1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса для 9 классов составлена в соответствии со следующими документами:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение,
2011 (работаем по новым стандартам)
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов -это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне обучающиеся, овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.
Цели рабочей программы
планирование, организация и управление проектной деятельностью обучающихся;
научить самостоятельному достижению намеченной цели;
научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничества, для вхождения в проектную деятельность.
Задача программы - конкретное определение содержания, объема, спецкурса для достижения учащимися высокого уровня владения универсальными учебными действиями.
2.Общая характеристика курса
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования.
Проект - весь путь от идеи до получения продукта.
Особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
3.Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 17 учебных часов(0,5 час в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Учащиеся научатся:
Предметным УУД:
владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
1. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. выявлять и формулировать проблему;
3. планировать этапы выполнения работ;
4. выбирать средства реализации замысла,
5. работать с разными источниками информации;
6. обрабатывать информацию;
7. структурировать материал;
8. контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта
10.выдвигать гипотезу
11.находить доказательства
12.формулировать вытекающие из исследования выводы;
13.ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
14.осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
15.самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. использовать догадку, озарение, интуицию;
4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
7. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
5.Содержание учебного курса
Основные понятия (1 час)
Понятие проекта, проектной деятельности. История проектирования. Проекты в современном мире. Этапы создания проекта. Сотрудничество. Развитие навыков работы в команде. Учимся сотрудничеству.
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Подготовка к выполнению проекта (7 часов)
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Определять проблему. Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта. Лист планирования и продвижения по заданию. Работа со справочной литературой. Способы первичной обработки информации. Гипотеза и доказательства.
Обучающиеся должны знать:
отличие цели от задач;
понятие гипотезы, актуальности.
Обучающиеся должны уметь:
правильно формулировать цели и задачи;
распределять этапы проектов;
искать и структурировать информацию.
Практическая часть. Работа над проектом .(9часов)
Основы риторики. Публичное выступление. Презентация проекта. Работа над проектом. Самооценка.
Обучающиеся должны знать:
правила публичного выступления;
правила создания презентации.
Обучающиеся должны уметь:
структурировать полученные данные;
строить грамотную речь защиты.
проводить оформлять презентацию;
самооценку.
№ | Наименование раздела, темы урока | Кол. часов | Виды деятельности ученика |
1 | Основные понятия | 1 | Узнают основные понятия проектирования; этапы создания проектов. |
2 | Подготовка к выполнению проекта | 7 | Учатся определять проблему, правильно формулировать цели и задачи; распределять этапы проектов. Постановка проблемы. От проблемы к цели. Работа со справочной литературой. |
3 | Практическая часть. Работа над проектом | 9 | Учатся искать и структурировать информацию. Применяют полученные знания:поиск информации в интернете,публичное выступление. Анкетирование обучающихся |
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
9 КЛАСС
2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
17 часов
№ | Тема занятия | Форма урока | Кол-во часов | Примерная дата |
| Основные понятия | Лекция | 1 | |
| Основные правила делового общения и ведения дискуссий. | Лекция, беседа | 1 | |
| Учимся определять проблему. Постановка проблемы. От проблемы к цели. | Лекция, беседа | 1 | |
| Лист планирования и продвижения по заданию. | Беседа, мозговой штурм | 1 | |
| Работа со справочной литературой. | Лекция, беседа | 1 | |
| Способы первичной обработки информации | Ярмарка идей | 1 | |
| Поиск информации в интернете | Лекция, беседа | 1 | |
| Гипотеза и доказательства | Лекция, беседа | 1 | |
| Основы риторики. Публичное выступление. | Лекция, беседа | 1 | |
10-13 | Работа над проектом | Проектная деятельность | 4 | |
14 | Презентация проекта | Пробное выступление | 1 | |
15 | Самооценка | Беседа | 1 | |
16 | «Что я знаю о проектной деятельности?» | Анкетирование обучающихся | 1 | |
17 | Проект «Конкурс творческих идей». Обработка результатов | Защита проекта | 1 | |
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Настоящая программа по проектной деятельности для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение, 2011 (работаем по новым стандартам)
2.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с. – (работаем по новым стандартам).
Учебно-методическая литература
Для обучающихся:
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
5. http://festival.1september.ru/articles/532929/
6. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
Для учителя:
Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.
Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
.
8.Планируемый результат
Обучающиеся научатся понимать:
основные понятия проектирования;
этапы создания проектов.
отличие цели от задач;
понятие гипотезы, актуальности.
правила публичного выступления;
правила создания презентации.
Обучающиеся получат возможность:
планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
выявлять и формулировать проблему;
планировать этапы выполнения работ;
выбирать средства реализации замысла,
работать с разными источниками информации;
обрабатывать информацию;
структурировать материал;
контролировать ход и результаты выполнения проекта;
представлять результаты выполненного проекта;
выдвигать гипотезу;
находить доказательства;
формулировать вытекающие из исследования выводы;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
Социальные проекты:
Выживание диких животных в черте города
Бездомные животные
Благоустройство двора
Бюджет семьи
Масленица
Энергосбережение
Думающий покупатель
Города-герои Великой Отечественной войны
Образы защитника Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе.
«Люблю березу русскую, то светлую, то грустную».
