Смоленское областное государственное бюджетное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сафоновский детский дом-школа"
ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
"Сафоновский детский дом-школа"
«Путеводная Звезда»
Разработчик:
Педагог дополнительного образования
Сивцова Л.В.
2023 - 2027 г.
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательое учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Сафоновский детский дом-школа"
«Согласовано» Старший воспитатель Заместитель директора И.И. Малолетнева. О.В.Марусина. ________________ ___________________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор СОГБОУ "Сафоновский детский дом-школа" Г.В. Гуренков. ____________________________ « ______ » ___________ 2023 г. |
ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
"Сафоновский детский дом-школа"
«Путеводная Звезда»
Срок реализации: 3года
Возраст детей: от 9 до 17 лет.
Разработчик: педагог дополнительного образования: Сивцова Л.В.
2023 - 2027 г.
Перечень нормативных документов, на основании которых программа введена в деятельность учреждения.
Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
Федеральный закон №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Распоряжение Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2015г. №2471-р «Концепция информационной безопасности детей».
7. Основная общеобразовательная программа общего образования СОГБОУ Сафоновский детский дом – школа для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Постановление от 24 мая 2014 года «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует по 28 февраля 2029 года.)
28 сентября 2022
Актуальность программы.
Данная программа была создана на основе постановления от 24 мая 2014 года «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой.
Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуж-дающихся в опеке, и создаѐт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни.
Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Обобщение опыта работы детских домов, со-циологические и психологические исследования свидетельствуют, что дети, воспитывающиеся без попечения родителей, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь. У выпускников детских домов –масса проблем. Одна из основных – неумение успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека, Гражданина и Семьянина. Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи. Отсутствие позитивного образца отношений «родитель-родитель», «ребенок-родитель»приводит к смещению ценностных ориентацией детей–сирот, осложняет создание собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов.
Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой не снижается. Сложности и проблемы в адаптации выпускников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям учащихся. Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни и отсутствием государственных стандартов, определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации. Настоящая программа по социально - бытовой ориентировке для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Путеводная Звезда» призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел. И в этом ее актуальность.
Срок реализации: долгосрочная.
Цель программы:
«Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе»
-оказание помощи в социальном становлении выпускников детского дома, подготовки их к решению сложных социальных и психологических проблем, которые ждут выпускников детского дома на их жизненном пути.
Основными задачами данного курса являются:
Создание благоприятных условий, способствующих умственному, эмо-циональному и физическому развитию личности;
подготовка выпускников детского дома к самостоятельной жизни, успешной адаптации в социуме;
осуществление воспитанниками своих конституционных прав и обязанностей, защиты нарушенных прав, ответственности за неисполнение возложенных на гражданина обязанностей;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, гражданского мировоззрения, преодоление иждивенческих, потребительских качеств воспитанников;
знакомство юношей и девушек с основами брачно–семейных отношений, воспитание потребности в создании семьи, готовности к вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей;
овладение детьми навыками самообслуживания по уходу за собой, своим жилищем;
знакомство с миром профессий и овладение элементарными профессиональными умениями; воспитание потребности в здоровом образе жизни;
становление навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.
Программа составлена по принципу дифференциального подхода с учетом возрастных и психофизических особенностей развития воспитанников детского дома, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Программа имеет социально-педагогическую направленность. Программа курса рассчитана на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях и детских домах.
В ходе работы над программой по социально – бытовой ориентировке для детей– сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Путеводная Звезда» проработаны программы:«Санаторский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, No 12» по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни «Путь к успеху», Никольского детского дома«Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в современном обществе», авторская программа Плясовой Г.И. «Воспитание семьянина в условиях детского дома» Каменского детского дома, комплексная программа Н.Н.Шамаховой, Т.А. Трофимовой «Кладовая радости: развивающая система дополнительного образования в детском доме» (Вологда: ВИРО, 2002); использован опыт работы нашего детского дома.
Программа по социально – бытовой ориентировке для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Путеводная Звезда» обеспечивает создание целостного воспитательного процесса и состоит из совокупности взаимосвязанных элементов. Основу ее содержательного компонента составляет идея подготовки к семейной жизни, которая способствует развитию у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, организации домашнего труда, самообслуживания, санитарно-гигиенических требований, межличностного общения и социального взаимодействия, формирует позитивное отношение к семье. Содействует развитию творческих способностей, обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя, других людей с помощью вовлечения воспитанников в активную разнообразную деятельность.
Содержание программы.
Требованиями к содержанию данной программы являются:
-совместная деятельность воспитателей, педагога психолога, медицинских работников, социального педагога и других специалистов детского дома;
-ориентация на современные образовательные технологии и инновационные методики, как способы воспитания;
-опора на потенциалы каждого ребенка, создание условий для его самореализации, раскрытие всех возможностей, воспитание инициативы, дисциплинированности, чувства ответственности, самостоятельности, уверенности в себе. В программу по социально – бытовой ориентировке для детей– сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Путеводная Звезда» включены следующие разделы:
Социально – бытовая ориентировка.
Основная задача – овладение детьми знаниями, умениями и навыками самообслуживания, труда по уходу за собой, за своим жилищем. Данный раздел включает в себя следующие составляющие: «Кулинария», «Домоводство», «Техника безопасности быта. Бытовые приборы и работа с ними».
Здоровье.
Раздел предусматривает изучение необходимых видов лекарственных препаратов, основных методов и видов оказания первой медицинской помощи, использование нетрадиционных методов лечения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.
Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами.
Раздел направлен на получение знаний о предприятиях и учреждениях города и района, которые призваны помочь в успешной адаптации выпускника детского дома в социуме; формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. В этом разделе рассматривается проблема развития навыков ориентировочного поведения, знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях. Параллельно идет знакомство воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий.
Подготовка к созданию семьи и семейной жизни.
В этом разделе воспитанники знакомятся с историческими традициями семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Ведущим методологическим подходом является личностно-ориентированный подход. Раздел предусматривает изучение навыков общения «мальчик-девочка», «юноша-девушка»; решение психологических проблем молодой семьи.
Итоговый контроль.
Формы и методы занятий.
В данной программе учитывается необходимость таких форм и методов занятий, которые позволяют активизировать познавательную деятельность воспитанников, развивать креативные качества личности. Самые разнообразные формы и методы используются в реализации курса: лекционные, дискуссионные, творческие работы, игровые занятия, ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, моделирование и анализ проблемных ситуаций, тренинги, индивидуальные творческие проекты, мастер – класс.
Срок реализации программы 3 года, она рассчитана на систематические занятия в группах и индивидуальные занятия:
- младшая – дети в возрасте 9 –11 лет;
- средняя – дети в возрасте 12 –14 лет;
- старшая – дети в возрасте 15 –17 лет.
Формы итогового контроля.
Предлагаются следующие формы контроля:
-в процессе изучения разделов программы – текущий контроль;
-итоговый контроль: анкетирование, тесты, ролевые игры, смотр – конкурс, панорама идей, построение проектов.
Ожидаемые результаты.
Результатами успешного освоения программы являются:
- Формирование у воспитанников позитивного образа семьи и правильное определение своего места в ней.
- Повышение учебной мотивации для продолжения учебы, получения хорошего образования и достойной работы, карьерного роста.
- Создание у воспитанников адекватной оценки себя как личности.
- Успешное и эмоционально устойчивое прохождение адаптации воспитанников-выпускников в новых учебных и рабочих коллективах. Оценка полученных знаний и умений воспитанников в результате реализации программы осуществляется через мониторинг качества знаний и практических навыков воспитанников и их личностных достижении, проведения динамики психо - физического состояния детей, участие воспитанников в делах детского дома, школы, города.
Тематический план средняя, старшая, младшая группы.
№ | Наименование |
1. | Социально-бытовое ориентирование. а) «Кулинария»; б) «Домоводство»; в) «Техника безопасности быта. Бытовые приборы и работа с ними». |
2. | Здоровье. |
3. | Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами. |
4. | Подготовка к созданию семьи и семейной жизни |
5. | Итоговый контроль. |
СПИСОК ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ.
Младшая группа.
№ | ФИО воспитанников |
1. | Васильев Роман Александрович. |
2. | Лазарев Артём Русланович. |
3. | Фурман Иван Викторович. |
4. | Щербакова Анастасия Васильевна. |
5. | Щербаков Иван Васильевич. |
Средняя группа.
№ | ФИО воспитанников |
1. | Алексеенкова Анна Олеговна. |
2. | Алексеенков Николай Игоревич. |
3. | Демидова Татьяна Эдуардовна. |
4. | Иванова Варвара Сергеевна. |
5. | Миренков Даниил Александрович. |
6. | Романов Павел Сергеевич. |
7. | Фурман Анна Викторовна. |
8. | Чернова Дарья Максимовна. |
Старшая группа.
