СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»

Возраст/класс  учащихся:  7 - 10 лет  (1 – 4 классы)

Срок  реализации: 4 года (135 часов)

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ГИМНАЗИЯ №89"

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА г. САРАТОВА


«Согласовано»


Зам. директора по ВР

МОУ «Гимназия № 89»


___________ Дмитриева К.В.

«___»____________2023г.

«Согласовано»


Зам. директора по УР

МОУ «Гимназия № 89»


___________ Новикова Т.Б.

«___»____________2023г.

«Утверждаю»


Директор МОУ «Гимназия № 89»


______________ Астахова Т.В.


Приказ № ____ от __.__.2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»





Направление: социальное

Возраст/класс учащихся: 7 - 10 лет (1 – 4 классы)

Срок реализации: 4 года (135 часов)


Программу составила: Касаткина Юлия Александровна, учитель начальных классов, высшая категория


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №­­­­__ от __.__.20__г







Саратов


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; 

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598;

  • Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372;

  • Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 370;

  • Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 371;

  • Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023;

  • Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025;

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  • уставом гимназии.


Цель программы: создание образовательной среды, направленной на профессиональное самоопределение ребенка в через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность.

Задачи:

Создать профориентационную среду, с привлечением родителей.

Познакомить обучающихся с особенностями различных видов профессий родного края;

Способствовать формированию уважительного отношения к труду и людям разных профессий;

Способствовать самоопределению ребенка через развитие его интеллектуальных и творческих способностей.


В рамках Национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект «Успех каждого ребенка», одним из направлений которого является ранняя профориентация. Профессиональная деятельность занимает в жизни человека особое место. Родителей волнует будущее их детей с самого рождения. Они внимательно следят за развитием склонностей своих детей, стараются помочь им в профессиональном выборе.

В современной жизни огромное количество различных профессий, и социализация ребенка является важнейшим звеном в мире человеческих занятий. Так как дети младшего школьного возраста имеют поверхностные представления о профессиях в школах необходимо вводить раннюю профориентацию.

В соответствии с федеральным проектом предусматривается обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и вариативности образовательных программ. В школе учебный план не предусматривает выделение часов на профориентационную работу с обучающимися, хотя именно школа является главным звеном процесса профессионального самоопределения учащихся. Поэтому возникла необходимость создания программы по внеурочной деятельности для начальной школы «Тропинка в профессию».


Ожидаемые результаты прохождения программы внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»:

В школе будет создана профориентационная среда;

Обучающиеся получат представления о профессиях, которые востребованы;

Будет сформировано у обучающихся уважительное отношение к труду и людям разных профессий;


Программа внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» социальной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся 1-4 классов.

На усвоение программы отведено 135 часов: в 1-м классе отводится 33 часа 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 34 часа в год (1 раз в неделю).

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования, содержание программы соответствует психологическим и возрастными особенностями младших школьников.


Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности Тропинка в профессию » - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

При работе с иллюстрациями уметь высказывать свою мысль отталкиваясь на предложенный учителем план;

При ознакомлении с новым материалом использовать технологию проблемного диалога;

Учить совместно с другими учениками и учителем давать эмоциональную оценку деятельности используя технологию оценивания учебных успехов.

Познавательные УУД:

При совместной групповой работе уметь использовать полученную информацию и делать выводы;

Уметь составлять рассказы на основе простейших схематических рисунков, различных схем, простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и понимать речь других, доносить свою позицию, оформлять это в устной и письменной речи, используя технологию проблемного диалога;.

Умение работать в группе, подгруппе, принимать на себя различные роли (лидера, исполнителя, критика).

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы:

положительное отношение к различным видам профессий; уважения к своему и труду сверстников, взрослых

У ученика могут быть сформированы стремление к саморазвитию, желание открывать новые профориентационные знание, готовность преодолевать затруднения и умение самооценивание своих действий умение работать в команде; толерантное отношение.


Формы работы

Различные виды и формы игровой деятельности

Беседы о профессиях

Экскурсии. Встречи с людьми разных профессий.

Работа индивидуально, в парах, в малых группах.

Практические виды деятельности

Участие в конкурсном движении


Основные направления программы внеурочной деятельности для начальной школы (1-4 класс)

«Тропинка в профессию»

Раздел I - «Давайте поиграем» - 1 класс.

Цель: формирование элементарных представлений о профессии через игровую деятельность.

Раздел II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.

Цель: расширение представлений детей о мире профессий.

Раздел III - «У меня растут года…» - 3 класс.

Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.

Раздел IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.

Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.


