СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми»

Программа работы с одаренными детьми

в 4 «в» классе

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Одаренные дети» составлена для работы со способными и одаренными детьми на базе средней школы №7, основывается на государственные документы, общешкольную программу развития.

Развитие одаренности невозможно без включения учащихся в творческую деятельность, без создания среды для самореализации творческого потенциала.

Необходимо создание условий для развития одаренности учащихся различной направленности, раскрытие интеллектуальных, духовных и нравственных сил детей, формирование саморазвивающейся личности, способной к активной деятельности в условиях свободного рынка, создание интеллектуального потенциала региона.

Сложившаяся система обучения ограничивает талантливых детей в приобретении знаний с учетом их склонностей и способностей.

Цель работы с одаренными детьми:

выявление одаренных детей и развитие их интеллектуальных способностей; создание оптимальных благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей; формирование развивающей воспитательной среды, поддерживающей одаренных детей; воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими возможностями для самореализации; включение одаренных детей в любую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи:

  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;

  • выбор наиболее эффективных и прогрессивных образовательных и воспитательных технологий для работы с одаренными детьми;

  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;

  • оказание помощи родителям в вопросах воспитания одаренных детей;

  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Программа работы с одаренными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных, талантливых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздает и воспроизводит условия для учения способного и одаренного ребенка.

Организация и содержание воспитательной работы данной программы.

  1. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.

  2. Формирование национального самосознания.

  3. Духовное воспитание на основе семейных традиций.

  4. Формирование высокой речевой культуры.

Чувство ответственности за сохранение национальных и общественных цен

Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.

  1. Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса, на идеях личностно-ориентированной педагогики.

  2. Ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности.

При работе с одаренными детьми всерьез учитывать:

  1. Одаренность – как важное явление в психофизическом, интеллектуальном развитии личности.

  2. Учитывать личностные и возрастные особенности.

  3. Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоциональных качеств.

  4. Создание условий для освоения родителями положительной

«Я –концепция» у ребенка.

Семейное воспитание – как важнейший фактор формирования личности.

Определение одаренных детей:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития способностей

для этого необходимо:

  • осуществлять отбор методов, форм обучения, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативы и творчества, больше предоставлять самостоятельности в решении различных проблем, применяя проблемно-поисковые методы;

  • обеспечивать высокий уровень консультаций по исследованиям;

  • создавать условия для конкретного применения творческих идей с учетом индивидуальности;

  • разрабатывать гибкие индивидуальные программы обучения;

  • проявлять уважение к индивидуальности ученика, что предполагает знание его личности, способностей, сфер одаренности.

В работе с такими детьми необходимо избегать с одной стороны – восхваления (даже заслуженного) или публичное принижение его достоинств или игнорирование его интеллектуальных успехов с другой стороны.

Надо помнить учителю и о том, что талантливые, одаренные дети не всегда хорошо адаптируются к среде, коллективу, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны к самостоятельности, и нуждаются в помощи, они нуждаются и в понимании, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве. Есть дети, которым не всегда присуща высокая мотивация, стремление быть лучшими или хорошая оценка, часто они бывают скромны и застенчивы.

Успешность работы со способными и одаренными детьми, часто зависит от того, какая работа проводится с ними в начальной школе. Отличным критерием одаренности является ярко выраженная познавательная активность, потребность в процессе умственного труда. В младшем школьном возрасте эта потребность в новых впечатлениях, на среднем этапе – развитие любознательности (что выражается в интересе к определенным знаниям), далее в более взрослом – познавательная активность направлена на развитие своих творческих способностей, научные исследования. Непонятность, искажение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом состоянии. Умственные, интеллектуальные способности – это лишь один из видов одаренности. Есть еще моторная одаренность (спорт, танцы), социальная (организаторские способности), практическая (замечательные кулинары) и др. Человек не бывает способным только в одной области, он всегда многогранен, хотя это не всегда одинаково проявляется. Следовательно, одаренность бывает интеллектуальная и творческая. Большая ошибка учителей и родителей думать, что одаренные дети схватывают все на лету, быстро соображают, могут учиться только хорошо. Проблем с такими детьми гораздо больше и оттого, какая будет атмосфера дома, какое отношение будет учителя к ним и коллектива, в котором они учатся, зависит раскрытие одаренности, их познавательной активности. Радость того, что они делают, а не принуждение является одним из главных условий. Многие учителя и родители решают сами вопрос о якобы «тяжелой перегрузки», но лишив таких детей умственной деятельности, которая необходима им физически, они начинают заболевать, т.к. в результате интеллектуального голодания у них появляются нервные срывы, агрессивность, замкнутость, депрессия и т.д. На основании этого напрашивается вывод:

  • потребность в познавательной деятельности – это потребность в работе ума, радость от умственного труда;

  • познавательная потребность присуща всем: и детям, и взрослым; вопрос стоит в том, как ее развивать.

Следовательно, основные цели учебно-воспитательной работы с одаренными и способными детьми в начальных классах:

  1. развитие общих способностей детей, основываясь на природных задатках;

  2. развитие интеллекта детей (мышления, памяти, речи и т.д.)

