СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Практическая биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа имеет естественнонаучную направленность. Она предполагает формирование интереса к биологии, формированию исследовательских умений, расширению кругазора.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Практическая биология"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михайловская средняя общеобразовательная школа Орловского муниципального округа






УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

Л.П. Злодеева.

Приказ № 32 –Д от 01.09.2022 г.




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка Центра образования «Точка роста»

«Практическая биология»








ID программы:6153

Направленность программы: естественно-научная

Уровень программы: базовый

Категория и возраст учащихся: 10-11 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объём часов: 34 часа

Фамилия И.О.: Перелыгина Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования











Орел, 2022г



1.1 Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 (с учетом изменений);

  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242);

  • Письмо Департамента образования Орловской области от 15 июня2016 года № 6-1424 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ (включая разноуровневые программы);

  • Устав (далее – Учреждения) и другими локальными актами Учреждения.


Программа имеет естественнонаучную направленность. Она предполагает формирование интереса к биологии, формированию исследовательских умений, расширение кругозора учащихся. Рабочая программа кружка «Практическая биология» разработана для учащихся 5 классов.


Актуальность программы состоит в том, что она создаёт возможность, условия для творческой самореализации личности ребёнка, практическое применение знаний и умений в повседневной жизни, а главное – направлена на формирование интереса к естественным наукам.

Педагогическая целесообразность  данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы биологии и её взаимосвязи с другими естественнонаучными дисциплинами, но и познаёт себя в каждой из них. Этот принцип обучения создает в ребёнке комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной личности.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и  важнейшим компонентов  реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской  деятельностью.

На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность  будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа  способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.


Новизна программы естественнонаучной направленности «Практическая биология» заключается в способе организации образовательного процесса, включающего практическую составляющую в виде опытов и исследований, направленных на решение системы учебных задач, выполнение лабораторныхпрактических работ и экспериментов с объектами живой природы.


Отличительная особенность данной программы заключается в успешном развитии учащихся навыкам практической и экспериментальной деятельности в процессе изучения биологических объектов; в формировании навыков исследовательской деятельности; формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка


Адресат программы

Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности «Практическая биология» адресована учащимся образовательных организаций общего образования, получающим основное общее и среднее общее образование в 5 классах в образовательных организациях Орловской области.

Наполняемость группы составляет 5 человек.

Уровень программы: базовый

Объём программы: 34 часа.

Форма обучения: очная

Особенности организации образовательного процесса

Характерной особенностью данного кружка является его нацеленность на формирование исследовательских умений младших школьников, развитие логического, абстрактного мышления. На большинстве занятий проводятся опыты, эксперименты и наблюдения за природными явлениями, свойствами предметов и веществ окружающей среды.

Программа насыщена практическими и лабораторными работами, беседами, дискуссиями, викторинами, тестированием, занятиями-путешествиями, олимпиадами, опытами, наблюдениями, экспериментами, защитой творческих работ и проектов, онлайн-экскурсий, самопрезентациями, творческими работами (моделирование, рисование, лепка, конструирование), брейн-рингами, интеллектуальными играми.

Представленная в программе система разнообразных опытов и экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому, умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения различных проблем.

Формы проведения занятий:  практические  и  лабораторные  работы, экскурсии,  эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе  с использованием ИКТ.

Методы контроля:  защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад,  выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.


Цель и задачи программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися  практической  составляющей        школьной        биологии и  основ  исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Формирование системы         научных        знаний о        системе живой   природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;

  • развитие  умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;

  • подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;

  • формирование        основ        экологической         грамотности.

    При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;

  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);

  • организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

  • владеть планированием и постановкой биологического эксперимент.



1.2 Календарный учебный график


Программа рассчитана на один год

Количество часов в смену: 34 часа

Количество учебных часов в день: 1 час.

Количество учебных дней в неделю: 1 день.

Продолжительность занятий: продолжительность одного занятия не более 90 минут с обязательным перерывом между занятиями. Возможно спаренное проведение учебных занятий с обязательным перерывом 5 минут.

Режим занятий: (указывает образовательная организация)

1.3 Содержание программы

Учебный план

Учебный план программы «Практическая биология» представлен в таблице 1.






Таблица 1. - Учебный план программы «Практическая биология»


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика


Вводное занятие

1

0.5

0.5

Беседаю.Опрос


Модуль 1. Мир под микроскопом

5

1.5

3,5


Методы научного исследования

1

0,5

0,5

Опрос. Конспект. Задание (рисунок)

Приборы и лабораторное оборудование для исследования

1

0,5

0,5

Опрос. Задание (рисунок, сообщение)

Устройство микроскопа

1

-

1

Практическая работа

Приготовление и рассматривание микропрепарата. Техника выполнения биологического рисунка

1

-

1

Лабораторный практикум

Мини – исследование «Мир под микроскопом»

1

0.5

0.5

Проектно-исследовательская деятельность.


Модуль 2 Юный ботаник

10

2

8


Осенние явления в жизни растений.

1

-

1

Экскурсия. Отчет.

8.

Правила оформления гербария, высушивание, монтировка

2

0,5

1.5

Практическая работа.

9.

Классификация растений. Правила работы с определителями.

1

0,5

0,5

Практическая работа с определителем растений.

10

Описание растений по морфологическим признакам

1

-

1

Лабораторный практикум

11.

Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии по побегам

1

-

1

Исследовательская работа. Наблюдение. Оценка действий

12.

Создание каталога «Наши зелёные соседи, или определение видового состава растений школьного двора»

2

0,5

1,5

Проектная деятельность

13

Редкие и исчезающие виды растений Орловской области

2

0,5

1,5

Проектная деятельность


Модуль 3 Жизнь животных

7

1,5

5,5


14

Царство животных. Классификация.

1

1


Конспект. Задания.

