Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 5
им. Героя Советского Союза А.Ю.Кошева
____________ М.Х.Мекулова
ПРОГРАММА
«Правильное питание»
МБОУ СОШ № 5 им. Героя Советского Союза А.Ю.Кошева

а.Блечепсин
Содержание
1. Паспорт целевой программы «Правильное питание».
2. Пояснительная записка.
3. Программа школы здоровое питание.
4. План работы школьной комиссии по контролю и качеством питания школы.
5. Мониторинг организация Здоровое питание, обучающихся в школе.
6. Ожидаемые результаты программы.
7. Заключение.
8. Состав комиссии по контролю за качеством и организацией школьного питания.
9. Приложения.
Наименование Программы | Программа «Правильное питание» на период с 2018 по 2021 гг. |
Основание для разработки Программы | Конвенция о правах ребенка. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Постановление № 45, от 23.07.2008г. «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях». |
Разработчик Программы | Ответственный по организации горячего питания в МБОУ СОШ № 5 им. Героя Советского Союза А.Ю.Кошева Глухова Е.В. |
Цель Программы | Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличение охвата учащихся горячим питанием. |
Основные задачи Программы | 1. обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; 2. обеспечение доступности школьного питания; 3. гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании; 4. предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; 5. пропаганда принципов здорового и полноценного питания; 6. организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания. |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в период 2018 - 2021 гг. в три этапа: I этап – организационный: *организационные мероприятия; *разработка и написание программы. II этап – 2018 – 2019 г: реализация программы III этап – 2021 г. обобщающий: систематизация накопительного опыта, подведение итогов и анализ реализации программы. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | 1. наличие пакета документов по организации школьного питания; 2. обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания; 3. обеспечение доступности школьного питания; 4. обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании; 5. отсутствие среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания; 6. сохранение и укрепление здоровья школьников; 7. увеличение охвата горячим питанием школьников и работающих сотрудников школы; 8. улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния школьной столовой. |

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.
«Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты».
Школа и общество – сообщающиеся сосуды: изменения в обществе обязательно отражаются в жизни школы, в приоритетах, требованиях к ученику, структуре и содержании образования. Нестабильность жизни в России за последнее столетие сделала историю реформ отечественного образования бурной и противоречивой. Но одно всегда оставалось неизменным – ведущая роль школы в решении проблем охраны и укрепления здоровья детей, создании нормальных условий для их роста и развития.
Одна из главных задач школы сегодня – помочь детям осознать ценность здоровья и значение здорового образа жизни для современного человека, сформировать ответственное отношение к собственному здоровью. Для этого школьники должны узнать и, главное, принять для себя основные принципы здорового образа жизни, а это возможно только в результате серьезной кропотливой совместной работы педагогов, родителей и самого ребенка.
Бесспорно, здоровье закладывается в детстве и формируется в юности. Соблюдение режима питания, витаминная обеспеченность, рациональное питание помогут школьникам избежать переутомления, повысить работоспособность и улучшить успеваемость.
Поэтому показателями здорового образа жизни школьника являются:
оптимальный, соответствующий возрасту режим двигательной активности
соблюдение рационального режима дня, учебного труда и отдыха
правильно организованное питание: соблюдение научно обоснованного рациона, калорийности пищи и режима питания
соблюдение требований психогигиены: адекватная реакция на стрессовые ситуации, отсутствие чувства напряжения, страха, тоски
соблюдение правил личной гигиены: гигиена тела, одежды, питания, сна, умственного и физического труда
отсутствие вредных привычек и пристрастий.
Состояние здоровья определяется различными факторами:
- наследственностью,
- внешней средой, а также одно из ведущих мест принадлежит фактору питания.
Влияние питания на организм, в особенности на растущий, многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.
В 1998 году Правительство России приняло Концепцию государственной политики в области здорового питания населения России.
Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:
здоровье человека - важнейший приоритет государства
пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека
питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи
рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства
питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.
«Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», – часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение.
А между тем питание является важнейшим фактором здоровья человека. Это и послужило отправной точкой для создания программы Школы здорового питания «Приятного аппетита!», которая признана не только формировать у школьника рациональное отношение к собственному питанию, но и дать представление об основных принципах здорового образа жизни.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№ 29 – ФЗ, от 02.01.2000г.), санитарными нормами и правилами, утвержденными совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпидемнадзором:
Постановление № 45 от 23.07.2008г. «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «О введение в действие санитарно – эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02»
Программа Школы здорового питания «Приятного аппетита!»
обеспечивает основную концепцию, которой руководствуется школа в планировании, реализации и оценке мероприятий по пропаганде здоровья и здорового питания. В ней учитываются действия всех значимых членов школьного сообщества: учащихся, педагогов, родителей, работников школы.
Цель программы Школы здорового питания «Приятного аппетита!»
Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания школьников, увеличение охвата учащихся горячим питанием.
Задачи программы Школы здорового питания «Приятного аппетита!»:
обеспечение детей и подростков питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
предупреждение (профилактика) среди детей и подростков инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
Программа школы здорового питания
«Правильное питание»
№ | Основные мероприятия | Срок исполнения | Ответственные |
I. Организационно – аналитическая деятельность, информационное обеспечение | | |
1. | Организационное совещание. Организация горячего питания школьников: завтраки, обеды. График дежурства по столовой, обязанности дежурного учителя и учащихся по столовой. | сентябрь, декабрь | Комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания |
2. | Совещание с классными руководителями. Обеспечение учащихся из малообеспеченных семей льготным питанием. Комплексный контроль за документацией, качеством питания, дежурством, культурой приема пищи. | сентябрь, январь в течении учебного года (журнал бракеража) | Ответственная по питанию Медицинский работник школы |
3. | Совещание при директоре. Организация горячего питания учащихся | Октябрь декабрь апрель | Комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания |
4. | Производственное совещание. Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ | сентябрь | Ответственная по питанию Мед. работник школы Заведующая школьной столовой |
5. | Организация работы комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания | в течение года | Бракеражная комиссия |
6. | Осуществление ежедневного контроля за работой столовой, проведение целевых тематических проверок | в течение года | Комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания |
II. Работа по воспитанию культуры питания среди учащихся | | |
1. | Часы здоровья (классные часы) по параллелям: 1-4 классы 5-8 классы 9-11 классы | по плану школы (программ) 1 раз в четверть | Классные руководители Мед. работник школы, приглашенные специалисты |
2. | Анкета для школьников «Завтракал ли ты?» «Чем я питался сегодня?» | ноябрь | Ответственная за организацию питания в школе |
3. | Витаминная ярмарка «Витамины любят счет» | октябрь, май | Комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания |
4. | Кондитерский вернисаж «Мои любимые блюда» | май | Комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания |
5. | Выпуск информационно-наглядных агитаций о здоровом питании «Скатерть – самобранка» | ноябрь | Классные руководители, учитель ИЗО. |
6. | Проведение элективных курсов, кружков по пропаганде питания школьников. | по плану учителей-предметников | Учителя-предметники |
III. Работа по воспитанию культуры питания среди родителей | | |
1. | Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи» | в течение года | Комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания |
2. | Круглый стол. Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни. Питание детей и подростков в школе и дома | октябрь | Комиссия по контролю за качеством и организацией школьного питания |
3. | Анкета для родителей по организации питания в школе | ноябрь | Ответственная за организацию питания в школе |
4. | Неделя семьи. Кулинарный поединок «Готовьте с нами, готовьте лучше нас» | апрель | Классные руководители |
5. | Час вопросов и ответов. Оптимальное питание – основа здорового детства и юношества | январь | Классные руководители |
План работы школьной комиссии
по контролю и качеством питания школы
Мероприятия | Сроки |
1. Проверка десятидневного меню. | Ежемесячно |
2. Проверка целевого использования продуктов питания и готовой продукции. | Ежемесячно |
3. Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню. | Ежедневно |
4. Организация просветительской работы. | Октябрь, апрель |
5. Анкетирование учащихся и их родителей по питанию. | Ноябрь |
6. Контроль за качеством питания. | Ежедневно |
7. Проверка табелей питания. | Ежемесячно |
9. Разработка наглядной агитации по здоровому питанию | В течении года |

Мониторинг организации здорового питания обучающихся
в МБОУ СОШ № 5 им. Героя Советского Союза А.Ю.Кошева
Название мероприятия | Форма проведения | Сроки |
Изучение уровня владения основами здорового питания | Мониторинговое исследование | Октябрь май |
Качество системы школьного питания (школьный уровень) | Мониторинговое исследование | Февраль-март Март-май |
Мнение участников образовательного процесса о качестве школьного питания. | Социологическое исследование | Ноябрь Май |
«Ваши предложения на новый учебный год по развитию школьного питания» | Анкетирование родителей Анкетирование учащихся | Ноябрь |
Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.
