МКУ «Управление образования» АМО «Тункинский район»
МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ПОВЫШЕННОЙ
МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕБНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Составитель: Бадлуева Д.Д., учитель математики
Торы
2020
Расписание занятий с детьми с повышенной мотивацией
к учебной деятельности по математике
Класс | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
5-6 | | | | 15.00 | | |
7- 8 | | | | | 15.00 | |
Список одаренных детей
№ | Ф.И. обучающихся | Класс |
1 | | 5 |
2 | | 5 |
3 | | 5 |
4 | | 5 |
5 | | 6 |
6 | | 6 |
7 | | 6 |
8 | | 6 |
9 | | 7 |
10 | | 7 |
11 | | 7 |
12 | | 7 |
13 | | 8 |
14 | | 8 |
15 | | 8 |
16 | | 8 |
Программа работы с одаренными учащимися
Актуальность проблемы
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где
хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
есть свои традиции;
дается современное образование;
уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.
Одаренные дети
Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.
Формы и методы работы с одаренными учащимися.
Формы работы с одаренными учащимися:
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружковые занятия;
интеллектуальные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в предметных олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
научно-исследовательские конференции;
членство в ученических научных обществах.
Методы работы:
анкетирование, опрос;
собеседование;
тестирование;
анализ научных источников;
творческие работы;
метод прогнозирования;
метод исследования проблемы
Направления программы:
Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
Использование системы заданий повышенной сложности:
задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
задания на составление учебных проектов.
задания на прогнозирование ситуаций.
Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
6.Ресурсное обеспечение программы:
наличие учебной аудитории;
библиотечный фонд – наличие литературы;
цифровые ресурсы – ИКТ.
7.Критерий эффективности:
Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
Отсутствие неуспевающих по предмету.
Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
8.Этапы работы
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
9.Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
10. Мероприятия по работе с одарёнными детьми
10.1. Мероприятия
Мероприятия | Форма |
Урочные и внеурочные мероприятия |
Индивидуальные занятия | консультации |
Участие в школьных предметных олимпиадах | олимпиада по математике |
Участие в районных предметных олимпиадах | олимпиада по математике |
Участие в школьных, муниципальных, региональных НПК | НПК по математике |
Участие в общероссийских дистанционных конкурсах | 1. Олимпиады, конкурсы по математике 2. Олимпиада по математике «Пума» 3. Олимпиады Учи.ру 4. Олимпиады БРИКС-матч |
Конкурсы школьного и муниципального уровня | Математическая регата Турнир Архимеда по математике |
Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность
Тематика творческих работ:
Из истории чисел – для учащихся 5-6 классов
Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 7- 8 класса;
Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 8 класса;
В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 5-8 классов.
Темы учебных проектов
Магические числа – 5-6 кл
Среднестатистический пятиклассник (шестиклассник)-5-6 кл
Энергозатраты приборов у меня дома.- 5-8 кл
Задачи на проценты, решаемые в жизни.- 5-8 кл
Измерения на местности, требующие знаний геометрии.- 7-8 кл
Координатная плоскость. -7-8 кл
Геометрия вокруг нас. – 7-8 кл
Без мерной линейки, или измерение голыми руками. – 5-6 кл
Быстрый счет — легко и просто! -5-8 кл
В мире ребусов и лабиринтов – 5-8 кл
История развития математики (этапы развития математики).-7-8 кл
Королевство десятичных дробей.- 5-6 кл
Курьезы, софизмы, парадоксы в математике.- 7-8 кл
Логические задачи по математике.- 5-8 кл
Источники и учебная литература
Литература:
Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.
Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.
Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.
Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.
Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)
Электронные ресурсы:
http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;
http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник