Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №2
г. Демидова Смоленской области
«Рассмотрено» на педагогическом совете МБОУ СШ №2 г. Демидова Протокол № 5 от «06» апреля 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ №2 г. Демидова ______________/Н.И.Дмитриева/ «11»апреля 2013 г. | «Утверждаю» директор МБОУ СШ №2 г. Демидова _________ / М.И.Чебанюк/ Приказ № 64 от «11» апреля 2013 г. |
Программа по выявлению одаренных детей и развитию их способностей
Разработчики программы:
учителя истории и обществознания
Дмитриева Н.И.
Кудинова М.А.
Борисенкова Ю.Н.
2013-2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования, на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Программа по выявлению способностей
обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по
ФГОС - формирование всесторонне развитой личности и направлена на
развитие интеллекта и творческого потенциала, обучающихся через освоение школьных предметов и воспитательную деятельность.
Цель программы: - выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие способностей.
Задачи программы:
выявить талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла: истории и обществознания;
создать условия для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии, ИКТ);
расширить возможности для участия способных и одарённых детей в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, дистанционных конкурсах.
стараться реализовать принцип личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучености;
создавать оптимальные условия для выявления, поддержки и развития одарённых детей;
Срок реализации программы: 2013 – 2018 годы.
Актуальность создания программы
Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.
Ожидаемый результат:
личностное развитие детей;
адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями;
удовлетворенность детей своей деятельностью;
совершенствование исследовательских навыков детей;
Понятие одаренности
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Признаки, отличающие одаренных учеников
отличная память, способность классифицировать информацию;
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
умеют пользоваться накопленными знаниями;
имеют большой словарный запас;
стремлении к исследовательской творческой активности;
активно и всегда чем-либо заняты, занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано;
остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу;
В основу разработки содержания и организация работы с одарёнными детьми закладываются следующие принципы:
1. «Насыщение» образовательного процесса творческой мыслительной активностью учащихся на основе использования личностноразвивающих технологий исследовательского характера.
2. Содержание деятельности не должно ограничиваться «жёсткими» рамками учебных программ и обеспечивать возможность включения новых тематических разделов.
3. Последовательная реализация междисциплинарного, межнаучного подхода, позволяющая формировать и углублять целостную картину мира, развивать творческие способности учащихся, удовлетворять их любознательность.
5. Интегративный подход к выбору тем и постановке проблем для изучения, установление внутренних взаимосвязей содержательного характера.
6. Насыщенность содержания учебно-творческой деятельностью одарённых детей.
7. Особое и постоянное внимание методологии научно-творческой деятельности, научному методу.
8. Постановка, изучение и решение открытых тем и проблем.
Требования к организации образовательной среды:
1.Целенаправленное формирование положительной мотивации к творческой деятельности.
2. Совместная творческая деятельность учащегося и педагога как основа формирования творческого поведения.
3.Создание атмосферы доброжелательной критики, атмосферы сомнения по отношению к общепринятым и реально предлагаемым предположениям, допущениям, идеям.
4. Формирование адекватной самооценки одарённых учащихся, приобретение опыта побед и поражений, неизбежных в творчестве.
5.Создание творчески ориентирующей среды, включающее:
-поощрение разумного поиска (стимулирование рискованных интеллектуальных идей и решений даже в том случае, если они не дали результатов);
-включение в программу деятельности таких заданий, с помощью которых ученики могли бы продемонстрировать и развить свой творческий потенциал;
-поощрение и вознаграждение творческих идей и результатов исследовательской, поисковой деятельности;
-стимулирование дальнейшего развития.
Формы выявления одаренных детей:
наблюдение;
общение с родителями;
тестирование, анкетирование, беседа;
олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции
Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одаренными учащимися;
кружки
конкурсы;
курсы по выбору, элективные курсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
Этапы работы с одаренными детьми.
Выявление среди множества учеников несколько обучающихся восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
2. Предоставление права выбора углубленного изучения предмета, участия в творческих конкурсах.
3. Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Дополнительные занятия в рамках спецкурсов, исследовательская деятельность, позволяющие выйти за рамки школьной программы. То есть на этом этапе необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
4. Развить в одаренном ребенке психологию лидера: он должен не стеснятся показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Основные направления в работе с одарёнными детьми:
исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
курсы по выбору, индивидуальные консультации;
подготовка учащихся к олимпиадам.
Исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
·автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;
·коммуникативную - умение вступить в общение;
·информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
·продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:
·Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
·Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
·Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.
Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему дело, которое для него интересно, значимо.
Проектная деятельность учащихся.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. В работе над проектом проходит шесть стадий:
Подготовка. Это определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.
Планирование. Оно включает в себя ряд этапов:
а) определение источников информации
б) определение способов сбора и анализа информации
в) форма отчёта
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение обязанностей между членами команды.
Исследование. Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)
Результаты и выводы. Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
Представление результатов. Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Учитель, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.
Оценка результата и процесса. Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, качество отчёта.
При выполнении проектов учащиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, ЦОРы, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ. Для этого необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.
Курсы по выбору.
Ключевым элементом профилизации школы признана стать система курсов по выбору для учащихся 9 – 11 классов. Курсы предпрофильной подготовки преследуют цель сориентировать выпускников школы, как минимум, на осознанный выбор профиля обучения в старшей школе или, как максимум, на определение своей специальности в будущей профессиональной деятельности. В качестве предметно - ориентированного курса для учащихся 9 класса провожу элективный курс «Способы решения расчетных задач по химии». Цель курса: помочь школьникам определится в выборе профиля обучения. В курсе использую следующие методы: фронтальный разбор способов решения новых типов задач, групповое и индивидуальное решение задач, коллективное обсуждение решения сложных и нестандартных задач, решение расчетно–практических задач, составление учащимися оригинальных задач, работа учащихся над творческими проектами. По окончании курса проводится защита учащимися разработанных проектов.
Подготовка учащихся к олимпиадам.
Олимпиады содействуют научно – техническому прогрессу.
Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. В ходе подготовки к олимпиаде организуется повторение изученного ранее материала, решение различных олимпиадных задач, изучение научной литературы. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий.
В современной дидактике всё более утверждается деятельностный компетентностный подход, суть которого заключается в том, что сделать ребёнка активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним, - вот ключевая цель педагога в работе с учениками.
План мероприятий
по реализации программы «Одарённые дети»
№ | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
Организационная и нормативно – правовая деятельность |
1 | Исполнение приказов, положений, реализующих программу «Одарённые дети» | Сентябрь | Дмитриева Н.И |
2 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | Постоянно | Учителя - предметники |
3 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одарёнными детьми | Постоянно | Администрация ОО |
Диагностико–аналитическая деятельность |
4 | Диагностика способных детей 7-11 классов с целью выявления одарённости | Постоянно | кл. руководителями 7-11 классов, учителя-предметники |
5 | Создание и пополнение базы данных на одарённых детей по предметам истории и обществознания | Ежегодно | Учителя -предметники |
6 | Создание базы данных исследовательских работ учащихся 7-11 классов | Ежегодно | Учителя -предметники |
Информационно-пропагандистская деятельность |
7 | Публикация в СМИ, интернет-ресурсах информации о достижениях школьников в интеллектуальных и творческих конкурсах | По факту | Учителя-предметники |
8 | Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в кружковую и клубную деятельность | Постоянно | Классные руководители, учителя-предметники |
Научно – методическая деятельность |
9 | Внедрение проблемно-исследовательских, проектных и модульных методов обучения с целью непрерывного развития у учащихся творческого и исследовательского мышления | Постоянно | Учителя-предметники |
10 | Участие в методических советах по ознакомлению с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей | 1 раз в год | Классные руководители, учителя-предметники |
11 | Подготовка, организация и проведение курсов, кружков | Постоянно | Классные руководители, учителя-предметники |
12 | Участие в проведении Дня науки | 16 апреля | учителя-предметники |
13 | Участие учащихся 7-11 классов в школьных, районных, областных, республиканских олимпиадах по истории, обществознанию, конкурсах, смотрах, интеллектуальных марафонах. Проведение предметных недель и декад | Постоянно | учителя-предметники |
14 | Оформление материалов в портфолио учащихся 7-11 классов | Постоянно | Классные руководители, учителя-предметники |
Формы работы с одарёнными детьми:
Методы и формы работы с одарёнными детьми
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
- профессиональной подготовкой педагога;