СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа подготовки медиаторов из числа учащихся (4,5,6 занятия)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа подготовки медиаторов из числа учащихся (4,5,6 занятия)»

Программа подготовки медиаторов из числа учащихся

Занятие 4. Из-за чего возникают и как развиваются конфликты в школе?

Цель занятия: расширение представлений о причинах конфликтов, с которыми могут столкнуться школьные медиаторы.

Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предметы: «микрофон», бумага для записей, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, мячик, примеры иллюстрированных опорных схем из школьных учебников, готовые «маски» на основе бумажных тарелок.

Ход занятия:
1. Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается поприветствовать группу любыми словами, охарактеризовав при этом свое настроение, ассоциируя его с каким-нибудь цветом: «бирюзовое как спокойное море». Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, из-за чего возникают конфликты в школе».

2. Разминочное упражнение «Если школьный конфликт – это…» (3 минуты)
Ведущий в случайном порядке кидает мячик участникам группы, задавая разнообразные вопросы, например:

  • Если школьный конфликт – это мебель, по это …

  • Если школьный конфликт – это такое-то помещение, то это…

  •  Если школьный конфликт – это какой-то урок, то это….

  • Если школьный конфликт – это какая-то часть дня, то это…

  • Если школьный конфликт – это какое-то настроение, то это…

  • Если школьный конфликт – это человек, то это… (напоминаем о кон-фиденциальности – никаких имен!) и т.д.

3. Работа в малых группах «Эксперты по школьным конфликтам» (15 минут)
Группа делится на подгруппы по принципу светофора (рассчитаться на «красный-желтый-зеленый»). Участникам говорится о том, что никто лучше них не знает о том, какие конфликты чаще всего бывают в школе. Подгруппам предлагается «подготовить иллюстративный мате-риал для учебника по школьной конфликтологии», составив иллюстри-рованную схему «причины школьных конфликтов». Для примера пока-зываются опорные схемы их различных ученых пособий, объясняются принципы их построения: сначала нужно выделить крупные блоки, по-том описать их варианты, показать различия между ними, проиллюстри-ровать, чтобы читателю было понятно и интересно.
Подгруппы находят для себя удобное место в помещении. Время на работу – 10 минут. Затем схемы представляются группе в общем круге. Схемы располагаются на доске. Делается вывод о разнообразии причин школьных конфликтов.

4. Анализ кейсовой ситуации (7 минут)
Ведущий пересказывает историю восьмиклассницы об одном из случившихся в ее жизни конфликтов:

«Мы поссорились с моей подругой из-за того, что я сломала ее но-вую линейку. Она наорала на меня и сказала, что ей такие друзья не нужны. Да, я ее сломала специально, из вредности, хотя моя подруга об этом не знает. Просто мне надоело, что она во всем круче меня, даже линейка у нее какая-то особая, с наворотами. И выпендривается посто-янно, говорит мне, что она лучше меня во всем, и родители ее лучше моих. Но все равно она моя подруга. Хотела бы с ней помириться».

Группа по кругу с использованием «микрофона» высказывается о том, что является причиной данного конфликта и какие пути выхода из него можно предположить. Оказывается, что за внешним поводом (сло-манной линейкой) в конфликте всегда стоит сложное «внутреннее содер-жание» (обида, чувство унижения). Устранить внешнее противоречие, не разрешив внутренне, как правило, недостаточно для успешного раз-решения конфликта.

5. Упражнение «Причины конфликта: снаружи и внутри» (15 минут)
Организуется индивидуальная работа. Каждый получает заготовку маски. Предлагается вспомнить какой-нибудь конфликт, стороной кото-рого был сам участник. На «лице» маски нужно одним предложением описать суть конфликта (не забываем о конфиденциальности!) и вторым предложением – свои действия. На оборотной стороне, скрытой от постореннего наблюдателя, одним –двумя предложениями охарактеризовать свое истинное состояние, потребности и намерения в это время. При желании маску можно оформить рисунками
В зависимости от уровня психологической безопасности, достиг-нутого группой к этому моменту, маски могут представляться группе каждым участником самостоятельно, или же их можно сдать ведущему, который покажет их группе и «озвучит» таким образом, чтобы авторство было непонятным.

