Приложение
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 БАЗЫ ДАННЫХ
- 2024 -
Программа профессиональной учебной дисциплины «Базы данных» предназначена для организации занятий по базам данных, реализующем профессиональную программу среднего образования в пределах освоения ППКРС СПО по профессии 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования, сроком обучения 1 год 10 месяцев.
Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Базы данных» для профессиональных образовательных утверждённой протоколом федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по УГПС 09.00.00: Протокол №10/2023 от «27» июня 2023 г.
Программа содержит требования к результатам обучения, структуру и содержание курса, условия реализации и сведения по контролю и оценке результатов.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 12
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы
Профессиональная дисциплина «Базы данных» является обязательной частью профессионального цикла профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по 09.01.03 Оператор информационных систем и ресурсов, на базе основного общего образования
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02
Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цель общеобразовательной дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
Умения:
анализировать задачу, выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
использовать современное программное обеспечение;
использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач;
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе;
кратко обосновывать и объяснять свои действия;
создавать новые и использовать стандартные шаблоны документов;
сохранять документы в различных цифровых форматах;
преобразовывать и перекомпоновывать данные;
формировать отчеты с помощью запросов к базам данных;
выполнять обновление информацию в базах данных.
Знания:
приемов структурирования информации;
формата оформления результатов поиска информации, современных средств и устройств информатизации; порядка их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств;
особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений
правила чтения текстов профессиональной направленности
создания структурированных документов и документов слияния;
создания документов на основе шаблонов;
преобразования форматов и осуществление перекомпоновки данных в текстовых документах;
принципа организации информационных и архитектуру баз данных;
основных положений теории баз знаний.
видов и правил построения запросов к базам данных.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Общие компетенции | Планируемые результаты обучения |
Общие | Дисциплинарные |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках ПК 1.2. Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных | Метапредметные результаты: работа с информацией: владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения; | анализировать задачу, выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; использовать современное программное обеспечение; использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач; грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе; кратко обосновывать и объяснять свои действия; создавать новые и использовать стандартные шаблоны документов; сохранять документы в различных цифровых форматах; преобразовывать и перекомпоновывать данные; формировать отчеты с помощью запросов к базам данных; знать приемы структурирования информации; знать формата оформления результатов поиска информации, современных средств и устройств информатизации; порядка их применения и программного обеспечения в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств; знать особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений знать правила чтения текстов профессиональной направленности знание создания структурированных документов и документов слияния; знание создания документов на основе шаблонов; знание преобразования форматов и осуществление перекомпоновки данных в текстовых документах; знать принцип организации информационных и архитектуру баз данных; знать основные положения теории баз знаний. |
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код |
Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности. | ЛР29 |
Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества | ЛР30 |
Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе. | ЛР32 |
Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. | ЛР40 |
Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. | ЛР41 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем общеобразовательной программы | 36 |
в том числе: | |
Основное содержание, в том числе: | 36 |
теоретическое обучение | 8 |
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа студента | 2 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное). Лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии). | Объем часов | Формируемые компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Виды информации и методы ее обработки | 8 (6+2) | OK 01 OK 02 OK 04 OK 05 OK 09. ПК 1.2 ПК 1.6 ПК 1.7 ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41 |
Тема 1.1 Основные понятия баз данных | Содержание учебного материала | 2 |
Основные понятия теории БД. Анализ предметной области |
Тема 1.2 Взаимосвязи в моделях | Содержание учебного материала | 2 |
Логическая и физическая независимость данных |
Тема 1.3 Реляционный подход к построению моделей | Содержание учебного материала | 2 |
Типы моделей данных. Реляционная модель данных. Реляционная алгебра |
Тема 1.4 Общие сведения о базах данных | Практическая работа №01 | 2 |
Как устроены базы данных и как они работают. Что такое электронные библиотеки и для чего они применяются. Форматы файлов электронных документов. |
