МИНИСТЕРСТВО образования, науки и молодежной политики забайкальского края
ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей»
Утверждаю: Заместитель директора по УПР ______________/И.Н. Музгина/ |
|
ПРОГРАММа профессионального модуля
ПМ.01 электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети
2016 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.13 «Электромонтер тяговой подстанции»
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей», 673370, Забайкальский край г. Шилка, ул. Ленина, 69, тел/факс.: (30244) 2-09-84, тел. 2-08-48,
e-mail:[email protected]
Авторы:
Аршинский Владимир Александрович преподаватель ГПОУ «Шилкинский МПЛ»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 88 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 89 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 90 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 94 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 96 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Электромонтаж устройств и оборудование тяговых подстанций и контактной сети
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. ПК 1.1. Выполнять электромонтажные работы при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом.
2. ПК 1.2. Производить сборку арматуры, комплектования по конструктивным чертежам,
установку основных узлов оборудования.
3. ПК 1.3.Выполнять установочные работы элементной базы и исполнительных механизмов
устройств тяговых подстанций.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
уметь:
знать:
основные устройства и принцип работы оборудования подстанций, необходимую технологическую документацию;
особенности работы с оборудованием тяговых подстанций по роду тока.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 444 часа, в том числе:
максимальная учебная нагрузка обучающихся – 444 часа, включая:
обязательная аудиторская учебная нагрузка обучающихся– 152 часов;
самостоятельная работа обучающихся – 76 часа;
учебная и производственная практика – 216 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и проверка на соответствие их технологическим параметрам, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Выполнять электромонтажные работы при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом. |
ПК 1.2. | Производить сборку арматуры, комплектования по конструктивным чертежам, установку основных узлов оборудования. |
ПК 1.3. | Выполнять установочные работы элементной базы и исполнительных механизмов |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. Лабораторные занятия и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1. | Раздел 1. Выполнение электромонтажных работ при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом. | 118 | 46 | 2 | 24 | 48 | - |
ПК 1.2. | Раздел 2. Сборка арматуры, комплектование по конструкционным чертежам, установка основных узлов оборудования. | 68 | 34 | 4 | 16 | 18 | |
ПК 1.3. | Раздел 3. Выполнение установочных работ элементной базы и исполнительных механизмов устройств тяговых подстанций. | 150 | 72 | 4 | 36 | 42 | |
| Производственная практика | 108 | | 108 |
| Всего: | 444 | 152 | 10 | 76 | 108 | 108 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, Лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Количество часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1 Выполнение электромонтажных работ при монтаже устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом. | | 46 | |
МДК 01.01. Устройство и технология монтажа оборудования тяговых подстанций и контактной сети. | | 152 |
Тема 1.1. Монтаж устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом. | Содержание | 44 |
1. | Монтаж основной аппаратуры тяговых подстанций | 2 |
2. | Расположение основного оборудования на тяговых подстанциях и линейных устройствах тягового электроснабжения | 2 |
3. | Монтаж светильников, приборов и распределительных устройств осветительных электроустановок | 2 |
4. | Безопасно выполнять работы по монтажу освещения | 2 |
5. | Подготовка трасс электропроводок | 2 |
6. | Виды крепежных деталей, арматуры, марки проводов и кабелей, используемых в электроустановках | 2 |
7. | Монтаж электропроводок | 2 |
8. | Устройства и монтаж кабельных линий на напряжение до 1 кВ | 2 |
9. | Монтаж комплектных распределительных устройств | 2 |
10. | Монтаж изоляторов и шин | 2 |
11. | Монтаж и армирование поддерживающих устройств | 2 |
12. | Виды, назначений инструмента, монтажных приспособлений, средств защиты, коммутационных аппаратов напряжением до 1000В | 2 |
13. | Правила пользования ручным и электрическим инструментом | 2 |
14. | Устройства такелажной оснастки устройства и правила обращения с ней | 2 |
15. | Назначение и порядок применения инструмента, средств защиты и монтажных приспособлений | 2 |
16. | Принципиальные электрические схемы электроустановок в приделах обслуживаемого участка | 2 |
17. | Назначение и расположение основного и вспомогательного оборудования на тяговых подстанциях и линейных устройствах тягового электроснабжения | 2 |
18. | Технология монтажа оборудования электроустановок | 2 |
| Технология выполнения работ средней сложности (разметка мест установки преобразовательных агрегатов, монтаж сложных аппаратов, оборудования и приборов, установка и регулировка сборных комплектных распределительных устройств и их отдельных блоков и узлов) | 2 |
19. | Монтаж цепной подвески | 2 |
20. | Назначение и устройство отдельных элементов КС и трансформаторных подстанций | 2 |
21. | Марки и сечения проводов, тросов и проволоки | 2 |
22. | Монтаж секционных изоляторов, секционных разъединителей, разрядников и заземлений | 2 |
22. | Меры безопасности при работе с ручным инструментом и монтажными приспособлениями | 2 |
Практическое занятия | 2 | |
1. | Монтаж электропроводок |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1 | 24 |
Примерная тематика домашних заданий 1. Электромонтажные материалы и изделия. 2. Электромонтажные механизмы, инструменты и приспособления. 3. Линии заготовки и технологическая обработка элементов осветительных электроустановок 4. Правила пользования электромонтажными механизмами и инструментами. | |
Учебная практика Виды работ 1. Монтаж светильников и приборов. 2. Монтаж пускорегулирующих аппаратов. | 48 |
Производственная практика Виды работ 1. Монтаж электропроводок. 2. Монтаж пускорегулирующих аппаратов, приборов, выключателей, переключателей, штепсельных розеток, звонков и счетчиков | 36 |
Раздел ПМ 2 Сборка арматуры, комплектование по конструкционным чертежам, установка основных узлов оборудования. | | 34 |
Тема 2.1. Сборка арматуры, комплектования по конструктивным чертежам, установка основных узлов оборудования. | Содержания | 30 |
1. | Сборка комплектных распределительных устройств высокого напряжения | 2 |
2. | Конструкция комплектных распределительных устройств на 6-10 кВ | 2 |
3. | Установка КРУ | 2 |
4. | Основные сведения о комплектных трансформаторных подстанциях на 6-10 кВ | 2 |
5. | Объемные подстанции | 2 |
6. | Объемные электротехнические помещения | 2 |
7. | Монтаж комплектных трансформаторных подстанций | 2 |
8. | Закрытые распределительные устройства | 2 |
9. | Комплектные распределительные устройства высокого напряжения | 2 |
10. | Открытые распределительные устройства | 2 |
11. | Размещение распределительных устройств на территории электростанций и подстанций | 2 |
12. | Распределительные щиты и щиты управления | 2 |
13. | Шины распределительных устройств и силовые кабели | 2 |
14. | Сборка и размещения распределительных устройств на территории подстанции | 2 |
15. | Сборка распределительных щитов и щитов управления | 2 |
Практическое занятие | 4 |
1. | Сборка и установка основных узлов оборудования |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2 | 16 |
Примерная тематика домашних заданий 1. Конструкции комплектных РУ на 6 (10) кВ. 2. Установка КРУ. 3. Заземление комплектных распределительных устройств. |
Учебная практика Виды работ 1. Сборка и установка аппаратов и приборов по конструктивным чертежам в КРУ 6 (10) кВ. | 18 |
Производственная практика Виды работ 1. Сборка аппаратов и приборов по конструктивным чертежам в комплектных распределительных устройствах. 2. Установка аппаратов и приборов по конструктивным чертежам в комплектных распределительных устройствах. | 36 |
Раздел ПМ 3 Выполнение установочных работ элементной базы и исполнительных механизмов устройств тяговых подстанций. | | 72 |
Тема 1.3 Установочные работы элементной базы и исполнительных механизмов устройств тяговых подстанций и контактной сети | Содержание | 68 |
| Установка светильников и приборов. |
2 |
| Установка пускорегулирующих аппаратов. | 2 |
| Установка выключателей, переключателей, штепсельных розеток, звонков и счётчиков. | 2 |
| Монтаж распределительных устройств. | 2 |
| Разделка проводов и кабелей. | 2 |
| Соединение и концовка проводов и кабелей. | 2 |
| Коммутационные аппараты до 1 кВ | 2 |
| Коммутационные аппараты выше 1 кВ | 2 |
| Выключатели высокого напряжения | 2 |
| Система измерений на электростанциях и подстанциях | 2 |
| Измерительные трансформаторы тока | 2 |
| Измерительные трансформаторы напряжения | 2 |
| Выбор измерительных трансформаторов | 2 |
| Общие сведения о воздушных линиях | 2 |
| Опоры воздушных линий | 2 |
| Изоляторы, провода и тросы | 2 |
| Монтаж воздушных ЛЭП | 2 |
| Монтаж проводов и тросов | 2 |
| Приемка воздушных линий в эксплуатацию | 2 |
| Охрана воздушных линий | 2 |
| Определение мест повреждений на линиях напряжением 6-10 кВ | 2 |
| Установка проводов воздушных линий на опорах контактной сети. | 2 |
| Техника безопасности при сооружении контактной сети. | 2 |
| Особые случаи монтажных работ. | 2 |
| Установка консолей. | 2 |
| Методы монтажа цепной подвески. | 2 |
| Армирование жёстких поперечин. | 2 |
| Армировка и монтаж жестких поперечин | 2 |
| Монтаж гибких поперечин | 2 |
| Раскатка несущего троса и установка струн | 2 |
| Раскатка контактного провода | 2 |
| Методы монтажа цепной подвески | 2 |
| Монтаж проводов ВЛ на опорах контактный сети | 2 |
| Сооружение высоковольтной линии автоблокировки | 2 |
Практическое занятие | 4 | |
1 | Установка пускорегулирующих аппаратов |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3 | 36 |
Примерная тематика домашних заданий 1. Установка светильников и приборов. 2. Установка пускорегулирующих аппаратов. 3. Установка выключателей, переключателей, штепсельных розеток, звонков и счетчиков. 4. Установка распределительных устройств. 5. Установка прожекторов. |
Учебная практика. Виды работ 1. Установка выключателей, переключателей, штепсельных розеток, звонков и счетчиков. | 42 |
Производственная практика Виды работ 1. Установка светильников на тяговой подстанции. | 36 |
Всего | 444 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета: Тяговые подстанции и контактной сети; электромонтажные мастерские
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
Стол учителя
Стол ученический
Стулья
Доска ученическая
Плакатница
Телевизор
DVD
Технические средства обучения:
Схема питания и секционирования контактной сети;
Схема мероприятий по обеспечению и безопасности при работе на тяговой подстанции;
Схема мероприятий по обеспечению и безопасности при работе на контактной сети;
Схема ограждения изолирующей съёмной вышки при работе на станции и перегоне;
Схема обеспечения место работы на участках переменного тока;
Стенд индивидуальных защитных средств;
Стенд Арматура контактной сети и воздушных линий.