15

Следы животных и птиц на снегу.

1

-

1

Практическая работа. Отчёт в виде рисунка

16

Кормушка для птиц своими руками

1

-

1

Творческая мастерская

17

Практическая орнитология. Мини – исследование «Птицы на кормушке»

1

-

1

Проектно-исследовательская деятельность. Работа в группах

18

Животные Красной книги Орловской области

2

0,5

1,5

Проектная деятельность


19

Экскурсия «Зима в жизни животных»

1

-

1

Экскурсия. Отчёт



Модуль 4 Биологический практикум

11

2

9



20

Учебно-исследовательская деятельность. Постановка целей и задач

1

-

1

Теоретическое занятие.


21

Работа с источниками информации

1

0,5

0,5

Посещение библиотеки


22

Подготовка докладов «Методы исследования в биологии»

1

-

1

Доклады, презентация


23

Практическая работа «Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений»

2

0,5

1,5

Исследовательская деятельность


24

Практическая работа «Прорастание семян»

1

0,5

0,5

Исследовательская деятельность


25

Практическая работа «Влияние дрожжей на укоренение черенков»

1

0,5

0,5

Исследовательская деятельность


26

Экологический практикум «Определение запылённости воздуха в помещении»

1

-

1

Исследовательская деятельность


27

Представление результатов работ.

1

-

1

Презентация


28

Итоговая диагностика

1

-

1

Отработка олимпиадных заданий


29

Итоговое занятие

1

-

1

Портфолио



Итого за год:

34

7,5

26,5



























1.4 Содержание учебного плана программы «Практическая биология»

Программа «Практическая биология» включает в себя разделы:

  • Введение

  • Мир под микроскопом

  • Юный ботаник

  • Знакомство с миром животных,

  • Биологический практикум.

  При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии.   Ботаника— наука о растениях.  Зоология  — наука, предметом изучения которой являются представители царства  животных.  Микология — наука о грибах.  Физиология— наука о жизненных процессах.  Экология — наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц.  Биогеография — наука, которая  изучает закономерности географического распространения и распределения организмов.   Систематика — научная дисциплина, о классификации живых организмов.  Морфология изучает внешнее строение организма.    Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.


1. Вводное занятие

Правила поведения на занятиях. Техника безопасности.

План работы на год.

Модуль 1. «Мир под микроскопом» (5 часов)

  Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и

приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.  Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические лабораторные работы:

  • Устройство микроскопа

  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов

  • Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини – исследование «Мир под микроскопом»


Модуль 2. Юный ботаник (10часов)

   Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Орловской области.

Практические и лабораторные работы:

  • Морфологическое описание растений

  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии

  • Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Создание каталога «Наши зелёные соседи, или определение видового состава растений школьного двора»

  • Проект «Редкие растения Орловской области»

Модуль 3. Знакомство с миром животных (7 часов)

   Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.

Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Кормушки своими руками.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа по определению животных

  • Составление пищевых цепочек

  • Определение  экологической группы животных по внешнему виду

Проектно-исследовательская деятельность:

  • Мини – исследование «Птицы на кормушке»

  • Проект «Красная книга животных Орловской области»

Экскурсия

  • «Зима в жизни животных»

Модуль 4. Биологический практикум (11 часов)

  Учебно - исследовательская деятельность.  Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию.  Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий  с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

  • Работа с информацией (посещение библиотеки)

  • Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений

  • Прорастание семян

Модуль «Микология»

  • Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум

Определение запыленности воздуха в помещениях

Итоговое занятие

  • Подведение итогов года. Задание: составить портфолио материалов и достижений за год



1.5 Планируемые результаты программы

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • развитие познавательных интересов,  направленных на изучение живой природы;

  • Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

  • эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов  и процессов;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

  •  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

4. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.



Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности «Практическая биология»


2.1 Условия реализации программы


2.1.1 Финансовое обеспечение

Основными источниками финансирования являются собственные средства учреждений-участников Программы и привлечѐнные средства.

2.1.2. Материально-техническое обеспечение

Программа может быть реализована только в условиях кабинетного помещения, специально оборудованного и обеспеченного необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН СП 2.4.3648-20. Кабинет для проведения занятий должен быть оборудован техническими средствами: компьютер с доступом в Интернет; мультимедиа; фотоаппаратом; аудио- и видеоаппаратурой. Для практических занятий необходимо лабораторное оборудование.

Информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет-источники. При реализации программы каждый обучающийся обеспечен доступом к базам данных и библиотечным фондам, в том числе к электронным изданиям, Интернет-ресурсам.

2.1.3. Кадровое обеспечение

Реализация образовательной программы обеспечивается высококвалифицированными педагогическими работниками образовательной программы из числа специалистов, направление деятельности которых соответствует направлению дополнительного образования.

Квалификация педагогических работников образовательной организации отвечает квалификационным требованиям.

2.2 Формы аттестации

Оценка качества реализации образовательной программы включает в себя текущий и промежуточный контроль успеваемости.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться устные опросы, анкетирование, тестирование, творческие отчеты, проекты и другие задания. По завершении обучения учащиеся должны предоставить портфолио с материалами всех работ за год обучения.

2.3 Оценочные материалы

Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения вводной, текущей и промежуточной диагностики обучающихся.

Вводный контроль осуществляется при приеме учащихся в форме собеседования. Целью данного контроля является выявление базовых знаний учащегося.

Текущая (промежуточная) диагностика - индивидуальная беседа, опрос, тестирование, оценка выполнения заданий и т.д.;

  • косвенные методы: наблюдение, анализ деятельности.

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Критерии оценки уровня освоения программы «Практическая биология»:

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного программой.