Содержание программы

Раздел I «Давайте поиграем»(33 часа)

Все работы хороши (3 ч.)

Введение в тему. Чтение стихов о различных видах профессий. Отгадывание ребусов и загадок о профессиях. Ознакомление с профессиями через дидактические игры: «Кто потерял свой инструмент», «Найди лишнее»,

«Угадай профессию»

В.Маяковский «Кем быть?» Чтение текста. Чтение текста по ролям.

Обсуждение текста.


Азбука профессий (2 ч.).

Школьные профессии. Ознакомление детей с профессиями учитель. Дидактическая игра «Угадай профессию», «Кому, что нужно для работы?»,

«Расскажи о профессии».

Профессии в моей семье. Закрепление знаний детей о профессиях членов своей семьи. Дидактическая словесная игра «Расскажи о профессии своих родителей».


Наши помощники (4ч)

Люди отважных профессий. Знакомство с профессиями полицейский, пожарный, спасатель, дидактические игры «Оденем куклу на работу», «Чей инструмент »

Специализированная техника. Знакомство со специализированной техникой (пожарный, спасатель), Экскурсия на пожарную часть. «Я б в полицейские пошел…»». Встреча с инспектором ДПС, Дидактическая игра «Соотнеси картинку».

Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа- милиционер». Обсуждение поступков главных героев


Мы - строители (2ч.)

Знакомство с профессией строителя. Дидактические игры «Что нужно строителю для работы?», «Мы на стройке» «Одень куклу на работу».

Ознакомление со строительной техникой. Просмотр мультфильма «Строим дом». Сюжетно-ролевая игра «Дом для бездомного щенка».


Мы - продавцы (3ч)

Знакомство с профессией продавца, кассира через сюжетно-ролевую игру «Магазин», Дидактическая игра «Найди лишнее»

Разбор игровых ситуаций: «Грубый продавец», «Вежливый продавец». Мы идем в магазин. Беседа с игровыми элементами. Дидактические игры, «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине».


Мы - медики(3 ч)

Знакомство с профессиями доктор, фармацевт. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека».

Чтение текста с обсуждением. Театрализованная игра отрывка из произведения.


«Профессия повар»(3ч)

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повар.

Дидактическая игра «Найди лишнее», «Свари суп», Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».

Встреча с людьми, работниками пищеблока (родителей).


Я – швея (3 ч.)

Знакомство с профессией швеи, портного, модельера. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы», «Оденем куклу».

Просмотр мультфильма «Храбрый портняжка», Творческая игра «Мы – модельеры».

Парикмахер (2 ч.)

Знакомство с профессией парикмахер. Дидактические игры: «Что нам нужно для работы» «Подбери стрижку». Сюжетно-ролевая игра «Парикмахер». Мастер – класс от родителей «Учимся делать прически».


Профессия – водитель. (2 ч.)

Знакомство с профессией водителя. Дидактическая игра «Виды транспорта», Подвижные игры «Цветные автомобили», «Водитель и пешеход».

Практическое занятия «Мы и дорога». Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».


«Есть такая профессия – Родину защищать» (5 ч.)

Военные профессии. Знакомство с военными профессиями и специализированной техникой. Чтение стихов и отгадывание загадок о военных профессиях.

«Я – пограничник». Дидактические игры «Что нужно пограничнику для службы», «Собери картинку».

«Я – моряк». Дидактические игры «Что нужно моряку», «Собери картинку».

«Я – десантник». Дидактические игры «Что нужно десантнику для службы», «Соотнеси картинку и составь рассказ».

«Я – танкист». Дидактические игры «Что нужно танкисту», «Составь целое».


Игровой час (1 ч.)

Актуализация знаний о профессиях. Игра: «Закончи пословицу…». Загадки о профессиях, «Подбери рифму». Игра-викторина «Угадай профессию»


Раздел II «Путешествие в мир профессий» (34 часа)

Мастерская удивительных профессий (2ч.).

Удивительные профессии – какие они? Дидактические игры «Назови профессии», «Какого цвета эти профессия?, «Дополни пословицу», , «Бюро находок».

Рабочая одежда. Упражнение на соответствие «Мастерская удивительных профессий».


Строим дом (3ч.).

Инструменты для стройки дома. Отгадывание кроссворда, работа с пословицей. Дидактические упражнения «Что надо для строительства дома?», «Кто работает на стройке?», «Из чего строят дома?», «Части дома»,«Игровой лабиринт».

Практическое занятие «Строим дом».


Дачный домик (2ч.).

Практическое занятие «Строим дачный домик».


Моя профессия (1ч.).

Моя профессия. Игра- викторина.


