СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ» Для детей дошкольного возраста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение. Поэтому в программу «Я познаю себя» (познание дошкольником собственного «Я») включены игры и упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

Данная программа реализуется в групповом варианте проведения.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ» Для детей дошкольного возраста»



ПРОГРАММА «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Для детей дошкольного возраста


Автор – составитель:

практические психологи

Зарицкая О.Н.

Криницкая Т.А.

Пояснительная записка

В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.

Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.

В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение. Поэтому в программу «Я познаю себя» (познание дошкольником собственного «Я») включены игры и упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

Данная программа реализуется в групповом варианте проведения. Показания к участию в программе:

Программа адресована детям дошкольного возраста(5-6 лет) с различным  уровнем психического, познавательного и речевого  развития, с сохранным интеллектом, испытывающих трудности  общения.

Задачи программы:

Обратить внимание детей на нравственную сторону поступков людей.

Учить ви­деть и определять характер отношений определенного че­ловека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку.

Побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата по­ступка.

Цель программы:

  • Развитие коммуникативной и эмоционально  – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками.

  • Коррекция эмоциональной и поведенческой сферы детей и гармонизация межличностных отношений (создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между людьми и т.д.)

  • Формирование  и развитие Я – концепции и самосознания ребенка. 

  • Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;

  • Развитие способности к эмоциональному сопережива­нию;

  • Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе­реживания всем тем, кто в них нуждается;

  • Формирование ценностного отношения к моральной сто­роне поступков;

  • Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

Условия реализации:

Программа рассчитана на 33 занятия. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся в помещении, где достаточно места для передвижения, есть столы или мольберты, есть игрушки для организации сюжетно ролевой игры. Обязательное обеспечение участников необходимыми изобразительными материалами (бумага формата А-4, простые и цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, баночки, цветные мелки)

Количество детей в группе 9 - 16 человек.

Оптимальная периодичность встреч— 1 раза в неделю.

Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.

В данную программу включены разработанные занятия. Их основная роль в воспитании «Я» ребенка, развитии его внутреннего мира, приобретении знаний о законах окружающей жизни, о способах социального проявления себя. Главное — возвращение ребенку гармоничного мироощущения.

Содержание программы

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.

Каждое занятие по формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств состоит из двух частей (кроме вводного и заключительного). Первая построена в форме сказочного путешествия. В нем используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и приобрести опыт самопознания.

Во второй части занятий детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные восприятия и тактильные ощущения. Эти задания рекомендуется использовать через 3–4 дня после занятия по сказке, во второй половине дня, с целью закрепления полученных на занятии знаний, а также мобилизации сенсорных возможностей организма ребенка.

Включенные в программу дополнительные игры рекомендуется перенести в свободную деятельность детей.

Ожидаемые результаты:

  • Успешная адаптация в коллективе сверстников.

  • Сформированность адекватной самооценки.

  • Расширение репертуара эмоциональных проявлений.

  • Позитивное отношение к сверстникам.

  • Положительное  самоотношение и принятие других людей.

  • Приобретение навыка социального поведения и общения с другими людьми.

  • Умение выражать свою любовь к близким людям.

  • Увеличение  положительных черты характера.

  • Уменьшение нежелательных черт характера и поведения.

  • Улучшение взаимопонимания в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий: 35. Каждое занятие длительностью 25–30 минут.

В данную программу для дошкольников мы включили разработанные нами занятия. Их основную роль мы видим в воспитании «Я» ребенка, развитии его внутреннего мира, приобретении знаний о законах окружающей жизни, о способах социального проявления себя. Главное — возвращение ребенку гармоничного мироощущения.

Каждое занятие по формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств состоит из двух частей (кроме вводного и заключительного). Первая построена в форме сказочного путешествия. В нем используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и приобрести опыт самопознания.

Во второй части занятий детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные восприятия и тактильные ощущения. Эти задания рекомендуется использовать через 3–4 дня после занятия по сказке, во второй половине дня, с целью закрепления полученных на занятии знаний, а также мобилизации сенсорных возможностей организма ребенка.

