Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/Е.Н. Веремьёва/ «___» __________2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П. Понизовцев/ Приказ от «___» ________2017г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
«ЧЕЛОВЕК В ГОСУДАРСТВЕ»
10 КЛАСС
Тихомировой Ольги Ивановны
первая квалификационная категории
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей общественно-научного цикла
Протокол № _1_ « 28 » августа 2017г.
Руководитель ШМО _________/О.И. Тихомирова/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № _1_ « 29 » августа 2017г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № _1_ « 30 » августа 2017г.
с. Пригорское,
2017/2018 учебный год
Данная рабочая программа элективного учебного предмета по обществознанию «Человек в государстве» ориентирована на учащихся 10 класса общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089;
приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2018 года по обществознанию, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральным институтом педагогических измерений»;
кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральным институтом педагогических измерений»;
спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральным институтом педагогических измерений»;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
Устава МБОУ Пригорской СШ;
основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Пригорской СШ (10-11 классы);
учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год;
календарного учебного графика МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
Элективный учебный предмет по обществознанию «Человек в государстве» входит в предметную область «Общественно-научных предметов.
Элективный учебный предмет по обществознанию «Человек в государстве» изучается в 10 классе на уровне среднего (полного) общего образования за счёт часов компонента образовательного учреждения учебного плана МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год.
На изучение элективного учебного предмета «Человек в государстве» отводится в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю) (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2017/2018 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса по обществознанию ученики должны знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний, собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Оценка результатов
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний, учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»);
• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Критерий оценки устного ответа:
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
II. Содержание учебного предмета
элективного учебного предмета по обществознанию
«Человек в государстве» (34 ч)
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов всего | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) |
1. | Раздел 1. Человек и его мир | 20 | - |
2. | Раздел 2. Ответственность за правонарушение | 7 | - |
3. | Раздел 3. Защити себя сам | 6 | - |
4. | Итоговое повторение | 1 | 1 |
ИТОГО | 34 | 4 |
Раздел 1. Человек и его мир (20 часов)
Загадка и природа человека. Человек ищет смысл жизни. Мировоззрение человека. Человек и общество. Потребности и возможности человека. Социальные регуляторы поведения человека. Как и почему возникает право. Правовая культура и правовое поведение личности. Государство и право. Гражданин и государство. Личность гражданина. Личность среди сверстников. Личность в семье. Личность и образование. Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги. Предпринимательство и закон. Личность и труд. Личность и власть. Личность и защита Отечества. Личность и закон.
Раздел 2. Ответственность за правонарушение (7 часов)
Правонарушение и преступление. Причины правонарушений. Вина и ответственность. Ответственность за правонарушения против собственности. Ответственность за правонарушения против личности. Групповые нарушения несовершеннолетних. Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура.
Раздел 3. Защити себя сам (6 часов)
Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. Государственная политика в сфере предупреждения и распространения СПИДа. Путь к здоровью. Юридическая ответственность. Уголовная ответственность. Виктимология – наука о жертве правонарушений. Особенности виктимной личности. Как не стать жертвой преступления. Если тебя задержала полиция.
Итоговое повторение (1 час)
Промежуточная аттестация. Собеседование.
Календарно - тематическое планирование
по элективному учебному предмету по обществознанию
«Человек в государстве» в 10 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть ____ часов; II четверть ____ часов;
III четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Контрольные работы, тестирование __1__ часов.
№ урока | Тема урока | Дата |
план | изменения |
Раздел I Человек и его мир (20 ч.) |
1 | Загадка и природа человека | | |
2 | Человек ищет смысл жизни | | |
3 | Мировоззрение человека | | |
4 | Человек и общество | | |
5 | Потребности и возможности человека | | |
6 | Социальные регуляторы поведения человека | | |
7 | Как и почему возникает право | | |
8 | Правовая культура и правовое поведение личности | | |
9 | Государство и право | | |
10 | Гражданин и государство | | |
11 | Личность гражданина | | |
12 | Личность среди сверстников | | |
13 | Личность в семье | | |
14 | Личность и образование | | |
15 | Правовая культура в сфере бизнеса. Налоги. | | |
16 | Предпринимательство и закон | | |
17 | Личность и труд | | |
18 | Личность и власть | | |
19 | Личность и защита Отечества | | |
20 | Личность и закон | | |
Раздел II. Ответственность за правонарушение (7 ч.) |
21 | Правонарушение и преступление. Причины правонарушений | | |
22 | Вина и ответственность | | |
23 | Ответственность за правонарушения против собственности | | |
24 | Ответственность за правонарушения против личности | | |
25 | Групповые нарушения несовершеннолетних | | |
26 | Правопорядок и полиция. | | |
27 | Суд и прокуратура | | |
Раздел III. Защити себя сам (6 ч.) |
28 | Я выбираю жизнь. Наркотики и закон. | | |
29 | Государственная политика в сфере предупреждения и распространения СПИДа. Путь к здоровью. | | |
30 | Юридическая ответственность. Уголовная ответственность. | | |
31 | Виктимология - наука о жертве правонарушений. Особенности виктимной личности. | | |
32 | Как не стать жертвой преступления. | | |
33 | Если тебя задержала полиция | | |
Повторение (1ч.) |
34 | Промежуточная аттестация. Собеседование. | | |
ЛИТЕРАТУРА
Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2011.
Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2013.
ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009
ЕГЭ 2011. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е. Л. Рутковская, О. В. Кишенкова, Е. С. Королькова и др. – М.: Эксмо, 2011.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2011: Обществознание / авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М.: Астрель, 2011. (Федеральный институт педагогических измерений)
Чернышева О. А. Обществознание. ЕГЭ-2011. Вступительные испытания: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2011.ЕГЭ
ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.
В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2006
Обществознание: Полный справочник / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. Изд. перераб. и доп. – Москва: АСТ: Астрель, 2015.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Сайты для учащихся:
http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства РФ
http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
http://www.infomarker.ru/top8.html -- RUSTEST.RU федеральный центр тестирования.
Сайты для учителя:
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htmОбразовательные ресурсы Интернета -обществознание.
http://www.hpo.org – Права человека в России
http://www.chelt.ru – журнал «Человек и труд»
http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"
http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
http://www.rusedu.ru/ Архив учебных программ и презентаций
http://pedsovet.org/ Всероссийский Интернет – педсовет
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал