СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми»











Программа работы с одаренными детьми в начальной школе

«Обучая, развиваем»

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Киселёвской средней общеобразовательной школы

имени Николая Васильевича Попова

на 2019-2022 учебный год

















Составитель:

руководитель МО начальных классов,

Ковалева Валентина Владимировна







Пояснительная записка

Цель:

выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи развития:

развитие личности одаренных обучающихся;

развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;

развитие позитивной Я-концепции;

развитие творческой самостоятельности;

развитие коммуникативных умений;

развитие рефлексивных умений.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одаренными обучающимися;

предметные кружки;

кружки по интересам;

конкурсы;

участие в олимпиадах;

исследовательская деятельность.

Принципы работы с одаренными детьми:

-принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

-принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

-принцип опережающего обучения;

-принцип развивающего обучения.

Критерии выявления одаренности:

1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;

3) систематическое самообразование;

4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);

5) темпераментные особенности;

6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Так как одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности по следующим направлениям:

1) Вовлечение детей в деятельность по интересам;

2) Организация научно-исследовательской деятельности учащихся;

3) Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;

4) Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы;

5) Развитие умений самостоятельно работать;

6) Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов;

7) Обучение творческим методам работы;

8) Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей;

9) Поощрение обучающихся.

Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);

  • осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;

  • грамотное построение устной и письменной речи;

  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

  • самостоятельно создавать алгоритм действий;

  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

  • владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

  • понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;

  • использовать разные географические средства;

  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;

  • чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

  • проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности,

выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в

цели;

  • работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик,

оратор и др.

  • стремление к самосовершенствованию;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные УУД:

  • замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;

  • оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);

  • адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;

  • составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

  • самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

  • понимать значение работы над устранением ошибок;

  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

  • подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

  • различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

  • с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

  • анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;

  • выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

  • составлять внутренний план действий.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

  • принцип развивающей и воспитывающей среды;

  • принцип обучения и воспитания на диагностичной основе;

  • принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля);

  • принцип интеграции  интеллектуального, морального, эстетического и физического развития;

  • принцип  научности;

  • принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.);

  • принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания);

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса;

  • принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего;

  • принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

  • принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья;

  • принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях.

План работы


 №

Направления реализации плана

Мероприятия

Сроки

1

Изучение нормативных документов, рекомендаций из опыта работы учителей по вопросу «одаренные дети»

Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности (диагностика склонностей обучающихся)

Сентябрь

 



 Ноябрь







Декабрь


Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках».


Опрос родителей с целью получения объективной информации

Тематическое родительское собрание «Развитие способностей обучающихся» (1-4 классы)

Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков в системе дополнительного образования


Ноябрь

3

Создание банка данных одаренных детей школы.

Составление и уточнение списков обучающихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности.


Сентябрь

4

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми.

Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по предметам).

Формирование комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям

Отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов.

Проведение индивидуальных занятий с обучающимися с разбором олимпиадных заданий.

В течение года

5

Систематизация работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности.












Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, компьютерных игр, электронных учебников и т.д.

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.

Проведение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция.

Проведение предметных недель с активным участием одаренных обучающихся.

Включение в план урока заданий повышенной сложности, создание ситуации успеха, привлечение одаренных к консультационной работе.

В течение года

6

Индивидуальные консультации для одарённых детей


В течение года

7

Развитие творческих способностей

детей


- конкурсы рисунков,

- конкурс юных чтецов,

- выставки творческих работ

- защита исследовательских работ и

творческих проектов.

В течение года

По плану

8

Развитие спортивных способностей


- спартакиада,

- спортивные игры, соревнования

В течение года

По плану

9


Интеллектуальное развитие детей


Участие в районных, региональных, всероссийских, международных

конкурсах

По плану


Участие в общешкольных праздниках

В течение года

Участие в школьном туре олимпиад.

Октябрь

Участие в районном туре олимпиад.

Ноябрь

Поэтический конкурс «Весенняя капель»

Март

Участие в Неделе начальных классов

Март

Подготовка и участие в конкурсе «Интеллектуальная карусель»

Апрель

Конкурс «Самый умный»

Май



10

Мониторинг результативности работы с одаренными детьми.

Пополнение банка данных одаренных детей, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, соревнования, предметные недели, проектная деятельность, общешкольная конференция, внутришкольный контроль.


Май

11

Анализ и обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми

Заседание школьного методического объединения.

Круглый стол «Развитие творческого потенциала ребенка» (творческие отчеты учителей из опыта работы с одаренными детьми)

Апрель

12

Итоги работы с одаренными детьми.



Май