СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по выявлению одаренных детей и развитию их способностей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: - выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа по выявлению одаренных детей и развитию их способностей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №38»

























Программа по выявлению одаренных детей и развитию их способностей















Разработчики программы:

учителя географии

Ильин С.В.

























2013-2018 учебный год




Пояснительная записка



Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования, на основе

Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации». Программа по выявлению способностей

обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по

ФГОС - формирование всесторонне развитой личности и направлена на

развитие интеллекта и творческого потенциала, обучающихся через освоение школьных предметов и воспитательную деятельность.

Цель программы: - выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.



Задачи программы:

  1. выявить талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла: истории и обществознания;

  2. создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, ИКТ);

  3. расширить возможности для участия способных и одарённых детей в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, дистанционных конкурсах.

  4. стараться реализовать принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучености;

  5. создавать оптимальные условия для выявления, поддержки и развития одарённых детей;



Срок реализации программы: 2013 – 2018 годы.



Актуальность создания программы



Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.




 Ожидаемый результат:

  • личностное развитие детей;

  • адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;

  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;

  • повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;

  • удовлетворенность детей своей деятельностью;

  • совершенствование исследовательских навыков детей;

Понятие одаренности

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, неза­урядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яр­кими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или име­ет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.



Признаки, отличающие одаренных учеников



  1. отличная память, способность классифицировать информацию;

  2. имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  3. имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  4. обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна;

  5. испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

  6. умеют пользоваться накопленными знаниями;

  7. имеют большой словарный запас;

  8. стремлении к исследовательской творческой активности;

  9. активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;

  10. настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;

  11. умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;

  12. сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;

  13. остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;



В основу разработки содержания и организация работы с одарёнными детьми закладываются следующие принципы:

1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностноразвивающих технологий исследовательского характера.
2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жёсткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов.
3. Последовательная реализация междисциплинарного, межнаучного подхода, позволяющая формировать и углублять целостную картину мира, развивать творческие способности учащихся, удовлетворять их любознательность.
5. Интегративный подход к выбору тем и постановке проблем для изучения, установление внутренних взаимосвязей содержательного характера.
6. Насыщенность содержания учебно-творческой деятельностью одарённых детей.
7. Особое и постоянное внимание методологии научно-творческой деятельности, научному методу.

8. Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.







Требования к организации образовательной среды:



1.Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.
2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.

3.Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.

4. Формирование адекватной самооценки одарённых учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.

5.Создание творчески ориентирующей среды, включающее:
 -поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов); 
     -включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал; 
     -поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;

-стимулирование дальнейшего развития.

Формы выявления одаренных детей:

  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • тестирование, анкетирование, беседа;

  • олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции  


Формы работы с одаренными учащимися:



  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • кружки

  • конкурсы;

  • курсы по выбору, элективные курсы;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;



Этапы работы с одаренными детьми.



  1. Выявление среди множества учеников несколько обучающихся восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.

2. Предоставление права выбора углубленного изучения предмета, участия в творческих конкурсах.

3. Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.

4. Развить в одаренном ребенке психологию лидера: он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.



Основные направления в работе с одарёнными детьми:



  • исследовательская деятельность;

  • проектная деятельность;

  • курсы по выбору, индивидуальные консультации;

  • подготовка учащихся к олимпиадам.



  1. Исследовательская деятельность учащихся.



Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:

·автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;

·коммуникативную - умение вступить в общение;

·информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

·продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.

Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:

·Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.

·Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.

·Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.

  1. Проектная деятельность учащихся.



Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. В работе над проектом проходит шесть стадий:

  1. Подготовка. Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

  2. Планирование. Оно включает в себя ряд этапов:

а) определение источников информации

б) определение способов сбора и анализа информации

в) форма отчёта

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

д) распределение обязанностей между членами команды.

  1. Исследование. Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)

  2. Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

  3. Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.

  4. Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта.

При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ. Для этого необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.





  1. Курсы по выбору.



Ключевым элементом профилизации школы признана стать система курсов по выбору для учащихся 9 – 11 классов. Курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. В качестве предметно - ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу элективный курс «Способы решения расчетных задач по химии». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно–практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.



  1. Подготовка учащихся к олимпиадам.



Олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.

Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. В ходе подготовки к олимпиаде организуется повторение изученного ранее материала, решение различных олимпиадных задач, изучение научной литературы. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.

В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.




План мероприятий

по реализации программы «Одарённые дети»



Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Организационная и нормативно – правовая деятельность

1

Исполнение приказов, положений, реализующих программу «Одарённые дети»

Сентябрь

2

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей

Постоянно

Учителя - предметники

3

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми

Постоянно

Администрация ОО

Диагностико–аналитическая деятельность

4

Диагностика способных детей 7-11 классов с целью выявления одарённости

Постоянно

кл. руководителями 7-11 классов, учителя-предметники

5

Создание и пополнение базы данных на одарённых детей по предметам истории и обществознания

Ежегодно

Учителя -предметники

6

Создание базы данных исследовательских работ учащихся 7-11 классов

Ежегодно

Учителя -предметники

Информационно-пропагандистская деятельность

7

Публикация в СМИ, интернет-ресурсах информации о достижениях школьников в интеллектуальных и творческих конкурсах

По факту

Учителя-предметники

8

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в кружковую и клубную деятельность

Постоянно

Классные руководители, учителя-предметники

Научно – методическая деятельность

9

Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения с целью непрерывного развития у учащихся творческого и исследовательского мышления

Постоянно

Учителя-предметники

10

Участие в методических советах по ознакомле­нию с основными понятиями исследовательского подхо­да в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей

1 раз в год

Классные руководители, учителя-предметники

11

Подготовка, организация и проведение курсов, кружков

Постоянно

Классные руководители, учителя-предметники

12

Участие в проведении Дня науки

16 апреля

учителя-предметники

13

Участие учащихся 7-11 классов в школьных, районных, областных, республиканских олимпиадах по истории, обществознанию, конкурсах, смотрах, интеллектуальных марафонах. Проведение предметных недель и декад

Постоянно

учителя-предметники

14

Оформление материалов в портфолио учащихся 7-11 классов

Постоянно

Классные руководители, учителя-предметники



Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • предметные кружки;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • участие в олимпиадах;

  • исследовательская деятельность.



Методы и формы работы с одарёнными детьми

Урочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность

К ней относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;