Просмотр содержимого документа
«Программа повышения качества образования по русскому языку»
Программа «Повышение качества образования обучающихся на 2018-2020 годы по русскому языку»
Паспорт программы
Наименование программы | Комплексно-целевая программа «Повышение качества образования на 2018-2020 годы» |
Основание для разработки программы | План действий по модернизации общего образования. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе. |
Разработчики программы | Учителя русского языка и литературы Лысодед В.В., Лукьянова Е.В. |
Основные исполнители программы | Учителя русского языка и литературы Лысодед В.В., Начинкина Л.Д., Комарова Г.В.. Лукьянова Е.В. |
Конечная цель | 1.Создание условий для повышения уровня качества образования. 2.Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образо- вания по предмету русский язык, обеспечивающей образование, соответствующее социальному заказу. |
Задачи | 1.Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования по классам. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях. Разработать модель мониторинга качества знаний по русскому языку. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований. Создать информационный банк по теме «Мониторинг качества знаний по русскому языку в 5-11 классах. |
Перечень основных направлений программы | 1.Создание условий для повышения качества знаний по русскому языку. 2.Создание модели мониторинга качества образования. 3.Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования. |
Ожидаемые результаты:
Создание системы психолого-педагогической диагностики развития обучающихся и контроля за повышением качества знаний по русскому языку.
Создание дидактическо-методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей обучающихся.
Создание комплекта документов по диагностике и развитию личности обучающегося, его возможностей и способностей.
Повышение качества знаний обучающихся и среднего балла по результатам реализации образовательных программ:
Учебный год | Качество знаний (по итогам 2017-2018 уч. г.-%) |
2018-2019 | на 1% |
2019-2020 | на 2% |
2020-2021 | на 3% |
Этапы реализации программы:
1-й этап-2018-2019 учебный год-разработка программы, создание условий, необходимых для разработки и освоения программы по развитию учебного потенциала школьников;
2-й этап -2019-2020 учебный год-работа по изучению личности ребёнка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей школьников, развитию их, создание банка данных поданной программе;
3-й этап-2020-2021 учебный год-анализ деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
Циклограмма трёхлетнего периода
Этапы программы | Компоненты совместной деятельности | Содержательная характеристика компонентов деятельности |
1 этап-2018-2019уч. г. проектномобилизационная | 1.Разработка Программы повышения качества образования. | 1.Анализ социального заказа школе (анкетирование родителей, обучающихся). 2.Постановка целей и их конкретизация. 3.Разработка мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов. |
2.Создание условий, необходимых для разработки. | 1.Овладение методами изучения личности ребёнка, выявление потенциала школьников. 2.Разработка необходимого учебно-методического комплекса. |
2 этап-2019-2020 уч. г. профессионально-поисковый | 1.Работа по изучению личности ребёнка, выявлению способностей школьников всех возрастных групп. | 1.Выявление способностей школьников на первой и второй ступенях обучения. 2.Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей школьников. 3.Диагностика профессиональной ориентации обучающихся 10-11 классов. |
1.Развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников всех возрастных групп, повышение качества обучения и образования. | 1.Разработка программ подготовки обучающихся к олимпиадам различного уровня. 2.Совершенствование работы предметных кружков, элективных курсов, проведение предметной недели. 3.Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов. 4. Создание программ исследовательской деятельности, предусматривающими групповые и индивидуальные занятия. |
3 этап-2020-2021уч. г. рефлексивно-обобщающий |
1.Анализ деятельности по реализации целей и задач программы, оценка её результативности, оформление результатов. | 1.Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы. 2.Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами. 3.Подведение итогов. 4.Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы. 5.Отчёт по реализации Программы. |
Работа учителя с обучающимися по повышению качества образования
Дата | Проблема и её причина | Мероприятия по повышению качества обучения | Прогнозируемый результат |
август | 1.Наличие обучающихся, переведенных условно. | 1.На основе анализа результатов работы за предыдущий год, подготовка тематического планирования, дидактических материалов, презентаций на новый учебный год. 2.Разработка планов подготовки учащихся к олимпиадам по предмету. | 1.Устранение неуспеваемости. 2.Разработка улучшенного тематического планирования и расширение базы наглядных пособий. 3.Повышение качества подготовки детей. |
сентябрь | Недостаточная готовность обучающихся к продолжению обучения в школе. Проблема преемственности при переходе из 1-й на 2-ю ступень обучения | 1.Проведение родительских собраний, знакомство родителей с итогами аттестации за предыдущий учебный год и с проблемами при подготовке детей к итоговой аттестации (9 и 11 класс). 2. Знакомство классных руководителей с новыми обучающимися, составление социальных паспортов, выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ребёнка. 3.Знакомство родителей с морально-психологическим климатом класса и составление плана воспитательной работы. 4.Проведение входного контроля знаний и на основе полученных данных организация повторения «западающих» тем курса. Проведение праздника «День знаний». Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосеще- | Активизация мотивации обучения. Знакомство обучающихся с нормами и правилами аттестации. Адаптация обучающихся к учебному труду. Повышение мотивации к обучению. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе школьников. 4. Рациональная организация повторения ( повторение «западающих» тем). Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся, повышение качества знаний. 5.Повышение имиджа школы. 6.Повышение качества преподавания за счёт знакомства с педагогическими |
| | ния уроков. 7. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения и др. | приёмами своих коллег. |
октябрь | Возможные пробелы в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых обучающихся. Трудности, вызванные изучением новых тем. Снижение учебной мотивации. Появление у обучающихся нежелательных оценок, свидетельствующих об отрицательной динамике в знаниях; неудовлетворённость успеваемостью у обучающихся и их родителей. | 1.Организация щадящего режима в начале изучения новых тем. 2.Анализ результатов текущего контроля. 3.Консультации по запросам обучающихся и их родителей. 4.Посещение педагогами курсов повышения квалификации, внешкольных семинаров, круглых столов. Участие в вебинарах. 5.Внеурочная кружковая работа по предмету. 6.Подготовка обучающихся к олимпиаде по предмету. 7.Участие в профессиональных педагогических конкурсах. 8.Подготовка обучающихся выпускных классов к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Проведение репетиционного экзамена. 9.Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету. | 1.Развитие у детей метапредметных знаний. 2.Корректировка планов работы. Создание плана работы со слабоуспевающими обучающимися. 3.Устранение пробелов знаний. 4.Повышение качества преподавания. 5.Разработка программы подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ. 6.Повышение качества знаний у мотивированных учащихся. 7.Повышение качества пректно-исследовательской деятельности. 8.Повышение качества знаний. 9.Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. |
ноябрь | Возможная неблагоприятная ситуация для отдельных обучающихся в связи с предстоящей аттестацией за четверть, полугодие. Наличие обучающихся, имеющих отставание в учёбе и резервы в повышении успеваемости. | 1.Предварительные итоги 1-ой четверти. 2.Организация дополнительных занятий с обучающимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими. 3.Подготовка проектно-исследовательских работ. 4.Анализ итогов 1-ой четверти по классам и параллелям. 5.Присутствие на родительских собраниях по итогам 1-ой четверти. 6.Взаимопосещение уроков. 7.Составление расписания дополнительных занятий и их проведение с обучающимися, сдающими ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку. 8.Проведение недели русского языка. | ников. 9.Возрастание престижа знаний в коллективе обучающихся. |
декабрь | Наличие неуспевающих и слабоуспевающих обучающихся по итогам первого полугодия. Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия. Наличие отдельных обучающихся, имеющих отставание в повышении успеваемости. | 1.Предварительные итоги 1-го полугодия. Организация дополнительных занятий с обучающимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими. Оперативная связь с родителями посредством контроля за ведением дневников, индивидуальная работа с родителями. Проведение промежуточного контроля знаний. 5.Создание групп «взаимопомощи» среди старшеклассников, для помощи слабоуспевающим. Консультирование обучающихся выпускных классов по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. Посещение курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, участие в вебинарах по данным вопросам. Подготовка и участие детей в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по предмету. Подготовка обучающихся выпускных классов итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. | 1.Список обучающихся, требующих в конце полугодия особого внимания. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. 2.Сокращение числа обучающихся, окончивших первое полугодие с одной «3» или одной «4». 3.Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей. 4.Выяснение пробелов в знаниях обучающихся и ликвидация данных пробелов. 5.Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе обучающихся. Повышение качества знаний в 10-11 классах. 6.Повышение качества и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 7.Активизация мотивации обучения. 8.Повышение качества знаний. 9.Психологическая готовность обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. 10.Возрастание престижа знаний в коллективе обучающихся. |
январь | Недостаточное внимание к обучающимся с высокой мотивацией (одарённые дети) Снижение престижа активной познавательной деятельности. | 1.Участие детей в региональном этапе олимпиады по русскому языку. 2.Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. 3.Участие детей в школьных, муниципальных, региональных научно-практических конференциях. 4.Обмен педагогическим опытом. 5.Работа методического объединения и творческой группы. | 1.Возрастание престижа знаний в коллективе обучающихся. Увеличение числа обучающихся на «4» и «5». Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Повышение качества знаний. Возрастание престижа знаний в коллективе обучающихся. |