Для оценки эффективности подготовки учащихся в области практической биологии необходимо учесть следующие критерии:

  • имеет сознательный интерес и желание включаться в образовательную деятельность по изучению биологии;

  • осознаёт значимость своей деятельности, является активным участником мероприятий;

  • умеет адаптироваться в среде сверстников, проявляет уверенность в действиях;

  • умеет мотивированно увлечь, вызвать желание и интерес к предполагаемой деятельности;

  • умеет управлять своим вниманием, активно мыслить и действовать;

  • умеет творчески подходить к решению практических заданий, предлагает реальные выходы из смоделированных проблемных ситуаций;

  • владеет знаниями по актуальной тематике и умеет ориентироваться в понятиях и терминах по проблеме;

  • владеет грамотной речью;

  • креативен;

  • умеет неординарно мыслить, творчески подходить к поставленным проблемам, находить реальные и интересные выходы из проблемных ситуаций;

  • умеет адекватно действовать согласно ситуации.

Данные по каждому учащемуся заносятся в диагностическую карту.


2.4 Методические материалы


Методы обучения

  • объяснительно-иллюстративный метод представляет сообщение педагогом готовой информации. Он включает в себя объяснение с помощью устного слова и показ (демонстрацию) наглядных пособий по темам занятий;

  • эвристический метод, который вводится по мере освоения знаний и навыков. Он состоит в том, что педагог намечает и организует выполнение отдельных шагов поиска информации;

  • исследовательский метод рассматривается как способ организации не только поисковой, но и творческой деятельности обучающихся. В условиях обучения он часто сводится к самостоятельному анализу содержания собственной деятельности, деятельности других учащихся текстов;

  • игровой метод помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов; осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний; исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы; подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным. Обучение в игре позволяет научить распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять;

  • метод проектов стимулирует интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции педагога: замысел-реализация-продукт. Также прохождение следующих этапов деятельности;

  • метод портфолио представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. По мере работы с портфолио более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации.

Предложенные методы работы в рамках общеобразовательной общеразвивающей программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках в области изучения биологической деятельности.

Методы воспитания: мотивация, убеждение, стимулирование, поощрение.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия:

К формам организации образовательного процесса по Программе относятся: просветительские беседы, дискуссии, лекции, практикумы, лабораторные работы, творческая мастерская, игровая деятельность, проектная деятельность, экскурсии, самостоятельная работа обучающихся.

Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: диагностические карты, журнал успеваемости, портфолио о результатах образовательной деятельности.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: представление образовательных результатов и достижений в форме презентации и портфолио.

Методическое обеспечение:

Информационно-коммуникативные средства обучения

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

Техническое оснащение (оборудование):

1. Микроскопы;

2. Цифровая лаборатория Z.LABS (биология и экология) – Центра «Точка роста»

3. Оборудование для опытов и экспериментов.



Список литературы

Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей по биологии с использованием оборудования центра «ТОЧКА РОСТА» (Москва, 2021 год).


  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития, 1997.

  2. Ментс Морриван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. СПб: Питер, 2001.

  3. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост.: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград: Учитель, 2020.

  4. Иванова Н.С. РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2021. – № 5.

  5. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.

  6. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

  7. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

  8. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

  9. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.


Интернет-ресурсы

    1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.

    2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

    3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

    4. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

    5. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

















Приложение 1



Пример диагностической карты

обучающегося

За 20__ – 20__ учебный год

Год обучения ___

ФИО обучающегося _____________________________________


п/п

Критерии оценивания

На начало обучения по программе

К концу первого года обучения

К концу второго года обучения

К концу обучения по программе

Примечания

Поведенческий (изменения поведенческого характера)






Интеллектуальный (развитие познавательной активности)






Психологический

(внутренняя готовность к будущей деятельности)








Приложение 2



Техника безопасности при выполнении лабораторных работ по биологии

  • Все работы выполняются строго по инструкции, обязательно в присутствии учителя.

  • Внимательно прочитайте инструкцию, выясните непонятные вам пункты.

  • Разместите оборудование так, чтобы было удобно работать. Лишние предметы уберите.

  • Во время выполнения лабораторных работ важно быть предельно аккуратным во всем. Чтобы избежать несчастных случаев, строго соблюдайте указанные учителем меры предосторожности.

  • Будьте особенно осторожны с колющими и режущими инструментами. При получении травмы (порез, царапина) немедленно сообщите об этом учителю.

  • При работе с оптическими приборами (микроскоп, лупа) помните об опасности ожога сетчатки глаза лучистой энергией. Ни в коем случае не смотрите сквозь линзы на солнце!

  • Если вам на кожу попало химическое вещество, смойте его водой; при попадании вещества в глаза немедленно промойте их большим количеством воды. Обо всех подобных случаях следует немедленно поставить в известность учителя.

  • Бережно обращайтесь с лабораторным оборудованием.

  • Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

  • При оформлении лабораторной работы соблюдайте следующий алгоритм:

  • Тема работы

  • Цель работы

  • Оборудование

  • Ход работы (описание заданий, таблица, рисунки, схемы)

  • Вывод

Правила работы с микроскопом

  • Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

  • В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет и добейтесь хорошего освещения поля зрения.

  • Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

  • Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата. Будьте осторожны, не раздавите стекло.

  • Глядя в окуляр одним глазом (не закрывая и не зажмуривая другой), при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появиться четкое изображение предмета.

  • Помните, что любое ваше движение (а особенно перемещение по классу) может нарушить освещенность микроскопа соседей.

  • По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

  • Микроскоп –хрупкий и дорогой прибор, и поэтому обращаться с ним нужно аккуратно, строго по правилам.




Рисуем по правилам

Рекомендации по выполнению учебного рисунка

  • Большинство рисунков выполняется простым карандашом средней жесткости (М или ТМ), обязательно строго заточенным. Ластик должен быть мягким. Если рисунок необходимо раскрасить, используйте цветные карандаши. Нельзя применять при выполнении учебных рисунков фломастеры, маркеры, гелевые и шариковые ручки.

