СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профориентационной работы на начальной ступени обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Цель моей программы: создание условий для систематического знакомства учащихся с большим кругом современных профессий,  для всестороннего развития творческих способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа профориентационной работы на начальной ступени обучения»







ПРОГРАММА

Профориентационная работа на начальной ступени обучения

Пояснительная записка.

В современном российском обществе все более актуальным становятся вопросы профессионального становления и развития человека. С одной стороны, это связано с насущной необходимостью в грамотных и компетентных специалистах, с другой - с потребностью личности в самоактуализации и самореализации, в том числе и в профессиональной сфере. Концепция модернизации российского образования в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся». На начальной ступени обучения ФГОС определены предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отражать:

-получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Выбор профессии – задача не из легких. В отечественной и зарубежной психологии общепринятым считается мнение, что профессиональное становление и профессиональное самоопределение человека это длительный динамический процесс, охватывающий практически всю его жизнь; он начинается задолго до начала активной трудовой деятельности и заканчивается за ее пределами (Б.Г. Ананьев, Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев). Чтобы выбор был удачен, важно осознавать свои потребности, интересы, способности, ресурсы, знать мир профессий, требования и возможности той или иной профессии. Уметь осознанно управлять своим поведением, планировать свою жизнь, иметь направленность на успех. Процесс профессионального самоопределения – не одномоментный акт, хотя может показаться, что школьник задумывается о том, кем быть, только к окончанию школы. Однако выбор профессии подготавливается всем ходом развития ребенка. Следовательно, в период обучения в школе необходимо сообщать учащимся определенные профессиональные ориентиры, связанные с первыми представлениями о профессиях. И чем раньше эта работа будет начата, тем выше будет ее эффективность. Считаю, что этот процесс нужно начинать не в средней и старшей школе, а уже на начальной ступени обучения. (Ведь еще до школы дети, подражая, играют в профессии взрослых «детский сад», «больницу», «парикмахерскую» и т.д.). Планирование профориентационной работы предполагает обязательный учет возрастных особенностей школьников. И тогда в процессе обучения в младшем звене у школьников будут складываться первые четкие осознанные представления о сферах профессиональной деятельности, закладываться фундамент профессионального самоопределения. Будут складываться и самооценка своих возможностей, и ориентировка в социально – экономической ситуации.

Цель: создание условий для систематического знакомства учащихся с большим кругом современных профессий, для всестороннего развития творческих способностей детей.

Задачи: включение учащихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям, деятельность, направленную на формирование личных качеств:

- готовности к выбору будущей профессии;

-трудолюбия;

-самопознание, саморазвитие, самореализация личности на основе развития толерантного сознания и формирования толерантного поведения в субъект - субъектных отношениях человека;

-прививать эстетические отношения к окружающему миру, умения выражать себя в различных видах творческой деятельности

Базой для создания программы стало:

- изучение научной литературы;

- педагогическое наблюдение;

Методы:

- эмпирический (изучение литературы);

- педагогическое наблюдение;

-анкетирование;

В работе над программой используются следующие педагогические принципы:

-принцип поэтапного углубления знаний;

-принцип учета индивидуальности каждого ребенка;

-принцип положительной перспективы при оценке созданного,

-принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми.

Этапы деятельности по осуществлению программы

Этапы

Ведущие методы

1. Подготовительный (исследовательский)

- Постановка проблемы.

- Самостоятельная работа с литературой.

- Вербальные методы.

- Анкетирование.

- Выбор и обоснование проекта.

-Составление сметы

2. Исполнительный

Практическое выполнение проекта:

- знакомство с профессиями;

- занятия в театральной студии;

-выступление в детских садах, перед родителями;

-проектная деятельность учащихся;

-экскурсии;

-оформление уголка;

3. Итоговый

Защита и оценка проекта. Самопрезентация.



Направления работы:

- знакомство с кругом профессий (1 занятие в месяц );

-постановка драматических и кукольных спектаклей.


Формы фиксации и оценивание результатов:

-оформление стенда «Лицедеи» за текущий год;

-летопись мастерской (видео, фотоматериалы);

-отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках;

-детские рисунки и высказывание детей о спектаклях.

Сроки: 15.09.06 – 30.05.10




Предполагаемый результат:

- первоначальное знакомство с профессиями;

- овладение элементарными трудовыми навыками;

- проявление творческих способностей;

- активно формирующаяся:

- рефлексия;

-толерантность;

- навыки сотрудничества;

-навыки самопрезентации;

-творческая активность;

-стремление к самореализации;

-трудолюбие;

-способность к адекватной самооценке;

-формирование совокупности следующих компетентностей учащихся: интеллектуальной, личностной, коммуникативной, деловой, креативной, эмоциональной.