Профессия «Врач» (2ч.).

Профессия «Врач». Отгадывание ребусов, дидактическая игра «Назови качества»


Больница (2 ч.).

Сюжетно-ролевая игра «Больница».


Доктор «Айболит» (1ч.).

Просмотр мультфильма «Айболит». Разучивание отрывка стихотворения.


«Кто нас лечит» (2ч.).

. Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача. Для чего нужны лекарства. Подведение итогов.


«Добрый доктор Айболит» (1ч.).

Профессия – ветеринар. Дидактические игры «Доскажи и допиши словечко», «Какими инструментами пользуется ветеринар?»


«Парикмахерская» (3ч.).

Мы в парикмахерской. Разгадывание загадок. Игра с детским игровым набором «Парикмахер». Конкурс причесок.


«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (4ч.).

Все работы хороши. Чтение стихотворений. Работа с толковым словарем. Дидактическая игра «Найди профессию». Обсуждение проблемной ситуации «Согласен ли ты с Петей»». Игра «Путаница», Рисование «Моя будущая профессия». Мини-сочиненние «Я хотел бы стать…»


Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (3 ч.).

Чтение произведения с обсуждением Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла».

Просмотр мульфильма «Чем пахнут ремесла».Инсценировка.


Профессия «Строитель» (2ч.).

Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Определить названия профессий. Соотнеси инструменты. Строительная техника.


Строительный поединок (2ч.).

Совместное мероприятие с родителями «Строительный поединок» - игра-соревнование.

Практическое занятие «Построй дом из коробков»


Путешествие в кондитерский цех «Кузбасс» г. Прокопьевска (3 ч.).

Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Разгадывание кроссворда. Дидактическая игра «Что нужно кондитеру?» Аппликация «Украсим торт».


«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.)

Дидактические игры.


Раздел III «У меня растут года…» (34 часа)

Профессия, должность, специальность (2ч.).

Знакомство с понятиями: профессия, должность, специальность. Работа с пословицами. Игра «Угадай профессию». Классификация профессий. Игра «Доскажи словечко».


У кого мастерок, у кого молоток (2ч.).

История происхождения орудия труда. Игра «Кому это нужно».Знакомство с понятием «инструмент». Разгадывание ребуса.



Истоки трудолюбия (2ч.).

Истоки трудолюбия. Познакомься со старинными, исчезнувшими профессиями. Раскрашивание рисунка. Разгадывание ребуса.


Домашний помощник (3ч.).

Домашний помощник. Сказка о том, как опасна лень. «У всех должны быть свои обязанности». Отгадывание загадок.


Мир профессий (2ч.).

Мир профессий. Игры «Соотнеси картинку», «Опиши профессию».

Письмо другу.


Угадай профессию (2ч.).

Игра «Угадай профессию». «Вырежи и наклей». Вкладыш №1. Игры на соответствие.


Какие бывают профессии (2ч.).

Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д. Итог.


Куда уходят поезда (2ч.).

Куда уходят поезда. Разгадывание ребусов. История возникновения паровозов. Работа с рисунком.


Моя профессия (2ч).

Моя будущая профессия. Игра «Что умею? Что могу?». Классификация профессий по группам. Визитная карточка. Немного о себе. Заполнение визитной карточки и анкеты


Наши друзья - книги (2ч.).

Наши друзья книги. Тест. История профессии. Библиотекарь. Работа с хронологической таблицей.


Откуда сахар пришел (2ч.).

Откуда сахар пришел. Разгадывание ребуса. Расшифровка анаграмм.

Кто такой агроном. Отгадывание загадок. Работа с пословицами.


«Турнир профессионалов» (2ч.).

«Турнир профессионалов». Игра «Профессии». Азбука профессий. Профессии кинематографа. Игры «Кто? Что делает?», «Угадай героев мульфильма», «Назови предметы». История профессии. Режиссёр. Игры «Назови тень», «В чем разница».


Все профессии нужны, все профессии важны (3ч.).

Все профессии нужны, все профессии важны. Игра «Назови профессии». Кем ты можешь стать. Твой талант. Объясни пословицу. Игра «Трудолюбие и талант». «Вырежи и наклей» игра «Мои таланты».


Стройка (3ч.).

Стройка. Рисование «Дом мечты». Игра «Кто? Что делает?». Виды строительных профессий. Игра «Это чьё?». История профессии. Архитектор. Игра «Строительные материалы».


Операция «Трудовой десант» (1ч.).

Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории.


«Цветы в нашей жизни» (3ч.).

Кто ухаживает за цветами. Профессия флорист. Разгадывание ребуса.

