Программа «Познай себя» для учащихся 7 классов
Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.
Учащиеся пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, т.к. они не располагают знаниями о психологических особенностях человека. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях учащихся. В связи с этим возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут ребенку глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Приобщение к знаниям о человеке, по мнению Божович Л., имеет “ особенно важное значение в подростковом возрасте, т.к. характерным для этого периода новообразованием является «чувство взрослости» и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям». Подросток начинает осознавать свой личный идеал, при сравнении с которым часто возникает неудовлетворенность самим собой и стремление изменить себя.
Данную программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности.
Цель курса: развитие позитивной «Я-концепции» подростков.
Основные задачи курса:
1.Развить интерес учащихся к своему внутреннему миру
2. Показать учащимся уникальность и ценность внутреннего мира каждой личности
3. Помочь учащимся в личностном самоопределении
Программа курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 7 классов.
Занятия курса имеют следующую структуру:
1. Введение в тему (актуализация имеющегося опыта и житейских знаний).
2. Развертывание темы (эмоциональное включение детей в тему занятия; обеспечение возможности осмысления темы, формирование новых представлений).
3. Индивидуализация темы (развитие самопознания)
4. Завершение темы (релаксация, снятие излишнего эмоционального напряжения).
Основными компетентностями, на который направлен данный курс являются:
- информационная;
- коммуникативная:
- проблемная.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
- овладеть психологической лексикой,
- понять, что такое познавательная сфера личности, познавательные процессы,
- освоить основные приемы запоминания, концентрации внимания, решения логических задач,
- уметь находить внутренние ресурсы для саморазвития и самореализации.
Основными критериями усвоения материала являются:
- осознанный интерес к занятиям;
- творческое отношение к выполнению заданий;
- высокая активность при выполнении психологических упражнений.
Для реализации поставленных задач используются следующие приемы и методы:
- лекции;
-дискуссии;
-анализ конкретной ситуации,
- психодиагностика, психологические игры и упражнения.
В качестве измерительной оценки личности подростка могут быть использованы следующие методики:
- Методика «10 слов»;
- Методика «Корректурная проба»;
- Методика «Счет с переключением»;
- Диагностический тест «Способности школьника»;
- Тест «КОТ» (краткий отборочный тест);
- «Школьный тест умственного развития».
Литература.
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
3. Гриман Л.П. Резервы человеческой психики. – М.,1989
4. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.,1980.
5. Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
6. Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.
7. Лурия А.Р. Внимание и память.- М., 1975.
Тематическое планирование.
Тема раздела | № урока в теме | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание | Ожидаемый результат |
Наедине с собой Цель: Развитие интереса у учащихся к самому себе, своему внутреннему миру, осознание своей уникальности | 1-2 | 2 | Введение в курс | Оформить тетрадь | Развитие интереса у учащихся к проблемам общения |
| 3-6 | 4 | Сколько меня во мне | Составить психологический автопортрет | Развитие рефлексивных навыков подростков |
| 7-10 | 4 | Кого мы видим, когда смотрим | | Осознание учащимися своего места в мире людей |
| 11-14 | 4 | Мир моих чувств | Составить памятку «Я и мои эмоции» | Умение адекватно выражать свои чувства и эмоции |
| 15-18 | 4 | Мои привычки | Ассоциативный рисунок «Мои вредные привычки» | Умение сказать «Нет» |
От хочу к могу Цель: Развитие уверенности в себе, повышение самооценки подростка. | 19-22 | 4 | Гимнастика для ума | Составить комплекс развивающих упражнений | Развитие познавательной сферы |
| 23-26 | 4 | Воображение и творческие способности | Составить комплекс развивающих упражнений | Развитие творческих способностей |
| 27-30 | 4 | Мышление | Подобрать упражнения на развитие мышления | Развитие мышления |
| 31-34 | 4 | Память | Подобрать упражнения на развитие памяти | Развитие памяти |
| 35-38 | 4 | Внимание | Составить корректурную пробу | Развитие внимания |
| 39-42 | 4 | Как узнать свое призвание | Составить таблицу «Тип профессии и необходимые качества» | Осознание своего места в мире профессий |
| 43-46 | 4 | Азбука делового человека | Мини-сочинение «Я и моя будущая профессия» | Овладение «механизмами самопомощи» |
Я и другие Цель: развитие интереса к другим людям, окружающему миру. | 47-50 | 4 | Я глазами других людей | Рассказ о себе в 3-м лице | Развитие позитивной «Я»-концепции |
| 51-52 | 2 | Все мы разные, все мы одинаковые | Ответить на вопрос: «Что меня объединяет и отличает от одноклассников» |
| 53-54 | 2 | Что значит принимать других | Ответить на вопрос: «Я – толерантный человек?» | Развитие толерантности |
| | | Как понимать без слов | КТД «Сказка без слов» | Развитие невербального общения |
| 55-58 | 4 | Искусство контакта | Составить памятку «Позитивное общение – это…» | Развитие коммуникативных способностей |
| 59-60 | 2 | Мы выбираем, нас выбирают | Ответить на вопрос «Кто такой настоящий друг» | Развитие эмпатии |
Мои вершины Цель: осознание подростками самоизменения, стремления к саморазвитию и самореализации | 61-64 | 4 | Учитесь властвовать собой | Предложи свои способы снятия эмоционального напряжения | Умение управлять своими эмоциями |
| 65-66 | 2 | Технология совершенствования | Составить программу саморазвития | Развитие рефлексивных навыков |
| 67 | 1 | В чем секрет популярности или как стать лидером | Составить памятку для «неудачника» | Развитие лидерских качеств |
| 68 | 1 | Мои вершины | | Повышение социальной адаптации |