1 класс

2 класс

3класс

4 класс

Личностные:

1. Овладение элементарными трудовыми навыками;

2. Развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

3.Умение договариваться, находить общее решение.





Метапредметные:

1.Осознание важной роли в современной жизни разных профессий,

уважение в действии к результатам труда других людей;

2.Стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;

3.Умение работать в коллективе, в т.ч.над проектами;

4.Проявление настойчивости в работе;

5.Доведение начатого дела до конца;

6.Понимание особой роли творчества в жизни людей;

7.Отрицательная оценка лени и небрежности.


Личностные:

1. Развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

2.Осознание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

3.Овладение представлением о безопасном, здоровом образе жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5.Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;




Личностные:

1.Осознание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;

2. Овладение уважительным отношением к иному мнению, истории и культуре других народов;

3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные:

1.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

2.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;

4. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;




Личностные:

1.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные:

1.Формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

3.Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

4.Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;



Тематическое планирование 1-4 класс


№ п/п

Тема занятий

Количество часов(теоретические + практические)

1

Введение в мир профессий

2

2

Профессия - актер

1+3

3

Профессия - режиссер – постановщик

1+1

4

Профессия - художник – декоратор

1+3

5

Профессия - мастер по изготовлению кукол

1+3

6

Профессии наших мам

1+1

7

Профессия - писатель

1+1

8

Профессия - художник - оформитель

1+3

9

Профессия - стилист

1

10

Профессия - археолог

1

11

Профессия - врач

1+1

12

Профессия - библиотекарь

1+1

13

Профессия - парикмахер

1+1

14

Профессия - портной

1+1

15

Профессия - художник по рекламе

1+1

16

Профессия - экскурсовод

1+1

17

Профессия - архитектор

1+1

18

Профессия – повар

1+1

19

Профессия - водитель

1+1

20

Профессия - журналист

1+1

21

Профессия - учитель

1+1

22

Профессия - продавец

1+1

23

Профессия - следователь.

1+1

24

Все работы хороши, выбирай на вкус

3

Итого


55



Задачи по годам обучения

Направления деятельности

1 – год обучения

2 – год обучения

3 – год обучения

Проектная деятельность

Формирование коллектива

Заложить основы коллективных отношений через совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка

Создать условия для естественного рождения из группы коллектива единомышленников.

Формировать внутриколлективные отношения

Создать играющий театральный коллектив.

Побуждать к самореализации как гарантии жизненного успеха в будущем

Сформировать коммуникативные компетенции в культурной, информационной сферах

Работа с родителями

Привлечь внимание родителей к интересам детей

Вовлечь родителей в совместную деятельность

Вовлечь родителей в совместную деятельность

Вовлечь родителей в совместную деятельность

Работа с детьми:

Развитие сценической речи.

Обучение театральной игре

Создать условия для знакомства с кругом современных профессий.


Развивать технику и культуру речи.

Развивать такие качества:

- внимание;

-наблюдательность;- воображение;

-фантазия;

-находчивость

Формировать работу над образом

Развивать технику и культуру речи.

Учить действовать естественно, находить выход из незапланированных ситуаций

Формировать культуру и этику при защите проекта.

Ориентироваться в окружающей обстановке.

Развивать находчивость

Обучение ритмопластике

Развивать двигательные способности детей: ловкость;

- подвижность;

- гибкость.

Развивать пластическую выразительность:

- ритмичность;

- быстроту реакции;

- координацию движений

Формировать способность к созданию пластических образов

Формировать способность к пластическим импровизациям


Обучение кукловождению

Воспитывать бережное отношение к труду других, к кукле.

Создавать пластические этюды «руки актера»

Сформировать устойчивые навыки при работе с куклой.

Создать единый образ на сцене «актер – кукла»

Импровизировать на сцене.

Развивать ощущение жанра



Работа над кукольным спектаклем

Сформировать готовность к творчеству, занятием кукольным театром через создание атмосферы комфорта на занятиях.

Развивать аналитическое мышление.

Формировать понимание детьми того, что спектакль – коллективное дело

Учить определять основную задачу спектакля.



Обучение основам прикладного творчества



Выбирать вид куклы для данного спектакля.

Создавать эскиз куклы.

Выполнять посильную работу по созданию куклы

Создавать эскиз планируемого изделия.

Учитывать мнение окружающих при создании эскиза.

Выполнять практическую часть проекта

Обучение основам театральной культуры

Формировать культуру поведения в театре

Показать особенности театрального искусства.

Познакомить с видами театрального искусства

Знакомить с историей театра, историей искусств


Индивидуальная работа



Работать над образом.

Детализировать костюмы


Выбор проблемы, планирование работы






Воспитывать уважение друг к другу, умение выстроить диалог

Формирование культуры общения

Формировать навыки общения:

- гибкость;

-коммуникатив-ность;

- толерантность


Совершенствовать навыки общения:

- сотрудничество;

- самопознание.

Развивать адекватную самооценку


Совершенствовать личные качества:

- самопознание;

-самореализа-цию;

- самопрезента-цию

Владеть устным и письменным общением.

Владеть новыми технологиями, анализировать информацию и осуществлять классификацию собранного материала


Содержание программы

Профориентационная работа

1 класс

2 класс

3 класс

  1. класс

1.Беседы о профессиях на классных часах.

2.Знакомствос профессиями на уроках, занятиях студии.

3.Анкетирование.

4. Игры и упражнения, направленные на осмысление каких-то элементов изучаемой профессии. Например, «Угадай профессию по жестам», «Вспомни как можно больше слов на букву “…”, связанных с данной профессией», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с этой профессией» и др.

5. Выставка рисунков.

1.Знакомство с профессиями на уроках, занятиях студии.

2.Игры: «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, – только на ощупь – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями.

3.Рисуночные методики.

Для того чтобы оценить, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии, можно попросить их нарисовать, как они себе представляют человека, выполняющего эту работу. Особенно рисуночные методики уместны для учеников 1–2-х классов, которые еще не столь свободно владеют письменной речью. В начале занятия можно попросить детей – в паре – в левой части листа А 4 – в течение 4–5 минут изобразить, как они себе представляют эту профессию; а в конце занятия – в правой части они изображают свои представления после проведения занятия. Сравнительный анализ позволит оценить эффективность занятия

1.Профориентационные занятия в рамках «Дня карьеры» (2 занятия в месяц). Основой этой формы работы является собственно проведение самого профориентационного занятия. Но дополнительными структурными элементами могут быть беседы с приглашенными специалистами.

2. Экскурсии

3. Фотовыставки

4.Практические занятия (художники, парикмахеры, мастера по изготовлению кукол и т.д.)

5.Внеклассные занятия

6. Оформление газет, планшетов

7.Выступления

1. Проекты

2.Выступления

3.Оформление уголка

4.Оформление стенда «Лицедеи» за текущий год:

-летопись сказочной мастерской (видео, фотоматериалы);

-отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках;

-детские рисунки и высказывание детей о спектаклях.










Театральная деятельность

Раздел программы

Общие задачи программы

Предполагаемые результаты

реализации программы

Механизмы отслеживания

результатов

Знакомство с профессиями










Сценическая

речь

Познакомить с профессией актера, режиссера-постановщика, мастера по изготовлению кукол, писателя, художника-оформителя и т.д.





-развивать речевое дыхание и правильную

артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов;

- пользоваться интонациями, выражающими

основные чувства: грусть, радость, удивление и т.д.

-расширять силу звучания голоса

- учить находить ключевые слова и выделять их голосом;

- формировать четкую и грамотную речь

- ребенок, который умеет самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания помогающие проверить эти способности.

- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом, с разными интонациями;

- строить простейший диалог;

- рассказывать сказку от имени разных героев;

- находить ключевые слова и выделять их голосом;

- подбирать рифмы к заданным словам


- рефлексия

обучающихся;

- практическая работа;

- педагогическое наблюдение

Театральная

игра

- снимать зажатость и скованность;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, образное мышление, способность превращать и превращаться

- импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок;

- сочинять этюды по сказкам

- воображать и верить в сценический вымысел;

- уметь менять свое отношение к партнерам по игре;

-уметь одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах, ситуациях по – разному ;

- сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями

- оформление стенда «Лицедеи»

- летопись сказочной мастерской ( видео, фотоматериалы)

-отзывы о спектаклях,

о художественных номерах, выставках;

- детские рисунки, высказывания детей - дошкольников о спектакле

Ритмопластика

- развивать чувство ритма и координацию движений, умение создавать образы с помощью выразительных пластических движений

- владеть своим голосом;

- развивать способность создавать образы с помощью жестов и мимики

- рефлексия

- практическая работа

Кукловождение

- развивать навыки действий с воображаемыми предметами;

- знакомить с видами театральных кукол, с их изготовлением, основными правилами вождения кукол;

- воспитывать бережное отношение к куклам

- знать виды театральных кукол, основные правила вождения

- рефлексия

- практическая работа

Работа над кукольным спектаклем

- учить анализу пьесы;

- определять жанр;

- определять костюмы, декорации;

- проводить репетиции;

- показывать и обсуждать спектакли

- уметь анализировать пьесу;

- уметь анализировать свою деятельность

- рефлексия

- практическая работа

Прикладное творчество

- создавать эскизы кукол и декораций;

-выполнять посильную роль в создании декораций, кукол

- знать значение цвета при создании театральных костюмов;


- практическая работа

- педагогическое наблюдение

Основы театральной культуры

- знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства;

- познакомить с театральными профессиями: костюмер, режиссер, художник и т. д.