По итогам упражнения организуется ненаправленное обсуждение впечатлений. Делается вывод о том, что за тем или иным поведением в конфликте всегда стоят неудовлетворенные потребности.

6. Завершение занятия (2 минуты)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона» (одним словом), фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.

Программа подготовки медиаторов из числа учащихся

Занятие 5. Что такое «продуктивное разрешение конфликта»?

Цель занятия: расширение представлений о способах разрешения конфликтов.

Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», бумага для записей, ручки, карандаши, фломастеры, мар-керы, карточки для упражнения «Стили поведения в конфликте», кар-тонные квадратики красного, желтого, зеленого, синего и серого цветов, карточки с контурными изображениями варежек.

Ход занятия:

1. Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается попри-ветствовать группу любыми словами, охарактеризовав при этом свое настроение, подняв большой палец вверх («отличное!»), показав большим пальцев в строну («нормальное») или вниз («так себе»). Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, какие способами люди выходят из конфликтов и насколько эти способы продуктивны».

2. Упражнение «Рисунок вдвоем» (7 минут)
Группа делится на пары по принципу соседства в круге. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять одну ручку вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему (3 минуты). Затем рисунки представляются в группе, обсуждаются вопросы:

  • Что нарисовано на рисунке?

  • Как проходил процесс рисования?

  • Какую стратегию поведения выбрал участник?

Делается вывод о том, что в ситуации противоречия интересов люди могут выбирать разные способы поведения.

3. Упражнение «Стили поведения в конфликте» (20 минут)
По кругу запускаются разноцветные карточки, на которых перечислены пословицы, отражающие разные способы поведения людей в конфликте:

Серая карточка:
1. Худой мир лучше доброй ссоры
2. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит
3. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой
4. Кто спорит – тот ни гроша не стоит
5. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора

Красная карточка:
1. Кто сильнее, тот и прав
2. Слово «победа» может быть написано только на спинах врагов
3. Кто отступает, тот обращается в бегство
4. В этом мире есть только две породы людей – победители и побеж-денные
5. Если мы не можем заставить другого думать, как мы хотим, нужно его заставить делать, как мы хотим

Желтая карточка:
1. Лучше уступить, чем врагов себе нажить
2. Не подмажешь – не поедешь
3. Убивай врагов своей добротой
4. Лаковый теленок двух маток сосет, а упрямый – и одной
5 Если в тебя бросили камень – брось в ответ пушинку.

Синяя карточка:
1. Рука руку моет
2. С паршивой овцы хоть шерсти клок
3. Ты – мне, я — тебе.
4. Взаимные уступки прекрасно решают дело
5. Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Зеленая карточка:
1. Ум хорошо, а два лучше
2. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить
3. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие
4. Чистосердечность, честность и доверие сдвигают горы
5. Копай без устали и докопаешься до истины

Участникам предлагается выразить свое согласие с утверждениями, написанными на карточках, взяв из коробки, стоящей в центре круга, столько квадратиков определенного цвета, сколько раз они согла-сились с содержанием соответствующей карточки.
По результатам подводятся итоги:

  • серые квадратики – стиль уклонения («стиль страуса»)

  • красные квадратики – стиль соперничества («стиль акулы»)

  • желтые квадратики – стиль приспособления («стиль овцы»)

  • синие квадратики – стиль компромисса («стиль лисицы»)

  • зеленые квадратики – стиль сотрудничества («стиль совы»)

При обсуждении результатов важно подчеркнуть, что «хороших» и «плохих» итогов здесь нет. У каждого из нас есть свои «любимые» стили поведения в конфликте, однако, зная об этом и следя за своим поведением, при желании их можно изменить.

Ведущий дает краткую характеристику каждому стилю. Затем группа делится на подгруппы в соответствии с преобладающим цветом выбранных квадратиков (должно получиться 5 подгрупп). Каждая подгруппа готовит мини-презентацию доставшегося ей стиля поведения в конфликте, пользуясь следующей схемой (фиксируется на доске):

  • девиз, выражающий суть стиля

  • пример из жизни

  • плюсы этого стиля

  • минусы этого стиля

  • ситуации, в которых этот стиль может помочь

  • ситуации, в которых этот стиль может оказаться бесполезным и даже вредным (7 минут).

