Образовательная программа факультатива на 2017-2020 годы обучения
Студия художественно-эстетического направления «Вдохновение»
Вариант для учащихся специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы.
Руководители: Стручкова Нь.И., Мохначевская М.П.
Образовательная программа факультатива на 2017-2020 годы обучения
Студия художественно-эстетического направления «Вдохновенье»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многим представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себе в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательность художественное мышление своих предков. Народное декоративно- прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию развивать личности.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе- пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках , сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка».
Образовательная программа факультатива актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит учитывая особенности детей, что необходима показать им величие труда, научить их трудиться на общую пользу так, чтобы труд стал для них потребностью. Большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желания своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, семье, школе.
Цель программы - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно- творческой активности, овладение языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
Закреплять, и расширять знания, полученные на уроках труда, изобразительного искусства, математики, литературы и т. д., и способствовать их систематизации;
Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно- прикладного искусства;
Раскрыть истоки народного творчества; формировать образное пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Коррекционно- развивающее:
Пробуждать любознательность в области народного, декоративно- прикладного искусства, технической эстетики, развивать смекалку, развивать памяти, внимание, работоспособности, воображения.
Формирование творческих способностей, духовной культуры; развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Развитие мелкой моторики;
Развивать умение работать в группе, сотворчеству;
Воспитывающие:
Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников; воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация деятельности факультатива.
Программа работы студии рассчитана на пятигодичное обучение. Студия комплектуется из учащихся с 5 класса по 10 классы. Количество детей в группе для освоения программы- 6 человек.
Режим работы факультатива- 18 часов в неделю.
Структура программы
Программа факультатива «Вдохновенье» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т. е.. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану;
Эскиз
Воплощение в материале
Выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческих конкурсах и на выставках.
Формы и методы
Приоритет отдается активным формам преподавания:
Практическим: упражнения, практическая работа, практикум;
Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
Нестандартным: конкурс, выставка-презентация, выставка;
Условия реализации программ
Регулярно организовать выставки работ учащихся на специальном стенде, в школьных показах.
Дидактический материал:
Журналы, эскизы, чертежи, схемы, статьи, публикации с описанием техники изготовления из лоскутов , техники вышивания, эскизы будущих изделий.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в студии учащиеся должны получить знания:
О материалах, инструментах, о правилы безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
О месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
О видах декоративно- прикладного искусства (лепка, роспись, резьба и.т.д.).
О вышивке (крестом, лентами и. т. д. )
О способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой.
Умения:
Работать нужными инструментами и приспособлениями;
Последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать элементы растительного орнамента)
Вышивать различными техникой ,создавать композицию и их располагать на панно или на изделиях;
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой, бисер, работа с тканью, вязание спицей, вязание крючком, вышивка, работа с кожей, выставки, шитье из меха, экскурсии.
Содержание всех разделов построено по следующим алгоритму:
Исторический аспект
Связь с современностью
Освоение основных технологических приемов, выполнение творческих работ(индивидуальных, групповых или коллективных)
Форма проведения итогов реализации программы факультатива- выставки, участие на конкурсах , показ моделей