СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ «Дошкольное образование – начальное образование»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ «Дошкольное образование – начальное образование»»

ПРОГРАММА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ

«Дошкольное образование начальное образование»


  1. Пояснительная записка


Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДО и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

Структура программы опирается на три направления:

  1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

  2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

  3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Актуальность. Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального общего образования. Решение этого вопроса также заложено в программе.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.


  1. Нормативно-правовая база

Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286).

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

 нормативно-правовой базы;

 образовательных запросов родителей;

Деятельность по Программе осуществляется в дошкольных группах и начальных классах в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и направлена на:

 сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;

 формирование общей культуры;

 развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

 формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;

 обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.


  1. Цели и задачи


Цель - реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер.

Основные задачи:

    • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

    • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

    • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей (законных представителей);

    • Обеспечение условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

    • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

    • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

    • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • воспитание нравственного человека;

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

  • развитие способностей ребенка с учетом его потребностей и интересов.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени:

    • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

    • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

    • освоение культурных способов деятельности;

    • формирование различных представлений об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

    • развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение

детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со ФГОС на ступени начальной школы осуществляется:

-становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

-формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

-умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

-осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

-совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

-индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

  1. Принцип развития


В программе раскрыты принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

    • Принцип целостности

    • Принцип культуросообразности

    • Принцип содержания образования

Реализация общей цели и задач образования детей 5 – 8 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

  • построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм и методов работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия:

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

  • воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

  • создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.


  1. Формы осуществления преемственности

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности:

Для детей

  • экскурсии в школу;

  • посещение школьного музея, библиотеки;

  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

  • выставки рисунков и поделок;

  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

  • совместные праздники (спортивные соревнования дошкольников и первоклассников);

  • участие в театрализованной деятельности;

  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом и другими специалистами школы).

Для педагогов

  • семинары, мастер- классы;

  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

  • педагогические и психологические наблюдения.


Для родителей

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;

  • творческие мастерские;

  • мониторинговые исследования с целью изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

  • тематические досуги;

  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);


  1. Направления воспитания

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

  • гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

  • патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

  • эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

  • трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

  • экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

  • ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

  1. Ожидаемые результаты

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе:

- доступность качественных услуг начального общего образования для детей старшего школьного возраста, выравнивание их стартовых возможностей при переходе в начальную школу;

- уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

- стабильный интерес детей к процессу обучения;

- формирование позиции успешного первоклассника.

Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и педагогами начальной школы обеспечивает:

- внедрение эффективной системы управления качеством образования;

- создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала.

Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей (законных представителей) в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию.

Характерологические ориентиры личности выпускника ДОУ: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качеств; любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Совместный план работы

ДОУ и начальных классов по реализации программы преемственности


п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Оформление стенда и странички на сайте школы

«Для вас, родители будущих первоклассников»

Информирование родителей о подготовке к школе

в течение года

Руководитель ОО

2

Праздник “День Знаний” (посещение первоклассниками воспитателей)

Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником

1 сентября

Руководитель ОО

Классные руководители

3

Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителем начальных классов занятий в детских садах.

Познакомить воспитателей ДОУ с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах. Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду

в течение года

Руководитель ОУ

Учитель начальных классов Воспитатели

4

Дни методического взаимодействия ДОУ – начальная школа по теме:

«Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» (открытые уроки в первых классах для педагогов ДОУ)

Выявление уровня адаптации воспитанников в школе. Знакомство педагогов с системно- деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС)

октябрь

Руководители ОО

Учитель начальных классов

Воспитатели

5

Совместное заседание педагогов ДОУ и ОУ Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе

декабрь

Руководители ОО

Учителя начальных классов Воспитатели

МАУ «ОМЦ»

6

Театральное представление на тему в соответствии с годовым планом

Развивать творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость

январь – апрель

(по согласованному графику между ДОУ и ОО)

Заместители по воспитательной работе

Руководители ДОУ


7

Посещение школьных музеев и музейных комнат «Прогулка по страницам истории»

Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности

в течение учебного года

Руководители ДОУ

Заместители по воспитательной работе

8

Краеведческая игра «Мой любимый город» (между первоклассниками детьми из подготовительной группы)

Расширение, закрепление и углубление знаний о городе, интеллектуальное развитие детей

февраль

Заместители директора по воспитательной работе

Руководители ДОУ

9

Проведение собеседования по определению школьной зрелости при поступлении в школу (в ОО), мониторинг «Готовность к школе» (в ДОУ)

Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительной группы.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительной группы, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.

Выявить воспитанников подготовительной группы со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации

март – апрель

Учителя начальных классов

Педагоги-психологи

10

Экскурсии воспитанников подготовительной группы в школу

Познакомить воспитанников подготовительной группы со школой, учебными классами, спортивным залом, библиотекой.

Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе

ноябрь-февраль

Воспитатели

Заместители директора по воспитательной работе

11

Праздник “Прощай, Азбука!”

Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником

февраль-март

Классные руководители

Педагоги-организаторы

Заместители по воспитательной работе

12

Участие дошкольников и младших школьников в ВФС ГТО 1 ступени

Развивать двигательные навыки и физические качества детей; воспитывать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию и достижению высоких результатов; содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом

ноябрь-декабрь

Учителя физической культуры, Руководители ДОУ

13

«Веселые старты»

Формирование навыков здорового образа жизни;

Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления

Январь-февраль

(по согласованному графику между ДОУ и ОО)

Воспитатели

Заместители директора по воспитательной работе

14

Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы

Составить примерный план совместной работы школы и ДОУ на следующий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и ДОУ по реализации программы преемственности.

октябрь-ноябрь

ГМО начальных классов

ГМО ДОУ

15

Праздник “До свидания, детский сад!”

Создать для будущего выпускника ДОУ условия возникновения желания учиться в школе

май

Руководители ДОУ