- воспитывать культуру поведения в театре

- знать театральную терминологию;

- главных создателей спектакля

- практическая работа

- педагогическое наблюдение

Проектная деятельность

- формирование коммуникативных компетенций;

- владение новыми технологиями: выполнять теоретическую часть проекта;

- аналитическое отношение к информации и классификация собранного материала;

- ориентация в окружающей обстановке

- владеть новыми технологиями: выполнять теоретическую часть проекта;

- анализировать и классифицировать собранный материал;

- переводить материал из одного языка в другой (эскиз – модель)


- практическая работа

- педагогическое наблюдение

Культура общения

- помочь ребенку осознать и проявить свою творческую индивидуальность, принять ее и сохранить в условиях коллективной творческой деятельности;

- создать атмосферу радости детского творчества, сотрудничества;

- воспитывать контактность в отношениях со сверстниками и доброжелательность

- адекватно реагировать на поведение партнеров, в том числе на незапланированное, оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными, быть коммуникабельными уметь общаться

- педагогическое наблюдение





Связь урочной деятельности и работы по программе

Профориентационная работа

на начальной ступени обучения

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Риторика







Музыка

Синтез искусств

Математика








Например :


Предмет

Класс

Уроки

Риторика

1 класс (33 ч.) – 12 %






Уроки 10, 11 Профессии: актер, режиссер.

Тема: Устная речь. Громко – тихо.

Быстро – медленно.

Узнай по голосу.

Уроки 13, 14

Тема: Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

2 класс

( 34ч.) – 5 %





Урок 7 Профессии: актер, режиссер.

Тема: Голос, его окраска, громкость, темп речи. Твои речевые роли, твой адресат

Урок 8

Тема: Жесты, мимика, телодвижения, интонация в устной речи.


3 класс

( 34ч. ) – 2,5 %

Урок11 Профессии: писатель.

Тема: Учимся писать, редактировать.






Таким же образом межпредметная связь прослеживается на других предметах



Структура ведения занятия

  • Постановка проблемы: Какие мастера участвуют в создании спектакля? С чего начинается спектакль? Кто такой режиссер, актер, гример, суфлер и т. д.?

  • Введение в проблему: Вспомните. Что такое? Чем отличается? Приведите примеры.

  • Сообщения учащихся, выступление мастеров, работающих по этой профессии, экскурсии.

  • Загадки, ребусы, кроссворды, стихи.

  • Мини спектакли, ролевые игры, викторины


Критерии успешности прохождения программы:

Высокий уровень - ребенок, который умеет самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания помогающие проверить эти способности.

Средний уровень - ребенок, который умеет подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы данной профессии, и подбирать задания помогающие проверить эти способности.

Низкий уровень - ребенок, который умеет подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы данной профессии.

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.


Способы контроля ожидаемых результатов:


-Подготовка сообщений о профессиях, выступление на занятиях студии, участие в экскурсиях;

-Создание мини-спектаклей, поздравление к праздникам, участие в конкурсах «Неделя театра», конкурс чтецов;

-Оформление афиш, декораций к спектаклю, праздничное оформление класса организации выставок работ учащихся (куклы, маски, костюмы), тестирования учащихся;

-Выступление со спектаклями перед дошколятами, родителями.


Методы контроля:

-Анкетирование;

-Мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;

-Сбор отзывов всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;

-Анализ социальной активности учащихся.



                             Литература


1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера»: кн.для учителя/С.Н.Чистякова, И.А.Умовская, Т.И.Шалавина,, А.И.Цуканов.- 2-е изд.-М.:Просвещение, 1999.

2.Организация профориентационной и профконсультационной работы:учебно-методическое пособие / Под ред.В.А.Щегорцева.-М., 1998.

3. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии.-М., 1995.

4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2000.- 128с.

5. Классный час играючи в начальной школе: Выпуск1. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с

6. А.Д. Крутенкова «Кукольный театр»: – Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.

