СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми учителя русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми учителя русского языка и литературы»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровская средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

от «21» августа 2021г.

Руководитель МО_______ _________________

Согласовано Утверждаю

Зам. директора по УВР Директор школы

________ _____________________ ______________ ____________________

«28» августа 2021г. Приказ №_______ от 28.08 2021г.









Программа работы с одаренными детьми

учителя русского языка и литературы

на 2021-2022 учебный год










Рабочая программа составлена

учителем русского языка и литературы

Баймурадовой Л.Э.









Пояснительная записка.



Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Индивидуальная программа учителя русского языка и литературы по работе с одарёнными детьми нацелена на одарённых учащихся 6-7 классов. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по лингвистике, по теории литературы, стилистике. Кроме того, курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Учащиеся зачастую слабо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.

Программа способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; формирует у учащихся высокую гражданскую позицию; способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Целью программы является: 

- создание системы условий, направленных на поддержку и развитие одарённых учащихся 6-7 классов в области филологии;

-создание системы деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, развитию одаренности;

-достижение максимального уровня развития способностей детей;

-выявление интеллектуального потенциала учащихся школы.



Задачи:

1. Оказать педагогическую поддержку талантливым учащимся 6-7 классов. Стимулировать интеллектуальное развитие обучающихся.

  1. Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности обучающихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

  2. Обеспечить участие одаренных учащихся 6 и 7 классов в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе всех уровней.

  3. Обеспечить участие одарённых учащихся в различных творческих конкурсах по русскому языку и литературе.

  4. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся с высоким уровнем обучаемости, вплоть до составления индивидуальной программы обучению по предмету.

  5. Организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления.

  6. Выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.

  7. Интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся.

  8. Организация проектной деятельности.

  9. Забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития.

  10. Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.

При реализации направлений программы применяются различные формы и методы.

Формы занятия данного курса как традиционные – это практические занятия, лекции с элементами беседы, так и нетрадиционные: устный журнал, литературная гостиная, презентация, защита творческого проекта и другие.

Формы работы с одаренными детьми:

1. Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведения нестандартных форм уроков.

2. Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиаде, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам

3. Участие в школьных, улусных олимпиадах по русскому языку и литературе.

4. Конкурсы, интеллектуальные игры, концертная деятельность, фестивали, театрализованные представления.

5. Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).



Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

1.Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

2.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

3.Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.



Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: кроссворды, викторины, творческие проекты, презентации, сочинения, чтение наизусть и другие.

Индивидуальная программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе

рассчитана на 1год - 34 часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа работы с одарёнными детьми спланирована для учащихся 6-7-ых классов на 2021-2022 учебный год.

Основные направления программы.

Реализация настоящей программы предполагает комплекс мероприятий:

1) подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся в области филологии;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы.



Этапы и сроки реализации:

I. Организационный этап ( сентябрь - октябрь )

Данный этап включает в себя программное обоснование работы с одаренными детьми, анализ банка «Участники олимпиадного движения», повышение компетенции педагога в работе с одарёнными детьми через самообразование.

II. Практический этап (ноябрь - апрель .)

Данный этап предполагает:

реализацию программы по работе с одаренными учащимися;

расширение форм работы с одарённым учащимся.

III. Обобщающий этап ( май)

На данном этапе предполагается: соотнесение результатов реализации программы с поставленными целями, распространение опыта работы педагога, проектирование перспектив, путей и способов дальнейшей работы по поддержке и развитию одаренных учащихся.

Результатом реализации программы должно стать положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в:

  1. предметных олимпиадах;

  2. интеллектуальных конкурсах;

  3. освоении учебной программы.



Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    1. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

    2. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

    3. Принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности.

    4. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.



Ожидаемые конечные результаты:

1. Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся;

2. Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

3. Развитие потенциала детей;

4. Проведение мероприятий по различным направлениям с одаренными детьми.

5. Создание условий поддержки и защиты одаренных детей.

6. Организация работы с одаренными детьми.



Организация работы с одаренными детьми:

1. тестирование, наблюдение и мониторинг;

2. проведение контрольного среза среди обучающихся;

3. выявление одаренных детей по результатам контрольных срезов, по результатам контрольных и проверочных работ;

4. использование вариативных домашних заданий повышенного уровня сложности, творческих заданий;

5. обучение работе со справочной, дополнительной литературой, Интернет –ресурсами. Индивидуальные задания (написание рефератов, докладов, сообщений, создание презентации по темам) Работа на компьютере.

6. Организация участия детей в школьных олимпиадах по русскому языку и литературе. Подготовка победителей школьной олимпиады к муниципальному этапу.

7. Организация научно-исследовательской работы обучающихся. Индивидуальная работа.

