«физхимики»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы.
1.3. Учебный план.
1.4. Содержание программы.
1.5. Планируемые результаты.
РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы.
2.2. Критерии эффективности программы.
2.3. Финансирование программы.
2.4. Внешнее взаимодействие.
2.5. Список литературы.
РАЗДЕЛ № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Направленность программы – естественно - научное
Направление – физико-химическое
Тип программы – модифицированная
Уровень программы – стартовый
Форма реализации – групповая
ДООП разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.
Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидеомиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Письмо от 18 ноября 2015 года № 09-3242 Министерства образования и науки Российской Федерации «По проектированию дополнительных общеразвивающих программах (включая разноуровневые программы)»
Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. №1321 об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края».
Положение о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае (утв. Приказом Краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного образования ««Центр развития творчества детей (Региональный модельный центр дополнительного образования детей Хабаровского края)» №383-П от 26 сентября 2019 года
Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии восточных языков №4.
Актуальность программы
При изучении программы «физхимики» идет активное формирование у обучающихся способов дополнительного образования, приводящим к устойчивому интересу к предмету физика и химия, которое на последующих ступенях обучения, будет преобразовываться в целостную научную картину мира со сформированными ключевыми научно-лингвистическими интеллектуальными компетенциями.
Педагогическая целесообразность
Программа составлена и реализуется с учетом учебно-воспитательных задач и возрастных особенностей обучающихся. В процессе реализации программы у обучающихся формируются дополнительные знания, что поможет им в дальнейшем на уроках физики и химии в старших классах, сформируется положительное отношение к созданию проектных работ по данным дисциплинам.. Ребята приобретут опыт самостоятельных действий при подборе материалов для проектов.
Адресат: Программа рассчитана на обучающихся 11-14 лет, на которую принимаются все желающие независимо от интеллектуальных и творческих способностей детей. Группа может состоять из обучающихся одного возраста или быть разновозрастной, включать детей 11-14 лет.
Программа предполагает стартовый уровень освоения знаний и практических навыков, а в дальнейшем, обучающиеся смогут продолжить обучение в выбранном направлении.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий
Режим занятий соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Продолжительность образовательного процесса составляет 18 часов. Занятия проходят в группе, 2 раз в день, продолжительность одного занятия 1 академический час (по 40 минут). В дни ЕГЭ занятия проводятся на территории набережной или в лаборатории ТОГУ.
Форма организации занятий: групповая.
Формы проведения занятий:
-комбинированное (совмещение теоретической и практической частей занятий; отработка навыков и умений);
-теоретическое (сообщение и усвоение новых знаний при объяснении новой темы, изложенного нового материала, основных понятий, определений терминов, совершенствование и закрепление знаний);
-практическое (формирование умений и навыков сбора информации, их осмысление и закрепление на практике);
-итоговое занятие (проводится по окончанию освоения программы).
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации занятости детей в летний период через участие в общественно-значимой деятельности.
Задачи программы:
Задачи | Результат |
Личностные |
Развитие следующих личностных качеств: внимание, образное мышление, вдумчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение и усидчивость, стремление творчески завершить начатое дело. | Обретение детьми представления о себе как о целостных личностях могущих соотносить свое «хочу» с общественным «надо», способных к совершению свободного выбора с учетом общепринятых норм и ценностей, способных к договорным и правовым отношениям |
Метапредметные |
Обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития обучающегося через приобретение умений учиться | Способность к творческому способу решения научной проблемы; Обретение опыта участия в совместной работе коллектива; вести диалог, работая в парах, группах; допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности; координировать свои действия с действиями партнёра; корректно высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию |
Предметные |
Развивать познавательный интерес, потребность в познании предметов физики и химии, умения собирать необходимую информацию и передавать её другим | Приобретение и развитие навыков проектной деятельности, связанной с изучением экологических процессов, научных открытий |
1.3. Примерный учебный план реализации программы профильной смены «физхимики»
№ п/п | Наименование раздела, блока, модуля | Количество часов |
Всего часов | теория | практи ка |
1 | Сбор информации. (Забор воды, исследование радиационного фона) | 3 | 1 | 2 |
