ПРОГРАММА «Я ПОЗНАЮ СЕБЯ»
Для детей дошкольного возраста
Автор – составитель:
практические психологи
Зарицкая О.Н.
Криницкая Т.А.
Пояснительная записка
В первые семь лет дошкольник проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Ребенок не оказывается с окружающим миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредовано отношением к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а в процессе деятельности, общения.
Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть, что он уже умеет и чему хотел бы научиться. Положительное восприятие ребенком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Целостное представление о себе может сформироваться у ребенка лишь в том случае, если он научится прислушиваться к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Дошкольнику пока трудно понять, что между всеми переживаемыми им состояниями существует тесная связь: боль рождает отрицательные чувства, приятная музыка и любимое дело поднимают настроение. Поэтому в программу «Я познаю себя» (познание дошкольником собственного «Я») включены игры и упражнения, которые помогут ребенку познать мир своих чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.
Данная программа реализуется в групповом варианте проведения. Показания к участию в программе:
Программа адресована детям дошкольного возраста(5-6 лет) с различным уровнем психического, познавательного и речевого развития, с сохранным интеллектом, испытывающих трудности общения.
Задачи программы:
Обратить внимание детей на нравственную сторону поступков людей.
Учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку.
Побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
Цель программы:
Развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками.
Коррекция эмоциональной и поведенческой сферы детей и гармонизация межличностных отношений (создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между людьми и т.д.)
Формирование и развитие Я – концепции и самосознания ребенка.
Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
Развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
Формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.
Условия реализации:
Программа рассчитана на 33 занятия. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Занятия проводятся в помещении, где достаточно места для передвижения, есть столы или мольберты, есть игрушки для организации сюжетно ролевой игры. Обязательное обеспечение участников необходимыми изобразительными материалами (бумага формата А-4, простые и цветные карандаши, акварель, гуашь, кисти, баночки, цветные мелки)
Количество детей в группе 9 - 16 человек.
Оптимальная периодичность встреч— 1 раза в неделю.
Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.
В данную программу включены разработанные занятия. Их основная роль в воспитании «Я» ребенка, развитии его внутреннего мира, приобретении знаний о законах окружающей жизни, о способах социального проявления себя. Главное — возвращение ребенку гармоничного мироощущения.
Содержание программы
Занятия строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами.
Каждое занятие по формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств состоит из двух частей (кроме вводного и заключительного). Первая построена в форме сказочного путешествия. В нем используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и приобрести опыт самопознания.
Во второй части занятий детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные восприятия и тактильные ощущения. Эти задания рекомендуется использовать через 3–4 дня после занятия по сказке, во второй половине дня, с целью закрепления полученных на занятии знаний, а также мобилизации сенсорных возможностей организма ребенка.
Включенные в программу дополнительные игры рекомендуется перенести в свободную деятельность детей.
Ожидаемые результаты:
Успешная адаптация в коллективе сверстников.
Сформированность адекватной самооценки.
Расширение репертуара эмоциональных проявлений.
Позитивное отношение к сверстникам.
Положительное самоотношение и принятие других людей.
Приобретение навыка социального поведения и общения с другими людьми.
Умение выражать свою любовь к близким людям.
Увеличение положительных черты характера.
Уменьшение нежелательных черт характера и поведения.
Улучшение взаимопонимания в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
Используемые методы и техники: игротерапия, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия, музыкотерапия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество занятий: 35. Каждое занятие длительностью 25–30 минут.
В данную программу для дошкольников мы включили разработанные нами занятия. Их основную роль мы видим в воспитании «Я» ребенка, развитии его внутреннего мира, приобретении знаний о законах окружающей жизни, о способах социального проявления себя. Главное — возвращение ребенку гармоничного мироощущения.
Каждое занятие по формированию у детей представлений о функциях различных органов чувств состоит из двух частей (кроме вводного и заключительного). Первая построена в форме сказочного путешествия. В нем используются элементы сказкотерапии, работа детей с песком, что помогает более глубоко проникнуть в мир ощущений и приобрести опыт самопознания.
Во второй части занятий детям предлагаются не только игры и задания, используемые в соответствии с темой сказки, но и этюды-перевоплощения в персонажей страны «Что я могу». Дети учатся с помощью животных-помощников познавать мир и себя, тренируя вкусовые, слуховые, обонятельные, зрительные восприятия и тактильные ощущения. Эти задания рекомендуется использовать через 3–4 дня после занятия по сказке, во второй половине дня, с целью закрепления полученных на занятии знаний, а также мобилизации сенсорных возможностей организма ребенка.
