СОГЛАСОВАНО: Зам.директора МБОУ СОШ с.Усть-Уза по воспитательной работе _________________Е.А.Староверова | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ с.Усть-Уза ________________А.Ж. Назирова |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОТРЯД ЮНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ДВИЖЕНИЯ»
Срок реализации программы: 1 год Руководитель:
Староверова ЕА.,
учитель английского языка
Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
На протяжении целого ряда лет в России реализуется программа "Здоровье детей". Ее результативность, безусловно, зависит от полноты решения комплекса поставленных задач. Это достигается, прежде всего, четким взаимодействием между различными ведомствами.
Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Программой предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам: оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Детей психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Одним из ведущих направлений работы с детьми является совершенствование навыков безопасного поведения на дорогах.
Содержание программы
Основной целью программы является создание условий для выработки навыков безопасного поведения на дороге.
Главные задачи:
обучить Правилам дорожного движения;
сплотить детские коллективы через совместные творческие дела;
создать условия для практического применения ПДД;
освоить новые активные формы агитации и пропаганда ПДД;
сформировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте;
изучить влияние результативности агитационно-пропагандистской работы, проводимой в общеобразовательном учреждении;
воспитать убежденных, образцовых участников дорожного движения при освоении навыков безопасного поведения на улице и дороге.
Реализация задач, поставленных перед отрядом ЮИД, может осуществляться через беседы, конкурсы, викторины, спектакли, выпуск стенных газет, просмотр видеофильмов, выступление агитбригады, выполнение компьютерных тестов, создание компьютерных презентаций.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей. А это школьники в возрасте от 10 до 16 лет.
Правило работы отряда требует, чтобы проводились занятия как коллективные, индивидуальные так и занятия в малых группах.
В ходе занятий ребята знакомятся с Правилами дорожного движения, обсуждают различные дорожные ситуации.
С первого и до последнего этапа работы в отряде его участникам, независимо от возраста, необходимо прививать серьёзное отношение к делу.
Программа рассчитана на 1 год.
Перспективы программы:
- освоение и изучение школьниками Правил дорожного движения;
- выработка культуры поведения пешеходов на дороге.
Данная программа основана на следующих педагогических принципах:
- ценностно-смыслового равенства (у педагога и воспитанников общая цель, совместная деятельность)
- природосообразности (учёт возрастных особенностей);
- креативности (воспитание в творческой обстановке);
- доступности;
- наглядности.
Условия, необходимые для реализации программы:
- отдельное помещение;
- музыкальная аппаратура;
- таблица по изучению ПДД;
- комплекты дорожных знаков;
- дорожная разметка;
- уголок по изучению ПДД и профилактики ДТП;
- выход в Интернет;
- компьютерный класс.
Методы и формы занятий в отряде
1. Беседы из истории возникновения дорожного транспорта, регулирования движения на улицах, по изучению дорожных знаков, правил движения.
2. Конкурсы рисунков, плакатов, стенных газет, викторины по ПДД.
З. Занятия, посвященные подбору материала для уголка безопасности, для выступления агитбригады.
4. Занятия-беседы в классах.
5. Чтение и анализ материалов в газете «Добрая дорога детства».
6. Соревнования велосипедистов.
7. Конкурсы знатоков ПДД.
8. Создание компьютерных презентаций.
Структура проведения занятий
Каждое теоретическое занятие начинается с повторения ранее изученного материала: ПДД, дорожных знаков и т. д. Затем дается новый материал по ПДД, медицине и т.д. Он закрепляется с использованием мультимедийных презентаций, примеров из художественной литературы.
Заключительная часть занятия проводится в форме лекции, викторины, конкурса ( в т. ч. рисунков). Также составление загадок, написание стихов, сценариев на тему дорожного движения, изготовление дорожных знаков, таблиц, карточек.
К практическим занятиям относятся:
• фигурное вождение велотранспортных средств - преодоление различных препятствий (ворота, ручеек, желоб, фишки, качели, восьмерка и т. д.). За каждую ошибку начисляются штрафные очки;
• занятия по ОФП (в спортивном зале, на спортивной площадке).
Программой предусмотрено участие в агитационной работе, пропаганда Правил дорожного движения.