№ | ФИО воспитанников |
1. | Ануфриев Роман Викторович. |
2. | Авраменков Артём Витальевич. |
3. | Демидова Екатерина Эдуардовна. |
4. | Денисов Иван Алексеевич. |
5. | Иващенко Арина Сергеевна. |
6. | Кулинченко Елена Александровна. |
7. | Мозылева Дарья Алексеевна. |
8. | Павловский Кирилл Сергеевич. |
9. | Хололов Алексан Арсенович. |
10. | Хололов Арчи Арсенович. |
11. | Чернова Анастасия Максимовна. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1. «Социально-бытовая ориентировка»
Домоводство младшая группа
№ | Наименование |
1. | Дом, в котором ты живешь. Дом – квартира – дом в деревне. |
2. | Гигиена жилья. Уборка помещений. |
3. | Твои игрушки и их место в доме. |
4. | Животные в доме и уход за ними. |
5. | Комнатные растения и уход за ними. |
6. | Стирка белья. Утюжка белья. Пришивание пуговиц. |
7. | Украшение дома своими руками. Тестопластика. Изготовление подарков своими руками. |
8. | Флористика, умение составлять букеты. |
Домоводство
средняя группа
№ | Наименование |
1. | Гигиена жилого помещения. |
2. | Еженедельная уборка помещения. |
3. | Генеральная уборка жилища. |
4. | Уход за обувью. |
5. | Мелкий ремонт верхней одежды. |
6. | Уход за меховыми вещами. Хранение шерстяной одежды летом. |
7. | Приемы работы при ручном шитье. Ручные швы. Шитьё прихваток для кухни. |
8. | Стирка и глаженье белья. Выведение пятен. |
9. | Украшение дома своими руками. Изготовление открыток , подарков. |
10. | Флористика, умение составлять букеты. |
Домоводство
старшая группа
№ | Наименование |
1. | Оборудование жилого помещения. |
2. | Еженедельная уборка. Генеральная уборка. |
3. | Украшение дома своими руками к праздникам из подручного Материала. |
4. | Подготовка к зиме. |
5. | Косметический ремонт жилого помещения. |
6. | Мелкий ремонт белья и верхней одежды. |
7. | Стирка и глаженье верхней одежды. |
8. | Стирка и глаженье и чистка шерстяных, трикотажных и шелковых тканей. |
9. | Уход за меховыми изделиями. Хранение шерстяной одежды. |
10. | Создание уюта в доме. |
11. | Средства борьбы с вредными насекомыми и грызунами. |
12. | Ручные швы. Шитьё украшений для дома. |
13. | Флористика, умение составлять букеты. |
Техника безопасности быта.
Бытовые приборы и работа с ними.
Младшая группа
№ | Наименование |
1. | Бытовые приборы и их роль в домашнем хозяйстве. |
2. | Техника безопасности при работе с бытовыми приборами. |
3. | Утюг, правила работы с ним. |
4. | Холодильные установки. |
5. | Осветительные приборы. |
6. | Пылесос. |
7. | Аудио и видеоаппаратура. |
8. | Электрические стиральные машинки. |
Техника безопасности быта.
Бытовые приборы и работа с ними.
Средняя группа и старшая группы
№ | Наименование |
1. | Роль бытовых приборов в жизни человека. |
2. | Пылесос. |
3. | Электрические нагревательные приборы. |
4. | Бытовая аудио и видеоаппаратура. |
5. | Холодильные установки. |
6. | Осветительные электроприборы. |
Кулинария
Младшая группа
№ | Наименование |
1. | Значение питания для здоровья человека. |
2. | Гигиена приготовления пищи. |
3. | Салаты. |
4. | Бутерброды. |
5. | Каши. |
6. | Мясо и мясные продукты. |
7. | Рыба и рыбные продукты. |
8. | Сезонная флористика. |
Кулинария
Старшая и средняя группы
№ | Наименование |
1. | Значение питания для здоровья человека. |
2. | Гигиена приготовления пищи. |
3. | Составление меню. Режим питания. |
4. | Подготовка овощей для приготовления блюд. Овощные салаты. |
5. | Молоко. Молочные продукты |
6. | Каши. |
7. | Горячие напитки |
8. | Мясо и мясные продукты. |
9. | Гарниры к мясу. |
10. | Приправы и соусы к мясу. |
11. | Рыба. Рыбные блюда и гарниры к ним. |
12. | Компоты и кисели из ягод и фруктов. |
13. | Соление, квашение, маринование овощей. |
14. | Сушение и консервирование фруктов. |
15. | Ежедневная сервировка стола. Сервировка праздничного стола. |
16. | Сезонная флористика. |
17. | Правила поведения за столом |
Раздел 2. «Здоровье»
Младшая группа
№ | Наименование |
1. | Что значит быть здоровым? Режим дня. |
2. | Роль утренней зарядки для здоровья человека. |
3. | Закаливание. От обливания до «моржа». |
4. | Гигиена тела и гигиена одежды. |
5. | Витамины и их роль для здоровья. |
6. | Правила здорового питания. |
7. | Роль сна для здоровья человека. |
8. | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. |
9. | Занятия спортом. |
10. | Релаксация. |
11. | Вредные привычки. |
12. | Медикаменты и правила их употребления. |
«Здоровье»
Старшая и средняя
№ | Наименование |
1. | Правила ЗОЖ. |
2. | Лекарственные препараты. Отравление медикаментами. |
3. | Простудные заболевания, грипп и ОРВИ. |
4. | Растяжения, разрывы связок, ушибы, и переломы. |
5. | Кровотечения. |
6. | Утопление. |
7. | Электротравмы. Поражение молнией. |
8. | Тепловой и солнечный удар. |
