Программа работы с одаренными детьми
в 4 «в» классе
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» составлена для работы со способными и одаренными детьми на базе средней школы №7, основывается на государственные документы, общешкольную программу развития.
Развитие одаренности невозможно без включения учащихся в творческую деятельность, без создания среды для самореализации творческого потенциала.
Необходимо создание условий для развития одаренности учащихся различной направленности, раскрытие интеллектуальных, духовных и нравственных сил детей, формирование саморазвивающейся личности, способной к активной деятельности в условиях свободного рынка, создание интеллектуального потенциала региона.
Сложившаяся система обучения ограничивает талантливых детей в приобретении знаний с учетом их склонностей и способностей.
Цель работы с одаренными детьми:
выявление одаренных детей и развитие их интеллектуальных способностей; создание оптимальных благоприятных условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одаренных детей; формирование развивающей воспитательной среды, поддерживающей одаренных детей; воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими возможностями для самореализации; включение одаренных детей в любую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи:
проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности;
выбор наиболее эффективных и прогрессивных образовательных и воспитательных технологий для работы с одаренными детьми;
предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу;
оказание помощи родителям в вопросах воспитания одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Программа работы с одаренными детьми охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных, талантливых детей в условиях массовой общеобразовательной школы, намечает перспективы, определяет приоритеты, содержит конкретные мероприятия данной деятельности.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздает и воспроизводит условия для учения способного и одаренного ребенка.
Организация и содержание воспитательной работы данной программы.
Воспитание на основе общечеловеческих ценностей.
Формирование национального самосознания.
Духовное воспитание на основе семейных традиций.
Формирование высокой речевой культуры.
Чувство ответственности за сохранение национальных и общественных цен
Обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
Освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса, на идеях личностно-ориентированной педагогики.
Ориентирование на индивидуальные программы развития творческой личности.
При работе с одаренными детьми всерьез учитывать:
Одаренность – как важное явление в психофизическом, интеллектуальном развитии личности.
Учитывать личностные и возрастные особенности.
Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоциональных качеств.
Создание условий для освоения родителями положительной
«Я –концепция» у ребенка.
Семейное воспитание – как важнейший фактор формирования личности.
Определение одаренных детей:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Создание условий для оптимального развития способностей
для этого необходимо:
осуществлять отбор методов, форм обучения, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативы и творчества, больше предоставлять самостоятельности в решении различных проблем, применяя проблемно-поисковые методы;
обеспечивать высокий уровень консультаций по исследованиям;
создавать условия для конкретного применения творческих идей с учетом индивидуальности;
разрабатывать гибкие индивидуальные программы обучения;
проявлять уважение к индивидуальности ученика, что предполагает знание его личности, способностей, сфер одаренности.
В работе с такими детьми необходимо избегать с одной стороны – восхваления (даже заслуженного) или публичное принижение его достоинств или игнорирование его интеллектуальных успехов с другой стороны.
Надо помнить учителю и о том, что талантливые, одаренные дети не всегда хорошо адаптируются к среде, коллективу, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны к самостоятельности, и нуждаются в помощи, они нуждаются и в понимании, доброжелательном отношении, во вдумчивом педагогическом руководстве. Есть дети, которым не всегда присуща высокая мотивация, стремление быть лучшими или хорошая оценка, часто они бывают скромны и застенчивы.
Успешность работы со способными и одаренными детьми, часто зависит от того, какая работа проводится с ними в начальной школе. Отличным критерием одаренности является ярко выраженная познавательная активность, потребность в процессе умственного труда. В младшем школьном возрасте эта потребность в новых впечатлениях, на среднем этапе – развитие любознательности (что выражается в интересе к определенным знаниям), далее в более взрослом – познавательная активность направлена на развитие своих творческих способностей, научные исследования. Непонятность, искажение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом состоянии. Умственные, интеллектуальные способности – это лишь один из видов одаренности. Есть еще моторная одаренность (спорт, танцы), социальная (организаторские способности), практическая (замечательные кулинары) и др. Человек не бывает способным только в одной области, он всегда многогранен, хотя это не всегда одинаково проявляется. Следовательно, одаренность бывает интеллектуальная и творческая. Большая ошибка учителей и родителей думать, что одаренные дети схватывают все на лету, быстро соображают, могут учиться только хорошо. Проблем с такими детьми гораздо больше и оттого, какая будет атмосфера дома, какое отношение будет учителя к ним и коллектива, в котором они учатся, зависит раскрытие одаренности, их познавательной активности. Радость того, что они делают, а не принуждение является одним из главных условий. Многие учителя и родители решают сами вопрос о якобы «тяжелой перегрузки», но лишив таких детей умственной деятельности, которая необходима им физически, они начинают заболевать, т.к. в результате интеллектуального голодания у них появляются нервные срывы, агрессивность, замкнутость, депрессия и т.д. На основании этого напрашивается вывод:
потребность в познавательной деятельности – это потребность в работе ума, радость от умственного труда;
познавательная потребность присуща всем: и детям, и взрослым; вопрос стоит в том, как ее развивать.
