Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ашковская основная школа имени Н.Г. Кожевникова»
ПРОГРАММА РАБОТЫ
С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
2021 – 2025 уч.год.
Составила учитель математики
Шарова Л.В.
Актуальность разработки Программы:
В свете Концепции модернизации образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально - экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Главная особенность развития системы школьного математического образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения математики. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к математике, дав ему все возможности для их развития. Целью работы с мотивированными детьми является формирование у обучающихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их математических способностей, на применение математических методов в различных отраслях науки и техники.
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели программы:
Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.
Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.
Задачи программы:
Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью обучающихся.
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.
Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.
Расширение возможностей для участия способных и одарённых детей в олимпиадах, конференциях, различных конкурсах.
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия с сильными учащимися;
занятия исследовательской деятельностью;
участие в конкурсах;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам.
Стратегия работы с одаренными детьми:
Диагностика:
Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, емкости.
Создание банка методик для диагностирования учащихся с 5 по 9 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.
Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. II.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
Знакомство учащихся с новинками литературы, достижениями науки и техники. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей:
Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.
Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов.
Этапы работы:
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2021-2022 годы):
пополнение банка данных по одаренным детям;
пополнение банка творческих работ обучающихся;
пополнение банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
2 этап: деятельностный (2022-2024 годы)
Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
Активное использование метода проектов.
3 этап: констатирующий (2024-2025 годы)
Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».
План работы учителя с одарёнными детьми.
№ п/п | Основные мероприятия | Сроки проведения |
1 | Разработка индивидуальных программ развития одаренных учащихся | август |
2 | Составление плана работы с одаренными детьми | сентябрь |
3 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей | в течение года |
4 | Участие в конкурсах, проектах различных направлений и уровней | в течение года |
5 | Организация и проведение 1 тура школьной олимпиады | октябрь |
6 | Участие в районных предметных олимпиадах школьников | ноябрь-декабрь |
7 | Анализ итогов олимпиады школьников | январь |
8 | Участие в Международных дистанционных олимпиадах | сентябрь-май |
9 | Начало оформления творческих работ | февраль |
10 | Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению творческих работ | февраль-май |
11 | Предметные недели | в течение года, по графику |
12 | Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети» | в течение года |
13 | Итоги работы с одаренными детьми. Задачи на следующий год. | май |
Ожидаемые результаты работы:
Формирование системы работы с одаренными обучающимися.
Творческая самореализация обучающегося.
Повышение интереса обучающихся к исследовательской работе.
Расширение диапазона мероприятий по предмету для развития творческих способностей обучающихся.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких обучающихся.
Повышение профессиональной компетентности учителя.
Повышение компетентности обучающихся в области математики.
Использование ИКТ для самостоятельной творческой работы.