СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                       Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию», автор Бачкина Елена Николаевна, учитель начальных классов.

Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником  не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Комплексная  программа профессиональной  работы  для начальной школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Тропинка в профессию"»







Пояснительная записка


Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;

 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

 СанПиН 1.2.3685-21;

 Основной образовательной программы НОО МБОУ Пржевальская СШ на 2024-2025г.

Рабочая программа курса для начальной школы (1-4 классы) «Тропинка в профессию» адаптирована на основании комплексной программы профориентационной работы для начальной школы «Тропинка в профессию», автор Бачкина Елена Николаевна, учитель начальных классов.

Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам.

Перед младшим школьником  не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Комплексная  программа профессиональной  работы  для начальной школы «Тропинка в профессию» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая  программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение.

В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа».

Межпредметная интеграция способствует, во-первых, формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; во – вторых, развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; в-третьих, освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность.

Новизна курса состоит в том, что он соединяет в себе сведения из разных предметных областей психологии, литературы, истории, экологии, социологии, ОБЖ, художественного труда.   Рабочая программа рассчитана на 4 года (1 - 4 класс).

Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая, игровая.

Занятия проводятся в активной форме, это игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Развитие творческих способностей немыслимо без творческой деятельности.

Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности.

На реализацию  рабочей программы курса « Тропинка в профессию » в 1-м классе отводится 33  часа   1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 135 часов.

  

 

Цель курса: создание образовательной среды, насыщенной возможностями для реализации способностей обучающихся через развитие интереса к разным видам сферы деятельности.

 

Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии среди младших школьников.

Цели II и III этапов профориентации учащихся - диагностика и определение предпочтений учащихся к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.

 

Задачи:

    познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;

    выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;

    способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;

    способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;

    способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;

    способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.

Ожидаемые результаты прохождения курса  «Тропинка в профессию»:

                   участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

                   расширение кругозора о мире профессий;

                   заинтересованность в развитии своих способностей;

                   участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии;

                   возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

В результате изучения курса    «Тропинка в  профессию» младший школьник узнает:

    основные сферы профессиональной деятельности человека;

    основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;

    предприятия и учреждения микрорайона, города;

    основные приёмы выполнения учебных проектов;

будет уметь:

    оперировать основными понятиями и категориями;

    рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;

    пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной, художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.

Планируемые результаты

 

В ходе реализации программы курса обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками

. К ним относятся:

                     когнитивные знания обучающихся о труде, о мире профессий;

                     мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;

                     поведенческие навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.


Личностные результаты:

 становление ценностного отношения к своей Родине – России;

 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

 уважение к своему и другим народам;

 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

 признание индивидуальности каждого человека;

 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

 бережное отношение к природе;

 неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты

базовые логические действия:

 сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

 объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

 определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма

;  выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

базовые исследовательские действия:

 определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

 с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

 сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

 выбирать источник получения информации;

 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение:

 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

 признавать возможность существования разных точек зрения;

 корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

 готовить небольшие публичные выступления;

 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; совместная деятельность:

 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

 ответственно выполнять свою часть работы;

 оценивать свой вклад в общий результат;

 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

самоорганизация:

 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

 выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий

Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»)

Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.

 

Предметные результаты:

Знает:

Основные сферы профессиональной деятельности человека;

Основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе;

Предприятия и учреждения населенного пункта, района;

Основные приемы выполнения учебных проектов.

Умеет:

Оперировать основными понятиями и категориями;

Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;

Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации.

 

Формы работы

1.  Классные часы и беседы о профессиях.

2.  Тренинговые и тематические занятия.

3.  Конкурсы рисунков.

4.  Экскурсии.

5.  Игры-викторины.

6.  Встречи с людьми разных профессий.

7.  Описание профессий.

8.  Письменные работы: мини-сочинения, синквейны.

9.  Заполнение анкет и результатов самооценки. Диагностика.

10. Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

11. Реклама профессий.

12. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.

13. Лекция.

14. Дискуссия.

15. Творческая работа.

16. Практикум. Мастер-классы.

 

Тематический план

3 класс

Модуль  III « У меня растут года…»

(34 часа)

 

тема

Дата

Кол-во часов

1-2

Что такое профессия

Роль труда в жизни человека

 

6.09

13.09

2

3-4

Знакомство с профессией строителя

Знакомство с профессией учителя

20.09.

27.09

2

5-6

Знакомство с профессией врача

Знакомство с профессией фармацевта

4.10

11.10

2

7-8

Знакомство с профессией продавца

Знакомство с профессией портного

18.10

25.10

2

9-10

Знакомство с профессией шофёра

Знакомство с профессиями хлебороба

8.11

15.11

2

11-12

Знакомство с профессией пожарного

Знакомство с профессией полицейского


22.11

29.11

2

13-14

Знакомство с профессией библиотекаря

Знакомство с профессией повара

6.12

13.12

2

15-16

Конкурс «Угадай профессию»

Конкурс рисунков «Профессии моих родителей»

20.12

27.12

2

17-18

Знакомство с профессией почтальона

КВН «Мир профессий»


17.01

24.01

2

19-20

Конкурс «Изобрази профессию»

Знакомство с профессиями людей, которые создают книгу

31.01

7.02

1

20-21

Знакомство с профессией артиста

Знакомство с профессией военного

14.02

21.02

2

22-23

Чтение стихов о профессиях

Профессии наших мам

28.02

7.03

2

24-25-26

Составляем книгу пословиц о труде

Составляем книгу загадок

Составляем книгу загадок


14.03

21.03

4.04

3

26-28

Профессия лётчика

Экскурсия в библиотеку

11.04

18.04

2

29

Конкурс рисунков

«Кем я хочу быть»

18.04

1

30-31

Игра «Назови профессию»

Сочиняем загадки

25.04

2.05

2

32-33-34

Сочинение «Кем я хочу быть»

Подведение итогов

16.05

23.05

30.05

3