8. Создание условий для реализации творческих способностей одаренных детей:

-проведение конкурсов сочинений, юных поэтов. Сотрудничество с учителями МО гуманитарного цикла, школьным и сельским библиотекарями;

-проведение презентаций;

-проведение выставки иллюстраций детей по прочитанным произведениям;

-организация развлекательно-познавательных игр;

-участие во всероссийских конкурсах через интернет;

- использование занимательного лингвистического материала на уроках русского языка и литературы как средства повышения интереса к предмету;

-проведение Недели русского языка и литературы;

- проведение читательской конференции, марафона.

9. Индивидуальный план работы с одаренными детьми







Учебно-тематический план



№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе


13

5

8

2

Исследовательская деятельность учащихся

14

4

10

3

Интеллектуальные и творческие конкурсы

6


6

4

Заключительное занятие

1

1



ИТОГО

34

10

24



Содержание работы.

  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и

литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить ученику:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • формы контроля;

  • задания для самопроверки.

  • Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;

  • Дата и время консультаций;

  • Главные рассматриваемые вопросы;

  • Время работы с темой по программе;

  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.

В работе с учащимися основной школы используются доступные

сборники олимпиадных задач.

  1. Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004

  2. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Сборники «Русский медвежонок».

  4. Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005

  5. Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.

  6. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.



Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.



2. Исследовательская деятельность учащегося.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;

  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,

в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы учащийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие

учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

  • определение темы и цели исследования;

  • формулирование и отбор полезных гипотез;

  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

  • разграничение допущений и доказанных положений;

  • планирование проверки гипотезы;

  • планирование результата;

  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

  • систематизация фактов, явлений;

  • интерпретация данных;

  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

  • установление аналогий;

  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

  • решение задачи в новой ситуации;

  • написание творческого сочинения, реферата.



3. Интеллектуальные и творческие конкурсы



На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • филологический чемпионат;

  • конкурс «Проба пера»;

  • конкурсы проекта «Познание и творчество»;

  • участие в различных сетевых конкурсах: intolimp.org, и других;

  • дистанционная олимпиада «Летописец».

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.





Календарно-тематическое планирование

№ п/п



Тема занятия

Формы организации учебного занятия

Количест

во часов

Творческие работы

1

Подготовка учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе. Фонетика. Орфоэпия.

Учебная лекция.

Практическое занятие.

1

Составление кроссворда

2

Лексика. Фразеология.

Практическое занятие.

1

Презентация

3-5

Морфемика.

Презентация + практические занятия

3

Практическая работа

6-7

Морфология

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

2

Составление вопросов викторины по теме

8

Синтаксис

Практическое занятие

1

Практическая работа

9-10

Стили и типы текстов

Практическое занятие

2

Творческий проект

11-12

Творчество писателей- классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

Устный журнал

2

Творческий проект, чтение наизусть

13

Работа над сочинением по произведениям писателей-классиков

Практическое занятие

1

Сочинения

14-15

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения. Подготовка доклада.Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.Реферат.




Практические занятия

2

Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.


16-18

Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.

Выдвижение и обоснование гипотезы.

Оценка собственной деятельности, рецензирование работ.

Практические занятия

3

Решение исследовательских задач. Написание рецензии.

19

Работа с литературными источниками

Практическая работа в школьной библиотеке и в компьютерном классе.

1


20-21

Этапы выполнения научно- исследователь-

ской работы. Выбор темы исследования,

определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы


Беседа

2

Представление результатов работы

22-23

Изучение научной литературы по теме исследования.

Выполнение практической части исследовательской работы.

Анализ результатов. Выводы.

Беседа + практическое занятие

2

Защита творческого проекта, презентация

24-25

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ.

Практическое занятие

2

Демонстрация оформленной работы

26-27

Научный доклад – итог исследовательской работы школьника


2

Защита научно-исследовательской работы

28

Интеллектуальные и творческие конкурсы.

Филологический чемпионат

Соревнование знатоков

1

Защита проекта

29

Конкурс «Проба пера»

Сочинение

1

Сочинение

30

Выполнение конкурсного задания проекта «Познание и творчество»

Практическая работа

1


31

Выполнение задания сетевого конкурса infolimp.org

Практическая работа

1


32

Выполнение задания сетевого конкурса infourok.ru

Практическая работа

1


33

Выполнение заданий олимпиады «Летописец»

Практическая работа

1


34

Итоговое занятие

Подведение итогов.

Обмен мнениями.

План на новый учебный год

1

Творческие работы учащихся


























План работы



п/п

Содержание мероприятия

Форма проведения

Срок

Ответственный

1


Работа по выявлению одарённых и талантливых детей. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Составление плана работы с одаренными и талантливыми детьми по русскому языку и литературе.

Анкетирование, собеседование. Заседание ШМО

Август-сентябрь

Рук. ШМО

2.

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия. Продолжение  работы по выявлению одарённых детей и талантливых детей.
Участие в заочных олимпиадах и конкурсах.

Практические занятия.

Октябрь

Рук.ШМО

учитель русского языка и литературы

3.

Подготовка к участию в очных/заочных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях разных уровней.