Ожидаемый результат
За период обучения школьники должны освоить:
- правила поведения пешеходов на дороге;
- назначение дорожных знаков, их использование в дорожных ситуациях;
- пропагандировать знания ПДД среди учащихся;
знать:
- историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
- историю развития Правил дорожного движения;
- о первых светофорах, легковом, грузовом и общественном транспорте, велосипедах;
- серии дорожных знаков и их представителей;
- новые формы агитации и пропаганды ПДД;
уметь:
- работать с Правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;
- читать информацию по дорожным знакам;
- оценить дорожную ситуацию,
- участвовать в конкурсах;
иметь навыки:
- дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха;
- взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий.
Направления деятельности отряда:
I. Информационная:
1. Работа стенда «Чтоб дорога стала другом».
2. Сбор газет «ДДД».
3. Сбор журналов «Путешествие на зеленый свет»
4.Создание кружка юного инспектора движения.
II. Пропагандистская:
1. Организация разъяснительной работы по БДД.
2. Создание агитбригады «Патруль».
3. Участие в создании и использовании наглядной агитации и методической базы для изучения ПДД.
III. Шефская:
1. Проведение занятий по ПДД с учащимися 1 - 4 классов.
2. Подготовка учащихся 4-х классов к работе в отряде.
3.Сбор материалов в папки ПДД классным руководителям младшего, среднего и старшего звена.
IV. Патрульная:
1. Рейды по улицам с целью выявления и предупреждения нарушений ПДД со стороны детей и подростков.
2. Дежурство у наиболее оживлённых перекрёстков.
План занятий с юными инспекторами движения
Занятия организуются школьным инструктором по безопасности дорожного движения. Привлекаются в помощь работники ГИБДД, актив родителей, врачи.
Занятие № 1
Положение об отрядах ЮИД. Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда.
Задание: изготовить и вывесить в школе многоцветный плакат о целях и задачах ЮИД. Порядке вступления в него. Предстоящей работе. За счет средств школы (или других) приобрести брошюры с текстом Правил дорожного движения.
Занятие № 2
История автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история.
Задание: рекомендовать прочтение книги Исаева “От самодельной коляски до ЗИЛ III”. И. Серебрякова “Знакомьтесь, автомобиль” и др. сфотографировать на улицах города или села автомобили различных марок и видов. Поместить фотографии на стенд. Провести с учащимися 1-2-х классов беседы по истории советских и российских автомобилей, сопроводить беседы фотоснимками. Провести уроки рисования, на которых предложить детям нарисовать различные автомобили, мотоциклы, велосипеды. Написать рассказ “Автомобиль”.
Подготовить сценки и другие номера художественной самодеятельности на тему Правил дорожного движения
Занятие № 3
Элементарные вопросы теории движения автомобиля. Разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя. Демонстрация в реальных условиях тормозных возможностей автомобиля.
Задание: нарисовать схему остановочного пути автомобиля и с помощью этой схемы провести в младших классах беседы о недопустимости перехода проезжей части перед приближающимся транспортом.
Занятие № 4
Правила дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителя. Обязанности пешеходов и пассажиров.
Задание: излить общие обязанности участников дорожного движения. Изготовить макет дорожного знака “Пешеходный переход”. Провести в младших классах рассказ о знаке “Пешеходный переход”. Начертить перекресток и изучить с детьми правила перехода дороги. Сфотографировать пешеходов, нарушающих ПДД. и придумать под снимками интересные надписи. Из картона изготовить макет перекрестка с разметкой проезжей части, дорожными знаками, использовать макет при проведении игр с учащимися младших классов по безопасности движения.
Занятие № 5
Правила дорожного движения. Разметка дороги. Места перехода проезжей части. Где и как двигаться пешеходам вдоль дорог. Перекрестки и их виды.
Задание: изучить разметку проезжей части. Начертить схемы перекрестков различных видов. Сфотографировать движение на одном из перекрестков. Придумать и провести в подшефном классе игру “Наш перекресток”. Написать в школьную газету заметку под названием “На перекрестке”.
Занятие № 6
Организация дорожного движения. Предмет организации дорожного движения транспорта и пешеходов. Как изучают состав, размеры движения транспорта. Планирование дорожной сети в городе. Развитие технических средств регулирования движения. Экскурсия на специальный участок организации движения и ознакомление ЮИД с работой и текущими задачами организации движения. Беседа с работниками отделения организации движения.
