СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Познай себя»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

Просмотр содержимого документа
«Программа «Познай себя»»

Программа «Познай себя» для учащихся 7 классов

Пояснительная записка

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.

Учащиеся пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, т.к. они не располагают знаниями о психологических особенностях человека. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях учащихся. В связи с этим возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут ребенку глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.

Приобщение к знаниям о человеке, по мнению Божович Л., имеет “ особенно важное значение в подростковом возрасте, т.к. характерным для этого периода новообразованием является «чувство взрослости» и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям». Подросток начинает осознавать свой личный идеал, при сравнении с которым часто возникает неудовлетворенность самим собой и стремление изменить себя.

Данную программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности.

Цель курса: развитие позитивной «Я-концепции» подростков.

Основные задачи курса:

1.Развить интерес учащихся к своему внутреннему миру

2. Показать учащимся уникальность и ценность внутреннего мира каждой личности

3. Помочь учащимся в личностном самоопределении

Программа курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 7 классов.

Занятия курса имеют следующую структуру:

1. Введение в тему (актуализация имеющегося опыта и житейских знаний).

2. Развертывание темы (эмоциональное включение детей в тему занятия; обеспечение возможности осмысления темы, формирование новых представлений).

3. Индивидуализация темы (развитие самопознания)

4. Завершение темы (релаксация, снятие излишнего эмоционального напряжения).

Основными компетентностями, на который направлен данный курс являются:

- информационная;

- коммуникативная:

- проблемная.

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:

- овладеть психологической лексикой,

- понять, что такое познавательная сфера личности, познавательные процессы,

- освоить основные приемы запоминания, концентрации внимания, решения логических задач,

- уметь находить внутренние ресурсы для саморазвития и самореализации.

Основными критериями усвоения материала являются:

- осознанный интерес к занятиям;

- творческое отношение к выполнению заданий;

- высокая активность при выполнении психологических упражнений.

Для реализации поставленных задач используются следующие приемы и методы:

- лекции;

-дискуссии;

-анализ конкретной ситуации,

- психодиагностика, психологические игры и упражнения.

В качестве измерительной оценки личности подростка могут быть использованы следующие методики:

- Методика «10 слов»;

- Методика «Корректурная проба»;

- Методика «Счет с переключением»;

- Диагностический тест «Способности школьника»;

- Тест «КОТ» (краткий отборочный тест);

- «Школьный тест умственного развития».

Литература.

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

3. Гриман Л.П. Резервы человеческой психики. – М.,1989

4. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.,1980.

5. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.

6. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.

7. Лурия А.Р. Внимание и память.- М., 1975.



Тематическое планирование.


Тема раздела

№ урока в теме

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

Ожидаемый результат

Наедине с собой

Цель: Развитие интереса у учащихся к

самому себе, своему внутреннему миру, осознание своей уникальности

1-2

2

Введение в курс

Оформить тетрадь

Развитие интереса у учащихся к проблемам общения


3-6

4

Сколько меня во мне

Составить психологический автопортрет

Развитие рефлексивных навыков подростков


7-10

4

Кого мы видим, когда смотрим


Осознание учащимися своего места в мире людей


11-14

4

Мир моих чувств

Составить памятку «Я и мои эмоции»

Умение адекватно выражать свои чувства и эмоции


15-18

4

Мои привычки

Ассоциативный рисунок «Мои вредные привычки»

Умение сказать «Нет»

От хочу к могу

Цель: Развитие уверенности в себе, повышение самооценки подростка.

19-22

4

Гимнастика для ума

Составить комплекс развивающих упражнений

Развитие познавательной сферы


23-26

4

Воображение и творческие способности

Составить комплекс развивающих упражнений

Развитие творческих способностей


27-30

4

Мышление

Подобрать упражнения на развитие мышления

Развитие мышления


31-34

4

Память

Подобрать упражнения на развитие памяти

Развитие памяти


35-38

4

Внимание

Составить корректурную пробу

Развитие внимания


39-42

4

Как узнать свое призвание

Составить таблицу «Тип профессии и необходимые качества»

Осознание своего места в мире профессий


43-46

4

Азбука делового человека

Мини-сочинение «Я и моя будущая профессия»

Овладение «механизмами самопомощи»

Я и другие

Цель: развитие интереса к другим людям, окружающему миру.

47-50

4

Я глазами других людей

Рассказ о себе в 3-м лице

Развитие позитивной «Я»-концепции


51-52

2

Все мы разные, все мы одинаковые

Ответить на вопрос: «Что меня объединяет и отличает от одноклассников»


53-54

2

Что значит принимать других

Ответить на вопрос: «Я – толерантный человек?»

Развитие толерантности




Как понимать без слов

КТД «Сказка без слов»

Развитие невербального общения


55-58

4

Искусство контакта

Составить памятку «Позитивное общение – это…»

Развитие коммуникативных способностей



59-60

2

Мы выбираем, нас выбирают

Ответить на вопрос «Кто такой настоящий друг»

Развитие эмпатии

Мои вершины

Цель: осознание подростками самоизменения, стремления к саморазвитию и самореализации

61-64

4

Учитесь властвовать собой

Предложи свои способы снятия эмоционального напряжения

Умение управлять своими эмоциями


65-66

2

Технология совершенствования

Составить программу саморазвития

Развитие рефлексивных навыков


67

1

В чем секрет популярности или как стать лидером

Составить памятку для «неудачника»

Развитие лидерских качеств


68

1

Мои вершины


Повышение социальной адаптации







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!