  • Главное в учебном рисунке – его достоверность. Основной принцип- «рисую то, что вижу» (конечно, если на вашем микропрепарате оказались пузырьки воздуха, их можно не изображать).

  • Ваша задача - правильно отобразить форму объекта, точно передать пропорции (соотношение размеров отдельных частей), верно изобразить детали, не ошибиться в передаче цвета (если рисунок цветной).

  • Не рисуйте мелко! На маленьком рисунке невозможно показать все необходимые детали. Рисунок должен быть достаточно крупным (примерно ¼ тетрадной страницы).

  • Сначала рисуется контур объекта, затем внутри него  намечают контуры других деталей, после чего четко прорисовывают их.

  • Рисунок важно снабжать пояснительными надписями.  Указывающие стрелки выполнять карандашом, цифры и подписи – ручкой. Все подписи должны быть красивыми и грамотными.

  • При зарисовке микропрепаратов надо стараться не отрывать глаз от микроскопа, переключая внимание с объекта на видимый другим глазом рисунок.

Как оформить письменное сообщение

Письменное сообщение оформляется на листе А4 объемом не менее 2 страниц , но не более 5 , включая схемы, иллюстрации, таблицы.

Технические требования к печатному варианту: шрифт Times Roman, кегль 12, интервал одинарный; все поля (снизу, сверху, слева, справа) не менее 1,5 см.; абзацный отступ – 1,25 см., выравнивание текста по ширине, между абзацами пустая строка не оставляется.

Требования к содержанию: название сообщения; ФИ ученика, выполнившего работу; план содержания; текст сообщения, разделённый на части и озаглавленный в соответствии с планом; информационные источники, использованные при подготовке сообщения.

При наличии в тексте специальных терминов, составляется словарь терминов и размещается как приложение после списка информационных источников.

Последовательность действий при наблюдении (алгоритм наблюдения)

  • Определите объект (дерево, кустарник, комнатное растение, животное) и цель наблюдения (что вы хотите узнать об этом организме).

  • Определите наилучший способ фиксирования результатов (описание, зарисовка, схема, таблица).

  • Проведите наблюдение.

  • Проанализируйте результаты, сформулируйте выводы о сущности наблюдаемого явления.

Последовательность действий при проведении опыта (алгоритм эксперимента)

Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает какое-то воздействие на изучаемый объект. Слово «эксперимент» в переводе с латыни означает «опыт», «проба». Обычно слово «эксперимент» используют, говоря о научно поставленных опытах. Наши исследования на уроках биологии будут учебными, поэтому мы чаще будем называть их опытами.

1.Подготовительный этап

  • Сформулируйте цель проведения опыта.

  • Сформулируйте рабочую гипотезу (предположение о возможных результатах)

  • Разработайте план опыта, т.е. схему его проведения. При этом выделите основные этапы, продумайте последовательность своих действий, способы влияния на объект опыта.

  • Выясните, какие условия, материалы и приборы необходимы.

  • Выберите способ фиксации результатов (таблица, схема, зарисовка).

2. Проведение опыта

  • Заложите опыт.

  • В процессе опыта проведите необходимые наблюдения, измерения, зарисовки, запишите результаты.

3. Обработка результатов

  • Сравните полученные результаты с ранее выдвинутой гипотезой. Подтвердилась гипотеза или нет? Почему?

  • Вспомните, с какой целью вы проводите опыт. Исходя из цели, сформулируйте вывод. Объясните, что доказывает данный опыт, свяжите его результаты с изученными явлениями, законами, теориями.

4.Оформление отчета

Письменный отчет содержит ответы на вопросы:

  • Какова цель опыта?

  • В чем заключались условия опыт?

  • Какие действия и в какой последовательности проводились во время опыта?

  • Что вы при этом наблюдали?

  • Какие результаты вы получили?

  • Какие выводы следуют из опыта?

  • Как можно объяснить результаты опыта?

Некоторые важные пояснения

Цель опыта - это то, что намечено для исследования. Определяя цель, мы отвечаем на вопросы: для чего ставится опыт? Что мы хотим выяснить или доказать  с помощью опыта?

Результаты опыта- это то, что фактически получилось в опыте, т.е. то, что мы наблюдаем.

Вывод из опыта – это то умозаключение, которое мы делаем, опираясь на результат опыта в соответствии с целью. Формулируя вывод, обычно анализируют результаты опыта и выясняют, что из этого следует.  

Применяя имеющиеся знания, можно объяснить результат опыта, т.е ответить на вопросы: почему это произошло? Почему этот получилось именно так?

Проводя опыты с живыми организмами, мы обычно оказываем на них воздействие. Часто для объяснения результатов нам бывает необходим контроль - растение или животное, на которое такое воздействие не оказывалось. Иногда мы будем сравнивать результаты опыта с обычным состоянием объекта, т.е. с тем, что было до начала опыта.

При проведении биологических опытов важно соблюдать правило единственного различия. Необходимо, чтобы различие между опытом и контролем было только по одному условию – тому, которое связано с целью опыта. Все другие условия должны быть одинаковыми.









Лабораторное оборудование


1 — химический стакан, 2 — круглодонная колба, 3 — коническая колба, 4 — пробирка, 5 — пробка с газоотводной трубкой, 6 — пипетка, 7 — мерный цилиндр, 8 — спиртовая горелка, 9 — воронка, 10 — стеклянная банка для хранения реактивов, 11 — шпатели, 12 — стеклышко, 13 — весы, 14 — штатив для пробирок, 15 — ложка для сжигания веществ, 16 — держатель для пробирок, 17 — ступка с пестиком, 18 — термометр, 19 — тигельные щипцы, 20 — фарфоровый треугольник, 21 — стеклянная палочка, 22 — кристаллизатор, 23 — треножник, 24 — промывалка, 25 — фарфоровая чашка





Лабораторная работа

«Знакомство с микроскопом».