Раздел 2. Проектирование баз данных | 12 (2+10) | OK 01 OK 02 OK 04 OK 05 OK 09 ПК 1.2 ПК 1.6 ПК 1.7 ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41 |
Тема 2.1 Этапы проектирования баз данных | Содержание учебного материала | 2 |
Основные этапы проектирования БД. Концептуальное проектирование БД |
Тема 2.2 Нормализация баз данных | Практическая работа №02 | 2 |
Нормализация БД |
Тема 2.3 Средства проектирования баз данных | Практическая работа №03 | 2 |
Средства проектирования структур БД. Организация интерфейса с пользователем |
Тема 2.4 Создание проекта БД | Практическая работа №04 | 2 |
Создание проекта БД. Создание БД. Редактирование и модификация таблиц |
Тема 2.5 Создание файла проекта базы данных | Практическая работа №05 | 2 |
Создание файла проекта базы данных. Создание интерфейса входной формы. Использование исполняемого файла проекта БД, приемы создания и управления. |
2 |
Тема 2.6 Проектирование реляционной БД | Практическая работа №06 | 2 |
Проектирование реляционной БД. Нормализация таблиц. |
Раздел 3. Организация запросов SQL | 16 (0+14+2СРС) | OK 01 OK 02 OK 04 OK 05 OK 09 ПК 1.2 ПК 1.6 ПК 1.7 ЛР29 ЛР30 ЛР32 ЛР40 ЛР41 |
Тема 3.1 Основные понятия языка SQL | Практическая работа №07 | 2 |
Основные понятия языка SQL. Синтаксис операторов, типы данных. |
Тема 3.2 Создание, модификация и удаление таблиц | Практическая работа №08 | 2 |
Создание, модификация и удаление таблиц. Операторы манипулирования данными |
Тема 3.3 Организация запросов на выборку данных | Практическая работа №09 | 2 |
Организация запросов на выборку данных при помощи языка SQL |
Тема 3.4 Сортировка и группировка данных | Практическая работа №10 | 2 |
Сортировка и группировка данных в SQL |
Тема 3.5 Создание и модификация таблиц БД | Практическая работа №11 | 2 |
Создание и модификация таблиц БД. Выборка данных из БД. Модификация содержимого БД. |
Тема 3.6 Обработка транзакций | Практическая работа №12 | 2 |
Обработка транзакций. Использование функций защиты для БД |
Тема 3.7 Создание базы данных | Самостоятельная работа студента | 2 |
Создание базы данных |
Тема 3.8 Дифференцированный зачет | Практическая работа №13 | 2 |
Дифференцированный зачет |
ВСЕГО: | 36 часов |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Оборудование учебного кабинета:
Оборудование компьютерной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
маркерная доска;
учебно-методическое обеспечение.
Технические средства обучения:
компьютеры по количеству обучающихся;
локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
лицензионное антивирусное программное обеспечение;
лицензионное специализированное программное обеспечение;
мулыимедиапроектор
3.2 Информационное обеспечение обучения
3.2.1 Основные источники
Нестеров С. А. БАЗЫ ДАННЫХ 2-е изд. Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт 06.10.2023
Стружкин Н. П., Годин В. В. БАЗЫ ДАННЫХ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ. Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт 15.05.2019
Стасышин В. М., Стасышина Т. Л. БАЗЫ ДАННЫХ: ТЕХНОЛОГИИ ДОСТУПА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО М.:Издательство Юрайт 24.05.2018
Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. БАЗЫ ДАННЫХ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт 24.01.2024
Основные электронные издания
1. Голицына, О. Л. Основы проектирования баз данных [Электронный ресурс]: учебное пособие / О. Л. Голицына, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 416 с. - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1190668
2. Грошев, А. С. Основы работы с базами данных: учебное пособие для СПО / А. С. Грошев. — Саратов: Профобразование, 2021. — 255 c. — ISBN 978-5-4488-1006-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/102199
3. Молдованова, О. В. Информационные системы и базы данных: учебное пособие для СПО / О. В. Молдованова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 177 c. — ISBN 978-5-4488-1177-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106617
4. Швецов, В. И. Базы данных: учебное пособие для СПО / В. И. Швецов. — Саратов: Профобразование, 2019. — 219 c. — ISBN 978-5-4488-0357-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование : [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/86192
5. Волк, В. К. Базы данных. Проектирование, программирование, управление и администрирование / В. К. Волк. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 340 с. — ISBN 978-5-8114-9682-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/198584
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Базы данных»).
www.lms.iite.unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.
Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).
https://urait.ru/ образовательная платформа
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций
Общая/профессиональная компетенция/личностные результаты | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Раздел 1. Темы 1.1-1.4 Раздел 2. Темы 2.1-2.6 Раздел 3. Темы 3.1-3.8 | - устный опрос; - фронтальный опрос; - оценка контрольных работ; - наблюдение за ходом выполнения лабораторных работ; - оценка выполнения лабораторных работ; - оценка практических работ (решения качественных, расчетных, профессионально ориентированных задач); - оценка тестовых заданий; - наблюдение за ходом выполнения индивидуальных проектов и оценка выполненных проектов; - оценка выполнения домашних самостоятельных работ; - наблюдение и оценка решения кейс-задач; - наблюдение и оценка деловой игры; - дифференцированный зачет |
OK 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ПК 1.2 Выполнять преобразование данных, связанных с изменениями структуры документов |
ПК 1.6. Формировать запросы для получения информации в базах данных |
ПК 1.7. Выполнять операции с объектами базы данных |
ЛР29 |
ЛР30 |
ЛР32 |
ЛР40 |
ЛР41 |
7