Следовательно, основные цели учебно-воспитательной работы с одаренными и способными детьми в начальных классах:
развитие общих способностей детей, основываясь на природных задатках;
развитие интеллекта детей (мышления, памяти, речи и т.д.)
воспитание навыков общения;
обеспечение и сохранение душевного, эмоционального равновесия ребенка;
очень важная система поощрения (постоянные нарекания, отрицательные оценки – разрушают познавательную активность);
организация развивающей среды (внеклассная работа, кружки, секции, студии и т.д.).
Основные принципы в работе со способными и одаренными детьми:
Принцип индивидуализации обучения
Свобода выбора учащегося дополнительных образовательных услуг (углубление предмета, исследовательская работа и т.д.)
Принцип возрастающей роли внеучебной деятельности при снижении в определенной мере учебных требований
Принцип интегративных курсов, межпредметной связи
Принцип большой самостоятельности при исследовании с участием учителей.
Возникает вопрос, а как же производить отбор таких детей, нужно ли это? Не скажется ли на личностных качествах ребенка? Практика показала, что подобный отбор необходим, в связи с чем основными направлениями учебно-воспитательного процесса является:
развитие мировоззренческих убеждений, позволяющих ориентироваться в современном пространстве;
формирование стиля мышления, духовного потенциала личности;
развитие научно-исследовательского навыка и творческих способностей детей.
Отсюда вытекают критерии отбора детей по параметрам:
психофизиологические
интеллектуальные
креативные
Психофизиологические особенности:
наличие природных способностей к целостному восприятию;
потребность к умственному труду, обусловленная природными данными;
интуиция.
Интеллектуальные способности:
Креативный потенциал:
оригинальность в решении познавательных задач
инициатива
целенаправленность в выборе видов деятельности
интенсивность умственного труда
неординарность подходов к решению проблем
При отборе использовать различные методы: диагностические данные психологической службы, анкетирование с целью изучения уровня познавательных интересов, определения уровня предметной обученности, определение качества знаний, определение уровня воспитанности, состояние здоровья, заполнение карты индивидуального развития. Необходимо помнить о наличии мировозренческих ценностей.
II. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Развитие учебно-познавательных компетенций предполагает умения:
Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснять свою цель;
Организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
Задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
Выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
Иметь опыт восприятия картины мира.
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
На II этапе нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы (возможность организации таких групп пре доставляется БУП): спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т д.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система вне классной воспитательной работы в школе. Основой такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучение и воспитание, а организующим началом - игра. О способных, талантливых и одаренных детях в школе свидетельствуют результаты участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, смотрах, выставках как на городском, республиканском уровне, так и на российском и международном уровнях. (Приложение к программе)
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого можно использовать следующие формы работы:
1. Урочная деятельность (уроки по предметам).
2. Школьные декады (недели начальных классов, неделя естествознания, неделя гуманитарного цикла, математического цикла и т.д.)
3. Театрализованные праздники («День театра», «Новогодние представления», «КВН», выступление вокальной студии, студии танца). Театральные праздники это особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
4. Олимпиады по русскому языку, литературному чтению и математике. Олимпиады всероссийские заочные «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «Олимпис» и др.
Ожидаемые результаты:
Повышение интеллектуального уровня учащихся.
Творческая самореализация выпускника начальной школы
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
В урочной деятельности подойдут следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- работа в малых группах,
- проектно-исследовательская деятельность. Третий год подряд в школе проводится конференции проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов. Данная конференция проходит в два этапа. Первый этап на школьном уровне, второй этап на межшкольном уровне принимают участие лучшие работы учащихся. В прошлом году на районном уровне у нас были 2 работы, которые стали победителями и две работы получили призовые места. Кравченко Ефим учащийся 3 класса и Кулик Нина участвовали в региональной конференции «Познание и творчество».
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- задания творческого и нестандартного характера.
Критерии ожидаемых результатов
1.Организационно-управленческий критерий:
- целостность;
- оперативность;
- информационная открытость;
- научность;
- разнообразие.
2. Содержательно-целевой критерий:
- уровень овладения мотивационной и содержательной стороной педагогической деятельности;
- уровень развития способности к рефлексии своего поведения и деятельности;
- уровень творческой активности;
- уровень исследовательской работы;
- наличие профессиональных знаний и способов профессионально-познавательной деятельности;
- наличие позитивного межличностного взаимодействия
Прогноз положительных результатов.
Созданная система мониторинга личностного становления одаренных и способных детей, профессионального становления учителя в педагогическом процессе школы позволит:
- выстроить индивидуальную траекторию развития одаренных детей, личностно-профессиональную траекторию развития и саморазвития учителя;
- создать гибкую, мобильную систему управления качеством образования в условиях личностного подхода;
- получить наиболее современную систему сосуществования двух структурных подразделений в школе с разными образовательными программами (основное и дополнительное образование).
Список литературы
1. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. – С. 61-63.
2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
3. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с.
4. Брушлинский А.В. Субьект: мышление, учение, воображение. - М.-Воронеж, 1996. – 392 с.
5. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Избр. психол. исследования. Т.1. - М., 1982. – 487 с.
6. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1989. – 256 с.
7. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с.
8. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. – М., 2000. – 102 с.