9. | Укусы насекомых, змей. |
10. | Отравление. Промывание желудка. Противоядия. |
11. | Профилактика здорового образа жизни. |
Раздел 3.«Взаимодействие с различными социальными Инфраструктурами»
Младшая группа
№ | Наименование |
1. | Образовательные учреждения города: школы, детские ясли и сады, учреждения дополнительного образования. |
2. | Детская городская поликлиника. |
3. | Аптека и оптика. |
4. | Дороги и улицы города. |
5. | Общественный транспорт. |
6. | Телеграф и почта. |
7. | Парикмахерская. |
8. | Магазины города. |
9. | Учреждения культуры и спорта учреждения дополнительного образования. |
Средняя группа
№ | Наименование |
1. | Вводное занятие. |
2. | Жилищно-коммунальное хозяйство. |
3. | Почта и телеграф. |
4. | Сберегательный банк. |
5. | Парикмахерские услуги. |
6. | Хлебозавод, заводы. |
7. | Магазины города и оптовые базы. |
8. | Общественный транспорт. |
9. | Отдел МВД России |
Старшая группа
№ | Наименование |
1. | Администрация города. |
2. | Управление труда и социальной защиты населения |
3. | Центр социального обслуживания населения. |
4. | Служба постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. |
5. | Управления Федеральной миграционной службы России |
6. | Центр занятости населения. |
Раздел 4. «Подготовка к созданию семьи и семейной жизни»
младшая группа
№ | Наименование |
1. | Русские сказки. |
2. | Обряды народной жизни. |
3. | Народные традиции русской семьи. |
4. | Домашний очаг. |
5. | Семья и ее роль в жизни человека. |
6. | Нравственные основы семьи. |
7. | Родственники и родные люди. |
8. | Русское хлебосольство. |
9. | Семейные праздники. |
10. | Домашний труд в семье. |
11. | Семь Я. Семейные роли. |
Средняя группа
№ | Наименование |
1. | Роль семьи в становлении подростка. |
2. | Женская привлекательность и мужественность как черты личности. |
3. | Социально-психологический тренинг«Давайте познакомимся». |
4. | Старинные семейные обряды. |
5. | «Домострой». |
6. | Что такое «идеальная семья»? |
7. | Семейные роли. Отец и мать, муж и жена. |
8. | Моя семья. |
9. | Подарки и сюрпризы. |
10. | Создание красоты и уюта в доме. |
11. | Домашняя экономика. |
Старшая группа
№ | Наименование |
1. | Основы семейного права. |
2. | Брак и семья. |
3. | Гражданский брак. |
4. | Проблемы молодой семьи. |
5. | Любовь как высшее человеческое чувство. |
6. | Семья и дети. |
7. | Социально-психологический тренинг «Семейные конфликты». Ролевая игра «Молодая семья». |
Содержание программыРаздел 1.«Социально-бытовая ориентировка».Домоводство.
Младшая группа.
Дом, в котором ты живешь. Городские многоэтажные дома. Собственная квартира. Загородный дом. Деревенский дом. Дачный домик.
Гигиена жилья. Чистота в доме. Паразиты и микробы.
Твои игрушки и их место в доме. Игры и игрушки. Бывают ли игрушки вредными? Правила уборки и место хранения игрушек.
Животные в доме. «Мы в ответе за тех, кого приручили».Животные домашние, живущие в доме и во дворе. Правила проживания животных в доме. Правила обращения с животными и уход за ними.
Комнатные растения и уход за ними. Лекарственные комнатные растения. Роль цветов в жизни человека. Правила поливки и пересадки цветов.
Стирка белья. Моющие средства для стирки различного белья. Предварительное замачивание белья. Отбеливание белья.
Средняя группа
Гигиена жилого помещения. Освещение. Проветривание. Уборка..
Еженедельная уборка помещения.Уход за местами общего пользования.Чистка дорожек и ковров. Чистка мебели. Мытье полов.
Интерьер жилого помещения. Создание уюта в доме. Цветы в доме и уход за ними. Генеральная уборка жилища. Мытье окон и дверей. Последовательность работы.
Правила носки и хранения одежды и обуви. Береги свою одежду! Чистка верхней одежды. Стирка и глаженье мелких предметов одежды.
Уход за обувью. Виды обуви. Чистка, сушка обуви.
Мелкий ремонт верхней одежды. Пришивание пуговиц, крючков. Зашивание по шву, подшивание низа одежды, подкладки и воротничка.
Уход за зимними вещами. Правила хранения.
Уход за шерстяными вещами летом. Мелкий ремонт. Химическая чистка.
Выведение пятен. Способы выведения пятен на одежде.
Приемы работы при ручном шитье. Вдевание нити в иглу. Завязывание узла. Положение иглы и ткани при шитье.
Ручные швы. Штопка. Виды швов. Шов «вперед иголку». Копировальные стежки. Сметочный шов. Обметочный шов. Потайной шов.
Ручное шитьё.
Стирка и глаженье белья. Сортировка белья. Замачивание. Кипячение. Стирка белья из хлопчато- бумажных и льняных тканей белого цвета. Стирка цветного белья. Накрахма-ливание белья. Глаженье белья – правила.
Старшая группа
Оборудование жилого помещения. Оборудование однокомнатной и двухкомнатной квартиры. Правила расстановки мебели.
Еженедельная уборка помещения. Чистка ковров. Чистка мебели. Мытье пола. Уход за местами общего пользования.