Результаты представляются группе. Ведущий фиксирует презентации на доске или ватмане, заполняя таблицу:

Обобщая, ведущий проговаривает ильные и слабые стороны каж-дого стиля, подчеркивая тем самым, что среди нет однозначно «правиль-ных» и «неправильных». «Правильный» стиль – это стиль, соответству-ющий ситуации. Ведущий открывает группе «один из главных секретов медиации»: медиация в качестве обязательного условия предполагает желание конфликтующих сторон разрешить конфликт. Участники высказывают свое мнение о том, какие стили поведения в конфликте уместны тогда, когда люди искренне хотят его успешно разрешить.

4. Упражнение «Варежки» (7 минут)

Группа делится на пары с помощью приема «Варежки»: каждый получает картинку с изображением варежки, для образования пары нужно найти участника, которому попалась варежка с таким же рисунком. Затем нужно договориться с партнером и одинаково раскрасить варежки, используя те стратегии поведения, которые наиболее приемлемы в случае медиации. (4 минуты).
Результаты представляются группе. Пары по очереди рассказывают, такие слова они использовали, чтобы договориться друг с другом. Ведущий фиксирует слова на доске.

5. Упражнение «Армрестлинг» (5 минут)
Участники остаются в тех же парах, что и предыдущем упражнении. ведущий предлагает устроить турнир по армрестлингу. «Сражения» проходят внутри пары, но основное соревнование проходит между парами: победит та пара, которая за одну минуту наберет как можно больше очков. По итогам игры формулируется основной вопрос, лежащий в основе продуктивных стратегий выхода из конфликта: «Что общего в наших намерениях?», «В чем наши цели и интересы совпадают?»

6. Завершение занятия (3 минуты)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона» (одним словом), фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.

Программа подготовки медиаторов из числа учащихся

Занятие 6. Медиация конфликтов: как это делается?

Цель занятия: формирование представлений о структуре медиации.

Материалы: ватман с правилами и этапами работы группы, предмет-«микрофон», бумага для записей, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, карточки для работы в малых группах с описанием этапов медиации, описание кейсовых ситуаций, бланки «Заявки на проведение медиации».

Ход занятия:

1. Приветствие (3 минуты)
Ведущий приветствует группу. Участникам предлагается попри-ветствовать группу любыми словами, назвав при этом, чем общего у него с тем участником, которому он передает слово: «Оля, у нас у обеих день рождения летом». Ведущий объявляет задачу занятия: «Разобраться, как устроена процедура медиации».

2. Работа в малых группах: знакомство с этапами медиации (15 минут)
Группа делится на подгруппы по 3-4 человека с помощью приема «Линейка»: выстраивается по заданному ведущему признаку (берется тот признак, который чаще других назывался в приветствии), затем ве-дущий делит «линейку» на подгруппы.

Подгруппы получают разноцветные карточки, на которых указаны основные этапы медиации:

красные карточки: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  • знакомство с заявкой на проведение медиации

  • получение согласия второй стороны на проведение медиа-ции

  • согласование времени и места проведения медиации

желтые карточки: ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ

  • организация пространства

  • представление медиаторов

  • изучение истории конфликта

  • изучение действий по выходу из конфликта и их эффектив-ности

  • планирование выхода из конфликта

  • реализация выбранного варианта «здесь и сейчас»

  • проверка эффективности медиации

зеленые карточки: ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

  • выражение благодарности участникам конфликта за дове-рие

  • предложение сообщить о разрешении конфликта сверстни-кам

  • скрепление соглашения подписями на «мирном договоре»

В подгруппах нужно восстановить правильную, с точки зрения участников, последовательность действий медиатора. Результаты об-суждаются в общем круге. Ведущий фиксирует правильный вариант и комментирует его, знакомит участников с формой «заявки». Затем группе предлагается задать вопросы о том, что осталось непонятным.