1. Задачи администрации школы:
Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания;
Контроль качества питания;
Контроль обеспечения порядка в столовой;
Контроль культуры принятия пищи;
Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи;
Контроль расходования средств на питание в школьной столовой.
2. Обязанности работников столовой:
Составление рационального питания на день и перспективного меню
• Включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод;
• Обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи;
• Использование современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.
3. Обязанности классных руководителей:
• Проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
• Воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;
• Проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье; Организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.
4. Обязанности родителей:
• Прививать навыки культуры питания в семье;
• Оказывать помощь в обеспечении школы чистой питьевой водой;
• Выполнять рекомендации классных руководителей и медработников по питанию в семье.
5. Обязанности учащихся:
• Соблюдать правила культуры приема пищи;
• Дежурить по столовой;
• Принимать участие в выпуске тематических газет;
• В школьной газете открыть рубрику «Питаемся правильно».
Ожидаемые конечные результаты программы:
- сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
- повышение приоритета здорового питания;
- повышение мотивации к здоровому образу жизни;
- поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей;
- улучшение состояния здоровья детей по показателям заболеваний, зависящих от качества потребляемой пищи;
- повышение качества и безопасности питания учащихся;
- обеспечение всех обучающихся питанием;
- обеспечение льготным питанием детей из социально-незащищенных семей.

Заключение
Содержание программы позволяет осуществить связь со всеми предметами, изучаемыми в школе: русским языком (работа с текстами, затрагивающими тематику питания); математикой (эффективным средством формирования умений и навыков сохранения и укрепления здоровья являются задачи со здоровье - сберегающим содержанием); окружающим миром; литературным чтением, ИЗО (рисунки, роспись посуды), технологией (изготовление муляжей фруктов и овощей) и других. Формированию представлений об основах культуры питания способствует не только система воспитательной внеурочной работы, но и через образовательный процесс, включающий уроки русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, ИЗО, технологии. Всё это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять в новых условиях знания, умения, навыки, приобретённые на других уроках. Интерес к проблеме правильного питания, отношение к ней в значительной степени обуславливается психологическим климатом семьи. Работа с родителями начинается с установления контакта с семьёй, выработки согласованных действий и единых требований. Учитывая тот факт, что дети и подростки первую половину дня находятся в школе и питание в школе должно составлять 60% - 70% ежедневного рациона учащихся, качество и эффективность школьного питания становятся важными факторами сохранения интеллектуального капитала и здоровья подрастающего поколения. Таким образом, такое содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание. Проведённые беседы, экскурсии, занятия, конкурсы, праздники для детей, встречи с родителями, консультации и рекомендации для них, помогли в интересной и увлекательной форме окунуться к истории, сути и актуальности вопроса о правильном питании.
Состав комиссии по контролю
за качеством и организацией школьного питания
Директор школы — Мекулова Марьят Хусейновна
Заведующая школьной столовой — Зихохова Светлана Кимовна
Медицинский работник школы — Шугушева Эмма Авесовна
Ответственная по питанию в школе — Шугушева Зара Аслановна
Председатель родительского комитета — Шорова Замира Руслановна