Министерство ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Свердловской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА «СТИЛЬ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по СПР
______________ С.А.Кондратьева
«___» ______________ 2019 г.
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ
Екатеринбург
2019 год
Пояснительная записка
Высокая динамика проведения социально-экономических реформ в России вызвала значительные изменения в социальной структуре и духовной жизни общества. Они привели к тому, что часть населения не смогла приспособиться к новым реалиям жизни. Духовная пустота, отсутствие смысла жизни, потеря веры в разумность и справедливость окружающего мира - все это характерно для взрослых, не сумевших успешно адаптироваться к жизни в условиях рыночной экономики, что в свою очередь отражается на их детях. Особую роль в этой цепи проблем играют социально-педагогическая безнадзорность и рост правонарушений среди несовершеннолетних, развивающиеся на фоне равнодушного и невнимательного отношения к ним родителей, друзей, родственников, педагогов, общественности. В итоге у ребят появляется ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности; возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым; стремление к объединению и самореализации на основе единомыслия, общности судьбы, интересов и склонностей, которые порождают группы безнадзорных правонарушителей.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
Правонарушения в среде несовершеннолетних - следствие современной социальноэкономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции: рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение правонарушений среди несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации
работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГАПОУ СО КУиС «Стиль»
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики правонарушений составляют:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Цели программы:
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений;
создать условия для эффективного функционирования системы профилактики правонарушений.
Задачи программы:
повышение уровня воспитательной - профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, совершивших правонарушение, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с преподавателями колледжа, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со студентами включает:
Предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска»
Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов.
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды. | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению. | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков. | Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа |
Самовоспитание | Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия колледжа и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, обшеколледжных мероприятий со студентами и родителями.
В целях профилактики правонарушений в Колледже работают разнообразные кружки.
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ТКДН.
Проведение тематических педагогических советов.
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
Составление социального паспорта учебных групп колледж.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, составление социального паспорта учащихся.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 1 -3 курсов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование учащихся выпускных групп с целью выявления намерений по окончанию Колледжа дальнейших жизненных планов.
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со студентами:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
Реализация системы воспитательной работы Колледжа;
проведение мероприятий совместно с ТКДН;
классные часы по пожарной безопасности;
организация «правового часа»;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ. Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и культурно - массовые мероприятия Колледжа;
Организация отдыха подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
Привлечение подростков к спортивным мероприятиям.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы социального педагога, куратора, администрации Колледжа с подростками, совершившими правонарушение ;
При необходимости приглашение на Педагогический совет ;
Беседы инспектора ТКДН;
Вовлечение в творческую жизнь группы, колледжа, в кружки, секции;
Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в группе.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутриколледжный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Комиссию по делам несовершеннолетних.
Проведение родительского собрания:
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, практикумы и др.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель:Социальная защита обучающихся, их развитие, воспитание, образование.
Задачи:
Обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
Социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся.
Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации их прав и свобод.
Проведение консультативно-просветительской работы среди обучающихся, педагогических работников, родителей.
Проведение профилактической работы и пропагандирование здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов и родителей.
Профилактическая функция.
-изучение условий развития подростка в семье, в колледже, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
-правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов,
Защитно-охранная функция.
-создание банка данных обучающихся по социальному статусу;
-подготовка документации для педагогических советов, для представления интересов обучающихся в государственных и правоохранительных учреждениях;
-индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта обучающихс с родителями и преподавателями в случае возникновения конфликта
Организационная функция.
-организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.
-обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и обучающимися.
-контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
-организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
№ п\п | Мероприятия | Срок | Ответственный |
2. | Составление плана работы на год. | август | социальный педагог |
3. | Участие в семинарах, конференциях. | по плану | социальный педагог |
| Проведение консультаций | По мере необходимости | социальный педагог |
4. | Участие в заседаниях, совещаниях, педагогических советах. | по плану | социальный педагог |
5. | Обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных результатов. | по мере проведенной работы | социальный педагог |
6. | Работа по запросам администрации, ТКДН, учащихся, родителей, преподавателей. | сентябрь-июнь | социальный педагог |
8. | Взаимодействие со специалистами социальных служб для принятия мер по социальной защите обучающихся. | по запросу | социальный педагог, кураторы групп, зам. по СПР |
9. | Составление картотеки «Социальный паспорт группы»: - сбор данных по группам для социального паспорта; -инструктаж кураторов по представлению данных об обучающихся и семьях группы социального риска; -оказание помощи кураторам по сбору и анализу материалов социальных карт обучающихся группы социального риска. | сентябрь | социальный педагог |
10. | Диагностика характерных поведенческих особенностей обучающихся, диагностика социальной среды обучающихся (семья, круг общения, интересы и потребности) | октябрь | Кураторы групп, психолог |
11. | Корректировка банка данных и составление списка детей по социальному статусу: Неполных семей, Многодетных семей, Малообеспеченных семей, Неблагополучных семей, Сирот, Учащихся, которые состоят на учёте в ОДН и ВКУ, Детей-инвалидов. Дети, находящиеся под опекой | сентябрь | Кураторы групп, социальный педагог |
12. | Выявить учащихся, не приступивших к занятиям с 1 сентября, после новогодних каникул | До 05.09 До 20.01 | социальный педагог кураторы зам. директора по СПР |
14. | Принимать участие в работе ТКДН района. | по мере необходимости | социальный педагог |
16. | Вовлечение учащихся в кружки, секции и другие творческие объединения обучающихся в колледже. | сентябрь-июнь | руководители кружков и секций, кураторы, зам. директора по СПР социальный педагог |
17. | Контроль занятости учащихся стоящих на различных видах учета в каникулярное время | январь | социальный педагог |
18. | Выступление на общеколледжных родительских собраниях и классных часах, заседаниях Советов профилактики. | по запросу | социальный педагог |
19. | Анализ проделанной работы | июнь | социальный педагог |
ПРОПАГАНДА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1. | Знакомство учащихся с уставом колледжа, своими обязанностями и правами. | сентябрь | кураторы групп |
2. | Проводить встречи с работниками правоохранительных органов. | Сентябрь-июнь | социальный педагог, администрация школы |
3. | Проводить беседы с обучающимися на классных часах по темам: -Мелкое хулиганство, порча чужого имущества, ответственность. -Ответственность за непосещение колледжа, пропуски занятий без уважительных причин. - Ответственность за нарушение правил поведения в колледже и на уроке. -Драка, нецензурные выражения – наказуемые деяния. -Способность несовершеннолетнего осуществлять свои права и нести ответственность. | По плану | социальный педагог, кураторы групп, |
4. | Проведение круглых столов по правовой грамотности | 1 раз в семестр | Социальный педагог, студенческий совет |
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. | Профилактические беседы с представителями МЧС, Центра профилактики ВИЧ/СПИД, городского объединения «Здоровый студент» | 1 раз в семестр | Социальный педагог, администрация, медицинский работник колледжа |
2. | Организация акций: «Екб не курит», «ЗОЖ – это круто» | 1 раз в семестр | Социальный педагог, студенческий совет, волонтеры |
3 | Размещение наглядно-информационного материала по профилактике ВИЧ-инфекции | Сентябрь-июнь | Социальный педагог, студенческий совет, волонтеры |
4 | Проведение круглых столов по теме «Предупреждение распространения табакокурения, алкоголизма, наркомании» | 1 раз в семестр | Социальный педагог, студенческий совет |
5 | Участие в конкурсах, квестах районного и городского уровня | В соответствии с городским планом мероприятий | Социальный педагог, студенческий совет |
6 | Участие в семинарах, конкурсах, конференциях. | В соответствии с городским планом мероприятий | Социальный педагог |