Включенные в программу дополнительные игры рекомендуется перенести в свободную деятельность детей.







Календарно – тематическое планирование занятий по программе «Я познаю себя»



Тема и цель занятия

Дата

1.

Тема: «ЗНАК0МСТВ0»

Цели: - Снять состояние напряженности, скованности; развивать умение сотрудничать в группе.


05.10.12

2.

Тема: «Моё имя»

Цели: - снять эмоциональное напряжение;

- создать эмоциональное настроение и атмосферу принятие

каждого;

- развивать способности понимать эмоциональное состояние и

умение выразить своё, учить приёмам ауторелаксации.


12.10.12

3.

Тема: «Я люблю»

Цели: развивать умение сотрудничать в группе, умение понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.


19.10.12

4.

Тема: «Настроение»

Цели: - снятиие состояния агрессивности;

- создание эмоционального состояния принятия каждого;


26.10.12

5.

Тема: Работа с именем.

Цели: - снять эмоциональное напряжение;

- создать эмоциональное настроение и атмосферу принятие

каждого;

- развивать способности понимать эмоциональное состояние и

умение выразить своё, учить приёмам ауторелаксации.

02.11.12.

6.

Тема: Дружба начинается с улыбки.

Цели: Развитие эмоциональной сферы детей.

- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

- Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

- Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.

09.11.12.

7.

Тема: Работа со страхом.

Цель: Познакомить с эмоцией страха; учить распознавать, изображать и реагировать на имеющиеся страхи.

16.11.12.

8.

Тема: Развитие сопереживания.

Цели:

  • Развитие коммуникативной и эмоционально  – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками.

  • Формирование  и развитие Я – концепции и самосознания ребенка. 

  • Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;

  • Развитие способности к эмоциональному сопережива нию;

  • Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе реживания всем тем, кто в них нуждается;

  • Формирование ценностного отношения к моральной сто роне поступков;

  • Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным

23.11.12.

9.

Тема: Работа с агрессией.


30.11.12.

10.

Тема: Работа с агрессией, развитие самоконтроля.

Цель:Продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; обучать приемам саморегуляции.

07.12.12.

11.

Тема: Развитие взаимопонимания.

Цели:

  • Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

  • Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

  • Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

  • Развивать способность понимать настроение и состояние другого человека

  • Развитие способности определять эмоциональное со стояние по схематическим изображениям.

  • Учить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов.

  • Способствовать сплочению детского коллектива


14.12.12.

12.

Тема: Работа с обидой.

Цели:

  • Формировать осознание моральной стороны поступков.

  • Развитие чувства эмпатии, релаксация.

  • Воспитывать желание помочь, поддержать другого человека. Воспитание гуманного отношения к родным и близким.

  • Развивать осознание причин детских ссор.

  • Поощрять проявления сочувствия и сопереживания к ок ружающим людям.

21.12.12.

13.

Тема: Развитие самооценки и самоуважения.

Цель: Формирование  и развитие Я – концепции и самосознания ребенка. 


28.12.12.

14.

Тема: Развитие самооценки.

Цель: Формирование  и развитие Я – концепции и самосознания ребенка.

04.01.13.

15.

Тема: ПУТЕШЕСТВИЯ В СТРАНУ «ЧТО Я МОГУ»

Цель: Познакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, и объяснить значение частей тела. Воспитывать интерес к своему телу.


11.01.13.

16.

Тема: Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз.

Цель: Углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе.


18.01.13.

17.

Тема: Путешествие на острова «Загадочные звуки»
к Слонихе Чуткие уши.

Цель: Познакомить детей со строением уха, гигиена слуха, развитие остроты слуха. Определение направления звука.

25.01.13.

18.

Тема: Путешествие в пещеру
«Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх.

Цель: Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Упражнять в правильном дыхании (спокойный вдох через нос и медленный выдох).

01.02.13.

19.

Тема: Путешествие на озеро
«Вкусная вода» к Лягушке Умный язык.

Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу.

08.02.13.

20.

Тема: Путешествие на Чувствительные холмы
к Обезьяне Любопытные руки.

Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу.

15.02.13.

21.

Тема : Страна «Что я могу»

22.02.13.

22.

Тема: "В гостях у сказки"

Цели:

  • формирование у детей позитивного отношения к эмоциям,

  • развитие умения распознавать настроение окружающих,

  • развитие творческой личности ребенка.


01.03.13.

23.

Тема: "Возьмемся за руки друзья"

Цели:

-Учить детей выражать свои чувства, желания, мнения понятным и социально-приемлемым способом; быть открытыми для чувств, переживаний и мнений других.

- Формировать у детей уверенность в себе, своих силах и возможностях, обогащать социальный опыт детей. Прививать правила культурного поведения в среде сверстников и взрослых.

- Развивать память, мышление, воображение, добрые, теплые отношения между детьми, расширять представления о дружеских отношениях, понимание о взаимозависимости людей друг от друга.


08.03.13.

24.

Тема: "Поделись улыбкою своей".

Цели: Развитие эмоциональной сферы детей.

- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

- Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

- Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.


15.03.13.

25.

Тема: "Мы поссоримся и помиримся".

Цели:

  • развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы;

  • показать детям, что значит взаимное уважение и признание;

  • развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты;

  • учить проявлять терпение к недостаткам других;

  • учить умению считаться с интересами других;

  • развивать готовность идти навстречу друг другу;

  • формировать навык речевого этикета;

  • учить выражать свое мнение публично.


22.03.13.

26.

Тема: «Путешествие в страну объщения» Занятие по развитию социальной уверенности .

Цели:

  • формировать уверенность в общении, научить понимать внутренний мир других людей;

  • развивать умение преодолевать эмоциональную замкнутость, развивать эмоциональную отзывчивость.


29.03.13.

27.

Тема : "Я в мире. Мир во мне" Компленксно - познавательное занятие по полоролевой социализации.

Цели: формировать у детей стереотипы гендерного поведения.




05.04.13.

28.

Тема: "Путешествие по стране «Вежливость»"

Цели: Создание условий для развития таких качеств, как доброжелательность, умение договориться, выслушать, высказать свою точку зрения.


12.04.13.

29.

Тема: «Давайте жить дружно!» Коррекционно-развивающее занятие.

Цели:

  1. развить у детей рефлексию своего поведения;

  2. учить находить альтернативу конфликтному поведению;

  3. разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей.


19.04.13.

30.

Тема: «Город эмоций»

Цель: расширять представления детей о городе, развивать эмоционально-волевую сферу детей.


26.04.13.

31.

Тема: « Лесное путешествиие» Занятие "Эмоциональное развитие дошкольников»

Цели: помочь детям учится распознавать эмоцию страха, элементам расслабления, приемам его отреагирования; развивать эмпатию, эмоциональную децентрацию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.


03.05.13.

32.

Тема : "Театральная страна" Занятие по социально-эмоциональному развитию детей

Цели:

  • показать умение детей узнавать и различать основные эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие);

  • показать умение детей чувствовать и понимать других;

  • обобщить знания детей о чувствах;

  • показать умение детей изображать настроение мимикой и жестами;

  • развивать эмоционально-выразительные движения;

  • развивать внимание, память, речь, мышление детей;

  • способствовать сплочению детского коллектива;

  • создать положительный эмоциональный фон в группе.


10.05.13.

33.

Тема : "Мир, в котором я хотел бы жить" Занятие с элементами арт - терапии .

Цели: гармонизация взаимоотношений со сверстниками

- Развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности

- Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства

- Развитие фантазии, воображения

- Развитие уверенного поведения

- Снятие напряжения.

17.05.13.

34.

Тема: Мы – команда! Победы и достижения каждого!

Цель: развитие коммуникативных умений, умения анализировать, исследование особенностей самооценки и отношение к групповой оценке. Подведение итогов. Упражнения: коммуникативно-игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Чаша доброты», «Мои победы и достижения».

24.05.13.

35.

Тема: «Жить здорово!» Итоговое занятие.

Цель: укрепление психического здоровья дошкольников в процессе позитивного  общения со сверстниками и взрослыми.

31.05.13.



© 2020 1626 11