| | | 4.Повышение качества и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 5.Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие метапредметных знаний. 6. Повышение качества преподавания за счёт знакомства с передовым педагогическим опытом. 7.Повышение качества подготовки и проведения уроков и внеурочных занятий. |
февраль | Накопление пробелов знаний у некоторых обучающихся | 1.Выявление групп детей с неблагоприятной оценочной ситуацией. Организация занятий с обучающимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими. 2.Подготовка обучающихся выпускных классов итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. Родительское собрание. 3.Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. 4.Открытые уроки педагогов по теме «Новые технологии обучения как способ повышения качества знаний». 5.Участие детей в школьных, муниципальных, региональных научно-практических конференциях. | 1.Возрастание престижа знаний в коллективе обучающихся. 2.Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Снижение количества неуспевающих обучающихся и обучающихся, успевающих с одной «3». 3.Психологическая готовность обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Активизация контроля родителей за подготовкой к итоговой аттестации своих детей. 4.Повышение качества знаний. 5.Овладение педагогами новых образовательных технологий и -как результат- повышение качества знаний. 6.Совершенствование коммуникативных навыков. Развитие метапредметных знаний. 7.Повышение качества подготовки и проведения уроков и внеурочных занятий. |
март | Наличие обучающихся, испытывающих утомление от | 1.Анализ объёма домашних заданий. 2.Подготовка обучающихся выпускных классов итоговой | 1.Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся обучаю- |
| учебных нагрузок. | аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. 3Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. 4.Предварительные итоги 3-ей четверти. 5.Анализ итогов 3-ей четверти по классам, по параллелям. 6.Организация дополнительных занятий с обучающимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими. 7.Проведение родительского собрания «О мерах по улучшению итогов 3-ей четверти». 8.Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 9.Анализ результатов диагностических работ в форме ОГЭ и ЕГЭ. | щихся. 2.Психологическая готовность обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Повышение качества знаний. Список обучающихся, требующих в конце 3-ей четверти особого внимания. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. Сокращение числа обучающихся окончивших 3-ю четверть с одной «3» или одной «4». Корректировка планов и учебно-тематического планирования. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей. Повышение качества преподавания за счёт знакомства с передовым педагогическим опытом. Корректировка программы по подготовке выпускников к ОГЭ и ЕГЭ. |
апрель | Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год. Недостаточное знание родителями специфики работы учителей. | 1.Организация текущего повторения материала, пройденного за год. 2.Подготовка обучающихся выпускных классов итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. 3.Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. | 1.Восстановление в памяти обучающихся тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала. 2.Психологическая готовность обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. 3.Повышение качества знаний. |
май | Проблема успешного проведения итоговой аттестации. Проблема окончания учебного года и промежуточной аттестации школьников. | 1.Предварительные итоги 2-го полугодия. 2.Организация дополнительных занятий с обучающимися, имеющими спорные оценки по предмету, а также со слабоуспевающими. Проведение итогового контроля знаний (промежуточная аттестация). Подготовка обучающихся выпускных классов итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (в том числе и психологическая). 5.Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. 6.Анализ результатов учителя за год. | Список обучающихся, требующих в конце года особого внимания. Сокращение числа обучающихся окончивших 4-ю четверть и год с одной «3» или одной «4». Выявление пробелов знаний обучающихся и ликвидация данных пробелов. 4. Чётко организовывается успешная годовая аттестация. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. Повышение качества знаний. Повышение качества преподавания. Активизация мотивации обучения. |
июнь | Проблема итоговой аттестации. Проблема занятий с детьми, условно переведёнными. | 1.Подготовка обучающихся выпускных классов итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (в том числе и психологическая). 2.Анализ результатов итоговой аттестации. 3.Организация индивидуальных занятий с условно переведенными обучающимися. 4.Проведение индивидуальных бесед с родителями об организации летних занятий с детьми. | 1.Успешное прохождение ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ. 2.Совершенствование программы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 3.Готовность обучающихся к новому учебному году. |
Критерии и показатели системы оценки качества образования по русскому языку.
