СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа работы с одаренными детьми по математике для учащихся 5-8 классов 

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми по математике»

МКУ «Управление образования» АМО «Тункинский район»

МБОУ «Торская средняя общеобразовательная школа»















ПРОГРАММА РАБОТЫ

С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ПОВЫШЕННОЙ
МОТИВАЦИЕЙ К УЧЕБНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ

ПО МАТЕМАТИКЕ









Составитель: Бадлуева Д.Д., учитель математики
















Торы

2020


Расписание занятий с детьми с повышенной мотивацией

к учебной деятельности по математике



Класс

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

5-6




15.00



7- 8





15.00




Список одаренных детей



Ф.И. обучающихся

Класс

1


5

2


5

3


5

4


5

5


6

6


6

7


6

8


6

9


7

10


7

11


7

12


7

13


8

14


8

15


8

16


8

Программа работы с одаренными учащимися

  1. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;

  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;

  • есть свои традиции;

  • дается современное образование;

  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.



  1. Одаренные дети

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие воз­можности и проявления.

  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потреб­ность.

  • Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в оп­ределенной области науки, искусства.

  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но об­ладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.

  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образова­тельных услуг.

  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.

  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивиду­альной работе с учащимися.

  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.

  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам;

  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

  1. Формы и методы работы с одаренными учащимися.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • кружковые занятия;

  • интеллектуальные конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в предметных олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

  • научно-исследовательские конференции;

  • членство в ученических научных обществах.



Методы работы:

  • анкетирование, опрос;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • анализ научных источников;

  • творческие работы;

  • метод прогнозирования;

  • метод исследования проблемы


  1. Направления программы:


  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.

  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.

  3. Использование системы заданий повышенной сложности:

  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.

  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.

  • задания на составление учебных проектов.

  • задания на прогнозирование ситуаций.

  1. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.



6.Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;

  • библиотечный фонд – наличие литературы;

  • цифровые ресурсы – ИКТ.


7.Критерий эффективности:


  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.

  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.

  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.


8.Этапы работы

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.

9.Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.


10. Мероприятия по работе с одарёнными детьми


10.1. Мероприятия

Мероприятия

Форма

Урочные и внеурочные мероприятия

Индивидуальные занятия

консультации

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

Участие в школьных, муниципальных, региональных НПК

НПК по математике

Участие в общероссийских дистанционных конкурсах

1. Олимпиады, конкурсы по математике

2. Олимпиада по математике «Пума»

3. Олимпиады Учи.ру

4. Олимпиады БРИКС-матч

Конкурсы школьного и муниципального уровня

Математическая регата

Турнир Архимеда по математике



    1. Вовлечение учащихся в творческую и проектную деятельность

Тематика творческих работ:

  • Из истории чисел – для учащихся 5-6 классов

  • Истоки математики (Вавилон, Египет, Греция, Восток) - для учащихся 7- 8 класса;

  • Великие математики мира (ученые-математики) - для учащихся 8 класса;

  • В мире закономерных случайностей (теория вероятности и математическая статистика) - для учащихся 5-8 классов.

Темы учебных проектов

  1. Магические числа – 5-6 кл

  2. Среднестатистический пятиклассник (шестиклассник)-5-6 кл

  3. Энергозатраты приборов у меня дома.- 5-8 кл

  4. Задачи на проценты, решаемые в жизни.- 5-8 кл

  5. Измерения на местности, требующие знаний геометрии.- 7-8 кл

  6. Координатная плоскость. -7-8 кл

  7. Геометрия вокруг нас. – 7-8 кл

  8. Без мерной линейки, или измерение голыми руками. – 5-6 кл

  9. Быстрый счет — легко и просто! -5-8 кл

  10. В мире ребусов и лабиринтов – 5-8 кл

  11. История развития математики (этапы развития математики).-7-8 кл

  12. Королевство десятичных дробей.- 5-6 кл

  13. Курьезы, софизмы, парадоксы в математике.- 7-8 кл

  14. Логические задачи по математике.- 5-8 кл




Источники и учебная литература

Литература:

  1. Математика. 6-9 класс. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. Часть 2./Под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на Дону: Легион-М, 2009. – 112 с.

  2. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей, 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2008 г.

  3. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие / авт.-сост. Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 152 с.

  4. Предметная неделя математики в школе / Т.Г.Власова. – Изд. 5-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 168 с.

  5. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ : 2012 : Математика / авт.-сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2012. 93 с. – (ФИПИ 2012)



Электронные ресурсы:

  1. http://mathege.ru/or/ege/Main - открытый банк заданий ЕГЭ по математике;

  2. http://www.terver.ru/ - Школьная математика. Справочник