3. Работа в малых группах: анализ кейсовых ситуаций (22 минуты)
Участникам предлагается сформировать новые подгруппы таким образом, чтобы у всех оказались новые партнеры. Подгруппы получают раздаточный материал с описанием кейсовой ситуации7. Задача: выде-лить в этом тексте те этапы медиации, которые были обозначены в про-шлом обсуждении.

Кейс 1.
Наташа. Меня зовут Наташа. А это Олег. Мы поможем вам разре-шить конфликт. С просьбой о разрешении конфликта обратился Женя. Мы поговорили с Сергеем, и он согласился на медиацию.
Олег. Нам необходимо выполнять правила:

  • Мы называет друг друга по именам

  • Мы слушаем друг друга внимательно, не перебиваем

  • Мы уважаем друг друга

  • Мы с пониманием относимся к чувствам друг друга

  • Мы говорим правду, какой бы горькой она не была

  • Мы строго придерживаемся выработанного соглашения

  • Мы ЖЕЛАЕМ разрешить конфликт

  • Мы сохраняем тайну разговора

Наташа. Женя и Сережа, вы согласны с правилами?
Женя. Да
Сережа. Согласен.
Олег. Сережа, ты желаешь разрешить конфликт?
Сережа. Да, мне этого хочется.
Наташа. Женя, а ты желаешь разрешить конфликт?
Женя. Да, иначе я бы к вам не обратился.
Наташа. Женя, расскажи, что произошло?

Женя. У нас в новый год был спектакль. Сергей все организовывал. По его просьбе я принес три диска от караоке, у нас дома их несколько. Ро-дители сказали – под мою ответственность. После спектакля Сергей вернул мне два диска, третий потерялся. Я сказал, что родители будут меня ругать, но Сергей не придал моим словам никакого значения. Скоро у нас новая постановка, и Сергей опять просил принести диски, но я от-казался. Он обозвал меня жмотом.
Олег. Сергей, а ты как считаешь, что произошло?
Сергей. Да, я попросил диски, но мне было некогда за ними следить, и один куда-то подевался. Моих вещей за наши спектакли столько про-пало, не знаю, сколько. Но я же не делаю из этого трагедию. Я разо-злился и обозвал Женьку жмотом.
Наташа. Женя, а что ты делал, чтобы разрешить этот конфликт?
Женя. Я не хотел ссориться и сделал вид, что ничего не произошло. Мы общались, как и раньше, пока он снова не обратился ко мне с просьбой принести диски.
Олег. Сергей, а что ты делал?
Сережа. Я и думать про это забыл, поэтому и обратился к нему опять. Я же не для себя прошу, а для всех. Я не ожидал, что он может отка-зать.
Олег. Сергей, а что ты можешь предложить для разрешения кон-фликта?
Сережа. Я могу извиниться, могу купить новый диск, правда, мне нужно узнать, какой именно, я не помню.
Наташа. Женя, а что можешь предложить ты?
Женя. Я согласен принять извинения, потому что все знают, что я ни-когда не был жадным. Если Сергей сможет найти такой диск – было бы хорошо. Но он редкий.
Олег. Сергей, что ты можешь ответить Жене?
Сережа. Женя, ты скажи мне, как называется диск, я постараюсь найти.
Наташа. Женя, ты согласен?
Женя. Конечно, согласен. Я все-таки попрошу у родителей диски для но-вого спектакля. Только мне хотелось бы, чтобы с ними обращались ак-куратно.
Олег. Сергей, что ты можешь на это ответить?
Сережа. Спасибо за предложение. Но я честно хочу тебя, Женя, преду-предить, что я не могу обещать тебе за всех, что с дисками будет все в порядке, мне просто не уследить за всем сразу.
Женя. Хорошо, я могу сам последить за дисками.
Наташа. Женя, как ты считаешь, есть еще какие-нибудь нерешенные вопросы?
Женя. Да вроде все решено.

