СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Проектная деятельность"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Проектная деятельность"»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказа Министерства образования РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312».

  • Приказа Министерства образования РФ от 31. 03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки в РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных школах.

  • Требований основной образовательной программы основного общего образования СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат».


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность программы. Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Проектная деятельность призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и реализации собственных, индивидуальных проектов.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях) , рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении.

Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.


Цель программы:


Цель программы «Проектная деятельность» - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития; создание условий для выполнения каждым учащимся индивидуального проекта по итогам учебного года.

Задачи программы «Проектная деятельность»:

1.Личностные:

  1. формирование позитивной самооценки;

  2. самоуважения школьника;

  3. развитие образовательной успешности каждого ученика.

2. Коммуникативные:

  1. умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности

  2. способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

  3. формирование социально адекватных способов поведения.

3. Регулятивные:

  1. воспитание целеустремленности и настойчивости;

  2. формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

  3. формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

  4. формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения, добиваться поставленной цели.

4. Познавательные:

  1. формирование умения решать творческие задачи; умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Рабочая программа кружка «Проектная деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС. Форма организации: кружковые занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеке, на пришкольном участке. Кружковая проектная деятельность  включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации проектов в классе


Формы организации занятий - групповая:

  1. Классные часы;

  2. Беседы, викторины;

  3. Коллективные творческие дела;

  4. Трудовые дела;

  5. Тренинги

  6. Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

  • Чтение художественной и научно-познавательной литературы;



3.МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 10 лет, рассчитана на 1 год обучения.


4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Личностные результаты освоения курса кружка «Проектная деятельность» отражают:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций;

  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса кружка «Проектная деятельность» отражают:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

  9. формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

  12. формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения курса кружка «Проектная деятельность» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать :

  • успешное обучение на следующей ступени общего образования

  • должен освоить начальные умения и навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио проекта.

  • приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.

  • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.

  • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач.

  • способствовать эмоционально ценностному отношению к природе, человеку и обществу.




5.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Предметное содержание соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат» и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение в проектную деятельность

4

2

Виды проектов

2

3.

Этапы проекта

20

4.

Портфолио проекта

4

5.

Проект “Моя семья”.

4


6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты


Личностные

Метапредметные

Предметные


1. Введение в проектную деятельность

1.


Знакомство с понятием проект.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности


освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


2.


Что такое технология проектного обучения?

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения


приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


3.


Что такое технология проектного обучения?

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение


освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


4.


Выполнение мини-проектов «Образ моего имени»

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение


освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


2. Виды проектов



5.


Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач


6.


Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки)

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


3. Этапы проекта


7.


Понятие проблемы проекта

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи.

использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач


8.


Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, курение

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.



9.


Составление проекта «Ромашки»

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения


приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


10.



Значение планирования в проектной деятельности

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


11.


Значение планирования в проектной деятельности

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач



12.


Составление плана мини-проекта.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


приобретение навыков речевого этикета приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


13.


Виды информации и способы ее получения

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

приобретение навыков речевого этикета


14.


Виды информации и способы ее получения

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


15.


Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.



16.


Обработка информации (статистическая и аналитическая).

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности



17.


Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными.

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения


приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


18.


Значение графика работ для выполнения плана проекта

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач


19.


Поиск и отбор информации.

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


20.


Формирование структуры проекта

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.



21.


Составление плана-графика реализации проекта

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


22.


Требования к презентации проекта.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


23.


Выбор формы презентации, проекта. Плакат, буклеты, сценарий, доклад, презентация, стенгазета и т.д.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


24.


Выбор формы и обработка презентации, стендовый доклад, театрализованное выступление и т.д.

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности


приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.



25.


Для чего нужна коррекция проекта

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


26.


Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


Портфолио проекта

27.


Требования к оформлению портфолио проекта

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


28.


Отбор содержания для портфолио

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


29.


Оформление портфолио проекта

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.



30.


Материалы и способы оформления портфолио

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


Проект “Моя семья”.

31.


Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека»

формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности


32.


Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности


формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


33.


Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи.

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение


освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности


34.


Завершить проект презентацией перед всем классом

формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение


приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.



















7. УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО_ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

  • .Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. - №9.

  • Семенова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся// Начальная школа. – 2012, №2.

  • Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2010.


4.2. Материально - техническое обеспечения образовательного процесса:

учебный кабинет, медиапроектор, наборы карандашей, ПК, принтер, цветная бумага, ножницы, фотоаппарат.












8, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ



Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов  предполагает приобретение обучающимися новых знаний, опыта коллективного решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов  предполагает позитивное отношение щкольников к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода групповых проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.

Планируемые результаты

Должны научиться

Сформированные действия


Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить сбор информации и обрабатывать ее;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

  • принимать критику, использовать замечания для совершенствования проекта.

В ходе решения системы проектных задач у школьников должны сформироваться следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

  • Контролировать ход реализации своего проекта на практике.