2 | Анализ проб в ТОГУ Знакомство с различными видами микроскопов. | 3 | 1 | 2 |
3 | Экскурсии на гор водозабор, Хехцирский заповедник. Измерение радиационного фона. | 3 | 1 | 2 |
4 | Прогулка по набережной Амура Наблюдение различных видов деформации, за плаванием судов. Ватерлиния. Измерение радиационного фона. | 3 | 1 | 2 |
5. | Занятие в школе. Изучение основ аэродинамики. Работа с бумагой. Выяснение условий и особенностей полета летательных аппаратов. | 3 | 1 | 2 |
6. | Тогу. Учимся писать проекты. Работа с проектами. Защита. | 3 | 1 | 2 |
итого | | 18 | 6 | 12 |
1.4. Календарно-тематическое содержание программы:
Дата | Содержание культурно-оздоровительной работы | Содержание профильной деятельности |
01.06 среда | Ознакомление ребят с направлением работы отряда; представление плана работы на 1 смену; распределение обязанностей. Профилактическая беседа. ТБ в общественном транспорте и на дороге. Игра «Морской бой! | |
02.06 ЕГЭ четверг | Выход ТОГУ. Знакомство с лабораторным оборудованием, И тест-комплектами. | |
03.06 пятница | Мониторинг водоохраной зоны реки Амур в черте города, Красная речка- Амурская протока . Отбор проб, подсчет свалок, анализ проб тест-комплектами. Замер радиационного фона. | |
06.06 понедельник | Анализ отобранных проб в ТОГУ. | |
07.06 | Мониторинг водоохраной зоны реки Амур в черте города, Амурская протока- Ерофей Арена. Замер радиационного фона. | |
08.06 среда | Анализ отобранных проб в ТОГУ. | |
09.06 ЕГЭ четверг | Экскурсия в гор водоканал на очистные сооружен ия ГОСВ с заходом в лабораторию. Оценить деформацию центральной системы водоснабжения ГОСВ. | |
10.06 пятница | Участие в общественных экологических акциях по восстановлении. Особо охраняемых территорий в границах города Хабаровска. | |
13.06 | Мониторинг водоохраной зоны реки Амур в черте города, от Ерофея Арены до ЦНФС в районе центрального пляжа. (Экскурсия) | |
14.06 | Анализ отобранных проб в ТОГУ. | |
15.06 | Участие в общественных экологических акциях по восстановлении. Особо охраняемых территорий в границах города Хабаровска. | |
16.06 ЕГЭ | Экскурсия в краевой экологический центр. Мониторинга и прогнозирования ЧС. | |
17.06 ЕГЭ | Экскурсия в Большехехцирский заповедник по экологической тропе | |
20.06 Понидельник | Подготовка к отчету о проделанной работе. Составление презентаций, оформление практических работ. | |
21.06 | Отчет о проделанной работе в виде ЭКОурока. Амур-как среда обитания. | |
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Метапредметные:
Будут уметь: участвовать в работе пары и группы, решать логические задачи, договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Собирать пробы воды, снимать показания на приборах и анализировать их.
Предметные:
Будут иметь представления о практическом применении знаний.
Будут уметь: анализировать, исследовать, проводить эксперименты, делать определенные выводы.
Личностные:
Будут проявлять: наблюдательность, внимание к окружающей действительнотности.
Будут развивать: навыки самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Кадровое обеспечение
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией МАОУ гимназия № 4.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Учитель химии Сидоренко ЛЯ , учитель физики: Бузиканова ГА,
Методическое обеспечение
Наличие программы профильного лагеря «физхимики», плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Учебно-методические пособия;
Педагогические условия
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизнедеятельности ПЛ.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение программы
кабинет № 401 и 403;
канцелярские товары (блокноты, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, файлы, скрепки, бумага, стиплер, штрих, картриджи, диски и т.д.);
компьютеры, фотоаппарат, видеокамера;
стенд для освещения деятельности профильного лагеря.
2.2. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием работал на учебных занятиях, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
сохранение и увеличение числа воспитанников, вовлеченных в деятельность профильной смены;
количественный показатель воспитанников, укрепивших свое здоровье;
отсутствие травматизма и правонарушений среди воспитанников, вовлеченных в деятельность профильного лагеря;
степень удовлетворенности жизнедеятельностью профильного лагеря;
уровень сплоченности детского коллектива.
2.3. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Финансирование реализации программы осуществляется:
за счет средств муниципального бюджета;
за счет родительской платы;
через привлечение родительских средств
2.4. ВНЕШНЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Лаборатория ТОГУ
Гор Водоканал
Хехцирский заповедник.
2.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безопасность в условиях летнего лагеря. Материалы государственного комитета РФ по молодежной политике. Журнал «Народное образование» 4-5 2000 г. стр. 269.
Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере, М., 2003
Журнал «Народное образование «4-5 2000 г. Стр. 269.
Журнал «Народное образование № 3», Москва, 2010 год.
Кройчик Л.Е. Жанры периодической печати. М., 2006
Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1999