Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каразерикская средняя общеобразовательная школа имени Г. Вильданова»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______Котдусова Г. Р. Протокол № ____ от « » ________2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _________Гарипова А. М. Протокол № _____ от « » _____________2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _______Шакирова М. М. Приказ № ______ от « » _________ 2024 г. |
Программа
работы с одарёнными учащимися
по русскому языку и литературе
Составитель:
учитель русского языка и
литературы Рахимова Г. Р.
2024-2029 учебные годы
Пояснительная записка
На современном этапе в системе образования возрастает ответственность педагога за организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся, учитывая при этом индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Улучшение работы в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей. Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех видов работ: условий для выявления, развития, поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
В зависимости от степени подготовленности учащихся, их творческого потенциала планируется и ведется работа с одаренными детьми. Внимание со стороны преподавателя к одаренным детям поддерживает искорку желания у детей созиданию. А своевременно оказанная при необходимости практическая помощь со стороны учителя помогает ученику найти верное решение проблемы.
В новом классе / в других классах одаренные ученики уже выявлены учителем/ проводится работа по выявлению детей для того, чтобы способствовать развитию их творческого потенциала и его реализации. С этой целью организуется систематические теоретические и практические занятия. В комплексе это развивает творческую личность. Ведется индивидуальная и групповая работа с одаренными детьми, при этом учитывается их мотивация.
Работа с одаренными учащимися планируется разнообразной как по содержанию так и по форме. Содержание этой работы определяется темой урока и мотивацией учащихся, уровнем подготовленности. И неизменным помощником в развитии творческого дара ученика /по мнению преподавателей/ в первую очередь является книга, и моя задача – научить ученика работать с книгой (а также разными видами словарей, энциклопедий, брошюр, архивных материалов, СМИ и др.) Именно благодаря приобретенным навыкам работы с книгой расширяется кругозор ученика и стимулируется желание научного и творческого поиска. А в комплексе это и означает развитие творческой личности, поддерживает интерес к знаниям, к самому процессу их получения. В ходе работы с книгой некоторые учащиеся начинают работать над проектом. В процессе работы над проектом у учащихся вырабатывается творческий подход к делу, инициативность, самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость, терпение. Презентация проектной деятельности учащихся будут проходит перед учащимися.
Эти проекты носят практико-языковой характер, направленные на исследование проблем общения и коммуникации или решения лингвистических задач.
Итак, работа над проектом и защита проекта организует и развивает творческую личность.
Развитию творческого потенциала ученика способствуют различные формы уроков и методы уроков: метод погружения, исследовательский метод, работа в группах, дискуссии, театрализация, конкурс, практикум.
При работе с высоко мотивированными учащимися учитывалось и использование ИКТ, ЦОР в соответствии с методической темой школы.
Данная программа работы с одаренными, то есть высокомотивированными детьми вписывается в общую педагогическую систему школы.
Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание и формы работ с примерным распределением времени, а также этапов реализации.
Цель программы:
создание наиболее благоприятных условий для выявления и развития творческих задатков учащихся.
Задачи:
-
Выявление одарённых детей и создание системы работы с ними.
-
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
-
Предоставление современного образования с использованием дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
-
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
-
Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одарённых детей.
-
Организация разнообразной внеурочной деятельности.
-
Социальная и психологическая поддержка одарённых детей.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основное содержание и формы работ с примерным распределением времени
№ | Основные мероприятия | Сроки проведения |
1 | Рассмотрение списков одарённых учащихся. | сентябрь |
2 | Участие во всероссийской интеллектуальной игре «Русский медвежонок» | октябрь |
3 | Организация и проведение школьного тура всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку и литературе. | октябрь - ноябрь |
4 | Проведение консультаций и индивидуальных занятий с победителями школьного этапа всероссийских олимпиад | ноябрь-январь |
5 | Участие школьников в муниципальных, республиканских предметных олимпиадах. | декабрь - февраль |
6 | Подготовка к исследовательским работам, НПК ( сбор материалов, документаций и др.) | ноябрь, февраль, март |
7 | Участие в школьной выставке ученических «Портфолио». | по графику школы |
8 | Привлечение учащихся в подготовку и проведению внеклассных мероприятий с участием самих ребят во время предметной Декады русского языка и литературы. | по графику методсовета ОУ |
9 | Итоги работы с одаренными детьми в этом учебном году. Задачи на следующий год. | май |
10 | Подготовка к внеклассному мероприятию «День русского языка» в честь дня рождения А. С. Пушкина и участие в нем. | май-июнь |
11 | Консультирование обучающихся по ЕГЭ и ОГЭ | В течение года |
12 | Индивидуальные консультации при работе с научной литературой, СМИ, ИКТ, ЦОР. | В течение года |
13 | Оформление портфолио. | В течение года |
14 | Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети». | В течение года |
15 | Участие школьников в районных и республиканских конкурсах творческих работ и сочинений. | В течение года |
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
конкурсы;
интеллектуальный марафон;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
сотрудничество с другими школами, с ВУЗами.
Этапы реализации:
2024-2025 г.г.
1 этап: диагностико- прогностический, методологический
Мониторинг одарённости.
Создание:
* банка данных по одаренным детям;
* банка творческих работ учащихся;
* банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
* рекомендаций по работе с одарёнными.
Организация:
* дополнительного образования (консультаций и т.д.);
* внеклассной работы по предмету;
* профессиональных проб;
*проведение выставок детского творчества;
* участие на конкурсах разного уровня и разного жанра, участие в НПК
2025-2028 г.г.
2 этап: деятельностный
* Выявление одаренных детей на этапах развития.
* Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
* Внедрение метода проектов.
* Учет индивидуальных достижений в портфолио.
* Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития (на заседаниях ШМО)
2028-2029 г.г.
3 этап: констатирующий
* Создание банка педагогического опыта в работе с одарёнными.
* Выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
* Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.