Включенные в программу дополнительные игры рекомендуется перенести в свободную деятельность детей.
Календарно – тематическое планирование занятий по программе «Я познаю себя»
№ | Тема и цель занятия | Дата |
1. | Тема: «ЗНАК0МСТВ0» Цели: - Снять состояние напряженности, скованности; развивать умение сотрудничать в группе. | 05.10.12 |
2. | Тема: «Моё имя» Цели: - снять эмоциональное напряжение; - создать эмоциональное настроение и атмосферу принятие каждого; - развивать способности понимать эмоциональное состояние и умение выразить своё, учить приёмам ауторелаксации. | 12.10.12 |
3. | Тема: «Я люблю» Цели: развивать умение сотрудничать в группе, умение понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков. | 19.10.12 |
4. | Тема: «Настроение» Цели: - снятиие состояния агрессивности; - создание эмоционального состояния принятия каждого; | 26.10.12 |
5. | Тема: Работа с именем. Цели: - снять эмоциональное напряжение; - создать эмоциональное настроение и атмосферу принятие каждого; - развивать способности понимать эмоциональное состояние и умение выразить своё, учить приёмам ауторелаксации. | 02.11.12. |
6. | Тема: Дружба начинается с улыбки. Цели: Развитие эмоциональной сферы детей. - Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. - Совершенствовать коммуникативные навыки детей. - Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность. | 09.11.12. |
7. | Тема: Работа со страхом. Цель: Познакомить с эмоцией страха; учить распознавать, изображать и реагировать на имеющиеся страхи. | 16.11.12. |
8. | Тема: Развитие сопереживания. Цели: Развитие коммуникативной и эмоционально – личностной сферы в процессе развития умения взаимодействовать со сверстниками. Формирование и развитие Я – концепции и самосознания ребенка. Расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; Развитие способности к эмоциональному сопережива нию; Развитие стремления к проявлению сочувствия и сопе реживания всем тем, кто в них нуждается; Формирование ценностного отношения к моральной сто роне поступков; Воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным | 23.11.12. |
9. | Тема: Работа с агрессией. | 30.11.12. |
10. | Тема: Работа с агрессией, развитие самоконтроля. Цель:Продолжать учить детей распознавать у себя и у других эмоцию гнева; выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; обучать приемам саморегуляции. | 07.12.12. |
11. | Тема: Развитие взаимопонимания. Цели: Учить детей различать понятия «добро» и «зло». Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям. Развивать способность понимать настроение и состояние другого человека Развитие способности определять эмоциональное со стояние по схематическим изображениям. Учить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов. Способствовать сплочению детского коллектива | 14.12.12. |
12. | Тема: Работа с обидой. Цели: Формировать осознание моральной стороны поступков. Развитие чувства эмпатии, релаксация. Воспитывать желание помочь, поддержать другого человека. Воспитание гуманного отношения к родным и близким. Развивать осознание причин детских ссор. Поощрять проявления сочувствия и сопереживания к ок ружающим людям. | 21.12.12. |
13. | Тема: Развитие самооценки и самоуважения. Цель: Формирование и развитие Я – концепции и самосознания ребенка. | 28.12.12. |
14. | Тема: Развитие самооценки. Цель: Формирование и развитие Я – концепции и самосознания ребенка. | 04.01.13. |
15. | Тема: ПУТЕШЕСТВИЯ В СТРАНУ «ЧТО Я МОГУ» Цель: Познакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, и объяснить значение частей тела. Воспитывать интерес к своему телу. | 11.01.13. |
16. | Тема: Путешествие в Синегорье к Орлу Зоркий глаз. Цель: Углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе. | 18.01.13. |
17. | Тема: Путешествие на острова «Загадочные звуки» к Слонихе Чуткие уши. Цель: Познакомить детей со строением уха, гигиена слуха, развитие остроты слуха. Определение направления звука. | 25.01.13. |
18. | Тема: Путешествие в пещеру «Чудесные запахи» к Собаке Острый нюх. Цель: Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Упражнять в правильном дыхании (спокойный вдох через нос и медленный выдох). | 01.02.13. |
19. | Тема: Путешествие на озеро «Вкусная вода» к Лягушке Умный язык. Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу. | 08.02.13. |
20. | Тема: Путешествие на Чувствительные холмы к Обезьяне Любопытные руки. Цель: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу. | 15.02.13. |