Олег. Сергей, что можно сделать прямо сейчас?
Сережа. Я могу извиниться. Женя, извини, что я назвал тебя жмотом. Сорвался. Когда что-то делаешь, а другие не очень-то хотят тебе по-мочь, то бывает обидно, вот и говоришь под горячую руку обидные слова.
Женя. Сережа, ты тоже меня извини. Я не подумал, что тебе надо по-могать, а не претензии предъявлять.
Наташа. Женя, что ты сейчас чувствуешь?
Женя. Я испытываю удовлетворение от того, что конфликт разрешен.
Олег. Сережа, а какие чувства ты испытываешь сейчас?
Сережа. Удовлетворенность.
Наташа. Значит, конфликт разрешен.
Олег. Раз конфликт разрешен, то распишитесь на бланке заявки в со-ответствующей графе.

Результаты обсуждаются в общем круге. Ведущий отвечает на во-просы, возникшие у участников. Важно подчеркнуть, что это упрощен-ная и отчасти идеализированная модель медиации, в жизни ситуация могла бы разворачиваться по-другому.
Затем в прежних группах анализируется второй кейс. Основной во-прос: в чем причина того, что в этом случае медиация не оказалась эффективной?

Кейс 2.
Наташа. Меня зовут Наташа. А это Олег. Мы поможем вам разре-шить конфликт. С просьбой о разрешении конфликта обратился Женя. Мы поговорили с Сергеем, и он согласился на медиацию.
Олег. Нам необходимо выполнять правила:

  • Мы называет друг друга по именам

  • Мы слушаем друг друга внимательно, не перебиваем

  • Мы уважаем друг друга

  • Мы с пониманием относимся к чувствам друг друга

  • Мы говорим правду, какой бы горькой она не была

  • Мы строго придерживаемся выработанного соглашения

  • Мы ЖЕЛАЕМ разрешить конфликт

  • Мы сохраняем тайну разговора.

Наташа. Женя и Сережа, вы согласны с правилами?

Женя. Да
Сережа. Согласен.
Олег. Сережа, ты желаешь разрешить конфликт?
Сережа. Да, мне этого хочется.
Наташа. Женя, а ты желаешь разрешить конфликт?
Женя. Да, иначе я бы к вам не обратился.
Наташа. Женя, расскажи о вашем конфликте?

Женя. У нас возник конфликт из-за того, что Сергей назвал меня жмо-том. Он на прошлом спектакле потерял мой диск от караоке, а теперь просит, чтобы я опять принес диски. Я отказался.
Олег. Сергей, это так и было?
Сережа. Нет, не так.
Олег. Сергей, расскажи свою версию?
Сережа. Я, конечно, назвал его жмотом. Я стараюсь для всех, мало того, что мне никто не помогает, так еще и жадничают. Я не знаю, куда диск делся, я не могу уследить за всем сразу.
Наташа. Женя, а что ты делал, чтобы разрешить этот конфликт?
Женя. Я сначала не хотел ссориться и сделал вид, что ничего не произо-шло. Мы общались, как и раньше, пока он снова не обратился ко мне с просьбой принести диски.
Олег. Так и было?
Сережа. Да, наверно.
Олег. Сергей, а что ты сделал для разрешения конфликта?
Сережа. Я конфликт не начинал, поэтом не мне и делать первый шаг.
Наташа. Женя, что можно сделать прямо сейчас, чтобы конфликт разрешился?

Женя. Я согласен принять извинения, потому что все знают, что я ни-когда не был жадным. Если Сергей сможет найти такой диск – было бы хорошо. Но он редкий.
Олег. Сергей, ты готов извиниться?
Сережа. Не собираюсь.
Наташа. Женя, что ты можешь на это ответить?
Женя. Похоже, помириться нам не удастся. Наверно, я зря обратился к медиаторам.
Результаты обсуждений в малых группах озвучиваются в общем круге. Ведущий фиксирует на доске основные коммуникативные ошибки медиаторов, обнаруженные в тексте кейса 2, группа делает вы-вод о том, медиаторами помимо знания процедурных этапов медиации необходимо владеть навыками эффективной коммуникации.

4. Завершение занятия (5 минут)
Круг «новое-хорошее» с использованием «микрофона», фиксация главного вывода на ватмане напротив номера занятия, заключительное слово ведущего.