Цель работы: изучить строение микроскопа.

Ход работы

  1. Ознакомиться с частями микроскопа по рисунку

  2. Найди на школьном микроскопе указанные на рисунке части.

  3. Изучи таблицу «Устройство микроскопа», в которой указано, для чего необходима каждая часть микроскопа.

Прежде чем приступить к работе с микроскопом, прочитай правила.

Правила работы с микроскопом

  1. Поставь микроскоп ручкой штатива к себе.

  2. Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейся полного освещения поля зрения.

  3. Положи готовый микропрепарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

  4. Глядя на предмет сбоку, добейся с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии

1 - 2 мм от объекта исследования.

  1. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт до тех пор, пока не появится чёткое изображение изучаемого объекта. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.




Лабораторная работа «Приготовление микропрепарата».

Цель работы: научится готовить микропрепарат и работать с микроскопом.

Оборудование: предметное стекло, покровное стекло. Препаровальная игла, фильтровальная бумага, пипетка, стеклянная палочка, вода.

Ход работы

  1. Приготовь предметное и покровное стёкла. Нанеси стеклянной палочкой на предметное стекло каплю воды и накрой её покровным стеклом. Излишек воды удали с помощью фильтровальной бумаги. Установи препарат на предметном столике, наведи на резкость. Внимательно рассмотри, как выглядит пузырёк воздуха.

  2. В каплю воды на предметном стекле помести препаровальной иглой чёрный налёт с заплесневелого хлеба. Накрой покровным стеклом так, чтобы не попали пузырьки воздуха.

Помести микропрепарат под микроскоп и рассмотри его. Ты увидишь мелкие чёрные точки. Это клетки, которые называют спорами. Они покрыты толстой оболочкой и могут долго сохранятся. Из споры при благоприятных условиях может развиться новая плесень.




Лабораторная работа «Зарисовка биологических объектов»

 Выберите объект исследования и пользуясь правилами выполнения биологического рисунка зарисуйте исследуемый организм и подпишите рисунок.



Это интересно…

  • В организме человека содержится более 100 триллионов клеток.

  • Один лист дерева состоит из более чем 50 миллионов клеток.

  • Размер большинства клеток колеблется в пределах 0.01-0.1 мм.

Проектно-исследовательская деятельность (работа в группах)

Мини – исследование «Мир под микроскопом»

Задания: 

  • Выберите тему

  • Проведите исследование по выбранной теме, зафиксируйте результаты.

  • Подготовьте небольшое сообщение о проделанной вами работе и полученных результатах.

Тема ________________________________________________________________________

Цель работы_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объект исследования__________________________________________________________

Оборудование ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действия _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдения и результаты _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рисунки





Выводы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Юный ботаник

Гербарий – (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами.

Нельзя собирать гербарий просто так, без конкретной цели, особенно гербарий красивоцветущих и редких растений.

Оборудование для сбора гербария


гербарная сетка с веревкой

Гербарная сетка предназначена для длительной сушки растений. Она представляет собой две деревянные рамки с поперечными перекладинами и натянутой на них сеткой, размер рамки примерно 35 х 50 см. Для затягивания сетки нужна прочная веревка (не шпагат, а что-нибудь потолще), длиной приблизительно 3,5 м.


гербарная папка

 

Гербарная папка нужна для сбора растений на экскурсии. Представляет собой две фанерки или картонки с продетыми в прорези ремешками или веревкой. Должна затягиваться или завязываться и иметь петлю для того, чтобы носить на плече.


копалка

Рубашки  для прокладывания растений, отобранных в гербарий. Для этого годится любая влагоемкая бумага, чаще всего используются газеты.

Бумага для этикеток;  

нож;

вата.





 

Что нужно взять на ботаническую экскурсию

1) Гербарная папка с рубашками;

2) копалка;

3) нож;

4) листочки бумаги для черновых этикеток;

5) карандаш;

6) полевой дневник;

7) план местности;

 8) компас.

 Как выбирать растения для гербаризации

  • Растения должны быть здоровыми, целыми.

  • Собирают обычно экземпляры цветущие (или спороносящие). Если растение двудомно (разнополо), то собирают экземпляры и мужские, и женские.

Основные правила закладки растений.

 Сразу после того, как растение собрано, его надо заложить в папку.

Подземные части тщательно очищаются от земли.

 Затем растению придается та форма, которую Вы хотите видеть в готовом гербарии. Главный принцип расположения на листе бумаги - чтобы растение выглядело по возможности наиболее естественно.

Каждый лист растения распрямляется, один или несколько листьев переворачиваются нижней стороной вверх, а если листья в естественном состоянии как-либо изогнуты, то несколько из них оставляют в таком же виде.

Если листья или побеги налегают друг на друга, между ними прокладывается кусочек бумаги, иначе места налегания при высыхании темнеют.

Длинные стебли и листья, не помещающиеся на лист, изгибаются. Сгибы производятся под острым углом. Все изгибы должны находиться на одном уровне и доходить почти до краев листа.

Толстые части растений режутся вдоль.

Жесткие и колючие растения предварительно сплющивают, зажимая между досками или листами твердого картона.

Мясистые растения перед засушиванием ошпариваются кипятком, иначе они продолжают расти в гербарии и подгнивают.

Цветки синих оттенков (например, колокольчики) легко теряют окраску. Их рекомендуется прокладывать бумагой, предварительно пропитанной раствором поваренной соли и высушенной. Нежные цветы лучше прокладывать тонким слоем ваты или фильтровальной бумаги.

Очень важное правило: в каждый лист с растениями необходимо вложить рабочую этикетку. На этикетке следует указать дату сбора, географическое положение, где рос данный вид. В некоторых случаях указываются и другие данные, например, для мхов и лишайников, растущих на коре, - породу дерева, для паразитов, типа заразихи, - название растения-хозяина.