Задание: рекомендовать прочтение книги Г. Юрмина “Светофор” подготовиться и провести в подшефном классе занятие. “Какими станут улицы нашего города”. Сфотографировать и поместить в отрядном альбоме фотоснимки средств организации и регулирования движения. Подсчитать общее количество и определить состояние транспортного потока на дороге, прилегающей к школе или по местам жительства.
Занятие № 7
Правила дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке. Сигналы автомобиля.
Задание: изучить фазы цикла светофора. Сфотографировать работающий светофор. Провести для учащихся подшефных классов занятие “Трехцветный друг”. Изготовить макет светофора и продемонстрировать его работу в младших классах и в детском саду. Написать рассказ или стихотворение о светофоре.
Занятие № 8
Правила дорожного движения. Дорожные знаки и их группы. Значение отдельных дорожных знаков. Ответственность за повреждение дорожных знаков. Ознакомление с инструкцией и порядком установления дорожных знаков.
Задание: подготовить и провести в подшефном классе занятие на тему: “Сами не видят - другим показывают”. Зарисовать дорожные знаки, написать их название и значение. Изготовить на картоне дорожные знаки. Сфотографировать на дорогах дорожные знаки и поместить снимки в альбом.
Занятие № 9
Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Наблюдение за работой регулировщика.
Задание: отработать все сигналы регулировщика с жезлом перед зеркалом. Провести в подшефном классе занятие “Регулировщик-постовой”. Изготовить для отряда в школьной мастерской жезлы. На перекрестке сфотографировать регулировщика и фото поместить в альбом. Выпустить стенгазету о работе отряда ЮИД.
Занятие № 10
Общие вопросы порядка движения, остановки, стоянки транспортных средств. Отдельные вопросы проезда перекрестков, пешеходных переходов, остановок общественного транспорта и железнодорожных переездов.
Задание: с помощью макета усвоить принципы проезда перекрестков. Сфотографировать движение транспорта на перекрестке. Провести в подшефном классе или детском саду игру “Мы на перекрестке”, начертить схему перекрёстков в рабочих тетрадях.
Занятие № 11
Правила для велосипедистов.
Задание: рекомендовать прочтение книги А. Седова “Твой Друг велосипед” нарисовать дорожные знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а также знаки велосипедных дорожек. Взять на учет школьников, имеющих велосипеды, провести проверку их технического состояния и зачет по знанию велосипедистами Правил дорожного движения. Выявить подростков-нарушителей ПДД в микрорайоне, сфотографировать их и поместить фотоснимки в газете отряда.
Занятие № 12
Основы права. Права, обязанности, ответственность граждан за их выполнение по закону. Нормативное регулирование в сфере безопасности дорожного движения. Ответственность за безопасность движения и эксплуатацию автомототранспорта.
Задание: распространить в микрорайоне школы листовки ГИБДД с призывом к населению о необходимости выполнения ПДД. Выпустить газету о работе отряда ЮИД.
Занятие № 13
История милиции. История службы ГАИ-ГИБДД. Текшая работа ГИБДД. ближайшие задачи по обеспечению безопасности дорожного движения. Роль отрядов и групп ГИБДД в решении вопросов предупреждения детского дорожного травматизма. Формы работы ЮИД.
Задание: провести занятия по истории милиции. Провести встречу отряда ЮИД с отличниками милиции, ГИБДД.
Занятие № 14
Номерные, опознавательные и предупреждающие знаки, надписи и обозначения. ЮИД - активный помощник работников ГИБДД в предупреждении аварий, раскрытии автотранспортных происшествий. Основы криминалистики.
Задание: сфотографировать или нарисовать номерные знаки, опознавательные надписи и обозначения на транспортных средствах. Изучить с работниками ГИБДД способы связи расследования транспортных происшествий, распространить листовки ГИБДД для автомотолюбителей. Провести утренник “Светофор - наш друг” в подшефных классах.
Занятие № 15
Основы фотодела. Устройство фотоаппарата, его зарядка пленкой, выбор объектов съемки, техника съемки, фоторепортаж по безопасности движения.
Задание: провести в подшефных классах занятие “Они нарушают правила дорожного движения”. По итогам патрулирования сделать фоторепортаж.
Занятие № 16
Устная пропаганда ПДД среди учащихся младших классов и воспитанников детских садов. Подготовить и провести беседу по ПДД. Наглядные пособия, техника их изготовления и применения. Проведение игры с дошкольниками по безопасности движения.
Задание: составить тексты бесед по правилам движения для дошкольников. Использовать наглядные пособия для проведения бесед.
Занятие № 17
Оформление школьного стенда по ПДД. Помощь младшим классам в оформлении уголков безопасности движения. Подготовить радиорепортажи для школьного радиоузла.
Задание: оформить наглядную агитацию в школе по ПДД.
Занятие № 18
Зачет по программе ЮИД от членов отряда. Фотографирование лучших ЮИ Довцев. Рассказ о работе в школьной стенгазете. Обобщение положительного опыта работы ЮИД.
Задание: проведение занятий в подшефном детском саду.
Занятие № 19
Документы отряда ЮИД. Порядок их хранения. Форма ЮИД. Тренировка в регулировании движения с помощью жезла.
Задание: подготовка выступления художественной самодеятельности.
Занятие № 20
Прием зачета по ПДД
ПЛАН РАБОТЫ
ОТРЯДА ЮИД «Юные ГИБДДшники»
на учебный год
№ | Мероприятие | Срок выполнения | Ответственные |
1 | Выборы состава отряда ЮИД. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. Выбор редколлегии, печатного органа отряда. | Сентябрь | Руководитель отряда ЮИД |
2 | Участие во Всероссийской операции «Внимание, дети!» «Внимание, пешеход!» «Дети и дорога» | Сентябрь | Заместитель директора по ВР Руководитель отряда ЮИД |
3 | Занятие по изучению истории автомототранспорта и безопасности движения. Автомобили, мотоциклы и велосипеды. Правила дорожного движения, их история. | Октябрь | Руководитель отряда ЮИД |
4 | Сбор отряда ЮИД. Изучение элементарных вопросов теории движения автомобиля. Разгон, торможение, занос. Влияние погодных условий на движение автомобиля. Время реакции водителя. Демонстрация в реальных условиях тормозных возможностей автомобиля. | Октябрь | Руководитель отряда ЮИД Командир отряда |
5 | Изучение правил дорожного движения. Общие положения. Общие обязанности водителя. Обязанности пешеходов и пассажиров. | Ноябрь | Руководитель отряда ЮИД |
6 | Встречи с инспектором ГИБДД. | В течение года | Заместитель директора по ВР |
7 | Организация просмотра видеофильмов по правилам дорожного движения. | В течение года | Руководитель отряда ЮИД Классные руководители |
8 | Проведение викторины «Дорожная азбука» среди обучающихся школы. | Декабрь | Руководитель отряда ЮИД Классные руководители |
9 | Сбор отряда. Изучение правил дорожного движения. Светофорное регулирование движения транспорта и пешеходов. Значение сигналов светофора. Поведение пешеходов на перекрестке. Сигналы автомобиля. | Январь | Руководитель отряда ЮИД Командир отряда |
10 | Участие в конкурсе рисунков по правилам дорожного движения | В течение года | Заместитель директора по ВР |
11 | Практическое занятие. Сигналы регулировщика. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. | Февраль | Руководитель отряда ЮИД Командир отряда |
12 | Подготовка к районному конкурсу «Безопасное колесо – 2018» А) повторение знаков дорожного движения Б) изучение велотехники и правил дорожного движения для велосипедистов В) повторение правил дорожного движения Г) занятия по оказанию первой медицинской помощи при ДТП Д) тренировочные занятия по фигурному катанию на велосипеде | В течение года | Руководитель отряда ЮИД Командир отряда |
13 | Оформление школьного стенда по ПДД. Помощь младшим классам в оформлении уголков безопасности движения. | В течение года | Руководитель отряда ЮИД Командир отряда |
14 | Зачет по программе ЮИД от членов отряда. Фотографирование лучших ЮИ Довцев.. Обобщение положительного опыта работы ЮИД. | Май | Руководитель отряда ЮИД |
15 | Участие в школьных соревнованиях «Безопасное колесо – 2018» | Апрель | Руководитель отряда ЮИД |
16 | Участие в районных соревнованиях «Безопасное колесо – 2018» | Апрель | Руководитель отряда ЮИД |
17 | Подведение итогов работы клуба за 2017 – 2018 учебный год. | Май | Командир отряда Руководитель отряда ЮИД |