часы

Согласно плана работы школы

7.

Привлекать к решению задач повышенной сложности на уроках.

в течение года

8.

Привлечение к участию в олимпиадах по математике

в течение года

9

Поощрение победителей олимпиад грамотами.

по итогам


10.

Вручение благодарственных писем родителям за воспитание обучающихся, показавших отличные знания по предмету

Июнь, ежегодно