Сушка растений

Из гербарной папки перекладываются в гербарную сетку. Укладываются они в тех же рубашках, в которые были заложены на экскурсии. Между рубашками прокладывается по 2-3 газеты и в сетку закладывают 15-20 листов с растениями. Сетка затягивается веревкой.

Монтирование гербария

Готовые растения, высушенные и определенные, монтируются на листе плотной бумаги (типа чертежной, 1/4 листа ватмана, формат А-3), размером примерно 30 х 45 см. Растения прикрепляются к листу тонкими полосками бумаги, смазанной клеем. Крупные части растения пришиваются к листу нитками. Каждый стежок завязывается отдельно, над растением. Петель снизу не должно быть, они могут повреждать лежащие ниже листы гербария в стопке. Нельзя мазать клеем само растение, оно от этого портится. Растение должно заполнить весь гербарный лист, поэтому некрупных экземпляров на одном листе надо монтировать несколько. Если они совсем маленькие, то их должно быть не меньше шести штук (иначе лист, по общепринятым у ботаников правилам, не считается гербарным образцом). Очень крупные растения, не влезающие на один лист, монтируются на нескольких, - эти листы вкладываются в общую рубашку. В правом нижнем углу листа приклеивается этикетка.  Общепринятый размер этикетки - 12 х 7 см (1/18 листа писчей бумаги). На этикетке указываются: точное латинское название (рода и вида); местообитание - лес, луг, болото (какие, достаточно подробно), микрорельеф, высота местности над уровнем моря, положение относительно русла реки (пойма, терраса и т.д.), тип почвы (если возможно); местонахождение (географический пункт) - республика, область (край), район, ближайший населенный пункт, если есть река - положение относительно нее; дата сбора; Ф.И.О. собравшего растение; Ф.И.О. определившего растение.

Образец заполненной гербарной этикетки


Семейство: Leguminosae - Бобовые

Название растения: Клевер луговой Trifolium pratense L. Местообитание: Пойменный луг р.Клязьмы, прирусловая часть 

Географический пункт: Московская обл., Мытищинский р-н, окр. п. Пирогово

Дата сбора: 15.11.2022

Собрал: Иванов П.А.  

Определил: Иванов П.А.

 «Монтировка гербария»

Задания

1. Выберите высушенный экземпляр растения

2. С помощью учителя заполните гербарную этикетку

3. Смонтируйте гербарный лист по правилам

4. Оцените правильность выполнения. (Переверните гербарный лист растением вниз. Если части растения не отстают от листа и не свисают вниз, то гербарный образец смонтирован верно.)


«Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе»

Вам предстоит проследить, как меняется жизнь растений и животных по сезонам года. Наблюдения можно проводить около дома, в саду, в парке или в лесу.

О наблюдениях

Запомните: наблюдение или опыт, результаты которых не занесены на бумагу, не существуют.

1. Писать мягким карандашом или шариковой ручкой с синей или черной пастой

2. Писать следует разборчивым, пусть некрасивым, но обязательно понятным почерком

3. Каждая запись должна начинаться с даты, а в полевых условиях – еще и с места наблюдений.

Пишите только то, что видите, стараясь не делать выводов преждевременно;

4. Будьте правдивы.

5. Пишите подробно, не стесняясь описывать вещи, казалось бы, очевидные. Подробность записи никогда ей не повредит, а излишняя краткость может сделать ее непонятной.


ОСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Как изменяется осенью погода и длина светового дня?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие изменения происходят у деревьев и кустарников осенью?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где раньше изменяется окраска листьев – в центре кроны или по краям? Вверху или внизу? Как это можно объяснить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как влияют погодные условия на изменение окраски листьев? Когда быстрее желтеют листья – в ясную или пасмурную погоду? Обратите внимание на изменение окраски листьев после резкого похолодания. Объясните результаты своих наблюдений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие растения не меняют окраску осенью, остаются зелеными до заморозков?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем это можно объяснить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Попытайтесь оторвать от ветки зеленый лист; лист, начавший менять окраску, и лист, полностью изменивший цвет. Что легче сделать? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________

7. Какие листья опадают раньше – расположенные ближе к краю ветки или ближе к стволу? Как вы думаете, почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Что произошло бы с лиственными деревьями, если бы их листья не опали на зиму?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.  Исследуйте несколько растений, у которых созрели плоды. Выясните, как распространяются эти плоды. Какие приспособления у них есть для этого? Зарисуйте несколько разных плодов. Укажите в каждом случае названия растений и способ распространения плодов.







10. Каких животных вам удалось увидеть? Как изменилось их поведение с наступлением осени? Объясните, почему это происходит?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЗИМНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Как изменяется зимой погода и длина светового дня?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Зарисуйте зимние силуэты знакомых вам деревьев. Подпишите их названия. Укажите, по каким признакам вы сумели различить эти деревья.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






   

3. Изучите кору 3-4 видов деревьев или кустарников. Проведите ладонью по коре. Какова она на ощупь (гладкая, шероховатая, бугристая, с трещинками..)? Каков цвет коры? Имеет ли она запах? Есть ли на коре повреждения? Какова их причина (мороз, животные, человек)?

Данные занесите в таблицу.


Название растения

Кора

Цвет

Структура (гладкая, шероховатая..)

Запах

Другие особенности





















4. Какие деревья и кустарники зимуют с зелеными листьями?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Какие приспособления помогают им выжить в зимнее время?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. На каких растениях в зимнее время можно обнаружить плоды? Как долго они сохраняются?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие птицы встречаются зимой в вашем населенном пункте? Подчеркните названия тех из них, которых не было летом.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как чаще всего зимой живут птицы –стаями или поодиночке? В какое время суток их можно обычно увидеть? Чем они питаются? Где ночуют?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие следы можно обнаружить зимой в лесу? Зарисуйте их. Укажите примерную длину и ширину следов. По справочникам попробуйте определить, каким животным принадлежат эти следы, подпишите их.


