ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ
«Дошкольное образование – начальное образование»
Пояснительная записка
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДО и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
Структура программы опирается на три направления:
Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.
Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Актуальность. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального общего образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.
Нормативно-правовая база
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286).
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
нормативно-правовой базы;
образовательных запросов родителей;
Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
формирование общей культуры;
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.
Цели и задачи
Цель - реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер.
Основные задачи:
установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей (законных представителей);
Обеспечение условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
воспитание нравственного человека;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
развитие способностей ребенка с учетом его потребностей и интересов.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
освоение культурных способов деятельности;
формирование различных представлений об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение
детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со ФГОС на ступени начальной школы осуществляется:
-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
-умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
-осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
-совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
-индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Принцип развития
В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
Реализация общей цели и задач образования детей 5 – 8 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм и методов работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
Для детей
экскурсии в школу;
посещение школьного музея, библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);
совместные праздники (спортивные соревнования дошкольников и первоклассников);
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом и другими специалистами школы).
Для педагогов
семинары, мастер- классы;
круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
педагогические и психологические наблюдения.
Для родителей
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами ДОУ и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
мониторинговые исследования с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Ожидаемые результаты
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе:
- доступность качественных услуг начального общего образования для детей старшего школьного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;
- уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
- стабильный интерес детей к процессу обучения;
- формирование позиции успешного первоклассника.
Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и педагогами начальной школы обеспечивает:
- внедрение эффективной системы управления качеством образования;
- создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала.
Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей (законных представителей) в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию.
Характерологические ориентиры личности выпускника ДОУ: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качеств; любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Совместный план работы
ДОУ и начальных классов по реализации программы преемственности
№ п/п | Мероприятия | Цель мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Оформление стенда и странички на сайте школы «Для вас, родители будущих первоклассников» | Информирование родителей о подготовке к школе | в течение года | Руководитель ОО |
2 | Праздник “День Знаний” (посещение первоклассниками воспитателей) | Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником | 1 сентября | Руководитель ОО Классные руководители |
3 | Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителем начальных классов занятий в детских садах. | Познакомить воспитателей ДОУ с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах. Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду | в течение года | Руководитель ОУ Учитель начальных классов Воспитатели |
4 | Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа по теме: «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (открытые уроки в первых классах для педагогов ДОУ) | Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно- деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) | октябрь | Руководители ОО Учитель начальных классов Воспитатели |
5 | Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ Общие понимания и требования готовности ребенка к школе | Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе | декабрь | Руководители ОО Учителя начальных классов Воспитатели МАУ «ОМЦ» |
6 | Театральное представление на тему в соответствии с годовым планом | Развивать творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость | январь – апрель (по согласованному графику между ДОУ и ОО) | Заместители по воспитательной работе Руководители ДОУ |
7 | Посещение школьных музеев и музейных комнат «Прогулка по страницам истории» | Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности | в течение учебного года | Руководители ДОУ Заместители по воспитательной работе |
8 | Краеведческая игра «Мой любимый город» (между первоклассниками детьми из подготовительной группы) | Расширение, закрепление и углубление знаний о городе, интеллектуальное развитие детей | февраль | Заместители директора по воспитательной работе Руководители ДОУ |
9 | Проведение собеседования по определению школьной зрелости при поступлении в школу (в ОО), мониторинг «Готовность к школе» (в ДОУ) | Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы. Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости. Выявить воспитанников подготовительной группы со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации | март – апрель | Учителя начальных классов Педагоги-психологи |
10 | Экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу | Познакомить воспитанников подготовительной группы со школой, учебными классами, спортивным залом, библиотекой. Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе | ноябрь-февраль | Воспитатели Заместители директора по воспитательной работе |
11 | Праздник “Прощай, Азбука!” | Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником | февраль-март | Классные руководители Педагоги-организаторы Заместители по воспитательной работе |
12 | Участие дошкольников и младших школьников в ВФС ГТО 1 ступени | Развивать двигательные навыки и физические качества детей; воспитывать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию и достижению высоких результатов; содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом | ноябрь-декабрь | Учителя физической культуры, Руководители ДОУ |
13 | «Веселые старты» | Формирование навыков здорового образа жизни; Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления | Январь-февраль (по согласованному графику между ДОУ и ОО) | Воспитатели Заместители директора по воспитательной работе |
14 | Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы | Составить примерный план совместной работы школы и ДОУ на следующий учебный год. Подвести итоги совместной работы школы и ДОУ по реализации программы преемственности. | октябрь-ноябрь | ГМО начальных классов ГМО ДОУ |
15 | Праздник “До свидания, детский сад!” | Создать для будущего выпускника ДОУ условия возникновения желания учиться в школе | май | Руководители ДОУ |