Стеллаж Поддерживающие конструкции.
Макет «опасные места №1»
Макет «опасные места №2»
Макет «Изолирующая съёмная вышка и средняя анкеровка компенсированной контактной подвески»
Макет «Монтаж и подключение к проводам контактной сети разъединителя и разрядника»
Макет «Опора контактной сети»
Макет «секционный разъединитель»
Модель «Привод разъединителя (ручной ПРН-110) моторный (УМП-2)»
Модель «Трансформатор напряжения типа ЗНОМ-35»
Модель «однофазный масляный трансформатор ОМ-1,25/10»
Сигнальные указатели электрифицированных железных дорог.
Изолированная съёмная вышка.
Тренажёр «ВИТИМ-2»
Для обучения приёмам экстренной реанимации.
Натяжной блок (полиспаст 3т).
Когти, лазы.
Комплект плакатов «Техника безопасности и охрана труда при выполнении электромонтажных работ».
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
Стол учителя
Стол ученический
Доска ученическая
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Макет «Марки проводов»;
Макет «Шины, кабели и их оконцевание»;
Макет «Пуск двигателя магнитным пускателем и рубильником»;
Макет «Реверсирование электродвигателя»;
Тренажёры «Установка пускорегулирующих аппаратов»
Инструменты, приспособления и материалы:
Набор электромонтера;
Набор ключей;
Набор слесарного инструмента;
Набор Электроизмерительных приборов;
Сверлильный станок;
Наждачный станок;
Электропаяльник;
Перфоратор;
Электроизмерительные клещи;
Клещи со специальными режущими губками;
Ножовка по металлу;
Разметочный циркуль;
Линейка-рамка;
Разметочный шнур с отвесом;
Приставная лестница;
Стремянка;
Выключатели;
Патроны;
Розетки;
Ответвительные коробки;
Изолированные провода и кабели;
Изоляционная лента;
Наждачная бумага;
Припой (ПОС).
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Панфилов А.И. Энговатов В.И. Настольная книга энергетика.- М.: Транспорт, 2006
Арутян А.А. Основы знергоснабжения. – М.: Транспорт, 2007
Интернет – ресурсы:
опоры контактной сети;
электрические подстанции.
htt://www.transinfo.ru
e – mail: [email protected]
Дополнительные источники:
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Условия для обучения по ПМ 01и изучение учебных дисциплин ОП.01 – ОП.07
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): высшее или среднее профессиональное образование.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: первая или высшая квалификационная категория.
Мастера: первая или высшая квалификационная категория.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) междисциплинарного курса | Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Тема 1.1. Монтаж устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом. | Уметь: выполнять электромонтажные работы по монтажу оборудования подстанций и контактной сети. Знать: назначение, устройство, принцип работы, последовательность сборки оборудования тяговой подстанции. | Выполнение монтажных работ на тяговой подстанции и контактной сети в соответствии с технологическим процессом | Практическая работа |
Тема 2.1. Сборка арматуры, комплектования по конструктивным чертежам, установка основных узлов оборудования. | Уметь: производить сборку арматуры по конструктивным чертежам. Знать: :электрические и монтажные схемы электрооборудования тяговой подстанции и контактной сети. | Производить сборку арматуры, комплектование по конструктивным чертежам, установку основных узлов оборудования | Практическая работа |
Тема 3.1. Монтаж устройств тяговых подстанций, воздушных линий контактной сети в соответствии с технологическим процессом | Уметь: выполнять установочные работы на тяговой подстанции и контактной сети. Знать: Особенности работы оборудования тяговых подстанций по роду тока | Выполнение установочных работ элементной базы и исполнительных механизмов устройств тяговых подстанций и контактной сети | Практическая работа |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок
индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
Форма промежуточной аттестации по профессиональному модулю Электромонтаж устройств и оборудование тяговых подстанций контактной сети – экзамен
*