Генеральная уборка жилища. Последовательность работы.
Подготовка к зиме. Отопление жилища. Утепление окони дверей. Борьба с сыростью помещения.
Косметический ремонт жилого помещения. Обязанности квартиро-съемщика.
Мелкий ремонт белья и верхней одежды.
Пришивание пуговиц, крючков и кнопок. Зашивание по шву, подшивание низа одежды. Накладывание заплат..
Стирка и глаженье верхней одежды. Стирка верхней хлопчатобумажной одежды. Правила домашней чистки одежды. Химчистка.
Стирка шерстяных, трикотажных, вискозных и шелковых тканей. Стирка изделий из шерстяных тканей и натурального шелка. Стирка изделий из искусственного шелка. Стирка шелковых трикотажных вещей. Стирка изделий из нейлона, капрона и других синтетических волокон. Стирка трикотажных изделий из шерсти. Глаженье шерстяных и шелковых вещей. Глаженье вещей из искусственного шелка.
Ручные швы. Виды швов. Шов «вперед иголку». Копировальные стежки. Сметочный шов. Обметочный шов. Потайной шов.
Вязание. Нитки. Крючки. Спицы. Общие понятия.
Хранение шерстяной и одежды летом. Чистка, просушивание и хранение.
Средства борьбы с вредными насекомыми (тараканами, мухами, клопами, муравьями) и грызунами.
Техника безопасности быта. Бытовые приборы и работа с ними.
Младшая группа
Бытовые приборы и их назначение в домашнем хозяйстве.
Техника безопасности при работе с бытовыми приборами.
Утюг.
Холодильные установки. Холодильники домашние и моро-зильные камеры. Холодильники производственные.
Осветительные приборы. Лампы дневного света. Настольные лампы. Светильники. Ночники. Правила техники безопасности.
Пылесос. Виды пылеуборочных машин – производственные, домашние. Пылесос моющий. Правила пользования.
Электрические стиральные машинки. Правила пользования. Виды и марки машинок.
Средняя и старшая группы.
Роль бытовых приборов в жизни человека. Виды и разновидности приборов.
Пылесос. Пылесос и правила пользования им. Основные части пылесоса и уход за ними. Техника безопасности.
Электрические нагревательные приборы. Электрические плитки. Электрический чайник. Электрообогреватели. Виды, техника безопасности. Правила пользования. Техника безопасности.
Холодильные установки. Холодильник. Морозильная камера. Назначение холодильных установок. Правила пользования и техника безопасности.
Осветительные электроприборы. Виды осветительных электроприборов. Назначение, правила пользования и техника безопасности.
Кулинария.
Младшая группа.
Значение питания для здоровья человека.
Гигиена приготовления пищи. Санитарно –гигиенические правила обработки овощей и фруктов.
Салаты. Приготовление овощей для блюд. Разнообразие салатов. Овощные и фруктовые салаты. Правила приготовления. Техника безопасности.
Каши. Виды каш. Правила приготовления.
Мясо и мясные продукты.
Рыба и рыбные продукты.
Хлеб – всему голова. Бережное отношение к хлебу. Виды хлебо - булочных изделий.
Старшая и средняя группы.
Значение питания для здоровья человека. Кухня и ее оборудование.
Гигиена приготовления пищи. Санитарные нормы на кухне. Правила обработки продуктов питания.
Составление меню. Режим питания. Диеты.
Приготовление салатов. Подготовка овощей. Салат из свежих помидоров и огурцов. Салат из зеленого лука с яйцом. Салат из капусты с морковью. Салат из свеклы с чесноком. Винегрет из овощей.
Молоко. Молочные продукты и блюда. Молочные супы. Основные молочные и кисломолочные продукты. Хранение молочных продуктов. Суп молочный рисовый. Суп молочный с макаронными изделиями. Суп молочный перловый. Молочный кисель.
Каши. Правила обработки круп для варки каш. Каша манная. Гречневая каша – молочная и рассыпчатая. Каша рисовая с тыквой.
Горячие напитки. Правила заваривания чая. Чай с молоком. Чай с лимоном. Какао. Кофе. Кофе с молоком.
Мясо и мясные продукты. Приготовление мясного бульона. Первые мясные блюда. Супы на мясном бульоне. Борщ украинский с мясом. Щи зеленые. Вторые блюда из мяса. Мясо отварное. Домашнее жаркое. Жареное мясо. Фарш из мяса. Биточки из говядины. Котлеты рубленые.
Гарниры к мясу .Картофельное пюре. Гречневая каша. Перловая каша. Рисовая каша. Ма-кароны, лапша, вермишель в масле. Капуста тушеная.
Приправы к мясу. Мясной соус. Соус красный. Соус сметанный. Холодные приправы.
Рыба. Рыбные блюда и гарниры к ним. Разделывание рыбы. Отварная рыба. Тушеная рыба. Рыба жареная. Разделывание селедки. Сельдь с луком.
