Программа работы с одарёнными детьми
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школы.
Одарённость – это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.
Компоненты программы
выявление одарённых детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности ( олимпиады, конкурсы, исследовательская работа );
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
создание условий для всестороннего развития одарённых детей.
Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение их в исследовательскую деятельность и развитие их творческих способностей.
Основные задачи:
Выявление и развитие у учащихся творческих способностей.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование логического мышления.
Реализация программы проходит в 3 этапа
1 этап – учащиеся 1 класса. На этом этапе главным является выявление одаренных детей, учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований. Первый этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию творческих мастерских.
2 этап – учащиеся 2 класса. На втором этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.
При этом должен быть соблюден комплекс мероприятий:
своевременное применение различных видов тестирования;
участие во внеклассных мероприятиях (анализ продуктов деятельности);
заключение психолога или экспертов в определенной деятельности;
участие в олимпиадах, конкурсах, выставках (анализ продуктов деятельности);
самонаблюдение, самоанализ, самооценка (через анкеты, третьих лиц);
наблюдение родителей и представителей науки.
3 этап – учащиеся 3-4 класса. В этом возрасте важно создать условия для самовыражения и самоопределения, реализации интеллектуальных возможностей и творческих способностей. На этой стадии я веду кружки «Окружающий мир. Я - исследователь», «Калейдоскоп проектов», развивающие занятия «Математика. Логика. Информатика», организую подготовку и участие детей в олимпиадах и конкурсах различного уровня. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах.
Актуальность разработки программы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Поэтому так важно ещё в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работа с одарёнными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся. В школе ведётся работа по повышению уровня квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми.
Концепции программы
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны статьодним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одарённые дети
имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
устанавливают высокие требования к себе и к окружающим;
не могут чётко развести реальность и фантазию;
имеют хорошо развитое чувство юмора;
постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока недоступны.
Выявление одаренных детей.
Выявление одаренных детей начинается с первого посещения психолога при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности каждого учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с одаренными учащимися.
- создание и защита проектов по теме исследования;
- подготовка презентаций;
- организация в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания;
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах);
- разноуровневые задания,
- творческие задания;
- кружки по интересам;
- консультирование по возникшей проблеме;
Ожидаемые результаты
Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся;
Участие и получение призовых мест в конкурсах, олимпиадах, сетевых проектах регионального и федерального уровней.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Список используемой литературы:
Научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №3/2009
Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры.материалы 1 Республиканского семинара-совещания классных руководителей. К., 2004 г.
Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. Ростов-на Дону, Феникс, 2007 г.
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. — М., 1981.
Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
Одаренные дети . Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.
Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .