Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта. Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах (ролях) , рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Выполняемые обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в жизни и обучении.
Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.
1.Личностные:
2. Коммуникативные:
3. Регулятивные:
4. Познавательные:
Рабочая программа кружка «Проектная деятельность» составлена в целях реализации требований ФГОС. Форма организации: кружковые занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеке, на пришкольном участке. Кружковая проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, реализации и презентации проектов в классе
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
1. Введение в проектную деятельность |
1. | | Знакомство с понятием проект. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
2. | | Что такое технология проектного обучения? | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
3. | | Что такое технология проектного обучения? | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
4. | | Выполнение мини-проектов «Образ моего имени» | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
2. Виды проектов | | |
5. | | Виды проектов по времени, по количеству участников, по предметному содержанию, по ведущему виду деятельности | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач | |
6. | | Отбор предметных предпочтений для выбора проекта (тестовые таблицы и рисунки) | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
3. Этапы проекта | |
7. | | Понятие проблемы проекта | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи. | использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач | |
8. | | Определение значимых школьных проблем: мусор, дисциплина, курение | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач. | |
9. | | Составление проекта «Ромашки» | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
10. | | Значение планирования в проектной деятельности | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
11. | | Значение планирования в проектной деятельности | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач | |
12. | | Составление плана мини-проекта. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | приобретение навыков речевого этикета приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
13. | | Виды информации и способы ее получения | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | приобретение навыков речевого этикета | |
14. | | Виды информации и способы ее получения | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
15. | | Анкетирование, интервьюирование, опрос: выход с вопросами на группы информаторов – участников образовательного процесса в школе. | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности | приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач. | |
16. | | Обработка информации (статистическая и аналитическая). | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
17. | | Составление и решение задачи с полученными в ходе анкетирования, опроса и интервьюирования данными. | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения | приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
18. | | Значение графика работ для выполнения плана проекта | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных организационных задач | |
19. | | Поиск и отбор информации. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
20. | | Формирование структуры проекта | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач. | |
21. | | Составление плана-графика реализации проекта | формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
22. | | Требования к презентации проекта. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
23. | | Выбор формы презентации, проекта. Плакат, буклеты, сценарий, доклад, презентация, стенгазета и т.д. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
24. | | Выбор формы и обработка презентации, стендовый доклад, театрализованное выступление и т.д. | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач. | |
25. | | Для чего нужна коррекция проекта | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
26. | | Соотнесение замысла проекта с полученным продуктом | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
Портфолио проекта |
27. | | Требования к оформлению портфолио проекта | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
28. | | Отбор содержания для портфолио | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
29. | | Оформление портфолио проекта | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | формирование и развитие проектного мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач. | |
30. | | Материалы и способы оформления портфолио | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
Проект “Моя семья”. |
31. | | Проведение беседы: «О понимание роли семьи в жизни человека» | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | приобретение навыков речевого этикета; овладение технологическими приемами обработки материалов; усвоение правил техники безопасности | |
32. | | Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
33. | | Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | освоение начальных умений и навыков в проектной деятельности | |
34. | | Завершить проект презентацией перед всем классом | формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач. | |
4.2. Материально - техническое обеспечения образовательного процесса:
учебный кабинет, медиапроектор, наборы карандашей, ПК, принтер, цветная бумага, ножницы, фотоаппарат.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления обучающимися результатов групповой работы.