Обучение работе со справочной , дополнительной литературой

Инд. занятия с победителями школьных олимпиад.

Ноябрь

Учитель русского языка и литературы

4.

Участие в очных/ заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Инд. занятия с победителями школьных олимпиад.

Декабрь

Учитель русского языка и литературы

5.

Выпуск информационного бюллетеня о результатах участия в мероприятиях.

Бюллетень.

Октябрь - декабрь

Рук. ШМО, редколлегия школы

6.

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.
Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций» Начало оформления работ. Проектная деятельность. Подготовка к научно-практической конференции, выбор тем для конференции «Шаг в науку».
Работа с портфолио (итоги 1-2 четверти).

Лекция, практическое занятие.

Январь

Учитель руссого языа и литературы

7.

Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований. Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях.

Лекция, практическое занятие.
Неделя творчества.

Февраль

Учитель русского языка и литературы

8.

Участие в очных/заочных олимпиадах и конкурсах, фестивалях, конференциях. Предварительная защита научных работ на  заседании  ШМО гуманитарного цикла.

Заседание ШМО Учебное занятие.

Март

Рук. ШМО

9.

Месячник «Портфолио  достижений одаренных детей» - «Книга творческих работ». Участие в муниципальной научно-практической конференции «Шаг в науку»

Неделя творчества.

Апрель

Рук. ШМО

10

Результаты, достижения. Планирование на следующий уч. год. Работа с портфолио (итоги года). Заседание ШМО «Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых и талантливых детей в этом учебном году. Планирование работы с одарёнными детьми на следующий учебный год»

Составление плана.
Заседание ШМО.

Май

Рук. ШМО





Содержание работы



  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и

литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить ученику:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;

  • Дата и время консультаций;

  • Главные рассматриваемые вопросы;

  • Время работы с темой по программе;

  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована на каждого индивидуально.

В работе с обучающимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач. Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам. В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.

Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития обучающихся.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных обучающихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными и талантливыми детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности обучающегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

2. Исследовательская деятельность обучающегося.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;

  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.



Ученическая научно-исследовательская конференция как индивидуальная форма внеурочной работы носит тематический характер. В процессе подготовки обучающиеся на основе широкого круга источников готовят доклады, сообщения, фильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематике. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность.

Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа обучающихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства обучающихся.

Ученические конференции призваны вырабатывать у детей мастерство лектора. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи обучающегося, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,

в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы обучающийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же обучающийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

  • определение темы и цели исследования;

  • формулирование и отбор полезных гипотез;

  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

  • разграничение допущений и доказанных положений;

  • планирование проверки гипотезы;

  • планирование результата;

  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

  • систематизация фактов, явлений;

  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

  • установление аналогий;

  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

  • решение задачи в новой ситуации;

  • написание творческого сочинения, реферата.

  1. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • конкурс «Проба пера»;

  • участие в конференциях;

  • участие в различных сетевых конкурсах;

  • дистанционные олимпиады/конкурсы/форумы.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

В.А Сухомлинский настойчиво советовал учителям беречь детский огонёк пытливости, жажды знаний, вознаграждать каждый успех ребёнка, каждое преодоление трудностей залуженной оценкой. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. В 5-7 классах при помощи игровых моментов и ситуаций можно поддерживать интерес обучающихся к учению, а также создавать простор для детского творчества.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеурочной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность обучающихся вносятся соревновательные элементы.

Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают обучающимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Все интеллектуальные игры делятся на два блока - викторины и стратегии.

Викторины - эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные. Тестовые викторины - здесь участники отвечают на вопрос и получают оценку в баллах. Такие игры можно увидеть по телевизору - «О, счастливчик!», «Что, где, когда?». Сюжетные викторины - более интересные. В этих играх включается воображение, применяются элементы театрализации. Примерами могут быть такие телевизионные передачи, как «Почемучка», «Колесо истории».

Стратегии - форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху. Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Мероприятия по реализации программы. Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

Найти точку роста.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

Выявление индивидуальных особенностей.

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об обучающихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.

Воспитание лидерских качеств.

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе на уроке можно использовать:

  • Метод вживания. Позволяет обучающимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  • Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  • Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность обучающихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности.

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

  1. «И все-таки у них много общего». Задание: возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и взяв первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

    • Оба слова - из четырех букв;

    • В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

    • При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

    • И то и другое может блестеть;

    • Из них иногда льется вода;

    • Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

  1. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

  1. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

  1. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

  1. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.

Упражнения для развития творческого восприятия.

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

  1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

  2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

  3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

  4. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно, снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

  5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

  6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

  7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

  8. « Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

  9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

  10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

  11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

  12. « Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

  13. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

  14. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как устроить машину для приготовления уроков?».



Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или во-ображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка


Любознательность



Сверхчувствительность к проблемам



Способность к прогнозированию



Словарный запас



Способность к оценке



Изобретательность



Способность рассуждать и мыслить логически



Настойчивость



Перфекционизм























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!