21. | Тема : Страна «Что я могу» | 22.02.13. |
22. | Тема: "В гостях у сказки" Цели: формирование у детей позитивного отношения к эмоциям, развитие умения распознавать настроение окружающих, развитие творческой личности ребенка. | 01.03.13. |
23. | Тема: "Возьмемся за руки друзья" Цели: -Учить детей выражать свои чувства, желания, мнения понятным и социально-приемлемым способом; быть открытыми для чувств, переживаний и мнений других. - Формировать у детей уверенность в себе, своих силах и возможностях, обогащать социальный опыт детей. Прививать правила культурного поведения в среде сверстников и взрослых. - Развивать память, мышление, воображение, добрые, теплые отношения между детьми, расширять представления о дружеских отношениях, понимание о взаимозависимости людей друг от друга. | 08.03.13. |
24. | Тема: "Поделись улыбкою своей". Цели: Развитие эмоциональной сферы детей. - Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них. - Совершенствовать коммуникативные навыки детей. - Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность. | 15.03.13. |
25. | Тема: "Мы поссоримся и помиримся". Цели: развивать отношения детей, построенные на способности решать проблемы; показать детям, что значит взаимное уважение и признание; развивать коммуникативные навыки и умение без насилия решать конфликты; учить проявлять терпение к недостаткам других; учить умению считаться с интересами других; развивать готовность идти навстречу друг другу; формировать навык речевого этикета; учить выражать свое мнение публично. | 22.03.13. |
26. | Тема: «Путешествие в страну объщения» Занятие по развитию социальной уверенности . Цели: формировать уверенность в общении, научить понимать внутренний мир других людей; развивать умение преодолевать эмоциональную замкнутость, развивать эмоциональную отзывчивость. | 29.03.13. |
27. | Тема : "Я в мире. Мир во мне" Компленксно - познавательное занятие по полоролевой социализации. Цели: формировать у детей стереотипы гендерного поведения. | 05.04.13. |
28. | Тема: "Путешествие по стране «Вежливость»" Цели: Создание условий для развития таких качеств, как доброжелательность, умение договориться, выслушать, высказать свою точку зрения. | 12.04.13. |
29. | Тема: «Давайте жить дружно!» Коррекционно-развивающее занятие. Цели: развить у детей рефлексию своего поведения; учить находить альтернативу конфликтному поведению; разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей. | 19.04.13. |
30. | Тема: «Город эмоций» Цель: расширять представления детей о городе, развивать эмоционально-волевую сферу детей. | 26.04.13. |
31. | Тема: « Лесное путешествиие» Занятие "Эмоциональное развитие дошкольников» Цели: помочь детям учится распознавать эмоцию страха, элементам расслабления, приемам его отреагирования; развивать эмпатию, эмоциональную децентрацию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | 03.05.13. |
32. | Тема : "Театральная страна" Занятие по социально-эмоциональному развитию детей Цели: показать умение детей узнавать и различать основные эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие); показать умение детей чувствовать и понимать других; обобщить знания детей о чувствах; показать умение детей изображать настроение мимикой и жестами; развивать эмоционально-выразительные движения; развивать внимание, память, речь, мышление детей; способствовать сплочению детского коллектива; создать положительный эмоциональный фон в группе. | 10.05.13. |
33. | Тема : "Мир, в котором я хотел бы жить" Занятие с элементами арт - терапии . Цели: гармонизация взаимоотношений со сверстниками - Развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности - Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства - Развитие фантазии, воображения - Развитие уверенного поведения - Снятие напряжения. | 17.05.13. |
34. | Тема: Мы – команда! Победы и достижения каждого! Цель: развитие коммуникативных умений, умения анализировать, исследование особенностей самооценки и отношение к групповой оценке. Подведение итогов. Упражнения: коммуникативно-игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Чаша доброты», «Мои победы и достижения». | 24.05.13. |
35. | Тема: «Жить здорово!» Итоговое занятие. Цель: укрепление психического здоровья дошкольников в процессе позитивного общения со сверстниками и взрослыми. | 31.05.13. |