Компоты и кисели из ягод и фруктов. Компот из свежих яблок. Компот из сушеных фруктов. Кисель из ягодного сиропа. Морс из клюквы.
Соление, квашение, маринование овощей. Соление огурцов. Соление помидоров. Квашение капусты. Квашение яблок. Хранение засоленных овощей. Маринование. Маринование огурцов. Маринование помидоров. Сушение и консервирование фруктов. Сушение фруктов. Варенье. Повидло. Джем. Варенье из яблок. Определение готовности варенья. Закрутка компотов.
Ежедневная сервировка стола. Столовые приборы. Этикет.
Сервировка праздничного стола. Сезонная флористика.
Поведение поведения за столом в гостях. Обязанности хозяев.
Раздел 2. «Здоровье».
Младшая группа.
Что значит быть здоровым?
Роль утренней зарядки для здоровья человека. Утренние комплексы.
Закаливание. Правила закаливания. «Моржевание».
Режим дня. Важность выполнения режима дня школьникам. Составление режима дня.
Гигиена тела и гигиена одежды. Утренний и вечерний туалет. Душ. Ванна. Баня. Частота мытья. Дезодоранты. Чистота одежды. Стирка. Одежда по сезону.2.6. Витамины и их роль для здоровья. Группы витаминов.
Старшая и средняя группы.
Правила здорового образа жизни.
Лекарственные препараты. Отравление медикаментами. Признаки и симптомы отравлений, первая помощь.
Простудные заболевания. Грипп. ОРВИ. Повышение температуры тела. Причины, первая помощь. Закаливание.
Растяжения, разрывы связок, ушибы, переломы. Первая помощь. Правила наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм. Правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).Локализация перелома.
Кровотечения. Виды кровотечений. Причины, первая помощь. Методы остановки наружного кровотечения.
Утопление. Первая помощь утопающему. Основные повреждающие моменты, клинические проявления, первичные лечебные мероприятия при утоплении.
Электротравмы. Поражение молнией. Клинические проявления, основные повреждающие моменты, степени тяжести. Первая помощь.
Тепловой и солнечный удар. Перегревание. решений. Правила и приемы оказания первой помощи при солнечных и тепловых ударах.
Укусы насекомых, змей. Проявления и первая помощь.
Отравление. Промывание желудка. Отравление ядовитыми растениями, грибами. Противоядия. Правила и приемы оказания первой помощи при отравлении – промывание желудка.
Профилактика здорового образа жизни. Профилактика вредных зависимостей у детей.
Раздел 3.«Взаимодействие с различными социальными инфраструктурами».
Младшая группа.
Город и его предприятия.
Образовательные учреждения города: школы, детские сады. Роль образования в жизни человека. Забота государства о своих маленьких гражданах. Экскурсия в Детский сад .
Детская городская поликлиника. Забота государства о здоровье детей. Работники медицинских учреждений (врачи, медицинские сестры, младший медицинский персонал, регистраторы). Знакомство с медицинским учреж-дением.
Аптека и оптика.
Дороги и улицы. Название улиц в истории города. Пешеходные переходы. Дорожные знаки.
Общественный транспорт. Автобусы и микроавтобусы. Права и обязанности пассажиров. Маршруты движения транспорта. Такси. Правила поведения в общественном транспорте. Транспорт больших городов: трамваи и троллейбусы, автобусы, маршрутное такси. Личный транспорт.
Основные средства связи (почта, телефон, телеграф). Телефон. Городские телефоны-автоматы, квартирный телефон. Правила общения по телефону. Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб, получение справок по телефону, работа «Телефона доверия». Почта. Виды почтовых отправлений (письма, бандероли, посылки, денежные переводы, телеграммы). Виды писем (простые, заказные). Написание адреса на конверте.
Парикмахерская. Посещение, знакомство с услугами.
Магазины города. Продуктовые и промтоварные магазины. Отделы в магазинах.
Учреждения культуры и спорта, учреждения дополнительного образования. Детские спортивные школы, спортивные секции. Стадион. Центр развития и творчества. Библиотека.
Средняя группа.
Водное занятие. Основные понятия «социальные инфраструктуры».
Жилищно-коммунальное хозяйство города. Оплата за коммунальные услуги. Размер квартплаты. Тарифы на электричество. Порядок оплаты.
Почта. Отправление письма. Посылки. Правила упаковки и отправления. Заполнение извещения на получение посылки. Телеграмма. Составление текстов телеграмм.
Банки. Виды вкладов Назначение сбережений. Хранение денег в отделении сберегательного банка. Работа со сберегательными книжками и картами. Кредит.
Детская городская поликлиника. Виды медицинской помощи: «скорая помощь», помощь на дому, амбулаторный прием, госпитализация. Вызов «ско-рой помощи» и врача на дом. Использование различных видов медицинской помощи. «Вызов врача на дом» и обращение в поликлинику (деловая игра). Парикмахерская. Сюжетно-ролевая игра «Посещение парикмахера».
Магазин. Гипермаркет. Покупка продуктов к ужину (проблемные ситуации).
