СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №2»

МО «Кабанский район» Республики Бурятия













Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся














учителя начальных классов

Павловой Ларисы Валерьевны
















Пояснительная записка


Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные. По модели Л.А.Венгера, понятие одаренности раскрывается через понятие способностей. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании  с высокой познавательной мотивацией.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.


Возраст детей, на которых рассчитана программа-7-10 лет.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС -

формирование всесторонне развитой личности.

Развитие личности, ее достижения в жизни теснейшим образом связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способность, талант, одаренность.

В современном обществе весьма актуально раннее выявление направленности личности. Своевременное выявление и развитие способностей имеют первостепенное значение для социализации обучающихся, так как это предпосылка для творчества в любой профессии, в науке и искусстве; предпосылка становления и развития личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.

Данная программа дает возможность изучить способности учащихся, выявить одаренных детей, оказать содействие в реализации каждого ребенка, спрогнозировать конечный результат.


Цель программы: формирование системы работы с одаренными и высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, стимулирования мотивации развития способностей.


Задачи:

 создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

 формирование мотивации приобретения дополнительных знаний;

 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;

 организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

 воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности;

 отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.


Основные направления реализации программы

 выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

 разработка индивидуальных форм работы;

 внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;

 использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

 развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах,

 разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся


Программа включает три основных этапа:


Первый этап - выявление способностей обучающихся.

Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях.

Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, формировании ценных жизненных ориентаций.

Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:

наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос,: наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения, метод рецензии или анализа, метод проектов.


Диагностические методики:

1. методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения математики;

2. методика Н.П. Капустиной «Определение уровня воспитанности обучающихся»;

3. методика А.И. Савенкова «Карта одаренности» для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности;

4. анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецовой, Л.П. Сверч;

5. опросник креативности Джонсона;

6. интегрированные диагностические работы;

7. анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.


На втором этапе работа с детьми осуществляется по принципу увеличения объёма знаний, умений и навыков на том уровне, который заложен в учебной программе.

Основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах.

Одно из направлений работы - выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.


Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности:

1. применение индивидуального подхода в работе с обучающимися на уроках и во внеурочное время;

2. создание условий вовлечения в активную познавательную деятельность обучающихся; 3. включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий;

4. формирование навыков исследовательской, проектной деятельности;

5. дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня;

6. дифференцированная домашняя работа;

7. привлечение обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах;

8. проведение предметных недель;

9. участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.


Третий этап - реализация потенциальных возможностей обучающихся.

Уже со второго класса привлекаю их к проектно-исследовательской работе. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения, создании мини-проектов.

Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью более глубокого и осмысленного усвоения программы, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Успешное выступление требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации.

Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.


· Использование современных образовательных технологий и методов:

  1. технологии развивающего и проблемного обучения,

  2. технология критического мышления,

  3. информационно-коммуникативные технологии,

  4. здоровьесберегающие технологии,

· 5 технология дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку;

6 проектная и исследовательская деятельность учащихся;

· Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и  самостоятельных работ по разным предметам;

Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий повышенного уровня, творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива).

Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

-исследовательский;

-частично-поисковый;
-проблемный;


Формы работы с учащимися по развитию интеллектуальных и творческих способностей:

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

К таким занятиям следует отнести:

урок-интервью, урок-экскурсию, видеоурок, урок-игру и т.д. Такие уроки особенно благотворно влияют на развитие творческих умений учащихся.

При этом они должны научиться четко, формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат.

На уроках применяю следующие виды творческих заданий:

• составление задач учащимися;

• творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);

доклад;

• составление и разгадывание кроссвордов по теме;

• составление и разгадывание ребусов;

• творческие домашние работы.

  • проблемный диалог,

  • пресс- конференция

  Прием «Пресс-конференция» основан на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало).

Например, урок окружающего мира по теме: «Форма Земли»

-Известно, что Земля имеет форму шара. Существует много научных доказательств этого факта. (Вопросы детей:  Какие доказательства шарообразности Земли существуют? Какие доказательства были получены из космоса? Каким образом Магеллан доказал шарообразность Земли?).

Прием «Привлекательная цель» или  «Удивляй» основан на повышении мотивации детей в начале урока, когда учитель находит такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.

Например, урок технологии по теме: «Оригами».

-Я держу в руках обычный лист бумаги. Как вы думаете, что из него можно сделать? А можно ли сделать из него счастье?

  Прием «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера.

Прием «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.

Игра «Да-нетка», которую легко организовать на уроке и во внеклассной работе. Цель игры: связать разрозненные факты в единую картину, систематизировать информацию, уметь слушать других учеников и учителя.


Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций:

• уровень мотивации учащегося;

• оригинальность метода решения;

• творческая фантазия;

• оригинальность оформления;

• уровень использования межпредметных связей;

• умение осуществлять самоанализ своей деятельности

Для формирования творческих умений учащихся на уроках прежде всего делается акцент на формирование умения учиться; регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя; используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий; исключается давление учителя, на занятии происходит свободное общение. Учёба должна приносить ребёнку удовольствие. Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно; поощрение настойчивости, активности.

Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися, варьирование которых позволяет педагогам поддерживать познавательный интерес и мотивацию к самосовершенствованию.

  • Метод вживания.

Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов.

Ответы на семь ключевых вопросов:   Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  • Метод сравнения.

Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.

  • Метод конструирования понятий.

Способствует созданию коллективного творческого продукта – совместно сформулированного определения понятия.

  • Метод путешествия в будущее.

Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  • Метод ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  • Метод придумывания.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.

  • Метод «если бы…».

Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  • «Мозговой штурм»

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.


Приёмы работы

  • проблемный диалог, основанный на столкновении житейского представления детей и научных фактов.

  • пресс- конференция, основана на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало)

  • «Диалог с текстом» используется для организации индивидуальной работы, когда ученик самостоятельно работает с текстом, выполняя задание. Например, заполнение кластера при чтении

  • «Две шляпы критического мышления», который основан на столкновении двух противоположных мнений.


Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования

·        Использование программ дополнительного образования для индивидуального развития творческой личности одаренного ребенка:

·        Расширение на базе школы сети кружков, секций, клубов по интересам по социальному запросу родителей и учащихся. Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого учащегося.

Большое внимание педагоги уделяют работе с родителями.

Работа с родителями в данном направлении включает:

  • Проведение тематических родительских собраний

  • Групповые консультации для родителей;

  • консультации по запросам родителей  и индивидуальные встречи с родителями

  • Открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • Проведение совместной с родителями начальной школы школьной научно-практической конференции по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье».

      Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей.

       Результаты участия обучающихся в мероприятиях различного вида фиксируются в личных портфолио детей с 1 по 4 класс. В конце года проводится конкурс «Лучшее Портфолио».  Портфолио  передается в  среднее звено, где ученик продолжает его пополнять. 

Мы поощряем  детей грамотами и дипломами, благодарностями. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей

       Каждый ребенок талантлив по-своему. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей, безусловно,  важный вопрос. Наша задача – так построить учебную и внеучебную деятельность, воспитательную работу, чтобы любые индивидуальные особенности детей, содержащие  в себе ростки опережающего развития в той или иной области , были замечены, развиты и реализованы в нашей педагогической деятельности с этими детьми

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников

— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;

Поощрение одаренных детей

— Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных  детей на уровне муниципалитета;

Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать условия для развития, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своей страны


Ожидаемые результаты реализации программы:

 высокий уровень познавательного интереса к предмету;

 отсутствие неуспевающих по предмету;

 повышению качества образования по;

 формирование системы работы с одаренными обучающимися;

 формирование банка технологий для ранней диагностики способных и одаренных детей;  увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

 повышение показателей успешности детей на конкурсах различного уровня.
































Приложение


Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики.

При этом допустимы два варианта предъявления:

1) Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.

2) Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы


Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Вопросы анкеты:

1) Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень ; - нравится; - не нравится;

2) Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с радостью;

3) Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?

- не знаю; - остался (осталась) бы дома; - пошёл (пошла) бы в школу;

4) Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится; - бывает по-разному; - нравится;

5) Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел (а) бы; - не хотел (а) бы; - не знаю;

6) Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю; - не хотел (а) бы; - хотел (а) бы;

7) Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто; - редко; - не рассказываю;

8) Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю; - хотел (а) бы; - не хотел (а) бы;

9) У тебя в классе много друзей?

- мало; - много; - нет друзей;

10) Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся; - не очень; - не нравятся.


Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.


№ вопроса

Оценка


За первый

ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Уровни школьной мотивации:

1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация. Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%

Чел

%













Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант

Если…

 он энергичен и все время хочет двигаться

 он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

 не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

 лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

 предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

 кажется, что он всерьез никогда не устает;

 неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности

Если…

 ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

 любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

 сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

 может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

 любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

 интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование

Если…

 рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

 любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

 выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

 изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

 любит, уединившись, писать рассказы, стихи

. Музыкальный талант

Если…

 ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

 очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

 если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

 сочиняет свои собственные мелодии;

 научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте. Художественные способности вашего ребенка могут проявиться

Если ребенок…

 не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

 в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

 серьезно относиться к произведениям искусства;

 когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

 стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

 не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях Способности к научной работе

Если ребенок…

 обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

 умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

 любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

 часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

 с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции  не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант

Если ребенок…

 часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

 стремится вызвать эмоциональные реакции у других,

 меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

 с большим желанием выступает пере аудиторией;

 с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

 пластичен и открыт всему;

 любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект

Если ребенок…

 хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

 обладает хорошей памятью;

 легко и быстро схватывает новый школьный материал;

 задает очень много продуманных вопросов;

 любит читать книги, причем по своей собственной программе;

 обгоняет сверстников по учебе,

 гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

 очень восприимчив и наблюдателен.


Обработка результатов: За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:(Кс) = (Б:У) * 100%,где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно; У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.


Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа

Общая характеристика Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.

Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому. Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями. 2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. 4

4. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 7

2. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

5. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

7. Любит игры драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.


Методика рассчитана на выполнение основных функций:

Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.

Вторая функция — развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:•интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);•творческая (2-й столбец листа ответов);•академическая (3-й столбец листа ответов);•художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);•музыкальная (5-й столбец листа ответов);•литературная (6-й столбец листа ответов);•артистическая (7-й столбец листа ответов);•техническая (8-й столбец листа ответов);•лидерская (9-й столбец листа ответов);•спортивная (10-й столбец листа ответов).


Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

5

54

55

56

57

58

59

60

1

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Опросник креативности Джонсона.

Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности. Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.


Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-20

Низкий

19-15

Очень низкий

14-8


Опросник:

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность). 7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности: (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 2010. - 142 с.

2. Вагнер И.В., Власова Ю.Ю. Эффективные механизмы привлечения школьников к научно-техническому творчеству // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014.- № 7-2 (26). -С. 53.

3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.

4. Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над традиционными? - Директор школы, №7, 2004.

5. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий,- Ростов -н/Д.,2001. 6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272 с.

7. Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. - 2003. - № 6. - С. 45-51.