Физика:
Альтернативные источники энергии
БАК – большой адронный коллайдер
Кроссворды по физике
«Влияние электромагнитного излучения на растения» - исследовательская работа
Волшебство и загадки простой воды
Женщины-лауреаты Нобелевской премии по физике
Кошка как объект физического исследования
М.В. Ломоносов – великий сын России
Нанотехнологии – технологии будущего
Оптические иллюзии
Плащ-невидимка – миф или реальность?
Занимательная физика
Приложение 1
Шаблон письменного отчета
Введение
Тема моего проекта………………………………………………………………
Я выбрал эту тему потому, что …………………………………………………
Цель моей работы …………………………………………………………………
Проектным продуктом будет ……………………………………………………
Этот продукт может достичь цели проекта, так как ……………………………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы): выбор темы и уточнение названия
сбор информации (где и как искал информацию)
изготовление продукта (что и как я делал)
написание письменной части проекта (как это делал)
Основная часть
Я начал свою работу с того, что …………………………………………………
Потом я приступил к ……………………………………………………………
Я завершил работу тем, что ………………………………………………………
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …………………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я ……………………………….
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы) ………...
План моей работы был нарушен потому, что…………………………………....
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как …....
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что ……………............
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например ……………………………………………......
Это произошло потому, что ……………………………………………………...
Если бы я начал работу заново, я бы ……………………………………………
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы ……
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как …………………….
Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и проблеме, над которой работал) …………………………………………………………………
Приложение 2
Как справиться с волнением
Заранее продумай все детали, например, что ты можешь предпринять , если что-то пойдет не так (заменишь слайд-шоу распечатанными иллюстрациями или раздашь наглядный материал слушателям и т.п.).
Присмотрись к тому, как ведет себя тот, кто хорошо справляется с презентацией; представь себе, что ты – это он, копируй его поведение.
Отрепетируй свою презентацию несколько раз, с демонстрацией наглядных материалов, старайся придерживаться подготовленного сценария своего выступления. Заметь, сколько времени ты на это тратишь и не бойся что-то сократить, если выступление окажется слишком длинным. Попроси кого-нибудь прослушать свое выступление или запиши его на видео, а потом просмотри и внеси сокращения и поправки, если это необходимо.
Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы они все были твоими друзьями. Сделай акцент на том, что тебе самому интересно, а не на том, что вызывает затруднения.
Выступающий, который стоит на одном месте, постепенно начинает испытывать напряжение; движение поможет тебе избежать этого; жесты и шаги вдоль стола или доски помогут стать способом расслабления во время выступления (но не переусердствуй в этом).
Старайся установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию; кроме того, глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно то, что говоришь.
В ходе презентации тебе могут задавать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы – это шанс еще раз продемонстрировать свою эрудицию!
Приложение 3
Паспорт проектной работы
Название проекта.
Авторы проекта
Научный руководитель проекта.
Краткое описание (аннотация к проекту).
Консультанты.
Жанр проекта
График работы (дата, содержание, ответственные).
Оценка содержания проекта(отзыв).
Предполагаемый иллюстративный ряд к проекту.
Оценка оформления проекта (отзыв).
Материально –техническое обеспечение проекта.
Оценка презентации проекта (отзыв).
Приложение 4
Защита-презентация проекта
Тема ……………………………………………………………....................
Актуальность темы …………………………………………………………
Цель ………………………………………………………………………….
Участники проекта ………………………………………………………….
Класс …………………………………………………………………………
Этапы выполнения проекта ………………………………………………...
Характеристика (вид проекта) ……………………………………………..
Краткое содержание ………………………………………………………...
Используемые средства, методы …………………………………………..
Проведенное исследование в рамках проекта ……………………………
Форма представления, презентации ………………………………………
Распределение обязанностей между участниками проекта ……………..
Практическая значимость проекта ………………………………………..
Результативность проекта (что получилось, какие положительные моменты, что не удалось, какие возникли проблемы, трудности) ………
Пожелания и предложения участников проекта ………………………….
Приложение 5
Перечень критериев оценивания проектов
Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
Планирование путей ее достижения.
Глубина раскрытия темы проекта.
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
Анализ хода работы, выводы и перспективы.
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
Соответствие требованиям оформления письменной части.
Качество проведения презентации.
Качество проектного продукта.
Приложение 6
О подготовке презентации
Типичные ошибки при подготовке презентации
Ошибка №1: слайдомоменты( «бумажный» документ, предназначенный для восприятия в печатной версии не должен быть перенесен на экран).
Ошибка №2: бессмысленные «украшательства».
Ошибка №3: бессмысленный фон.
Ошибка №4: бессмысленная анимация.
Ошибка №5: отсутствие структурного единообразия и жесткого макета.
Ошибка №6: информационная избыточность.
«Правила» подготовки презентации
Максимизируйте соотношения сигнал/шум.
Не забывайте об иллюстрациях.
Не бойтесь пустого пространства – «воздуха».
Используйте контрастные элементы.
Единообразное должно быть единообразным.
Связывайте связанное
Успех зависит от тестирования продукта на соответствие его всего четырем принципам:
приближение (элементы следует группировать);
выравнивание (визуальная связь каждого слайда с соседним;
повтор (визуальные элементы дизайна должны повторяться);
контраст (не располагать рядом друг с другом похожие элементы).