Общественный транспорт. Городской транспорт Междугородние автобусы. Автовокзал. Расписание движения автобусов. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, единый билеты).
Отдел МВД России. Участковые. Инспектор по делам несовершеннолетних.
Старшая группа.
Администрация города .Глава администрации города. Городской Совет. Отделы администрации. Жилищный отдел. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отдел ЗАГС.
Управление труда и социальной защиты населения администрации.
Оформление субсидий на льготы. Оказание материальной помощи. Отделы комитета. Центр социального обслуживания населения. Отделы Центра. Оказание помощи населению. Забота об инвалидах.
Служба постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Управления Федеральной миграционной службы России. Оформление и замена паспорта гражданина России. Оформление загранпаспорта. Оформление листков убытия. Прописка-выписка, временная регистрация.
Центр занятости населения города. Признание впервые ищущим работу или безработным. Правила постановки на учет. Выплаты. Льготы детям-сиротам.
Жилищно-коммунальные службы. Обязанности и проблемы кварти-росъемщика. Оплата за жилье и коммунальные услуги. Вызов экстренных ком-мунальных служб.
Раздел 4. «Подготовка к созданию семьи и семейной жизни»
младшая группа.
Русская сказка. Добро всегда побеждает зло. Различение добра и зла. Сказки-урок добрым молодцам.
Обряды народной жизни.
Народные традиции русской семьи.
Домашний очаг.
Семья и ее роль в жизни каждого ребенка..Роль отца и матери в семье. Дети, их роль в становлении и укреплении семьи. Братья и сестры.
Нравственные основы семьи. Воспитание чувства любви к семье, родному дому, родной природе, Родине.
Родственники –близкие и дальние. Кровное родство. Родственные связи и родственные отношения.
Русское хлебосольство и гостеприимство. Гости в доме.
Семейные праздники. Традиции семьи. Микроклимат семьи.
Домашний труд. Распределение обязанностей.
Семь Я. Семейные роли. Внучка, дочь, сестра, мать, жена, бабушка.
Средняя группа.
Роль семьи в становлении подростка. Моя СЕМЬ-Я.
Женская привлекательность и мужественность как черты личности. Психологические различия между девушками и юношами. Высоко-нравственные отношения между молодыми людьми.
Социально-психологический тренинг «Давайте познакомимся».
Семейные старинные обряды. Знакомство, сватовство, венчание, крестины. Духовные традиции русской семьи.
«Домострой» -книга об устройстве семьи и быта на Руси.
Что такое современная семья. Попытка диспута.
Семейные роли. Хозяин и хозяйка дома. Глава семьи. Ролевая игра.
Моя семья. Какой будет моя семья. Ролевая игра «Молодая семья».
Подарки и сюрпризы. Традиция подарков в семье. Радость маленьких сюрпризов. Подарок своими руками – самый дорогой подарок.
В нашем доме –красота и уют. Интерьер дома.
Домашняя экономика. Искусство разумного ведения домашнего хозяйства.
Старшая группа.
Основы семейного права. Законодательство о семье и браке. Заклюение брака. Права и обязанности супругов и родителей. Алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов и бывших супругов, соглашение об уплате алиментов).
Брак и семья. Любовь, ответственность, взаимное уважение, терпение – на чем держится Семья?
Гражданский брак. Венчание.
Проблемы молодой семьи. Наиболее типичные причины конфликтов (притирка характеров, борьба за главенство в семье, отношения с родст-венниками и друзьями).
Любовь как высшее человеческое чувство.
Семья и дети. Забота о детях – обязанность родителей. Преемственность поколений. Взаимное уважение в семье. Авторитет родителей.
Социально-психологический тренинг «Семейные конфликты».
Ролевая игра «Молодая семья».
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
1. Рост уровня общей социализированности воспитанников.
2. Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.
3 .Развитие гуманных коллективистских отношений в группах - «семьях».
4. Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы -«семьи».
5. Знание воспитанниками культуры российской семьи.
6. Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.
7. Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.
8. Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.
Литература для воспитанников.
1. Бунина О. Ф., Нечипорук З. С., Сайко С. К. Домоводство. Учебник для 5-7 классов восьмилетней школы. – Киев: Изд-во “Рядянська школа”, 1963. –192 с.
2. Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л. К. –М.: ТОО “СИМС”, 1996 г. –32 с.3.Имею право. Справочное пособие.-/ Н.Е.Захаренко. –Мурманск: « Арт-Пресс», 2006 г. 61 с.
4. Правовой путеводитель подростка. –Калуга: НП “Ассоциация многодетных семей”, 2000 г. –38 с.
5. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное пособие. / Байбородова Л. В., Жедунова Л. Г., Посысоев О. Н., Рожков М. И. –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. –196 с.
6. Семья Г. В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. –М.: Полиграф сервис, 2001. 160 с.
Литература для педагогов.
1. Агарков С. Интимный мир молодой семьи // Воспитание школьников, 1995, No1, с. 38-41.
2. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи // Воспитание школьников, 1998, No3, с. 31-34.