Система оценки качества образования включает в себя комплекс критериев, показателей и индикаторов, которые в полной мере соответствуют задачам повышения качества образования на уровне учителя и школы.
Критерий «Формирование предметных компетенций»
Содержание критерия: наличие знаний, умений и способностей обучающихся, обеспечивающих успешность освоения государственных образовательных стандартов второго поколения и образовательных программ образовательной организации (способность применять знания на практике, способность к обучению, способность адаптации к новым ситуациям, воля к успеху). Данный критерий один из самых важных и весомых. Он позволяет судить о профессионализме и эффективности работы учителя.
Показатели | Индикаторы |
Достижение обучающимися положительных показателей в сравнении с предыдущим периодом (позитивная динамика уровня обученности). | Оценки промежуточной и итоговой аттестации |
Стабильность и рост качества обучения (позитивная динамика качества знаний обучающихся за последний год). | Оценки промежуточного и итогового контроля |
Увеличение количества обучающихся, принимающих участие, а также победивших в конкурсных мероприятиях школьного, муниципального, регионального и прочих уровней. | Награды различного уровня |
Увеличение количества творческих работ обучающихся, представленных на различных уровнях. | Награды различного уровня |
Посещаемость факультативов, элективных курсов, кружков по предмету. | Сохранность контингента обучающихся подтверждают соответствующие документы и школьная отчётность |
Критерий «Формирование коммуникативных компетенций»
Содержание критерия: владение навыками устного и письменного общения, умение урегулировать конфликты.
Показатели | Индикаторы |
Владение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умение решать конфликтные ситуации. Сформированность навыков работы в паре, в группе, выполнение различных социальных ролей в коллективе. Умение представить себя. | Оценки экспертов: а) в ходе наблюдения и проведения опросов; б) в ходе изучения продуктов деятельности ребёнка (письменные работы, устные выступления). |
Умение обучающими последовательно и понятно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Образцы устной и письменной речи |
Результаты творчества обучающихся | |
Устойчивый интерес к предмету | Посещение факультативных, элективных курсов. Участие в олимпиадах, конкурсах. |
Критерий «Формирование информационных компетенций»
Содержание критерия: владение современными информационными технологиями, понимания их силы и слабости, способность критически относится к информации, распространяемой СМИ.
Показатели | Индикаторы |
Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности ИКТ (Интернет-ресурсов, мультимедийных средств) Увеличение творческих работ обучающихся, представленных на различных уровнях. | Высокая оценка коллег в ходе открытых занятий Результаты учебной деятельности обучающихся (в электронном виде). |
Использование обучающимися общественно признанного авторского продукта (программы, сайты, учебный модуль и т. д.) | Предъявленный продукт |
Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций»
Содержание критерия: непрерывное самообразование, формирование способности учиться на протяжении всей жизни.
Показатели | Индикаторы |
Устойчивый интерес у обучающихся к чтению специальной и художественной литературы. | Результаты анкетирования родителей, обучающихся. Экспертная оценка библиотекаря. |
Использование опыта, полученного в творческих объединениях, в классе и школе. | Продукты деятельности обучающихся. Участие и победы в различных проектах. |
Увеличение творческих работ обучающихся , представленных на различных уровнях. | Награды различного уровня. Реестр участников конкурсных мероприятий. |