Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Согласовано Утверждено
Педагогическим советом Директор ГБОУ СОШ №12
Протокол № ____ ________________________
«__»___________2021 г. /Булгакова О.М./
Программа
по работе с одарёнными детьми для 3-Б, 4-Б класса
на 2021-2023 учебные года
Составила
Кожевникова Лариса Борисовна
учитель начальных
классов
г. Севастополь
2021
Пояснительная записка
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Цели работы с одаренными детьми
выявление одаренных детей;
создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
организация проектной деятельности;
забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
объединения дополнительного образования;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах.
Работа с родителями.
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
определять учебную задачу;
ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
владеть своим вниманием;
сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
использовать основные приемы мыслительной деятельности;
самостоятельно мыслить и творчески работать;
владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап. Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2021-2023 гг.
№ | Мероприятия | Сроки |
| Диагностика одаренных детей | октябрь ежегодно |
| Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | Август, ежегодно |
| Составление индивидуальной программы обучения: - разработка планов индивидуальной работы с детьми; - проведения занятий с детьми; - отработка форм, методов, приёмов работы - создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми. | постоянно |
| Организация и проведение школьных олимпиад. | Октябрь ежегодно |
| Участие в муниципальных, краевых, всероссийских олимпиадах | ежегодно |
| Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | Май, ежегодно |
| Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | Постоянно |
| Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми | Ежегодно май |
| Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2021-2023 |
| Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | 2021-2023 |
| Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | Ежегодно |
Срок реализации программы – 2 года.