3. Басюк В. С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. –М.: Полиграф сервис, 2001. –132 с.
4. Бунина О. Ф., Нечипорук З. С., Сайко С. К. Домоводство. Учебник для 5-7 классов восьмилетней школы. – Киев: Изд-во “Рядянська школа”, 1963. –192 с.
5. Вардугин В. О чем должны знать молодые люди до того, как потеряют невинность // Воспитание школьников, 1998, No3, с. 34-35.
6. Вильчанская Л.Н. Сотворите свое будущее (практикум для школьников старших классов по подготовке к успешному вхождению в реальную послешкольную жизнь) // Классный руководитель, 2001, No6, с. 40-81.
7. Выпускнику образовательного учреждения / Сидорова Л. К. –М.: ТОО “СИМС”, 1996. –32 с.
8. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В. Н. Столетова. –М.: Педагогика, 1982. –336 с.
9. Жаворонкова А.Ф. Сценарий классного часа на тему Отцы и дети” // Классный руководитель, 2001, No7, с. 114-118.
10. Жуховицкий Л. Вполне нормальное одиночество // Воспитание школьников, 1995, No1, с. 42-45.
11. Захаров Ю. Наркомания: от отчаяния к надежде // Воспитание школьников, 1999, No6, с. 49-53.
12. Иванов В. Курильщик – сам себе могильщик // Воспитание школьников, 2002, No2, с. 63-65.
13. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. / Олиференко Л. Я., Чепурных Е. Е., Шульга Т. И., Быков А. В. –М.: Полиграф сервис, 2001. –320 с.
14. Инновации в российском образовании: Охрана прав детей.Социально-педагогическая поддержка и реабилитация 1999. –М.: Из-во МГУП, 1999. –95с.
15. Инновации в российском образовании: Система предупреждения со-циального сиротства. 2000. –М.: Изд-во МГУП, 2000. –80 с.
16. Кузьмич Е. Курить или не курить? – Вот в чем вопрос...// Воспитание школьников, 2001, No8, с. 67-73.
17. Лещинский В. И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. –240 с.28.
18. Макаренко С. Женственность и мужественность: вопросы их форми-рования у детей и подростков // Воспитание школьников, 2001, No9, с. 38-40.
19. Мартынин В. Твоя родословная // Воспитание школьников, 1999, No6, с. 16-17.
20. Мартынин В. Твоя родословная // Воспитание школьников, 2000, No5, с. 7-9.
21.Неотложная помощь в педиатрии: (руководство для врачей-педиатров скорой помощи) / Под ред. Э.К. Цыбулькина. – Л., Медицина, 1987. –352с.
22. Панина Г., Пиликян К., Штукатурова В. Профилактика вредных зави-симостей у детей: психолого-педагогический подход // Воспитание школьников, 2001, No9, с. 54-60.
23. Панкова Л. М. У порога семейной жизни: Кн. Для учителя. –М.: Про-свещение, 1991. -144 с.
24. Правовой путеводитель подростка. –Калуга: НП “Ассоциация многодетных семей”, 2000. –38 с.Плясова, Г. И. Образовательное пространство программы «Воспитанние семьянина в условиях детского дома. Плясова // Философия образования: спецвыпуск // Издательство СО РАН. –Новосибирск. –2006. –С. 199-201 .
25. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учебное посо-бие. / Байбородова Л. В., Жедунова Л. Г., Посысоев О. Н., Рожков М. И. –Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. –196 с.
26. Пятаков Е. Мифы о наркомании // Воспитание школьников, 2002, No7, с. 53-59.
27. Семья Г. В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. –М.: Полиграф сервис, 2001. 160 с.
28. Семья Г. В., Плясов Н. Ф., Плясова Г. И. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. –М.: Полиграф сервис, 2001. –176 с.
29. Социально-психологические требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. / Куган Б. А., Савиных В. Л., Поварницына В. А., Самылов В. К., Пономарев Н. А. –Курган: По “Исеть”, 1997. -123 с.
30. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / Байкова Л. А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В., Жокина Н. А., Мартишина Н. В. –М.: Образовательный центр “Педагогический поиск”, 1999 –160 с.
31. Становление. Федеральнаяцелевая программа «Дети-сироты».// Примерные направления воспитательной работы в детских домах. Курган, - Гармония, 1995.
29.
32. Углов Ф. Последствия курения // Воспитание школьников, 2002, No6, с. 49-53.
33. Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников, 1997, No3, с. 51-55.
34. Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников, 1998, No3, с. 35-37.
35. Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников, 1999, No1, с. 34-39.
36. Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников, 1999, No2, с. 27-31.
37. Флоренская Т. Мир дому твоему // Воспитание школьников, 1999 , No3, с. 38-43.
Глоссарий.
Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, склонностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка – реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с общественными.
Коррекция педагогическая - комплекс учебно-воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми.
Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.
Предметно-пространственная развивающая среда — детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь.
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.
Процесс (продвижение) –
а) последовательная смена состояний, ход развития чего-либо;
б) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
15