9. Говорят, что ботаник летом смотрит под ноги, а зимой вверх, а зоолог наоборот: зимой – под ноги, а летом вверх. Согласны ли вы с этим утверждением? Ответ поясните.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЕСЕННИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

1. Как изменяется весной погода и длина светового дня?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Какие из них зацветают раньше других? Чем это можно объяснить?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где раньше открываются цветки – на солнечной стороне или в тени? Чем это можно объяснить?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие деревья и кустарники имеют разные по строению соцветия?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выясните, какие из этих соцветий содержат пестичные цветки, а какие – тычиночные.

Зарисуйте соцветия каждого вида одного из растений, укажите названия растений.






5. Каких соцветий (пестичных или тычиночных) образуется больше? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие травянистые растения зацветают первыми?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.  Почему ранней весной могут зацветать не все травянистые растения? Для ответа выясните, какие приспособления есть у первоцветов?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие изменения происходят в жизни животных весной?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие птицы прилетают в ваши края первыми? Укажите даты прилета некоторых из них. Чем можно объяснить различия в сроках прилета разных птиц?

____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Каких насекомых можно увидеть ранней весной? Как вы думаете, в какой стадии жизненного цикла они зимовали?

_____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Морфологическое описание растений»

Цель работы: Научиться давать морфологическое описание растению

Оборудование: гербарные и живые экземпляры растений, определитель, лупа

Ход работы

Дайте морфологическую характеристику предложенного вам экземпляра растений, используя план морфологического описания растений.

 

1. Общая характеристика растения: 
1.1. Жизненная форма растения __________________________________________________
1.2. Длительность жизни растения ________________________________________________
1.3. Высота растения ___________________________________________________________
1.4. Характер опушения ________________________________________________________
2. Корневая система ___________________________________________________________
3. Стебель: 
3.1. Направление роста _________________________________________________________
3.2. Листорасположение ________________________________________________________
4. Видоизменения побегов: _____________________________________________________
5. Лист:
5.1. Тип листа_________________________________________________________________ 
_____________________________________________________________________________
5.2. Жилкование листа __________________________________________________________
5.3. Форма листовой пластинки__________________________________________________ степень рассеченности__________________________________________________________

 форма основания __________________________ верхушки листа______________________ 

6. Цветок и соцветие:
6.1. __________________________________________________________________________

6.2. Окраска чашечки и венчика __________________________________________________
6.2. Формула цветка ____________________________________________________________
7. Плоды и семена (если есть):___________________________________________________
7.1. Тип плода _________________________________________________________________
8. Название семейства, рода и вида (русское и латинское). 

_____________________________________________________________________________

План морфологического описания цветкового растения

1. Общая характеристика растения: 
1.1. Жизненная форма растения (дерево, кустарник, кустарничек, травянистое растение) 
1.2. Длительность жизни растения (многолетнее, однолетнее) 
1.3. Высота растения (в см) 
1.4. Характер опушения (растение опушенное или голое) 
2. Корневая система (стержневая, мочковатая); видоизменения корней (корневые клубни и т.д.) 
3. Стебель: 
3.1. Направление роста (прямостоячий, приподнимающийся, лежачий, ползучий, цепляющийся, вьющийся) 
3.2. Листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое) 
4. Видоизменения побегов: корневища, клубни, луковицы (укажите размеры) 
5. Лист: 
5.1. Тип листа 
- (простой или сложный, если сложный, то уточните: тройчатосложный, пальчатосложный, перистосложный, дваждыперистосложный и т.д.) 
- сидячий или черешковый 
- с прилистниками или без 
- наличие влагалища, раструба, усиков, колючек 
5.2. Жилкование листа (дуговое, параллельное, пальчатосетчатое, перистосетчатое) 
5.3. Форма листовой пластинки (округлая, овальная, яйцевидная, обратнояйцевидная и т.д.), форма основания (клиновидное, округлое, сердцевидное и т.д.) и верхушки листа (тупая, острая, заостренная, выемчатая и т.д.), степень рассеченности (цельная, лопастная, раздельная, рассеченная) 
6. Цветок и соцветие: 
6.1. Цветки одиночные или собраны в соцветия; если собраны в соцветия – указать тип соцветия; отметить, есть ли при соцветии кроющий лист 
6.2. Окраска чашечки и венчика 
6.2. Формула цветка 
7. Плоды и семена (если есть): 
7.1. Тип плода 
8. Название семейства, рода и вида (русское и латинское). 



«Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии»

Как работать с определителем

Определить растение или животное– значит установить, к какому виду оно относится. Название вида состоит из двух латинских слов (бинарная номенклатура К. Линнея), первое из которых обозначает род, второе вместе с первым – вид. Название рода пишется с заглавной, а видовое с прописной буквы. После названия вида принято указывать фамилию автора, впервые описавшего данный вид.

Определитель составлен по такому  принципу – в каждой ступени определения есть две части. Первая часть – «теза» (утверждение) помечена порядковым номером, вторая часть – «антитеза» (отрицание) помечена знаком минус. В тезе и антитезе содержатся признаки, противоположные друг другу. Рядом с цифрой номера ступени может быть в скобках указан номер предыдущей ступени определения, что дает возможность при необходимости вернуться и проверить правильность определения.

Каждую тезу в любой ступени обязательно надо читать ДО КОНЦА и только в том случае, если теза не подходит, переходить к чтению антитезы.



Пример

Читаем тезу ступени 1: «Деревянистые растения: деревья, кустарники, кустарнички или древовидные лианы – надземный стебель древеснеющий (по крайней мере в нижней части), одетый коркой, живет несколько или много лет……………………………………………………………………………………2»

Теза не соответствует наблюдаемым признакам растения, поэтому переходим к чтению антитезы:

« - Травянистые растения………………………………………………….38»

Антитеза удовлетворяет наблюдаемым признакам, поэтому переходим к чтению ступени 38 на странице 16. Рядом с номером ступени стоит цифра 1 в скобках, которая указывает на совершенный переход с пункта 1.

Читаем тезу ступени 38: «Растения, совершенно лишенные хлорофилла (почти белые, желтоватые, розовые и т.п.), без листьев или с чешуевидными либо мясисто утолщенными листьями, паразитирующие на корнях или надземных органах других растений (паразиты) или питающиеся за счет органических остатков (сапрофиты)…………………………………….……….39»

Теза не удовлетворяет признакам растения, поэтому переходим к чтению антитезы:

« - Растения, содержащие хлорофилл, с окрашенными в зеленый цвет листьями и обычно так же стеблем………………………………………….…..43»

Антитеза удовлетворяет наблюдаемым признакам, поэтому переходим к чтению ступени 43 на странице 17 и т.д.

При этом в тетради должны появиться пометки, содержащие номер ступени и краткое описание основного характеристического признака, по которому был сделан переход:

1 – растение травянистое

38 – содержит хлорофилл

43 – наземное и т.д.

Определение считается законченным, когда известен ВИД растения.


«Определение животных по следам»

Задание: зарисовать следы животных, обитающих в д. Михайловка Орловского муниципального округа


«Работа с информацией»

Задание 1. Обсудите, где можно получить информацию. Заполните схему «Источники информации»

Задание 2. Найдите информацию по какой-либо теме. Оформите список источников информации в таблицу.

Тема ______________________________________________________________________

«Бортовой журнал»


Что я  уже знаю по теме

Что мне хотелось бы узнать



Источники информации


Вид источника

Какую информацию получили

Литературные источники (автор, название)

1.


2.


3.


Интернет ресурсы (ссылки, названия сайтов)










Задание 3Составьте план сообщения по вашей теме и оформите письменное сообщение по правилам, указанным на странице 3.

Учебно – исследовательская деятельность

Настало время почувствовать себя настоящим исследователем природы и применить полученные знания. Вам предстоит провести самостоятельное исследование, требующее постановки биологического эксперимента. Эта работа требует больших затрат времени, аккуратности, внимания, наблюдательности.  Прежде чем приступать к выполнению работ, повтори правила техники безопасности, вспомни правила обращения с микроскопом, обрати внимание на требования к учебному рисунку, изучи алгоритмы главных методов познания природы – наблюдения и эксперимента. Перед работой внимательно прочитайте инструкцию, осмыслите вопросы и задания, продумайте последовательность своих действий. Если вам что-то будет не совсем понятно, не стесняйтесь обращаться за помощью к учителю, потому что вы делаете только самые первые шаги на удивительном пути познания живого.

Модуль «Физиология растений»

  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений

  • Прорастание семян

Модуль «Микология»

  • Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

  • Определение запыленности воздуха в помещениях











































Приложение 3

Календарно тематическое планирование «Практическая биология», 5 класс


п/п

Название темы

Форма проведения

Введение

1.

Вводное занятие. Правила поведения на занятиях. Техника безопасности.


Беседаю. Опрос

Модуль 1. Мир под микроскопом (5 часов)

2.

Методы научного исследования

Опрос. Конспект. Задание (рисунок)

3.

Приборы и лабораторное оборудование для исследования

Опрос. Задание (рисунок, сообщение)

4.

Устройство микроскопа

Практическая работа

5.

Приготовление и рассматривание микропрепарата. Техника выполнения биологического рисунка

Лабораторный практикум

6.

Мини – исследование «Мир под микроскопом»

Проектно-исследовательская деятельность.

Модуль 2. Юный ботаник (10 часов)

7.

Осенние явления в жизни растений.

Экскурсия. Отчет.

8-9.

Правила оформления гербария, высушивание, монтировка

Практическая работа.

10.

Классификация растений. Правила работы с определителями.

Практическая работа с определителем растений.

11.

Описание растений по морфологическим признакам

Лабораторный практикум

12.

Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии по побегам

Исследовательская работа. Наблюдение. Оценка действий

13-14.

Создание каталога «Наши зелёные соседи, или определение видового состава растений школьного двора»

Проектная деятельность

15-16.

Редкие и исчезающие виды растений Орловской области

Проектная деятельность

Модуль 3. Жизнь животных (7 часов)

17.

Царство животных. Классификация.

Конспект. Задания.

18

Следы животных и птиц на снегу.

Практическая работа. Отчёт в виде рисунка

19.

Кормушка для птиц своими руками

Творческая мастерская

20

Практическая орнитология. Мини – исследование «Птицы на кормушке»

Проектно-исследовательская деятельность. Работа в группах

21-22.

Животные Красной книги Орловской области

Проектная деятельность

23.

Экскурсия «Зима в жизни животных»

Экскурсия. Отчёт

Модуль 4. Биологический практикум(11часов)

24

Учебно-исследовательская деятельность. Постановка целей и задач

Теоретическое занятие.

25

Работа с источниками информации

Посещение библиотеки

26

Подготовка докладов «Методы исследования в биологии»

Доклады, презентация

27-28

Практическая работа «Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений»

Исследовательская деятельность

29

Практическая работа «Прорастание семян»

Исследовательская деятельность

30

Практическая работа «Влияние дрожжей на укоренение черенков»

Исследовательская деятельность

31

Экологический практикум «Определение запылённости воздуха в помещении»

Исследовательская деятельность

32

Представление результатов работ.

Презентация

33

Итоговая диагностика

Отработка олимпиадных заданий

34

Итоговое занятие

Портфолио











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!