Раскрашивание. Игра «Продолжи фразу».

«Операция – цветок на подоконнике» трудовой десант.


Основы кулинарии, правила хранения и реализации пищевых продуктов (2ч.).

Повар – человек самой нужной профессии. Испечем мы с мамой сами.


Итоговое занятие (1 ч.)

Кроссворд «Современные профессии». Мини-сочинение «Кем я стану, когда вырасту…»


Раздел IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»

(34 часа)

Введение. (2ч.)

История развития промышленности и сельского хозяйства в районе. Профессии сельского хозяйства. Профессии шахт и разрезов. Деловая командная игра «Угадай профессию».


Знакомство с сельскохозяйственными профессиями (21 час).

Практическое занятие № 1.

Работа на пришкольном участке. Осенние работы в саду и огороде: уборка и сортировка овощей, работа в теплице, озимый посев овощей, обрезка плодовых культур, уборка клумб.

Знакомство с профессиями: овощевод, цветовод, агроном, тракторист, комбайнер, шофер.

Работа в группах по составлению Паспорта профессий по плану:

-какую работу выполняют люди, занимающиеся этой профессией;

-какие учебные предметы необходимо хорошо знать в школе, чтобы потом овладеть этой профессией;

чем полезна эта профессия;

загадки, стихи, ребусы, кроссворды о данной профессии. Защита творческих работ.

Обзорная экскурсия №1.

Знакомство с профессиями животноводческого комплекса: зоотехник, доярка, технолог молочной продукции.

Коллективное составление кроссворда «Что можно сделать из молока?».

Конкурс на лучший домашний рецепт из домашних продуктов. Игра «Угадай профессию».


Обзорная экскурсия №2.

Знакомство с профессией птичница. Видеоролик «Домашние птицы», какая от них польза. Подготовка творческих работ совместно с родителями «Уход за домашней птицей». Защита творческих работ. Дидактическая игра: «Найди лишнее». Разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок.

Все работы хороши, выбирай на вкус.

Знакомство со структурой лепбука, история его создания. Коллективный сбор и подготовка материала к лепбуку по теме: « Основные профессии села».

Ярмарка рабочих профессий

Конкурс – праздник «Моя любимая профессия». Учащиеся готовят праздник для родителей: презентация разных профессий, стихотворения, загадки, рисунки, кроссворды. Конкурсная программа «Что мы знаем о профессиях?»

Обзорная экскурсия №3.

Знакомство с профессиями: птичник, ветеринар Подготовка и изготовление книжки раскладушки по результатам посещения птицефабрики (цветные фотографии, информация, набранная на компьютере). Конкурс сочинений по впечатлениям от экскурсии. Кроссворды, стихи, ребусы о профессиях. Дидактические игры


Творческие профессии села (5 часов).

Все профессии нужны, все профессии важны

Знакомство с творческими профессиями нашего села: библиотекарь, хореограф, педагог музыкальной школы, учитель, воспитатель. Беседы с представителями разных профессий. Индивидуальные проекты «Профессии моих родителей». Анкетирование обучающихся «Кем я хочу быть». Игры- загадки, ребусы, стихотворения о профессиях.


Шахтерские профессии (7 часов)

Обзорная экскурсия №4.

Знакомство с шахтерскими профессиями: экскаваторщик, проходчик, слесарь, обогатитель. Ролевая игра «Разрез».

Стихотворения, загадки, ребусы о профессиях. Групповая работа по составлению Паспортов шахтерских профессий

Практическое занятие № 2.

Весенние работы в саду и огороде: разбивка грядок, посев овощных культур, перекопка клумб, высадка цветочной рассады.

Итоговое занятие. Учащиеся готовят праздник для родителей «Парад профессий».



Перечень литературы

    1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т.В. Анохина// Классный руководитель.

– 2000. - №3. – с. 63-81.

    1. Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова; Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.

    2. Сасова И.А. Экономика 2 кл, тетрадь творческих заданий. / И.А. Сасова, В.Н. Земасенская. – М.: Вита-Пресс, 2007, 2008

    3. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.

    4. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.

    5. Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство

«Детская литература», 1989 -310с.

    1. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.

    2. Родари Д. Чем пахнут ремесла?/ Д. Родари –М.: Издательство

«Детская литература», 1989 -15с.

    1. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко/ Э. Успенский

– «Стрекоза», 2000 – 79с.

    1. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.

    2. Чуковский К. Доктор Айболит./ К. Чуковский – М.: Издательство

«Детская литература»,…1989-…128 с.


Технические средства обучения


  • ноутбуки

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер

  • экран