7. А.В. Щеткин «Театральная деятельность»: - М.: Издательство «Мозаика синтез»,2008г

Реализация программы



Художники-оформители Мастера по изготовлению кукол

Знакомства с профессиями актера и парикмахера



Мы актеры, режиссеры, художники-оформители

На семинаре руководим сами творческими группами

Парикмахеры Художники

Актеры Занятия в студии доставляют нам радость



Выступление перед дошколятами





                                   Занятие по теме «Все профессии важны»


Цель: дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь детей; расширять словарный запас; воспитывать уважение к людям различных профессий.

Оборудование: иллюстрации к обобщающим понятиям; карточки с изображением представителей различных профессий; таблицы-схемы.

 

                                                 Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Работа по теме.

1) Рассказ учителя.

Всему в нашей жизни необходимо учиться. Все вы имеете право учиться. И это ваша обязанность. Школа – начало пути к любой профессии. Она учит упорству, настойчивости, учит учиться. После школы ребята идут в училища и техникумы, где приобретают рабочие специальности. А тот, кто хочет стать инженером, врачом, учителем, офицером, идут учиться в высшие учебные заведения. И все эти люди учатся всю жизнь, повышают свою квалификацию.

Сегодня мы постараемся разобраться во всём многообразии профессий. Даже взрослым порой это бывает непросто.

Профессий на свете видимо-невидимо. А вы можете назвать их? Какая из них, на ваш взгляд, самая нужная и современная? И учитель, и врач, и строитель, и повар, и водитель, и милиционер – это профессии, которые всегда были важны и современны, без них невозможно обойтись и сегодня. Но мы часто слышим новые слова менеджер, фермер, визажист, гувернёр и другие. Кто эти люди и чем они занимаются? Большинство из этих профессий стали популярными сегодня.

Давайте начнём знакомиться с различными профессиями, в будущем одна из них может стать и вашей.

2) Знакомство с различными профессиями.

- Какие профессии вы знаете?

- Какие профессии у ваших родителей?

Рассматриваем карточки с изображением представителей различных профессий.

а) Зовут его, когда больны –

    Заботы так его нужны!

Достанет свой фонендоскоп,

Послушает, заглянет в рот.

Рецепт оставит и уйдёт

Больному легче станет вдруг.

Скажите, кто же этот друг?           (Врач)

 

Врач – это очень важная профессия.

- Ответьте как можно точнее, что делает врач на своей работе?

А врачи бывают разные. Одни лечат людей, другие – животных.

- Врач, который лечит животных, как называется? (Ветеринар)

 

б) Профессии важнее нет:

он ходит в школу много лет.

Всегда с весёлой детворой,

Ей открывает мир большой.

Его привыкли уважать.

Кто он? Вы можете назвать?        (Учитель)

Слово «учитель» от слова «учить».

Давайте попробуем сами образовать названия профессий.

Доит коров - …(доярка).

Печь кладёт - … (печник).

Дома строит - … (строитель).

Варит сталь - … (Сталевар).

в) – Давайте вспомним части экономики и назовём профессии, с ними связанные.

Промышленность

Сельское

хозяйство

Транспорт

Торговля

Строительство

Сталевар

Доярка

Водитель

Продавец

Каменщик

Металлург

Телятница

Шофёр

Кассир

Сварщик

Кузнец

Агроном

Контролёр

 

Экскаваторщик

Ткачиха

Комбайнёр

 

 

Маляр

Физкультминутка.

3) Игра «Самый главный».

Ученик выбирает картинку с изображением представителя той или иной профессии. Рассказывает о ней. А рассказ заканчивается словами: «Я самый главный». В конце игры делаем вывод о необходимости и полезности различных профессий. Об уважении к людям различных профессий.

4) Как в современном мире происходит выбор профессии? Какие факторы влияют на этот выбор?

Ответы детей.

5) Современные профессии.

Названия «современная профессия» являются условными. Многие существуют много лет, но в условиях современного общества выдвинулись на передний план.

Это бухгалтер, ветеринар, телеоператор, архитектор, гувернёр, фермер, озеленитель, спасатель, менеджер, визажист. Многие раньше имели другое название.

Рассматривание картинок с изображением «современных профессий».

Игра «Загадки».

Один ребёнок загадывает какую-либо профессию и описывает её, указывая, что делает представитель данной специальности, какую одежду носит, чем пользуется. Остальные отгадывают название профессии.

6) Существует понятие мужская и женская профессия.

Одной чаще обладают женщины, другой мужчины. Но в современном мире можно забыть об этом. Женщины летают в космос, женщины – военные офицеры, милиционеры и т.д.

3.Вывод.

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны,

И актуальны, и важны.

И ты скорее подрастай,

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить.

 

- Итак, можно ли назвать самую главную профессию?

Все профессии важны.