  3. воспитание навыков общения;

  4. обеспечение и сохранение душевного, эмоционального равновесия ребенка;

  5. очень важная система поощрения (постоянные нарекания, отрицательные оценки – разрушают познавательную активность);

  6. организация развивающей среды (внеклассная работа, кружки, секции, студии и т.д.).

Основные принципы в работе со способными и одаренными детьми:

    • Принцип индивидуализации обучения

    • Свобода выбора учащегося дополнительных образовательных услуг (углубление предмета, исследовательская работа и т.д.)

    • Принцип возрастающей роли внеучебной деятельности при снижении в определенной мере учебных требований

    • Принцип интегративных курсов, межпредметной связи

    • Принцип большой самостоятельности при исследовании с участием учителей.

Возникает вопрос, а как же производить отбор таких детей, нужно ли это? Не скажется ли на личностных качествах ребенка? Практика показала, что подобный отбор необходим, в связи с чем основными направлениями учебно-воспитательного процесса является:

  • развитие мировоззренческих убеждений, позволяющих ориентироваться в современном пространстве;

  • формирование стиля мышления, духовного потенциала личности;

  • развитие научно-исследовательского навыка и творческих способностей детей.

Отсюда вытекают критерии отбора детей по параметрам:

  1. психофизиологические

  2. интеллектуальные

  3. креативные

Психофизиологические особенности:

    • наличие природных способностей к целостному восприятию;

    • потребность к умственному труду, обусловленная природными данными;

    • интуиция.

Интеллектуальные способности:

  • познавательный интерес

  • эрудиция

  • нестандартность мышления

  • способность к абстракции

  • диалектическое мировоззрение

Креативный потенциал:

  • оригинальность в решении познавательных задач

  • инициатива

  • целенаправленность в выборе видов деятельности

  • интенсивность умственного труда

  • неординарность подходов к решению проблем

При отборе использовать различные методы: диагностические данные психологической службы, анкетирование с целью изучения уровня познавательных интересов, определения уровня предметной обученности, определение качества знаний, определение уровня воспитанности, состояние здоровья, заполнение карты индивидуального развития. Необходимо помнить о наличии мировозренческих ценностей.

II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Развитие учебно-познавательных компетенций предполагает умения:

  • Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;

  • Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

  • Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

  • Выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;

  • Иметь опыт восприятия картины мира.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп пре доставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т д.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система вне классной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра. О способных, талантливых и одаренных детях в школе свидетельствуют результаты участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, смотрах, выставках как на городском, республиканском уровне, так и на российском и международном уровнях. (Приложение к программе)

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого можно использовать следующие формы работы:

1. Урочная деятельность (уроки по предметам).

2. Школьные декады (недели начальных классов, неделя естествознания, неделя гуманитарного цикла, математического цикла и т.д.)

3. Театрализованные праздники («День театра», «Новогодние представления», «КВН», выступление вокальной студии, студии танца). Театральные праздники это особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике. Олимпиады всероссийские заочные «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «Олимпис» и др.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интеллектуального уровня учащихся.

  • Творческая самореализация выпускника начальной школы

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

В урочной деятельности подойдут следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность. Третий год подряд в школе проводится конференции проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов. Данная конференция проходит в два этапа. Первый этап на школьном уровне, второй этап на межшкольном уровне принимают участие лучшие работы учащихся. В прошлом году на районном уровне у нас были 2 работы, которые стали победителями и две работы получили призовые места. Кравченко Ефим учащийся 3 класса и Кулик Нина участвовали в региональной конференции «Познание и творчество».

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- задания творческого и нестандартного характера.

Критерии ожидаемых результатов

1.Организационно-управленческий критерий:

- целостность;

- оперативность;

- информационная открытость;

- научность;

- разнообразие.

2. Содержательно-целевой критерий:

- уровень овладения мотивационной и содержательной стороной педагогической деятельности;

- уровень развития способности к рефлексии своего поведения и деятельности;

- уровень творческой активности;

- уровень исследовательской работы;

- наличие профессиональных знаний и способов профессионально-познавательной деятельности;

- наличие позитивного межличностного взаимодействия

Прогноз положительных результатов.

Созданная система мониторинга личностного становления одаренных и способных детей, профессионального становления учителя в педагогическом процессе школы позволит:

- выстроить индивидуальную траекторию развития одаренных детей, личностно-профессиональную траекторию развития и саморазвития учителя;

- создать гибкую, мобильную систему управления качеством образования в условиях личностного подхода;

- получить наиболее современную систему сосуществования двух структурных подразделений в школе с разными образовательными программами (основное и дополнительное образование).

Список литературы

1. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. – С. 61-63.

2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.

3. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
4. Брушлинский А.В. Субьект: мышление, учение, воображение. - М.-Воронеж, 1996. – 392 с.
5. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М., 1982. – 487 с.
6. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с. 
8. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. – М., 2000. – 102 с.